Гамма (музыка) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 20 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 февраля 2018; проверки требуют 20 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Гамма.Га́мма — это звукоряд из нескольких нот, где первая и последняя совпадают по названию, но стоят друг от друга на октаву. Между двумя соседними нотами расстояние ограничено на пол тона, тон или полтора тона. В школьной исполнительской практике под гаммами подразумевают восходящие либо нисходящие звукоряды протяженностью в несколько октав.
Гаммы делятся на две большие группы: мажорные и минорные. Каждая из групп включает три подгруппы: натуральный, гармонический и мелодический мажор или минор.
- Натуральные мажорные гаммы строятся по принципу: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон. Самая простая мажорная гамма для фортепиано — до мажор (C dur), для скрипки — ре мажор (D dur)
- Гармонические мажорные гаммы строятся по принципу: Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон.
- Мелодические мажорные гаммы строятся по принципу: Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон.
- Натуральные минорные гаммы строятся по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон. Самая простая минорная гамма для фортепиано — ля минор (a moll).
- Гармонические минорные гаммы строятся по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон.
- Мелодические минорные гаммы строятся по принципу: восходящие Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон. Нисходящие играются как Натуральный минор
Далее и мажорные, и минорные гаммы делятся на диезные и бемольные:
- Диезные гаммы — это гаммы, тональности которых при ключе имеют диезы.
- Бемольные гаммы — аналогично диезным, но знаки при ключе — бемоли.
Особым видом являются хроматические гаммы, строящиеся на полутонах.
А также целотонная гамма[1] — звукоряд, состоящий из целых тонов, то есть представляющий собой октаву, поделенную на шесть равных частей.
Гаммы — основа исполнительского искусства. Гаммы для фортепиано — это специальные упражнения для пианистов. Помимо технического развития они развивают музыкально-теоретические знания музыкантов на практике. То есть ученик быстрее овладевает всеми тональностями, ему становятся не так страшны обилие бемолей и диезов при ключе, он быстрее начинает отличать мажорный лад от минорного, мелодическую организацию звукоряда от гармонической. При этом развивается механическая, или автоматическая, память на аппликатуру в произведениях. Это в дальнейшем помогает ученику быстрее разучивать длинные пассажи. Развивает беглость пальцев музыканта (пальцевую технику), улучшает координацию рук. Также регулярные занятия повышают выносливость мышц. Это такие же важные упражнения для пианиста, как разминка, например, у балерин или спортсменов. Ведь они не начинают свои занятия не «разогревшись» на предварительных упражнениях.
При занятиях на фортепиано гаммы обычно исполняют двумя руками с интервалом в октаву в восходящем и нисходящем движении. Играют также расходящиеся гаммы: вначале вверх, как в обычном варианте, потом две руки расходятся в разные стороны, а затем снова вместе движутся вниз. Исполняют также гаммы с интервалом в терцию и сексту.
Гамма (буква) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Гамма. Символы со сходным начертанием: Г · г · 「 Символы со сходным начертанием: ɣ · ɤ · ꙋБуква греческого алфавита гамма | |
---|---|
Γγ | |
Изображение | |
Характеристики | |
Название | Γ: greek capital letter gamma γ: greek small letter gamma |
Юникод | Γ: U+0393 γ: U+03B3 |
HTML-код | Γ: Γ или Γ γ: γ или γ |
UTF-16 | Γ: 0x393 γ: 0x3B3 |
URL-код | Γ: %CE%93 γ: %CE%B3 |
Мнемоника | Γ:
γ: γ |
Γ, γ (название: га́мма, греч. γάμμα) — 3-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 3. Происходит от финикийской буквы — гамл. От буквы гамма произошли кириллические буквы Г, Ґ и латинские C, G. В древнегреческом языке гамма передавала звук [g], в новогреческом перешла в [ɣ] и [ʝ] перед гласными [e̞], [i].
В математике[править | править код]
В физике[править | править код]
В других науках[править | править код]
ru.wikipedia.org
гамма — это… Что такое гамма?
ГАММА
ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова
ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова
Гамма-ДЕ — Основные характеристики Модификации: Гамма Д1Е / Д2Е / Д3Е Тип: трёхкоординатная РЛС общего назначения с ФАР Диапазон волн: дециметровый Потребляемая мощность: 170 / 112 / 75 кВт Сопровождаемых целей: 200 Выходная информация: трассовая,… … Википедия
ГАММА-Е — ГАММА … Первая часть сложных слов со знач. относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
гамма-… — ГАММА … Первая часть сложных слов со относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гамма — в криптографии псевдослучайная числовая последовательность, вырабатываемая по определенному алгоритму и используемая для зашифрования открытых данных и расшифрования зашифрованных данных. По английски: Gamma См. также: Гаммирование Финансовый… … Финансовый словарь
гамма-… — ( … Словарь иностранных слов русского языка
гамма — ы, ж. gamme f., нем. Gamme <, ит. gamma. 1. муз. Вторая нота их <китайской> Гаммы или музыкальной таблицы. Танц. сл. Что такое Гамма? Корифей 1 11. || только мн. Музыкальное (для инструмента или голоса) упражнение, состоящее из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
гамма- — (буква греческого алфавита γ) первая часть сложных слов, пишется через дефис, но: гаммаг/рамма, гамма/трон (прибор), гамма/графия, гам/маметрия, гам/маскопия … Слитно. Раздельно. Через дефис.
dic.academic.ru
Урок №6 (ТЕМА №1.6 Строение мажорной гаммы.)
Строение мажорной гаммы.
ЦЕЛЬ
- Знать сколько ступеней в гамме.
- Знать характер мажорного лада.
- Знать знаки альтерации.
- Знать как строить мажорный лад от любой ноты.
Лад
В музыке существует большое разнообразие ладов. На слух легко отличить русские частушки от грузинских песен, восточную музыку от западной и т.д.. Такое различие мелодий, их настроений, обусловлено используемым ладом. Наиболее широко распространены мажорный и минорный лады. В этой главе мы рассмотрим мажорный лад.
Это самый позитивный и жизнерадостный лад.
Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.
Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.
Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.
Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.
Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»
Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?
Знаки альтерации.
Для этого в музыке придумали знаки альтерации
Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».
В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.
Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.
Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.
ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.
Тональность.
Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.
Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.
Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).
Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».
Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).
Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:
Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:
Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:
Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.
Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.
Ответ:C бемоль мажор
Ответ:C мажор
Ответ:E мажор
Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:
Абсолютный Слух
viaandrock.ru
Гамма ( Gamma ). Термин и что за ним скрывается
Дуглас
К. Карусо
Представление
Почти
в каждом учебнике, статье, документе или
обсуждении о системах компьютерной графики,
термин «гамма»
обычно упоминается как » регулирование,
которое затрагивает полутона изображения на компьютерном экране » или
подобном объяснении. Следующее — типичный
пример:
Чтобы
не входить в длинное обсуждение о том, что
такое гамма, вот — наш совет: Если Вы не
имеете обоснованных причин делать иначе, мы
предлагаем использовать по умолчанию гамму
на Макинтоше 1.8 [Mac]
или 2.2 на РС”{«Реальный мир фотошоп»}.
Хотя
правильное использование гаммы важно в пре-прессе,
существует недостаток информации о том, что
такое «гамма», как она определяется
количественно, как она исправляется,
есть большое количество определений “гаммы”,
по сути не дающих истинного значения этого
термина.
Эта
статья объяснит, что такое «гамма», как
она рассчитывается, как она затрагивает
изображение на компьютерном экране,
концепция компенсации и исправлении гаммы, и как назначение и
изменение гаммы затрагивают все процессы
подготовки изображения к печати –
отображение изображения на мониторе,
сканирование, цветокоррекция изображения в
Photoshop’е.
Что такое Гамма?
Термин
«Гамма» в системах компьютерной
графики относится к нелинейной характеристике
электронно-лучевой трубки (ЭЛТ)
монитора. Электронно-лучевая
трубка основа телевизоров или компьютерных
мониторов. Электронно-лучевая трубка не
производит световую интенсивность, которая
является равной входному напряжению.
Вместо этого, интенсивность свечения
ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ по
существу пропорциональна входному
напряжению, управляемому «гаммой» ().
Гамма регулирует электростатические
заряды в электронных пушках, а не
светимостью люминофора.
Значение
гаммы для большинства ЭЛТ — приблизительно
2.5. Математическая формула — y=x*2.5.Где
x-
представляет входное напряжение в
процентах; y — яркость в процентах. Рисунок 1
указывает кривые для различных значений
гаммы.
Рисунок 1
Поскольку
гамма монитора имеет дело с частью кривой
со значениями от минимума 0 к максимуму 1.0,
значения яркости будут всегда равны или
меньше, чем значения напряжения. При
яркости равной 0 (черный) и 1 (белый), вывод
равняется вводу.
Между
этими двумя значениями, уровни сигнала
яркости изменяются, в зависимости от
процента напряжения. Например, ввод
напряжения 50 % приводит к выводу уровня
сигнала яркости 18 % при гамме
2.5 или приблизительно 36 % от входного
значения. Но, при входном напряжении 80 %,
сигнал яркости (вывод) равен 50 %, или 62 % от
входного значения. Неравенство ввода
против значений вывода меньше у гаммы 1.8 и равно при гамме 1.0. Гамма 1.0
представляет совершенно линейный ответ
яркости к напряжению, напряжение на 50 %
приводит к сигналу яркости на 50 %.
Что
случается с изображением, когда оно
рассматривается на мониторе с
гаммой 2.5?
Изображение темное, без детализации от
полутонов к теневым областям. Область тона на 50 % будет иметь яркость только на
18 % (Y =.502.5=17.7 %). Есть также изменение цвета:
Давайте
возьмем цвет со
значением 50 % — красного и 25 % зеленого. Когда этот цвет
рассматривается на компьютерной системе с
неправильной гаммой, он будет иметь на
экране 18 % красного и 3 % зеленого.
Уменьшилось значение зеленого, и цвет стал
более красный, а также изображение стало
более темным.
Различия
в гамме создают нелинейное изменение
цветов. Под нелинейностью подразумевается, что некоторые цвета
могут измениться к
красному, другие могут изменятся в
сторону зеленого или синего. Хотя мы можем говорить, что
цвета будут более темными при более высоких значениях гаммы, Вы не можете
сказать, что цвета будут все казаться более
красными или более синими. Каждый цвет в
зависимости от значения гаммы изменяется индивидуально.
Есть
некоторые выгоды от нелинейной характеристики гаммы электронно-лучевой
трубки. Чувствительность человеческого
глаза на свет, также — нелинейна. Глаз может
отличать различия между более светлыми тонами лучше, чем между более темными. Фактически, гамма 2.5 мониторапочти обратна чувствительности
человеческого глаза.
Исправление
Гаммы
Не
все компьютерные мониторы имеют гамму
точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время
как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того,
красные, зеленые, и синие электронные пушки
могут иметь индивидуальные значения
напряжение / яркость.
Рисунок 2 показывает исправленные значения гаммы системой калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.
Типичный
рабочий процесс включает
сканирование, цветокоррекцию, цветоделение,
вывод фотоформ, изготовление пластин, и
собственно печать. От шага к шагу должна быть совместимость данных между
соседними шагами.
Если
сканер откалиброван, используя гамму 2.2, а
гамма станции редактирования — фактически
1.8, света и тени могут смотреться хорошо, но
полутона будут слишком светлыми. Если цель
состоит в том, чтобы достигнуть гаммы 1.0 (input=output),
то формула для исправления гаммы: y=x1/. Где — гамма монитора.
Рисунок 3
1/2.5
гамма — почти совершенное зеркальное
изображение гаммы 2.5.
Утилиты
типа Adobe Gamma
или аппаратные средства (колориметры)
используются для калибровки
монитора, и устанавливают различные
значения гаммы монитора. Это обеспечивает выбор для отображения изображений и
графики для различных целей типа препресс,
сети, или видео. Процесс калибровки
регулирует цвет, яркость и контраст, и
изменяет гамму R, G,
и B. Значения таблицы Look Up
Tables (LUTs)
в графической карте компьютера изменяются
на новые. Компьютеры
Макинтош имеют таблицы LUTs, которые имеют значение гаммы 1.4. Это эффективно изменяет гамму
Макинтоша на 1.8, которая стала стандартом
для этой платформы. Гамма 1.8 грубо
соответствует гамме печати. Стандартная
офсетная печать производит растискивание
растровой точки на 50 % приблизительно 22 % — Swop (17% — Евростандарт): Когда точка со
значением 50%, на оттиске имеет 72 %. На печати
полутона получаются более темными, чем
требуется, что близко напоминает, кривые гаммы электронно-лучевой трубки [Mac] ЭЛТ. PC не имеет никаких
встроенных аппаратных средств, которые
редактируют гамму,
но большинство графических приложений
имеют утилиты калибровки монитора и
исправления гаммы. Стандарт Гаммы для Windows — 2.2, которая
обеспечивает большую однородность
цветового пространства, чем 1.8. Фактически,
это — гамма используется в рекомендуемом
рабочем пространстве RGB
для Photoshop :
Adobe RGB
(1998).
Гамма
Сканера
Теперь,
когда монитор калиброван и гамма выбрана,
компенсация гаммы равная 1.0 может применяться
устройствами ввода данных и прикладным
программным обеспечением.
В
отличие от ЭЛТ, большинство сканеров имеют
линейную характеристику- они имеют гамму
1.0, то есть входная яркость=выходной яркости.
Однако, сканируя изображение с гаммой 1.0 и
показывая его на экране с гаммой 1.8 (2.2 на PC)
полутона изображения получаются слишком темные.
Чтобы
показывать изображение правильно, компенсация
гаммы сканера должна быть установлена
близко к гамме монитора. Когда гамма
сканера установлена на 1.8, это – в
действительности обратная функция гаммы
монитора, или 1/1.8, которая применяется для того, что бы все тоны и цвета были показаны
правильно на мониторе. (См. Рис 4).
Рисунок 4
Таблица 1 показывает фактическое действие гаммы на Макинтоше и РС . Компенсация гаммы применялась или сканером (строки 2 и 5), или в Photoshop (строки 3 и 6).
Практически,
это — упрощение процесса компенсации гаммы.
В зависимости от таких факторов как –
ошибки экспозиции, высоко ключевые или
низко ключевые изображения — компенсация
гаммы может быть больше или меньше гаммы
монитора. Также может потребоваться
дальнейшее регулирование гаммы в Photoshop
Рисунок 5
На
рисунке 5 полутоновое (grayscale)
изображение с разными значениями гаммы
сканера. .
Они были нетронуты в Photoshop.
Полутон
(50 % серого) отмечен на контрольной шкале.
Увеличение
уровня гаммы сканера увеличило детализацию
изображения от полутонов
к теневым областям. Области
полутона — тени (от 0 до 128) были
расширены, распределяя пиксели и делая больше разницу
между ними, так что детали стали более
различимы. Область света- полутона (от 128 до 255)
сжата, так что детали менее видимы или
полностью потеряны.
Поскольку
человеческий глаз отличает различия в
более темных тонах менее эффективно, чем в
более легких тонах, смещение полутонов
к
теневым областям заставляет изображение
казаться тонально правильным. Также можно
переусердствовать в исправлении гаммы, как
показано на рисунке 5, изображение справа,
внизу. Детали в светах и четверти тона
потеряны, а область от трех четвертей тона к теням была расширена, что начало
придавать фотографии плакатный вид. Также
очевиден в тенях шум Сканера.
Гамма в Photoshop
Всем сканированным или созданным RGB- изображениям
в Photoshop должно быть назначено рабочее пространство
редактирования . Гамма этого
пространства независима от гаммы монитора
и не обязательно должна соответствовать
ему.
Adobe RGB
–рекомендуемое рабочее пространство
редактирования RGB и имеет гамму 2.2.
(Как откорректировать изображение
используя гамму рабочего пространства
можно прочитать здесь)
Гамма
изображения может
быть изменена инструментами
редактирования, средний регулятор
в инструменте
Уровни (Levels)- Adobe назвала регулятором Гаммы с соответствующей логарифмической разбивкой шкалы значений
.
Рисунок 6
Рисунок 7
На
рисунке 7 показана контрольная шкала, отсканированная
как одноцветноеизображение с гаммой сканера 1.0. Для
целей сравнения, света были установлены в
точке 0 %, а тень была установлена на точке 100
%. Затем в Photoshop’е Гамма была
изменена и изображения были сохранены в
отдельные файлы. Проценты отмечены на
каждом поле шкалы.
В изображении с гаммой 0.8 и 1.0, первые
несколько шагов имеют большую разницу по
процентам, но после две трети тона разница
почти неразличима. Здесь очень немного
деталей в тенях, но много деталей в светах. В изображении с гаммой 1.8 света и четверть
тона, а так же полутона и тени имеют
более равномерное изменение процентов.
Гамма не только
затрагивает тон изображения, но также влияет на значение цвета.
Рисунок 8
Цветное фото на рисунке
8 отсканировано с разными значениями гаммы. Для примера приведено изображение, сканированное с гаммой 1.0,
тоновый диапазон которого,
в области светов был обрезан до уровня 190.
Параметр
ГАММА важен в технологическом процессе
подготовки изображений для печати — по сути
Мы имеем дело с тремя разными параметрами —
гамма монитора, компенсация гаммы
монитора и гамма изображения.
igor-bon.ru
Гаммы, Виды гамм
Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.
На основании этих закономерностей расположения звуков и «подбираются» ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится «практичными» гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.
Очень важные понятия в этой теме, это понимание «квинтового круга«, а так же «транспонирования«. Расскажим пока что о двух гаммах — мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):
Виды гамм:
МАЖОР |
|
Натуральный | Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон |
Гармонический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон |
Мелодический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
МИНОР |
|
Натуральный | Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
Гармонический | Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон |
Мелодический |
Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон Вниз играется как Натуральный минор |
Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН — показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень — Тон — II ступень — Тон — III ступень — Полутон — IV ступень — Тон — V ступень — Тон — VI ступень — Тон VII ступень — Полутон.
Мажорная строится по принципу : Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
Приведем пример:
Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой — Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.
Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:
Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на «толстых струнах», а синии кружочки — на «тонких». Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному «рисунку» можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).
Аппликатура Мажорной гаммы:
Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Приведем пример:
Аппликатура Минорной гаммы:
Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам «тон-тон…. и так далее» соответствует «начальному расположению нот по тонам и полутонам» , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До — полутон.
Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор ,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:
Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом — тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.
Другие материалы рубрики
comments powered by HyperComments
muzzproj.ru
Хроматическая гамма — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2013; проверки требуют 30 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 августа 2013; проверки требуют 30 правок.Хромати́ческая га́мма — восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам, построенное, как правило, на основе мажорной или минорной гаммы. Трактуется как ладовая гамма, в которой все большие секунды заполнены проходящими полутонами[1].
В мажорно-минорной системе, где хроматика подчинена диатонике, хроматические ступени звукоряда рассматриваются как понижения или повышения одноимённых диатонических ступеней и соответственным образом нотируются. В автономной хроматике XX века (см. Додекафония) все ступени хроматической гаммы независимо от того, как они нотированы, — самостоятельные и равнозначные элементы звуковысотной системы.
- В мажорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме третьей и шестой (вместо шестой понижается седьмая ступень).
- В мажорной хроматической гамме при движении вниз понижаются все ступени, кроме первой и пятой (вместо неё повышается четвёртая).
- В минорной хроматической гамме при движении вверх повышаются все ступени, кроме первой (вместо неё понижается вторая) и пятой.
- В минорной хроматической гамме при движении вниз всё идёт так, как в одноимённом мажоре.[1][2][3]
Если в тональности, для которой записывается хроматическая гамма, есть ключевые знаки, то можно выставить эти знаки у ключа, а случайные знаки — около нот. Также допускается запись без ключевых знаков[4].
- ↑ 1 2 Хроматическая гамма — статья из Большой советской энциклопедии. .
- ↑ Красинская, Л., Уткин, В. Элементарная теория музыки, 4-е издание, дополненное. Москва, «Музыка», 1991, сс. 186—187.
- ↑ Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. М.: Музыка, 2005 Архивная копия от 5 ноября 2012 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1228 дней]).
- ↑ Правила записи хроматических гамм.
ru.wikipedia.org