Материалы к спецкурсу «Unix»

Задачи на этой странице имеют различный уровень сложности с точки зрения количества строк кода, которые надо написать, но они не требуют применения каких-либо сложных алгоритмов.

1 Языковая статистика1

Написать скрипт, который подсчитывает статистику длин слов в тексте. Выдача — таблица из двух колонок: длина слова, число слов с такой длиной, встретившихся в тексте. Границами слов считать любые не буквы.

2 Языковая статистика2

Взять любой литературный текст из интернета сохранить в однобайтовой кодировке (или перекодировать в такую кодировку командой iconv)

Написать скрипт, подсчитывающий статистику распределения по частоте русских букв (включая пробел). Выдача — таблица из двух колонок: буква, процент появлений данной буквы от общей длины текста.

3 Языковая статистика3

Найти в литературном произведении наиболее часто встречающееся слово из 5 букв

4 Определение кодировки

Написать программу автоматического определения однобайтовой кодировки русских литературных текстов (из набора KOI8, CP1251, CP866).

Для предварительной проверки того, что в файле просто текст можно использовать проверку на максимальную длину слова между пробельными символами (<25). Для проверки кодировки можно построить частотную статистику, а можно попытаться искать вхождение коротких слов типа » и «, » или «, «,а » в разных кодировках. Можно теоретически подобрать слово, а можно проверять кандидатуры на одном достаточно длинном тексте, перекодированном в разные кодировки, исключать тестовые слова, которые вызывают ложные срабатывания.

5 Три буквы

Взять любой достаточно объёмный текст на русском языке (можно архив lib.ru).

Написать скрипт, который составит список последовательностей из трёх букв, которые в этом тексте отсутствуют (хзь, ччй…). Дополнительно сделать скрипт поиска опечаток, который будет извлекать из текста слова, содержащие «невозможные» буквосочетания.

Если я правильно посчитал, то число сочетаний из трёх букв (включая Ё) равно 333333 т.е приблизительно 33000. Число вполне разумное и вычисление много времени и памяти не займёт.

6 quoted-printable1

Почтовая кодировка quoted-printable оставляет латинскую часть кодировки ASCII как есть, а однобайтные русские буквы, знак = и, иногда, пробел представляет в 16-ричном представлении вида =А6. Говорят, что в Ubuntu есть программа qprint для работы с этой кодировкой.

В CentOS такой команды нет, но есть команда xxd, которая конвертирует байты в их 16-ричное представление.

Написать программу, которая будет кодировать смешанный русско-английский текст в quoted-printable. Строго следовать стандарту не обязательно. Так, пробелы можно оставить пробелами, а также считать, что в тексте нет управляющих символов.

7 quoted-printable2

Почтовая кодировка quoted-printable оставляет латинскую часть кодировки ASCII как есть, а однобайтные русские буквы, знак = и, иногда, пробел представляет в 16-ричном представлении вида =А6. Говорят, что в Ubuntu есть программа qprint для работы с этой кодировкой.

В CentOS такой команды нет, но есть команда xxd, которая конвертирует байты в их 16-ричное представление.

Написать программу, которая из кодировки quoted-printable восстанавливает однобайтовую кодировку. Т.е. поcледовательность вида =E3 превращает в один байт со значением 0xE3

8 Кредитка1

Для проверки правильности номера банковской карты используется алгоритм Луна (ГОСТ ISO/IEC 7812-1-2014)

Контрольная цифра вычисляется на основе первых 15 цифр и записывается в 16 позицию

Алгоритм описывается так (в стандарте чуть иначе):

  1. удвоить значение каждой второй цифры, начиная с первой цифры слева
  2. если после шага 1 в данной позиции получилось двузначное число, то сложить его цифры между собой
  3. сложить результаты удвоения, полученные на этапе 2 и цифры исходного номера, не подвергшейся удвоению
  4. вычесть сумму, полученную на этапе 3, из следующего бОльшего числа, оканчивающегося на ноль.

Если сумма, полученная на этапе 3, является числом, оканчивающимся на ноль (30, 40 и т. п.), то контрольная цифра равна 0.

Написать скрипт подсчёта контрольной цифры 15-значного номера, полученного как аргумент.

9 Кредитка2

Для проверки правильности номера банковской карты используется алгоритм Луна (ГОСТ ISO/IEC 7812-1-2014)

Контрольная цифра вычисляется на основе первых 15 цифр и записывается в 16 позицию

Реализовать алгоритм проверки:

  1. удвоить значение каждой второй цифры, начиная с первой цифры слева
  2. если после шага 1 в данной позиции получилось двузначное число, то сложить его цифры между собой
  3. сложить результаты удвоения, полученные на этапе 2 и цифры исходного номера, не подвергшейся удвоению
  4. если последняя цифра равна нулю, то ошибок нет

Написать скрипт проверки правильности номера, полученного как аргумент.

10 Уникальные файлы

В большом каталоге с подкаталогами хранится архив файлов (например, фотоархив). Есть подозрение, что часть файлов была скопирована под другими именами.

Написать скрипт поиска одинаковых файлов. Критерием одинаковости является контрольная сумма, вычисленая программой sum.

Скрипт получает в качестве параметра имя каталога (или начинает с текущего если нет параметра) и печатает группы имен найденных файлов дубликатов. Группы разделяются пустыми строками.

11 Календарь

Напечатать календарь на текущий год. В первой строке месяца его название. Далее даты разбитые на строки по 7 дней недели. Первая строка имеет слева отступ, соответствующий дню недели, приходящемуся на 1 число. Субботу и воскресенье можно вывести на экран красным цветом.

2021 сентябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12 Игра «угадайка»

Человек задумывает число от 0 до 10. Программа задаёт вопросы на «больше»-«меньше»:

Это число больше 7?
[y/n]
Это число меньше 2?
[y/n]

Человек отвечает да или нет, программа должна отгадать число.

13 Крестики-нолики

Надо написать программу, с которой можно играть в крестики-нолики. Программа запускается с параметром x или o, который указывает за кого она будет играть. Крестики ходят первыми.

Человек вводит, а скрипт в цикле читает строки с двумя цифрами . Первая цифра означает номер строки, вторая номер колонки. Т.к. это крестики нолики, то возможные цифры от 1 до 3. При неправильном вводе выдаётся ошибка и запрашивается новый ход. При правильном вводе он засчитывается за ход человека, делается ход программы, и рисуется поле 3х3 с текущей позицией. Под полем выдается приглашение на ввод следующего хода..

Алгоритм искусственного интеллекта можно использовать максимально простой — табличный. Все возможные позиции можно хранить в отдельном файле. Команда grep будет извлекать из этого файла оптимальный ход, соответствующий позиции.

Для чтения строк используется команда read, вывод на экран командой echo или printf.Можно стирать экран и рисовать только текущую позицию, а можно печатать очередную позицию после предыдущей, так что на экране останется история ходов.

14 Бэкап1

В одном из заданий в течение семестра была задача на инкрементальное архивирование командой tar. Предположим, что полный архив делается раз в 10 дней, а затем каждый день делается архивирование обновлённых за сутки файлов. В результате, у вас есть архивы с названиями такого вида:

dir-full-20220110.tar, dir-new-20220111.tar, dir-new-20220112.tar… dir-full-20220120.tar

Написать скрипт, который по имени файла (с путём) находит в архивах его самую свежую версию и выдаёт имя архива.

15 Бэкап2

В одном из заданий в течение семестра была задача на инкрементальное архивирование командой tar. Предположим, что полный архив делается раз в 10 дней, а затем каждый день делается архивирование обновлённых за сутки файлов. В результате, у вас есть архивы с названиями такого вида:

dir-full-20220110.tar, dir-new-20220111.tar, dir-new-20220112.tar… dir-full-20220120.tar

Написать скрипт, который по имени файла (с путём) печатает даты его изменений.

16 Почти шелл

Написать оболочку для работы с архивом tar, которая будет имитировать работу с файловой системой.

В задании для примера взят архив arch.tar. Текущий каталог можно хранить в файле archive.cwd (где archive совпадает с именем архива) Пусть скрипт называется fstar. Он должен реализовать следующие команды:

  • fstar ls arch.tar — список файлов текущего каталога.
  • fstar cd /directory arch.tar — смена текущего каталога в архиве
  • fstar cat file arch.tar — извлечение файла из архива в STDOUT
  • fstar cp archfile path/dstfile arch.tar — извлечение из архива файла archfile под именем path/dstfile
  • fstar cp srcfile path arch.tar — добавление файла srcfile в архив, приписав ему каталог path в архиве

Стеммер

Алгоритм нахождения корневых основ русского языка (стемминга) описан по ссылке — http://snowball.tartarus.org/algorithms/russian/stemmer.html

Задача — реализовать алгоритм на языке shell

Скриптовый вирус

Вот готовое описание скриптового вируса. Осталось его реализовать.

Вирус должен быть написан на языке shell. Он должен уметь заражать скрипты на языке shell через вставку в них своего кода.

Вирус содержит строки комментарии, обозначающие его начало и конец

#virus begin
virus body
#virus end
  • Вирус должен просмотреть все объекты в каталоге (цикл for).
  • У каждого объекта проверяется тип — является ли он файлом (test -f). Не файлы пропускаются.
  • У каждого файла проверяется доступен ли он на чтение и на запись (test -r, test -w). Недоступные файлы пропускаются.
  • У каждого файла проверяется наличие в первой строке подстроки «#!/bin/bash» (head -n 1, grep). Файлы без такой подстроки пропускаются.
  • В файле ищется сигнатура вируса #virus begin. Если файл уже заражен, то он пропускается.
  • Когда найден файл жертва, то вирус копирует его в каталог /tmp/.
  • Из аргумента $0 вирус узнает имя файла, из которого он был запущен, и копирует свое тело из этого файла в каталог /tmp/.
  • В тело файла жертвы записывается строка #!/bin/bash, затем тело вируса из каталога /tmp, затем оригинальный скрипт без первой строки из копии в каталоге /tmp.
  • Удаляются вспомогательные файлы в каталоге /tmp
  • После заражения одного файла вирус останавливается и передает управление родительскому скрипту.

File commander

Надо написать однопанельный клон нортон коммандера. Т.е. надо выводить на экран часть списка файлов в текущем каталоге. Одну из строк с именем файла помечать цветом или маркером в начале строки как текущую. Стрелками перемещать маркер и прокручивать список. По нажатию на Enter выполнять с текущим файлом некоторое действие в зависимости от его типа.

Предполагаем, что у нас нет имён файлов со спецсимволами (перевод строки, забой и т.п.), но могут быть имена файлов с пробелами.

Для управления вместо стрелок используем буквы. Например j-стрелка вниз, k- вверх, Enter или x — выполнить, q-завершить работу.

  • Определяем размеры экрана, начинаем основной цикл
  • Читаем список файлов и каталогов в текущем каталоге. Файлы, имена, которых начинаются с точки — игнорируем.
  • Имена файлов не вмещающихся в ширину экрана обрезаем
  • Печатаем на экране столько файлов, сколько входит, зарезервировав одену строку на ввод команды. Каталог .. печатаем в первой позиции. Каталог . не печатаем.
  • Перед каждым файлом печатаем два символа. Первый — тип: f-файл, d-каталог, x-исполняемый файл. Второй символ — курсор: обычно пробел, но для текущего файла — ‘>’
  • При нажатии клавиш вверх и вниз — курсор перемещается. При достижении последней строки, список файлов сдвигается вверх если «за экраном» есть файлы, то же при достижении верхней строки. Список файлов как бы находится за виртуальной прорезью размером с экран.
  • При нажатии на клавишу исполнения: на каталоге — переход в каталог, на исполняемом файле — запуск, на текстовом файле — запуск редактора.
  • Клавиша выхода — очистка экрана и выход.

Для чтения по одной букве используем read -n1. Для определения типа файла — file Определение размеров экрана — stty -a. управление экраном tput. Логика прокрутки списка файлов — самостоятельно.

Интеллектуальная игра по информатике «Турнир знатоков» | Материал по информатике и икт (9 класс) на тему:

Интеллектуальная игра по информатике «Турнир знатоков»

7–9 классы

Предварительная работа:

За 2 недели до мероприятия организовать сбор заявок на участие в интеллектуальной игре от учащихся 7–9-х классов. Затем путем жеребьевки сформировать 4 разновозрастные команды. Члены каждой команды должны выбрать капитана, придумать название команды, девиз, нарисовать в графическом редакторе эмблему.

Программно-дидактическое обеспечение:

  1. ноутбук, мультимедийный проектор, экран;
  2. редактор презентаций MS PowerPoint;
  3. презентация «Турнир знатоков»;
  4. афиша мероприятия, пригласительные билеты;
  5. песочные часы;
  6. таблицы для занесения заработанных командами баллов для жюри;
  7. карточки с номерами команд для жеребьёвки;
  8. эмблемы команд;
  9. таблицы с номерами вопросов;
  10. дипломы, сертификаты, призы.

Ход игры

Игра сопровождается показом презентации.

Звучит музыкальная увертюра. Выходят ведущие. Команды занимают свои места.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2. Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Турнир знатоков», которая проводится для учеников 7, 8, 9 классов в рамках недели информатики.

В нашей игре вас ждут вопросы по следующим темам курса информатики: «История информатики и вычислительной техники», «Устройство компьютера», «Представление информации», «Компьютерные сети» и «Алгоритмизация и программирование».

Ведущий 1. В начале игры на экране вам будет показано табло, на котором разными цветами будут обозначены вопросы по разным темам. Вопросы по теме «История информатики и вычислительной техники» выделены жёлтым цветом, «Устройство компьютера» – зелёным, «Представление информации» – красным, «Компьютерные сети» – синим, «Алгоритмизация и программирование» – оранжевым. Вам даётся одна минута для запоминания расположения вопросов на табло. Далее команда называет номер вопроса. Вопрос появляется на экране. Команде даётся 1 минута на обсуждение. Через минуту команда должна дать ответ на вопрос. За правильный ответ присуждается 1 балл. Если команда не даёт ответа или ответ неправильный, то вопрос передаётся другой команде. В случае подсказок из зала ответ команды не засчитывается.

У вас на столах лежат таблицы с номерами вопросов. В этих таблицах команда может вычёркивать вопросы, которые уже были заданы.

Ведущий 2. Игра проводится в 3 раунда. В каждом раунде команда отвечает на три вопроса. Две команды с лучшими результатами выходят в финал. В финале капитанам команд будет предложено по одному вопросу, который оценивается в 3 балла. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Ведущий 1. Напоминаем вам, что во время игры команды отвечают на вопросы по очереди согласно жеребьёвке.

Ведущий 2. Желаем всем удачи!

Ведущий 1. В сегодняшней игре ваши знания оценивают…

Представление жюри.

Ведущий 2. В игре участвуют 4 команды по 6 человек.

Представляю участников сегодняшней игры:

  1. Команда «Эрудиты», капитан команды…
  2. Команда «Умники», капитан команды…
  3. Команда «Инфознайки», капитан команды…
  4. Команда «Интеллектуалы», капитан команды…

Во время представления члены команды встают, хором читают девиз, а капитан демонстрирует эмблему.

Ведущий 1. Игру проведут для вас…

Ведущие представляют друг друга.

Ведущий 2. Прошу капитанов команд подойти к столу жюри для проведения жеребьёвки.

Жеребьёвка.

Жюри оглашает результаты жеребьёвки.

Председатель жюри. Уважаемые участники!

Глядя на вас, могу с уверенностью сказать, что вы очень заинтересованы принять участие в этой игре, хотя некоторые из вас испытывают небольшое волнение. Кроме того, ваши глаза говорят о готовности начать игру и поразить соперников своими знаниями.

Ведущий 1. Итак, начнём игру!

На экране демонстрируется табло.

Через минуту звучит короткий сигнал.

Ведущий 2. Минута прошла.

Ведущий 1. 1-й раунд.

Ведущий 2. Капитан команды «Умники» (первой команды по жребию), назовите номер вопроса.

Команды по очереди отвечают на вопросы.

Ведущий 1. 1-й раунд завершён. Объявляется перерыв.

Ведущий 2. Предлагаем зрителям и болельщикам игру «Отгадай пословицу». По предложенной фразе вам нужно отгадать пословицу, которая в ней зашифрована.

Пример: Компьютер памятью не испортишь. ― Кашу маслом не испортишь.

Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты

Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты

Компьютер на столе не для одних только игр

Голова на плечах не для одной только шапки

По ноутбуку встречают, по уму провожают

По одёжке встречают, по уму провожают

Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают

Дарёному коню в зубы не смотрят

В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят

В Тулу со своим самоваром не ездят

Кто БЭСМ вспомянет, тому глаз вон

Кто старое вспомянет, тому глаз вон

Не Intel’ом единым жив процессорный мир

Не хлебом единым жив человек

Мал микропроцессор, да дорог

Мал золотник, да дорог

Всякий кабель своё гнездо любит

Всякая птица своё гнездо любит

Семь раз подумай – один раз апгрейдируй

Семь раз подумай – один раз скажи

Утопающий за «F1» хватается

Утопающий за соломинку хватается

Не всё Windows, что висит

Не всё золото, что блестит

Вручение призов учащимся, давшим правильные ответы.

Ведущий 1. Уважаемые зрители!

Давайте ещё раз поприветствуем наши команды, которые в течение всей игры демонстрируют нам свои знания, сообразительность, находчивость, смекалку.

Ведущий 2. 2-й раунд.

Вопросы – ответы команд.

Ведущий 1. 2-й раунд завершён. Объявляется перерыв.

Ведущий 2. Продолжаем отгадывать пословицы.

Семь бед – один «Reset»

Семь бед – один ответ

Ищущий ОС без изъяна останется без ОС

Ищущий друга без изъяна останется без друга

Плоха та мышка, которая одну кнопку имеет

Плоха та мышка, которая одну норку имеет

Бит байт бережёт

Копейка рубль бережёт

Отформатировать винчестер – секунда, а восстановить – года

Сломить дерево – секунда, а вырастить – года

Не клавиатура печатает, а ум

Не перо пишет, а ум

Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор

Не имя красит человека, а человек имя

Два раза подумай, один раз удали

Два раза подумай, один раз скажи

Удаляй по файлику, наберёшь Корзину

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

Наудалял с три Корзины

Наврал с три короба

Файлы не удаляются. (На самом деле ПК файлы вообще не удаляет. Он просто удаляет в таблице размещения файлов пометку о том, где этот файл хранится)

Рукописи не горят

Что из Корзины удалено, то пропало

Что с возу упало, то пропало

Вручение призов учащимся, давшим правильные ответы.

Ведущий 1. 3-й раунд.

Вопросы – ответы команд.

Председатель жюри. По итогам трёх раундов места распределились следующим образом: 1 место – команда «Эрудиты» с суммой баллов 9, 2 место – команда «Инфознайки» – 8 баллов, 3 место – команда «Интеллектуалы» – 6 баллов, 4 место – команда «Умники» – 5 баллов.

В финал выходят «Эрудиты» и «Инфознайки».

Ведущий 2. Финал – конкурс капитанов.

Проводится жеребьёвка среди капитанов.

Ведущий 1. Уважаемые капитаны!

Вы защищаете честь своей команды. Постарайтесь справиться с последним заданием и принести своей команде 3 балла.

Вопросы – ответы капитанов.

Ведущий 2.  Давайте ещё раз подарим дружные аплодисменты нашим знатокам, ведь они доказали, что обладают разносторонними знаниями, чувством юмора, умеют мыслить и фантазировать.

Аплодисменты.

Ведущий 1. Для объявления итогов конкурса слово предоставляется председателю жюри…

Председатель жюри. Победителем интеллектуальной игры «Турнир знатоков» объявляется команда «Инфознайки», которая набрала 11 баллов. Второе место присуждается команде «Эрудиты» с 9 баллами.

Вручение дипломов, сертификатов и призов.

Ведущий 2. Благодарим участников за великолепную игру, жюри за беспристрастное судейство, всех присутствующих за поддержку.

Ведущий 1.

Увы! Пришла пора

Нам расставаться.

Закончилась игра,

И будем мы прощаться.

Хочу сказать: «Ты не грусти,

Ведь будут встречи впереди».

Ведущий 2. До свидания! До новых встреч!

Звучит музыка. Зрители и участники покидают зал.

Вопросы для проведения игры

Вопрос

Ответ

История информатики и вычислительной техники

1

С фамилией какого из древних ученых связано происхождение слова алгоритм?

Аль-Хорезми

2

Кто считается автором самого древнего алгоритма?

Евклид

3

Кого называют первой в истории женщиной-программистом?

Аду Лавлейс

4

Кто является основоположником математической логики?

Джордж Буль

5

Когда был создан первый арифмометр – механическое счетное устройство?

В XIX веке

6

Когда была создана первая в мире электронно-вычислительная машина ENIAC?

В 1946 году

7

Когда фирма Intel создала первый в мире микропроцессор?

В 1971 году

8

Когда фирмой IBM были созданы персональные компьютеры?

В 1982 году

Устройство компьютера

9

Разгадайте ребус:

Винчестер

10

Разгадайте ребус:

Дисковод

11

Разгадайте ребус:

Сканер

12

Разгадайте ребус:

Клавиатура

13

Название какого устройства в компьютере с английского языка дословно переводится как «радостная палка»?

Джойстик (от англ. joy – радость, stick – палка)

14

Название какой детали компьютера переводится как «маленький чертеж»?

Микросхема

15

Найдите «лишний» термин в приведенной группе терминов:

драйвер, принтер, монитор, звуковые колонки, графопостроитель

Драйвер

16

Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа

Колобок

Представление информации

17

Какое «современное» число в Древней Руси называли четыре-дцать?

40

18

Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру, давшему команду: «По порядку номеров – рассчитайся»?

В какой системе счисления считать?

19

Как называется число, определяющее систему счисления?

Основание

20

Кто является изобретателем системы кодирования информации, использующей два символа – точку и тире?

Морзе

21

Вам, конечно, известна детская песенка:

Точка, точка, запятая –

Вышла рожица кривая.

Палка, палка, огуречик –

Получился человечек.

Суть какого представления графической информации характеризуют слова этой песенки?

Векторного представления графической информации

22

Какой цифры нет в девятеричной системе счисления?

9

23

В какой системе счисления записано число 1AF?

В шестнадцатеричной

24

Расположить приведенные числа, записанные в различных системах счисления, в порядке их возрастания:

368, 1001012, 1304

1304 (2810), 368 (3010), 1001012 (3710)

Компьютерные сети

25

Разгадайте ребус:

Интернет

26

В каких единицах измеряется скорость передачи информации?

В битах в секунду

27

Как называется программа, предназначенная для просмотра Web-страниц?

Браузер

28

Как называется компьютер в сети, предоставляющий свои услуги другим компьютерам?

Сервер

29

Назовите конфигурацию (топологию) локальной компьютерной сети, в которой все рабочие станции соединены непосредственно с сервером

Радиальная

30

Какое расширение имеют файлы, хранящие Web-страницы?

. htm

31

Назовите протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях

FTP

32

Как называется организация, предоставляющая доступ к Интернету?

Провайдер

Алгоритмизация и программирование

33

Разгадайте ребус:

Программист

34

Название какой системной программы с английского языка переводится как «переводчик»?

Транслятор (от англ. translate – переводить)

35

Какой элемент программы с английского языка переводится как «устанавливающий личность»?

Идентификатор (от англ. identification – установление личности)

36

Как называется совокупность четко определенных правил для решения задачи за конечное число шагов?

Алгоритм

37

Как называется алгоритм, записанный на языке, «понятном» компьютеру?

Программа

38

Найдите «лишний» термин в приведенной группе терминов:

оператор цикла, оператор присваивания, драйвер принтера, оператор ввода данных, условный оператор

Драйвер принтера

39

Назовите структурный элемент блок-схемы алгоритма, которому в программе соответствует полный условный оператор

Ветвление

40

Как называется программная конструкция, обеспечивающая повторение одних и тех же операций?

Цикл

Литературные и интернет-источники

  1. Златопольский Д. М. Интеллектуальные игры в информатике. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
  2. Сценарии школьных викторин, конкурсов, познавательных игр / Серия «Библиотека школьника». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  3. http://www.metod-kopilka.ru/page-5-1-12.html

Что такое расширение файла?

  • Содержание

  • 1 Что такое расширения файлов?
  • 2 Как изменить программу, связанную с расширением файла
  • 3 Как авторы вредоносных программ используют расширения, чтобы заставить вас запустить вирус
  • 4 Общие расширения файлов
  • 5 Дополнительная литература

Что такое расширения файлов

Расширение файла или расширение имени файла — это буквы, отображаемые сразу после последней точки в имени файла. Например, файл extension.txt имеет расширение .txt . Это расширение позволяет операционной системе узнать, что это за файл и какую программу запускать, когда вы дважды щелкаете по нему. Нет особых правил относительно форматирования расширения, кроме того, что оно должно начинаться с точки и иметь по крайней мере один символ после нее. По большей части расширения файлов состоят из трех символов, обычно букв или цифр, которые в текстовом виде представляют тип файла. Некоторые примеры расширений файлов включают .txt , .mp3 , .jpg и .gz , которые представляют собой текстовые файлы, файлы mp3, файлы изображений jpeg и файлы, сжатые с помощью программы gzip. Как видите, фактическое имя расширения дает представление о типе файла.

При попытке определить расширение файла важно помнить, что расширение — это просто последняя точка в файле и символы, следующие за ней. Если в файле нет точки, то у него нет и расширения. Чтобы было проще понять, что такое расширение файла, см. примеры в таблице ниже:

Имя файла Удлинитель Примечания
report_card. txt .текст Расширение — это точка, за которой следуют остальные символы.
Терминал.приложение .приложение Расширение — это точка, за которой следуют остальные символы.
Открытка.pdf.exe .exe Это немного сложно, потому что в этом файле две точки. Важно помнить, что расширение — это последняя точка и символы, следующие за ней.

Как уже было сказано, операционная система знает, какие программы использовать для просмотра, печати или редактирования определенного файла, глядя на его расширение. Это возможно, потому что каждая операционная система имеет в своей конфигурации сопоставление по умолчанию между определенным расширением файла и конкретной программой. Используя эту информацию, когда пользователь щелкает файл, операционная система считывает расширение файла, а затем запускает сопоставленное приложение. Как правило, если расширение неизвестно операционной системе или сопоставление приложений не существует, пользователю будет предложено указать программу, с помощью которой он хотел бы открыть файл.

По умолчанию в Windows и Mac OS расширения файлов не отображаются. Чтобы просмотреть расширения файлов, вам сначала нужно включить их, используя следующие руководства:

  • Как показать расширения имен файлов на Mac
  • Как показать расширения файлов в Windows

Также можно изменить программу, которую ваша операционная система использует для открытия определенного расширения. Это будет описано в руководствах, которые можно найти в разделе «Дополнительная литература» ниже.

 

Как изменить программу, связанную с расширением файла

Как уже упоминалось, расширения файлов сопоставляются с конкретной программой, поэтому при попытке использовать файл операционная система знает, какое приложение запускать. Может наступить время, когда вы захотите изменить ассоциацию по умолчанию, чтобы вы могли использовать другую программу для автоматического открытия файла. Например, когда вы открываете файл изображения в Windows, по умолчанию используется предустановленная программа просмотра фотографий Windows. В будущем, если вы найдете новую программу, которую хотели бы использовать вместо нее, вы можете изменить ассоциации для файлов изображений, чтобы они вместо этого открывались новой программой.

Для получения дополнительной информации о том, как изменить программу по умолчанию, с которой открывается расширение файла, выберите одно из приведенных ниже руководств в зависимости от вашей операционной системы:

  • Как открыть файл с помощью другой программы на вашем Mac
  • Как изменить программу по умолчанию, с помощью которой открывается файл в Windows XP
  • Как изменить программу по умолчанию, с помощью которой открывается файл в Windows Vista и Windows 7
  • Как изменить или выбрать, какая программа запускается при двойном щелчке файла в Windows 8

 

Как авторы вредоносных программ используют расширения, чтобы заставить вас запустить вирус содержит в себе два периода. Пример такого имени файла: sales_report. xls.exe . Как видите, файл имеет расширение .exe , что означает, что это исполняемый файл. То, что файл имеет это имя и является исполняемым, является достаточным намеком на то, что вам, вероятно, не следует запускать программу. С другой стороны, что произойдет, если есть способ сделать так, чтобы расширение .exe было удалено из имени файла, чтобы оно отображалось как 9?0029 sales_reports.xls ? Это гораздо более безобидное имя, и если вы получите его от кого-то, с кем вы работаете, кто может быть заражен, есть большая вероятность, что вы сочтете его законным и поэтому дважды щелкните по нему. Как только вы дважды щелкните по нему, файл будет запущен, потому что на самом деле это исполняемый файл, и заразит ваш компьютер.

Разработчики вредоносных программ знают, что этот метод работает, потому что по умолчанию Windows не показывает вам расширения файлов. Поэтому, если у вас не включены расширения файлов, Windows просто покажет вам все до последней точки в имени файла, и вы можете подумать, что это полное имя. Таким образом, сетевые черви или спамеры часто используют тактику рассылки вложений, содержащих эти «двойные» расширения, поскольку они знают, что Microsoft удалит последнее и, таким образом, сделает его безопасным.

В связи с этим важно всегда показывать расширения файлов в Windows, чтобы вы не попались на эту уловку по ошибке. Информацию о том, как включить расширения файлов, см. в этом руководстве:

.

Как показать расширения файлов в Windows

 

Общие расширения файлов

Ниже приведен список распространенных расширений файлов, которые вы можете найти на своем компьютере или в Интернете.

 

Аудио расширения

Файлы
Расширение Описание
   
. aif A Audio Interchange File — это формат аудиофайла, который чаще всего используется в компьютерных системах Apple Macintosh.
.m3u M3U используются для хранения списков воспроизведения мультимедиа.
.mp3 Файл MP3 является наиболее распространенным форматом файла, используемым для хранения цифрового аудио для использования на компьютерах и цифровых мультимедийных устройствах.
.ра Аудиофайлы, созданные RealAudio.
.wav WAV, или формат аудиофайла Waveform, представляет собой формат аудиофайла, используемый для хранения аудио на ПК.
.wma Файлы Windows Media Audio или WMA — это формат аудиофайлов, разработанный Microsoft.

 

Расширения видео

Расширение Описание
   
. avi Файл Audio Video Interleave, или AVI, представляет собой видео- и аудиофайл, созданный Microsoft.
.flv Flash-видеофайлы.
.мов Фильм Apple QuickTime.
.mp4 Видеофайл.
.миль на галлон Видеофайл MPEG.
ВМВ Файл Windows Media Video или WMV — это тип видеофайла, созданный Microsoft.

 

Расширения изображений

Расширение Описание
   
.bmp Файл Bitmap или BMP — это файл изображения, используемый для хранения растровых цифровых изображений. Эти файлы обычно находятся в Windows.
.cur Формат файла CUR используется для хранения неанимированных курсоров в Windows.
.ico Формат файла ICO используется для хранения значков компьютеров в Microsoft Windows.
.gif Формат обмена графикой, или GIF, — это формат файла изображения, созданный Compuserve. Это распространенный формат, который можно найти на компьютере и в Интернете.
.jpg Файл изображения JPEG — это обычный файл, который можно найти на компьютерах и в Интернете.
.jpeg Другое расширение, соответствующее файлу изображения JPEG.
.png Переносимая сетевая графика или PNG — это файл изображения, созданный для замены файлов GIF. Это распространенный формат, который можно найти на компьютере и в Интернете.
.psd Документ Photoshop или PSD-файл используется для хранения изображений, созданных Adobe Photoshop.
.сырье Формат необработанного изображения обычно используется цифровыми камерами для сохранения изображения в формате, который в настоящее время не обрабатывается.
.tif Формат файла изображения с тегами, или TIF, представляет собой файл изображения, который обычно используется художниками-графиками и фотографами.

 

Приложения для рабочего места и расширения текстовых файлов

Расширение Описание
   
.csv CSV-файл — это текстовый файл, содержащий строки данных, разделенные запятыми.
.doc Файл документа Word или DOC — это расширение, в котором Word сохраняет свои документы.
.docx Начиная с Word 2007, формат файла .docx стал стандартным файлом, в котором Microsoft Word сохраняет файлы.
.лог Текстовый файл, обычно содержащий текстовый журнал того, что приложение или компьютерный процесс сделал или передал.
.pdf Файл Portable Document Format, или PDF, — это формат файла, созданный Adobe Systems. Этот формат файла используется для создания документов, содержащих определенный фиксированный макет, независимо от операционной системы или приложения, которое их открывает.
.pps Файл слайд-шоу Microsoft PowerPoint.
.ppt Файл документа PowerPoint или PPT — это расширение, в котором PowerPoint сохраняет свои документы.
.pptx Начиная с PowerPoint 2007, формат файла .pptx стал стандартным файлом, в котором Microsoft PowerPoint будет сохранять файлы.
.rtf Файл Rich Text Format, или RTF, был создан корпорацией Майкрософт, чтобы разрешить форматирование текста, например полужирный или подчеркнутый, в текстовом документе.
.txt Текстовый файл — это файл, содержащий текстовые данные без какого-либо форматирования.
.wpd Стандартный формат файла для сохранения документов WordPerfect.
.wps Документ Microsoft Works.
.XLR Файл электронной таблицы Microsoft Works.
.xls Документ Excel, или XLS, был стандартным форматом файлов, в котором Microsoft Excel сохранял файлы. Это было изменено на .xlsx, начиная с Excel 2007.
.xlsx Начиная с Excel 2007, формат файла .docx стал стандартным файлом, в котором Microsoft Excel будет сохранять файлы.

 

Сжатые файлы или расширения архива

Расширение Описание
   
.7з Формат архива, изначально созданный архиватором 7-Zip.
.bz2 Файл, сжатый с помощью bzip2. Этот формат файла обычно используется в системах Linux и Unix.
.кабина CAB-файл — это формат сжатого архива, используемый Microsoft.
.deb Пакет программного обеспечения Debian, или файл DEB, — это файл, используемый для установки приложений в Debian.
.gz Файл, сжатый с помощью gzip. Этот формат файла обычно используется в системах Linux и Unix.
.уп Файл пакета или PKG — это файл, используемый для установки приложений в Apple OS.
.rar Файл архива Рошаля или RAR — это формат архива, используемый WinRar.
об/мин Диспетчер пакетов RPM или RPM — это файл, используемый для установки приложений в операционных системах Linux.
.сит Файл Stuffit или SIT представляет собой сжатый архив, разработанный Stuffit.
.sitx Файл Stuffit X-compressed или SITX представляет собой сжатый архив Stuffit.
.tar Архивный файл, созданный утилитой Tar. Этот тип формата файла обычно встречается в операционных системах Linux и Unix.
.tar.gz Файл Tar, сжатый с помощью утилиты Gzip.
.zip ZIP-файл представляет собой сжатый архивный файл. Это самый распространенный и популярный сжатый архив, который вы найдете на компьютере и в Интернете. Windows и Macintosh имеют встроенную поддержку файлов Zip.
Файл, сжатый с помощью команды Linux или Unix compress .

 

Интернет-расширения

Внутренний номер Описание
   
. css Файл каскадных таблиц стилей, или CSS, содержит язык таблицы стилей, определяющий способ отображения HTML в файле HTML.
.htm Файлы языка разметки гипертекста, или HTML, содержат язык разметки HTML, который используется для отображения форматированного содержимого на веб-страницах.
.html Файлы языка разметки гипертекста, или HTML, содержат язык разметки HTML, который используется для отображения форматированного содержимого на веб-страницах.
.js Файл Javascript или JS содержит сценарии, которые должны выполняться вашим веб-браузером.
.часть При загрузке файла загруженная информация будет храниться в файле детали до тех пор, пока она не будет завершена. После завершения файл будет переименован в фактическое имя файла.

 

Расширения образа диска

Расширение Описание
   
. дмг Файл образа диска Apple, или DMG, — это файл, содержащий архив жесткого диска или CD/DVD.
.исо Образ ISO — это архив оптического дисковода, например дисковода компакт-дисков или DVD-дисков.

 

Расширения электронной почты

Внутренний номер Описание
   
.eml Некоторые приложения, такие как Microsoft Outlook Express, Windows Mail и Mozilla Thunderbird, сохраняют вашу электронную почту в виде отдельных файлов EML на жестком диске. Если вы дважды щелкните их, ваш почтовый клиент откроет отдельное электронное письмо, которое оно представляет.
.emlx Аналогичен файлам .eml, но предназначен для сообщений Apple Mail.
.mbx Файл MBX, представляющий определенную папку в вашем почтовом клиенте. Имя файла обычно будет называться после фактической папки, которую он представляет.
.pst Файл данных Microsoft Outlook, содержащий все ваши контакты, электронную почту, почтовые ящики и календарь.
.vcf vCard или VCF — это файл, который действует как электронная визитная карточка. Когда вы получаете их по электронной почте, вы можете открыть их и импортировать данные контакта в свой почтовый клиент.

 

Исполняемые расширения

Внутренний номер Описание
   
.приложение Приложение или APP — это приложение Mac OS. Эти приложения на самом деле представляют собой папки с расширением .App.
.bat Пакетный файл — это текстовый файл, содержащий ряд команд, которые будут выполняться при запуске пакетного файла.
.cgi Файл общего интерфейса шлюза, или CGI, представляет собой исполняемый файл, который разрешен для запуска на веб-сервере.
.com Это исполняемый файл для операционных систем Dos и Windows.
.exe Это исполняемый файл для операционных систем Dos и Windows.
.pif Файл информации о программе, или PIF, используется для запуска программы DOS в многозадачной среде Windows с использованием определенных параметров.
.vbs Файл, содержащий сценарий Visual Basic, который можно запустить, дважды щелкнув его.

 

Расширения Windows

Расширение Описание
   
. cpl Файл панели управления Windows. Двойной щелчок запустит соответствующую панель управления.
.dll Динамическая библиотека или DLL — это совместно используемая библиотека в Windows. Исполняемые файлы будут использовать эти файлы DLL для правильной работы.
.dmp Файл дампа памяти, созданный Windows при сбое программы. Эти файлы дампа памяти можно использовать для определения причины сбоя конкретной программы.
.lnk Эти типы файлов являются ссылками или ярлыками для исполняемого файла, расположенного в другом месте операционной системы Windows. Эти файлы .lnk являются просто указателем на исполняемый файл и могут быть удалены, не затрагивая сам исполняемый файл.
.msi Файл установщика Windows, который можно использовать для установки приложения на компьютер.
.reg Файл реестра Windows, который можно использовать для внесения изменений в реестр Windows. Вы никогда не должны дважды щелкать по ним, если вы не знаете, что они собираются делать.
.sys Файлы драйвера Windows, которые позволяют Windows взаимодействовать с оборудованием, установленным на вашем компьютере.
.tmp Временный файл, созданный программой. Эти временные файлы должны автоматически удаляться при закрытии программы. Их безопасно удалить.

 

Настройки Расширения

Расширение Описание
   
.cfg Файл конфигурации, содержащий информацию о конфигурации того, как должно работать программное обеспечение.
.conf Файл конфигурации, содержащий информацию о конфигурации того, как должно работать программное обеспечение.
.ini Файл инициализации, содержащий параметры, которые программа будет настраивать при запуске.

 

Расширения шрифтов

Расширение Описание
   
.fnt Файл шрифта Windows. Если вы дважды щелкните файл этого типа, вы сможете увидеть конкретный шрифт в различных размерах.
.фон Файл шрифта Windows. Если вы дважды щелкните файл этого типа, вы сможете увидеть конкретный шрифт в различных размерах.
.ttf Файл шрифта TrueType. Если вы дважды щелкните файл этого типа, вы сможете увидеть конкретный шрифт в различных размерах.

 

Расширения программ и исходных файлов

Расширение Описание
   
. asp Исходный файл Active Server Pages или ASP, который содержит исходный код для серверного языка сценариев Microsoft ASP.
Файл C содержит исходный код для языка программирования C.
.cpp Файл CPP содержит исходный код для языка программирования C++.
Заголовочный файл для языка программирования C/C++.
.java Файл Java содержит файл исходного кода для языка программирования JAVA.
.php Файл PHP содержит файл исходного кода для языка программирования PHP.
.pl Файл PL содержит файл исходного кода для языка программирования PERL.
.py Файл PY содержит файл исходного кода для языка программирования Python.
.xml Файл расширяемого языка разметки. Эти типы файлов предлагают путь к текстовым данным таким образом, что их может использовать любая программа, поддерживающая язык XML.

 

Дополнительная литература

Ниже приведены другие руководства по расширениям имен файлов:

  • Как открыть файл с помощью программы, отличной от программы по умолчанию в Windows
  • Как показать расширения файлов в Windows
  • Как показать расширения имен файлов на Mac
  • Как восстановить ассоциации расширений файлов по умолчанию в Mac OS

Что такое веб-файлы? Изучите историю и как открыть

ЧТО ТАКОЕ ВЕБ-ФАЙЛ?

Категория веб-файлов включает все файлы, связанные с веб-сайтами и веб-серверами. Кроме того, он также включает в себя все программные сценарии и другие файлы, которые отвечают за доставку и отображение контента с веб-сервера в окно вашего интернет-браузера.

Всемирная паутина представляет собой большую сеть различных компьютеров (серверов), соединенных через многочисленные взаимосвязанные сети. Информация хранится и обслуживается на этих серверах в виде веб-файлов.

КАК ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВЕБ-ФАЙЛЫ?

Веб-файлы включают в себя все файлы, которые используются в Интернете для отображения веб-содержимого и взаимодействия с ним. В настоящее время используется ряд серверных и клиентских языков сценариев, которые можно использовать для динамического создания веб-контента.

Типы файлов поиска



Какие популярные расширения веб-файлов?

.HTML

HTML
Формат: Текст
Разработчик: —

Формат файла HTML или Hypertext Markup Language используется для хранения данных на языке разметки одноименного (HTML). HTML используется для создания веб-страниц и веб-приложений, которые могут отображаться в веб-браузере. Он использует теги для форматирования и разделения различных элементов на узлы HTML.

.ASP

ASP
Формат: Текст
Разработчик: Microsoft

Формат файла ASP или Active Server Page используется Microsoft’ механизм сценариев на стороне сервера для хранения динамически генерируемых веб-страниц. По сути, это HTML-файл, но сначала он обрабатывается на сервере Microsoft, а затем отправляется в браузер пользователя, что позволяет ему иметь сценарий, обработанный сервером Microsoft.

.CSS

CSS
Формат: Текст
Разработчик: —

Формат файла CSS или каскадной таблицы стилей используется для хранения информации о стилях для файла HTML. Файл HTML, который в основном представляет собой обычный текст, может быть оформлен в сочетании с листом CSS для введения форматирования, такого как выравнивание, позиционирование, видимость, непрозрачность, размер шрифта, стиль шрифта, цвет, фон и т. д.

.JS

JS
Формат: Текст
Разработчик: —

Формат файла JS или JavaScript используется для хранения скриптов, написанных на JavaScript, интерпретируемом языке программирования высокого уровня. Являясь краеугольным камнем Интернета наряду с HTML и CSS, JavaScript позволяет разработчикам создавать интерактивные веб-приложения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *