Прием ИНСЕРТ: учимся эффективно читать

Без функционального чтения невозможно формирование критического мышления. Следовательно, надо учиться читать под определенным углом. На помощь учителю приходит один из приемов  – ИНСЕРТ.

Этот прием является средством, позволяющим  ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост.

Если вы учитель русского или английского языков и хотите проработать или “освежить” свои навыки работы с текстом в аспекте Функционального чтения, то приглашаем вас на мастер-класс

  • V — «Эта информация мне уже известна»;
  • + — «Новые факты для меня»;
  • — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
  • ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не пачкать книги.

 

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

  • распределять материал на главный и второстепенный.
  • оценивать информацию
  • ориентироваться в учебных текстах и других источниках информации.
  • самостоятельно работать с информацией.
  • делать выводы.
  • В начале урока, для мотивации учащихся.

В начальной школе можно ограничиться только двумя пометками: “знаю” и “не знаю”, постепенно добавляя колонки. Чем раньше начнется применение приема на уроке, тем быстрее и эффективнее будет чтение.

Самый простой способ работы в начальной школе – это с помощью картинок. Интересным и ярким помощником может быть Инфографика.

Затем переносим эти данные в таблицу и пытаемся создать свой текст для письма или пересказа.

  • на этапе осмысления информации.

Учитель определяет время и фрагмент для работы с пометками. Напоминает ученикам правила работы с пометками. Обозначить время на работу (учесть индивидуальные особенности учеников).

  • на этапе рефлексии. Создаем таблицу по тексту.

Необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, то есть чтением несплошного текста. Усвоенное знание проговаривается.

Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Для работы с любыми видами таблиц, вернее для подготовки рассказа по таблице, можно предложить учащимся речевые клише.

Ознакомиться с основными понятиями “Функционального чтения” можно, прослушав запись вебинара

Таким образом, “Инсерт” – приём технологии развития критического мышления. Используем для формирования такого универсального учебного действия как умение систематизировать и анализировать информацию.

 

 

 

Статьи по теме

  • Работа с несплошными текста как способ развития навыков функционального чтения
  • Приемы работы с несплошным текстом на уроках русского языка
  • Применение технологии спонтанного письма на уроках русского языка
  • Формируем смысловое учение у учащихся начальной школы: работаем с текстом на уроке
  • Как сформировать просмотровое чтение у учащихся
  • Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
Posted Under

Для учителей и преподавателей литературы и чтения

Прием инсерт: 5 этапов, полное руководство

Поиск:

На чтение: 9 минОбновлено: Рубрика: Критическое

В статье описан прием Инсерт как современный и эффективный инструмент обработки и присваивания новых знаний, а также оценки уже имеющихся.

Он формирует ряд необходимых навыков работы с информацией. Это актуально сейчас и спрос на людей, которые владеют такими навыками будет только расти.

Начинать применять его можно уже в 1 классе. Настолько он технически прост.

Прием Инсерт — что это такое

Прием Инсерт – это система маркировки текста значками по мере его чтения. Используется он в технологии критического мышления.

Технология критического мышления — одна из передовых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом.

Технология критического мышления нацелена на обучение ребенка:

  • осмысливать новую информацию
  • находить связи с уже имеющимися знаниями
  • формировать собственное мнение
  • принимать взвешенные решения

Инсерт еще называют технологией эффективного чтения.

Почему он дает результаты? Он наглядный.

Он делает видимым:

процесс накопления данных
путь от старого знания к новому

Название приема является аббревиатурой, которая с английского переводится как «интерактивная познавательная система для эффективного чтения и мышления».

I — interactive
N — noting  
S — system
Е — effective
R — reading and
Т — thinking
интерактивная
познавательная
система
для эффективного
чтения и
мышления
Инсерт

Цели использования приема инсерт

Развить произвольное внимание

При использовании этого приема ребенок читает не пассивно и часто без понимания, а внимательно. Как если бы перед ним была задача сортировки картофеля на мелкий, средний и крупный. Такая же высокая степень концентрации появляется, когда читают с Инсерт.

Научиться анализировать прочитанное

Система маркировки текста уже помогает разделять материал по определенным критериям. Кроме этого, идет работа над коррекцией известного, когда обнаруживаются противоречия между старыми и только что полученными знаниями.

Усваивать новые знания так, чтобы они встраивались в долгосрочную память.

На этапе работы с таблицей ребенок проговаривает единицы информации, которые до этого не знал и связывает их с теми, которые уже составляли его карту мира.

связь между нейронами

Научиться работать с большими текстами

Эта цель требует исполнения всех предыдущих целей. И внимание, и анализ, и выделение главного, и нахождение связей с воспроизведением – это необходимые инструменты для результативной работы с объемным материалом.

Как использовать прием Инсерт

Он применяется за 5 этапов:

1 этап. Чтение с пометками 4х видов:

— уже знал
+ — новое
— думал иначе
? — не понял, есть вопросы

Читая, ребенок маркирует соответствующим значком абзацы и предложения.

Можно:
Делать на полях карандашом.
Подложить полоску бумаги, чтобы не портить учебник.
Использовать электронный текст.

Для начальных классов количество маркеров нужно уменьшить.

— уже знал
+ — новое
? — хочу узнать больше

2 этап. Составление таблицы

Здесь возвращаемся к тексту. Ребенок систематизирует информацию, располагая ее в соответствии со своими пометками в таблицу. Записывать нужно коротко, своими словами, без переписывания исходного материала.

Для школьника средних классов она выглядит так:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомыНовая информацияПротиворечия, которые появились после прочтенияНепонятные слова, факты, требующие разъяснения

Для ученика начальной школы таблица состоит из 3х колонок:

+ ?
Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомыНовая информацияНепонятные слова, факты, требующие разъяснения

Благодаря таблице, ребенок видит, что данные бывают разными по степени владения ими и что с ними нужно по-разному работать.

То, что уже знал — это крючок, за который зацепятся получаемые знания.

+ Новое – нужно воспроизводить несколько раз по памяти, чтобы укрепить нейронные связи.

Противоречия между старой/свежей информацией потянут за собой изменения представлений и о других явлениях. Эта колонка учит давать оценку достоверности уже имеющимся знаниям.

? Самое интересное из маркеров – знак вопроса. Обычно детей спрашивают и родители, и учителя. А здесь ребенок сам задает вопрос и проявляет желание узнать побольше. Вопрос побуждает идти за ответом дальше границ прочитанного, искать новые источники: родители, интернет, книги, учителя.

3 этап. Чтение своих записей

Этап чтения из таблицы устанавливает связи между фактами, структурирует их. Если дети работают в группе, то чтение – это еще и обмен тем, что записал каждый из них.

4 этап. Дополнение таблицы, при необходимости

После чтения таблицы может возникнуть понимание о необходимости в дополнениях. Ребенок пробегает глазами по главным идеям в тексте и дописывает. Также возможно перемещение записей из одной колонки в другую.

Такая работа — результат более глубокого осмысления знаний.

5 этап. Рефлексия

Здесь идет анализ процесса накопления знаний. Теперь ребенку становится ясно, как незнакомый учебный материал постепенно превращается в присвоенный, готовый к дальнейшему применению. Он подводит итоги в виде перечисления созданных связей.

Прием Инсерт и технология критического мышления

Технология критического мышления предлагает разделить работу над материалом на 3 этапа.

  1. Стадия вызова. Вспоминаем то, что уже было известно по теме ДО чтения. Задаем вопросы, на которые хотели бы получить ответы.
  2. Стадия осмысления. Читаем или слушаем текст, делая пометки на полях.
  3. Стадия рефлексии. Перерабатываем, анализируем, связываем полученную информацию с той, что уже была.

Инсерт участвует на стадии осмысления и рефлексии. Он позволяет отфильтровать новые знания. А затем наглядно, с помощью таблицы присоединить их к уже имеющимся.

И даже пойти дальше — искать ответы на возникшие вопросы.

Достоинства и недостатки приема Инсерт

Достоинства:

  • позволяет читателю отслеживать понимание/непонимание текста, его отдельных частей
  • помогает ребенку самому организовать процесс изучения
  • тренирует его в определении главного и второстепенного материала
  • позволяет соотносить новые знания с имеющимися представлениями
  • восприятие прочитанного на осознанном уровне высоко поднимает уровень усвоения знаний
  • маркировка превращает процесс познания в увлекательную игру, повышает мотивацию
  • это интересная, наглядная форма представления результатов работы с текстом
  • прост в применении

Недостатки:

  • высокая энергозатратность: ребенок одновременно и читает, и принимает решения как отметить то, что читает

Рекомендации при работе с приемом Инсерт

✦ При знакомстве с инструментом Инсерт, лучше всего начинать с небольших по объему текстов, чтобы была возможность запомнить значки и научиться ими пользоваться.

✦ После прочтения надо вспомнить свои первоначальные предположения на этапе вызова, после чего маркировка будет более точная. Пройдет настройка между предположениями и прочитанными данными.

✦ Значки можно придумывать свои, главное их придерживаться. Например, вместо + использовать ! — для обозначения новой информации.

✦ В первое время тезисы для таблицы нужно проговаривать устно, показывать пример. Ребенок, особенно в начальной школе, не знает как они правильно формулируются.

✦ Слова для таблицы нужно подбирать емкие. Чем меньше заметки, тем лучше.

✦ Обсуждать таблицы необходимо по колонкам: сначала обсудили первую, затем перешли ко второй.

Вначале может быть трудно анализировать, подбирать тезисы. Но этот навык сильно поможет при работе дальше, с большими текстами.

Примеры применения приема Инсерт

Предметная область использования техники: учебные материалы с большим количеством фактов и сведений.

Его можно использовать в изучении литературы и русского языка, истории и обществознания, биологии и химии.

Отлично подходят для чтения с приемом — энциклопедии. Тексты в них короткие, плотные, интересные для ребенка.

  • Сначала обсуждаем, что уже знаем по данной теме.
  • Затем размечаем.
  • И заполняем таблицу.

Что такое бигфут? Чем он отличается от других машин?

Формулируем тезисы для таблицы вместе:

+ ?
● кузов пикапа
● усиленная подвеска и амортизация
● усиленное колесное шасси
● кузов усиливают трубами
● шасси могут брать у грузовика

Далее читаем колонку с , потом с +

Рефлексия: Зная о том, что у бигфута усиленное колесное шасси, легко привязать, что его могут брать у грузовика.


Абзац из параграфа учебника Окружающий мир 2 класс.

Обсуждение вопроса до чтения: «Как без часов определить время суток?»

Ставим значки:

Разносим по таблице:

+ ?
● раньше время узнавали по солнцу
● солнце в самой высокой точке в полдень
● самая короткая тень — в полдень

Рефлексия: Связываем местонахождение солнца и длину тени в полдень. Что неочевидно в тексте.


+ ?
Петр I — первый российский император.Издал «Табель о рангах»Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.Что еще появилось в России во время правления Петра I?

Пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме «Реформы Петра I»

+ ?
КолумбЗавезли табак, картофель, а также новые болезни.Отрицательные последствия, связанные со здоровьем, истребление коренных жителей.До какого культурно-исторического уровня смогли бы развиться аборигены?

«Великие географические открытия и их последствия» может выглядеть так

+ ?
Шекспир основал театр «Глобус», написал много пьес, сонетов.Был актёром, существует «Шекспировский вопрос».Есть ли связь с Кристофером Марло?Криминальная среда, с которой был связан Шекспир

Работа на уроках английского языка, также может строиться на основе использования ИНСЕРТа:

+ ?
Все ткани состоят из клеток, которые постоянно делятся, растут и отмирают.Бывают двухъядерные клетки, опасные для здоровья (онкологические).Если клетки всё время растут, почему человек не может жить вечно?Сколько всего в человеке клеток?

Применение Инсерт на уроках природного цикла, например, биологии. Таблица по теме «Жизнь клеток»

Прием Инсерт формирует навыки работы с информацией

  • распределять материал на главный и второстепенный
  • оценивать данные
  • ориентироваться в учебных текстах и других источниках
  • самостоятельно добывать знания и выстраивать причинно-следственные связи
  • делать выводы
  • ранжировать информацию по степени новизны
  • анализировать и классифицировать ее, 
  • пересказывать
  • находить аргументы и доказывать свою точку зрения

Памятка для учителя/родителя по предварительной подготовке к использованию приема
1. Предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками.
2. Объяснить или напомнить правила расстановки маркировочных знаков.
3. Четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.
4. Дать несколько примеров на преобразование текста в тезисы

Выводы:

  1. Инсерт прост в применении, с ним может справиться первоклассник.
  2. Чтение с использованием приема выходит на более высокий уровень осмысления.
  3. Он стимулирует развитие аналитического и критического мышления, внимания.
  4. Инсерт способствует самостоятельной организации учебы.
  5. Он формирует полезные навыки работы с текстами.
  6. Его наглядность показывает переход от старых знаний к новым.
  7. Он помогает создавать связи между единицами информации, тем самым обогащать картину мира, наполнять ее структуру знаниями.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Используйте прием ИНСЕРТ. Интересно увидеть, как при сортировке информации, станут прослеживаться взаимосвязи, которые не заметны в исходном тексте.


Видео: вставка таблицы — служба поддержки Майкрософт

Вставка таблиц, изображений и водяных знаков

Тренировка слов

Вставка таблиц, изображений и водяных знаков

Вставка таблиц, изображений и водяных знаков

Вставить таблицу

  • Вставить таблицу
    видео
  • Вставить картинки
    видео
  • Вставить значки
    видео
  • Вставить объект WordArt
    видео
  • Добавить водяной знак
    видео

Следующий: Страницы макета

Попробуйте!

В Word можно вставить таблицу, преобразовать текст в таблицу и даже нарисовать таблицу.

Вставить таблицу

Чтобы быстро вставить таблицу:

Для больших таблиц или для настройки таблицы:

  1. Выберите Вставьте > Таблица > Вставьте таблицу .

  2. Выберите количество столбцов и строк, режим автоподбора, а затем выберите OK .

    Совет:  Установите флажок Запоминать размеры для новых таблиц , если вы хотите, чтобы все новые таблицы выглядели так.

Преобразование текста в таблицу

    org/ItemList»>
  1. Разделите текст, который вы хотите преобразовать в таблицу, с помощью абзацев, запятых, табуляции или специального символа. Затем выберите текст.

  2. Выберите Вставьте > Таблица , а затем выберите Преобразовать текст в таблицу .

  3. Выберите размер таблицы, режим автоподбора и способ разделения текста: абзацы, запятые, табуляция или специальный символ.

  4. Выберите OK .

Нарисовать стол

    org/ItemList»>
  1. Выберите Вставьте > Таблица > Нарисуйте таблицу .

  2. Нарисуйте прямоугольник, чтобы сделать границы таблицы. Затем нарисуйте линии для столбцов и строк внутри прямоугольника.

Выберите стиль

  1. Щелкните в любом месте таблицы, чтобы выбрать ее.

  2. На вкладке Table Tools > Design выберите стиль.

Хотите больше?

Вставить или нарисовать таблицу

Преобразование текста в таблицу или таблицы в текст

Узнайте больше об обучении Word на LinkedIn Learning

Вставка таблиц и рисунков — Служба поддержки Майкрософт

Слово для Интернета

Microsoft 365 для веб-обучения

Слово для Интернета

Слово для Интернета

Вставка таблиц и изображений

  • Знакомство с Word для Интернета
    видео
  • Изменить макет документа
    видео
  • Вставка таблиц и изображений
    видео
  • Сотрудничайте онлайн
    видео
  • Интересные вещи в Word для Интернета
    видео

Следующий: Excel для Интернета

Попробуйте!

Вставьте в документ таблицу или изображение, чтобы придать ему структуру или визуальное оформление.

Вставить таблицу

  1. Выберите Вставьте > Таблица .

  2. Выделите необходимое количество столбцов и строк, а затем выберите их.

  3. Чтобы создать таблицу большего размера, выберите Вставить > Таблица > Вставить таблицу .

  4. Выберите число или столбцы и строки, которые вы хотите.