ЕГЭ. Русский язык. Тест №35

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Компьютеры — замечательное хранилище информации, ______ с их помощью можно также информацию получать, воспользовавшись Интернетом.(2) Компьюте-ры контролируют работу любых машин и механизмов, начиная с посудомоечного комбайна и заканчивая космическим челноком. (3) Под контролем промышленных компьютеров происходит весь производственный процесс — начиная от сборки автомобилей и заканчивая работой автоматических линий по очистке нефти.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сборка автомобилей и работа автоматических линий по очистке нефти — это производственный процесс.

2) Компьютеры не только хранят нужную информацию, но и помогают найти её с помощью Интернета, а также контролируют работу любых машин и производственный процесс.

3) Сборку автомобилей и работу автоматических линий по очистке нефти контролирует Интернет.

4) Контроль за работой посудомоечного комбайна в наши дни осуществляется тоже с помощью компьютера.

5) Компьютеры, хранящие информацию и помогающие найти её с помощью Интернета, широко используются для контроля работы механизмов, машин и производственных процессов.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛИНИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛИНИЯ, -и, ж.

1) Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-н. Линия горизонта.

2) Последовательный ряд предков или потомков. Родственники по прямой линии.

3) перен. Направление, образ действий, взглядов. Линия поведения.

4) Путь сообщения (железнодорожного, водного и т. п.). Линия железной дороги.

5) Расположение чего-н. в один ряд. Линия укреплений.

6) перен. Область какой-н. деятельности. Работать по профсоюзной линии.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

послАла намерЕние нАчали баловАть прожИвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В последнее время набирают силы ПОПУЛИСТСКИЕ партии.

Активный СЛОВАРНЫЙ запас у русскоязычного населения составляет от 2000 до 5000 слов.

На вершине ЛЕСИСТОЙ горы туристы увидели какие-то строения.

Человеческий мозг способен развиваться и обучаться — в этом его важнейшее РАЗЛИЧИЕ от даже самого лучшего компьютера.

Даже спустя годы, малейшее НАПОМИНАНИЕ о трагических событиях того дня вызывали душевную боль.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стремление Станюковича откликнуться на актуальные вопросы времени, присущий ему блистательный талант полемиста подготовили его видным публицистом.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДИСПЕТЧЕРЫ предприятия

несколько СИРОТ

юрта КАЛМЫКОВ

дальше НИХ

РАЗДЕЛИВАТЬ имущество

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Терпеливо лежа на мелководье у мест, куда животные приходят на водопой, анакондой подкарауливается добыча.

2) Вдоль дороги стоял ряд домов, построенных совсем недавно.

3) На полотне «Переход Суворова через Альпы» история уступает место легенде, преломленной сквозь призму фольклора.

4) Поступив в Крымский университет, Курчатов сразу увлёкся физикой.

5) Позже оркестрами стали называть большие группы музыкантов, совместно исполнявшие инструментальные произведения.

6) Когда снег закончился, туристы продолжают путь.

7) Всех, кто воевали вместе с Жуковым, восхищала его выдержка и работоспособность.

8) Первоначально увертюра представляла собой что-то вроде музыкального сигнала, возвещавшего о начале спектакля.

9) В романе «Талисмане» Вальтер Скотт воспроизводит события и обстановку крестовых походов.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сп..шить, альм..нах, расп..хать

2) л..нивый, р..стить, д..рижёр

3) покл. .нение, утв..рь, нат..рать

4) св..рнуть, б..рхатистый, сопост..вление

5) вр..стать, оз..риться, дог..реть

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) из..скивать, вз..грать, пред..стория

2) ра..дваиваться, в..рывать, бе..мятежный

3) пр..вскочить, пр..ломление, пр..чудиться

4) с..ёмка, обез..яна, под..ехать

5) пр..вознести, пр..возмочь, пр..граждать

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) суетл..вый, кресл..це

2) ключ..вая (вода), ноч..вать

3) лукош..чко, зелён..нький

4) лёт..ик, дрессиров..ик

5) шир..на, преодол..вать

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) взвизгива..шь, множ..мый

2) лов..шь, огранич. .нный

3) гон..шь, законч..вший

4) рассыпа..шь, обожа..мый

5) хлопоч..щая (хозяйка), хохоч..т (люди)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Воздушный шар летел (НЕ)КУДА захочет воздухоплаватель, а куда подует ветер.

Сегодня ни один авиационный праздник (НЕ)ОБХОДИТСЯ без ярких воздушных шаров самых причудливых форм.

Само слово «шар» задаёт форму оболочке летательного аппарата, но в наши дни отнюдь (НЕ)РЕДКОСТЬ и шар в виде бутылки.

Люди мечтали летать, (НЕ)ЗАВИСЯ от воли ветра, и это привело к появлению дирижабля.

В нашей стране совсем (НЕ)ДАВНО был создан и построен совершенно новый тип дирижабля с оболочкой в виде диска — получилась настоящая летательная тарелка!

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ГДЕ(ТО) далеко за лесом грохочут раскаты грома, огненные молнии (БЕЗ)УСТАЛИ разрывают на небе чёрные тучи, а в доме тепло и уютно.

Марс вращается (ВО)КРУГ оси почти с ТАКОЙ(ЖЕ) скоростью, как Земля, — сутки его лишь на 37 минут длиннее наших.

Люди ценят кур (ЗА)ТО, что они несут много яиц, а ТАК(ЖЕ) за их вкусное и питательное мясо.

В легенде рассказывается, БУДТО(БЫ) взгляд змеи (НА)СТОЛЬКО гипнотизирует жертву, что та сама лезет в пасть хищнице.

(В)НАЧАЛЕ думали, что уничтожение львов приведёт к увеличению числа копытных животных, а получилось всё (НА)ОБОРОТ.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По словам К.Г. Паустовского, картины И.И. Левитана скром(1)ы и точ(2)ы и непреме(3)о требуют медле(4)ого прочтения.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Роберт Фрицрой принял в свою команду Дарвина и вскоре тот вступил на борт известного теперь на весь мир «Бигля».

2) 27 декабря 1837 года на «Бигле» были подняты паруса и кругосветное путешествие началось.

3) Во время путешествия Дарвин собрал богатейший и уникальный материал для геологических ботанических и зоологических коллекций.

4) Естественный отбор при участии изменчивости и наследственности является причиной возникновения новых видов или основной движущей силой эволюции.

5) Оба труда Дарвина произвели самый настоящий переворот в мировоззрении современников и последующих поколений.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Русские землепроходцы(1) проникшие в ХV веке в Сибирь(2) были поражены красотой незнакомых им деревьев (3) одетых(4) длинной пушистой хвоей.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я люблю (1) тебя(2) принц(3) огня(4)

Так восторженно, так маняще,

Ты зовёшь, ты зовёшь меня

Из лесной полуночной чащи. (Н. Гумилёв)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коррозия не просто уничтожает металл(1) на выплавку(2) которого затрачены огромные усилия, но и выводит из строя готовые изделия(3) стоимость(4) которых неизмеримо выше стоимости самого металла.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас любая, обладающая ядерным оружием страна знает(1) что(2) если она применит это оружие(3) то ей ответят тем же(4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Я скривил губы и думаю про деда. (2) Дай себе волю — слезы закапают. (3) Смотрел, помню, кинокартину цветную «Бэмби» и залился слезами, когда у Бэмби — крошечного оленёнка — охотники убили мать. .. (4) Ноги вынесли меня на палубу. (5) Я протиснулся между людьми у поручней на борту и свесился над морем. (6) Пароход в этот миг дал крен на наш борт, и моя руки отцепились от поручней. (7) Сердце замерло — я повис над рокочущей пропастью. (8) Любое движение — смерть. (9) Но тут чьи-то большие руки поймали меня. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. (2) Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо ещё делать его хорошо. (3) В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. (4) Я только что поступила в Художественный театр. (5) Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. (6) Я впервые увидела его так близко. (7) Идёт могучий и красивый, смотрит на меня с высоты своего роста, и сердце моё замирает от восторга и волнения. (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. (9) «Вы умеете ходить по театру?» — спрашивает. (10) И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены, а там, может быть, репетиция, и, значит, надо ходить очень-очень тихо». (11) Не столько его слова, сколько лёгкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. (12) Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!

(13) Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (14) Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине… (15) Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека — значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. (16) В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. (17) Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. (18) И вдруг тебе раздражённо: «Набирайте правильно, не мешайте работать!» (19) И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. (20) Телефонное недоразумение, а человек в нём не уронил своего человеческого достоинства.

(21) Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. (22) Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением. (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника. (26) Каждый исключает каждого, поэтому вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. (27) Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. (28) Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. (29) Встретиться с личностью — значит понять её, обогатить себя. (30) Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. (31) «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,- говорил Цицерон.

(32) Бывает, что мы не спорим, а навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением, а ведь надо выслушать и другую сторону. (33) Это культура взаимоотношения.

(34) Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. (35) Торопимся, даже слов не договариваем. (36) Не всегда умеем ещё гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый.

(37) Содержание неотделимо от формы. (38) Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. (39) Облик его говорит сам за себя. (40) Он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. (41) Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. (42) Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. (43) Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. (44) Во всём своём поведении он естественен и прост.

(45) Иногда на сцене пытаются изобразить общество сверхвоспитанных людей. (46) Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость.

(49) Быть среди людей Человеком — великое счастье. (50) Пусть испытают это счастье все.

(По С. Гиацинтовой)

Гиацинтова Софья Владимировна (1895—1982) — русская советская актриса, театральный режиссёр, педагог.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Константин Сергеевич Станиславский умел воспитывать других людей своим примером.

2) Люди никогда не раздражаются по пустякам.

3) Когда люди говорят разом и не слушают друг друга, беседа быстро вянет.

4) Во время беседы, чтобы оказаться в центре внимания, надо стремиться завладеть

разговором.

5) Воспитанному человеку присущи простота, естественность и непринуждённость.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4—5 представлено повествование.

2) Предложения 7—8 содержат элементы описания.

3) В предложениях 11—12 представлено рассуждение.

4) Предложения 23—25 указывают причину того, о чём говорится в предложении 22.

5) Предложение 48 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 47.

24. Из предложений 13—14 выпишите просторечное слово.

25. Среди предложений 45—50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Софья Владимировна Гиацинтова стремится эмоционально воздействовать на читателя. Для этого она использует троп — (А)______(«фигура становится на цыпочки» в предложении 8) и приём — (Б) ______(в предложениях 23—24). Наличие в тексте фигуры речи — (В)______(предложения 25—26) и средство выразительности синтаксиса — (Г)______ (в предложениях 10, 19) свидетельствует о попытке автора убедить каждого читателя текста в необходимости формировать в себе воспитанность».

Список терминов:

1) олицетворение

2) парцелляция

3) эпитеты

4) сравнение

5) вводные слова

6) инверсия

7) метонимия

8) восклицательные предложения

9) анафора 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 – 25

2 – но

3 – 5

4 – намерение

5 – отличие

6 – сделали

7 – разделить

8 – 57961

9 – 35

10 – 125

11 – 123

12 – 345

13 – недавно

14 – вначале – наоборот

15 – 34

16 – 13

17 – 123

18 – 24

19 – 13

20 – 134

21 – 27

22 – 135

23 – 1234

24 – толкучке

25 – 48

26 – 7295

Глава 3. История компьютеров — железо / Хабр

«Цель этого курса — подготовить вас к вашему техническому будущему.»

Привет, Хабр. Помните офигенную статью «Вы и ваша работа» (+219, 2265 в закладки, 353k прочтений)?

Так вот у Хэмминга (да, да, самоконтролирующиеся и самокорректирующиеся коды Хэмминга) есть целая книга, написанная по мотивам его лекций. Давайте ее переведем, ведь мужик дело говорит.

Это книга не просто про ИТ, это книга про стиль мышления невероятно крутых людей. «Это не просто заряд положительного мышления; в ней описаны условия, которые увеличивают шансы сделать великую работу.»

Мы уже перевели 15 (из 30) глав.
За перевод спасибо urticazoku, которая откликнулась на мой призыв в «предыдущей главе». Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту [email protected] (Кстати, мы еще запустили перевод еще одной крутейшей книги — «The Dream Machine: История компьютерной революции»), а еще переводим Марвина Мински.

Глава 3. История компьютеров — железо

История вычислений возможно началась с первобытного человека, использующего гальки для сложения. Маршак (Гарвард) обнаружил, что то, что считалось царапинами на костях времен пещерного человека было на самом деле тщательно срисованными линиями, связанными с фазами Луны. Строительство Стоунхенджа на плато Солсбери в Англии проходило в три этапа: 1900-1700, 1700-1500, и 1500-1400 гг. до н.э., и было тесно связано с астрономическими наблюдениями, что свидетельствует о значительном опыте в астрономии. Работа в археоастрономии показала, что у многих первобытных народов были значительные знания об астрономических событиях. В Китае, Индии и Мексике сохранились объекты, называемые обсерваториями, но у нас нет полного понимания как они использовались. На наших западных равнинах много следов астрономических обсерваторий индейцев.

Суан-пан (китайские счеты) и счеты — инструменты, более тесно связанные с вычислениями; появление арабских цифр из Индии означало большой шаг вперед в области чистых вычислений. Большое сопротивление принятию арабских цифр (не в их оригинальной арабской форме) встречалось у чиновничества, вплоть до признания их незаконными, но со временем (1400-е годы) практические и экономические преимущества восторжествовали над более неуклюжим римским (и более ранним греческим) использованием букв алфавита в качестве символов для цифр.

Следующий большой шаг — изобретение логарифма Непером (1550-1617). Появилась логарифмическая линейка, с логарифмическими шкалами, где сложение двух логарифмов означает умножение двух чисел.

Это аналоговое устройство, логарифмическая линейка, было следующим значительным шагом вперед, но в области аналоговых устройств, а не цифровых. Я когда-то пользовался очень сложной логарифмической линейкой в форме цилиндра 6-8 дюймов в диаметре и длиной 2 фута с множеством шкал на внутренних и внешних цилиндрах, оборудованной лупой для чтения делений.

Линейки 30-х и 40-х годов были стандартным инструментом инженера, обычно носимыми в кожаном чехле, прикрепленном к поясу как символ своей группы в кампусе. Стандартная логарифмическая линейка 10 дюймов длиной включала логарифмическую шкалу, шкалу квадратов, кубов, тригонометрические шкалы. Их больше не производят!

Продолжаем рассказ про аналоговые устройства. Следующим важным шагом стало появление дифференциального анализатора, который с механическими интеграторами в аналоговой форме. Первые успешные модели были сделаны примерно в 30-м году Ванневаром Бушем из Массачусетского технологического института. RDA №2, по-прежнему аналоговый и механический, имел много электронных соединений.

Я пользовался таким какое-то время (1947-1948 гг.) для вычисления траекторий запуска управляемой ракеты Найк на ранних стадиях проектирования.

Во время Второй мировой войны электронные аналоговые компьютеры стали использоваться военными. Они использовали конденсаторы как интеграторы вместо колес и шаров (хотя они могли только интегрировать по отношению ко времени). Это был значительный шаг вперед, и я пользовался таким устройством в телефонной лаборатории Белла на протяжении многих лет. Оно было сконструировано из частей старых систем управлением артиллерийским огнем М9. Мы использовали части М9, чтобы построить второй компьютер, который мог использоваться независимо или вместе с первым для увеличения вычислительной мощности.

Возвращаясь к цифровым вычислениям, Непер также разработал «палочки Непера», которые чаще всего были стержнями из слоновой кости с числами, которые позволяли легко умножать; они являются цифровыми и их не следует путать с аналоговой логарифмической линейкой.

От палочек Непера возможно произошли современные настольные калькуляторы. 20 декабря 1623 года Шикерт написал Кеплеру, что пожар в его лаборатории сжег машину, которую он делал для Кеплера. Исследование его записей и набросков позволило установить, что машина выполняла бы четыре основные операции арифметики — если снисходительно отнестись к тому, что такое умножение и деление на такой машине. Паскаля (1623 — 1662), родившегося в том же году, называют изобретателем настольного компьютера, но его компьютер мог только складывать и вычитать — только эти операции были нужны его отцу для расчета налогов. Лейбниц также занимался компьютерами, и добавил умножение и деление, но его машины не были надежными.

Бэббидж (1791-1871) — это следующее замечательное имя в цифровой области, и его часто считают отцом современных вычислений. Его первая разработка — разностный движок, основанный на простой идее о том, что полином можно оценивать на последовательных, равномерно распределенных значениях, используя только последовательность сложений и вычитаний, а так как локально большинство функций могут быть представлены подходящим полиномом, это можно считать «машинным столом» (Бэббидж настаивал на том, чтобы печать выполнялась машиной, чтобы не допустить каких-либо человеческих ошибок).

Правительство Англии финансировало его, но проект так и не был завершен. Норвежцы, отец и сын Шойц собрали несколько работающих устройств и Бэббидж поздравил их с успехом. Одно из устройств было продано в обсерваторию в Нью-Йорке, и использовалось для вычисления астрономических таблиц.

Как это часто случалось в области вычислительной техники, Бэббидж еще не закончил работу с разностным движком, прежде чем он задумал гораздо более мощный аналитический движок, конструкция которого близка к фон Неймановской. Ему не удалось получить работающее устройство; группа ученых в Англии (1992) собрала устройство по его чертежам и оно успешно работало как и было задумано.

Следующим крупным практическим этапом стал Комптометр, который был всего лишь сумматором, но благодаря повторяемому сложению и сдвигу, что эквивалентно умножению, прибор очень широко использовался на протяжении многих-многих лет. После него появилась последовательность более современных настольных калькуляторов, Millionaire, затем Marchant, Friden и Monroe. Питание и управление на них осуществлялось вручную, но постепенно часть управления была встроена, в основном механическими рычагами. Начиная с 1937 года устройства постепенно оснащались электрическими двигателями, для выполнения самых сложных вычислений. До 1944 года, по крайней мере, одно из них имело встроенную операцию вычисления квадратного корня (все же со сложным образом организованными механическими рычагами). Такие ручные машины были основой для групп, управляющих ими для обеспечения вычислительной мощности. Например, когда я пришел в телефонную лабораторию Белла в 1946 году, в лаборатории было четыре таких группы, как правило, от шести до десяти девочек в группе; небольшая группа в отделе математики, большая в сетевом отделе, одна в коммутации и одна в контроле качества.

Вычисления с помощью перфокарт появились потому, что один дальновидный человек обнаружил, что Федеральная перепись, которая по закону должна выполняться каждые 10 лет, занимала так много времени, что последнюю перепись (1890) не успели бы закончить до начала следующей, если бы они не обратились к машинным методам.

Холлерит взял на себя эту работу и построил первые перфокарты, и с дальнейшими успешными переписями он построил более мощные машины, чтобы не отставать как от увеличения численности населения, так и от возросшего количества вопросов, заданных в ходе переписи. В 1928 году IBM начала использовать карты с прямоугольными отверстиями, поэтому электрические щетки могли легко обнаружить наличие или отсутствие отверстия на карте в данном месте. Пауэрс, который оставил группу переписи, использовал перфокарты с круглыми отверстиями, которые были предназначены для обнаружения механическими стержнями — «пальцами».

Примерно в 1935 году IBM построила механический перфоратор 601, который умножал, и мог делать две прибавки к результату одновременно. Он стал одним из основных компонентов вычислительной техники. 1500 из них сдавали в аренду, и они в среднем умножали за 2 или 3 секунды. Эти приборы вместе с некоторыми специальными машинами с тройным произведением и делением, были использованы в Лос-Аламосе для расчета проектов первых атомных бомб.


В механической, я имею в виду реле, области Джордж Стибиц построил (1939) компьютер, работающий с комплексными числами и выставил его в Дартмуте (1940), тогда как мэйнфрейм был в Нью-Йорке, то есть это был один из первых удаленных терминалов, и поскольку он обычно имел три входных станции в разных местах в лабораториях, это был, если хотите, «совместно используемый компьютер».

Конрад Цузе в Германии и Говард Айткен в Гарварде, каждый из них, как и Стибиц, выпустил серию релейных компьютеров повышенной сложности. В Модели 5 Стибица было два компьютера на одной машине и можно было разделить задачу, когда это необходимо, как в многопроцессорной сиистеме. Из трех человек, вероятно, Цузе был лучшим, с учетом как трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, так и его более позднего вклада в развитие программного обеспечения вычислительной техники.

Говорят, что эра электронных компьютеров началась с ENIAC, построенного для армии США в 1946 году. Он имел около 18 000 вакуумных трубок, был огромным, и, как первоначально было спроектировано, был подключен так же, как платы для подключения IBM, но его соединения для решения какой-то определенной проблемы занимали весь машинный зал! До тех пор, пока он использовался, как первоначально предполагалось, для расчета баллистических траекторий, этот дефект был несерьезным. В конечном счете, как и более поздняя IBM CPC, он был тщательно переделан пользователями, чтобы действовать так, как если бы был запрограммирован из инструкций (номера на баллистических таблицах), а не из проводки соединений.

Мочли и Эккерт, которые построили ENIAC, обнаружили, что, как и у Бэббиджа, до завершения их первой машины они уже представляли себе более крупную, уже запрограммированную машину EDVAC. Фон Нейманн, будучи консультантом проекта, написал отчет, и, как следствие, ему часто приписывают внутреннее программирование, хотя, насколько я знаю, он никогда не утверждал и не отрицал этого. Летом 1946 года Мочли и Эккерт открыли для всех курс, как проектировать и создавать электронные компьютеры, и, как результат, многие из участников отправились строить свои собственные; Уилкс из Кембриджа, Англия, стал первым, кто смог извлечь из этого пользу — EDSAC.

Сначала каждая машина была единственной в своем роде, хотя многие из них были скопированы (но часто завершены ранее) с машины Института перспективных исследований под руководством фон Неймана, потому что сборка этой машины, по-видимому, была приостановлена. В результате многие из так называемых копий, таких как Maniac-I (1952) (который был назван так, чтобы избавиться от идиотского наименования машин), собранный под руководством NC Metropolis, были закончены до машины Института перспективных исследований. Maniac-I и Maniac-II (1955) сделаны в Лос-Аламосе, а Maniac-III (1959) был собран в Чикагском университете. Федеральное правительство, особенно военнослужащие, поддерживало разработку большинства ранних машин, и очень помогло в начале компьютерной революции.

Первое коммерческое производство электронных компьютеров снова было под руководством Мочли и Эккерта, и поскольку созданная ими компания была объединена с другой, их машины назывались UNIVACS. Особенно отметим один для Бюро переписи. IBM немного опоздала с 18 (20, если вы считаете тайных криптографических пользователей) IBM 701. Я хорошо помню нашу группу, после сессии на IBM 701 на встрече, где они говорили о предлагаемых 18 машинах, все считали, что это насытит рынок на годы вперед! Наша ошибка заключалась просто в том, что мы думали только о тех вещах, которые мы тогда делали, и не думали о направлениях совершенно нового применения машин. -8 см), а в кристалле расположены на расстоянии около 10 ангстрем, как правило, хотя есть исключения. За 1 фемтосекундну свет проходит около 300 атомов. Поэтому детали на очень быстром компьютере должны быть маленькими и располагаться близко друг к другу!

Если вы думаете о транзисторе с примесями, а примеси работают примерно на 1 миллион, то вы, вероятно, не сможете представить транзистор с 1 атомом примеси, но, если вы снизите температуру, чтобы уменьшить фоновый шум, представьте 1000 примесей, что делает твердотельное устройство по меньшей мере размером около 1000 атомов. С межсоединениями, которые работают на не менее чем десятикратном расстояний относительно размера устройства, вы понимаете, что расстояние меньше 100000 атомов между некоторыми взаимосвязанными устройствами на самом деле большое (3 пикосекунды).

Также происходит рассеивание тепла. Пока мы говорили о термодинамически обратимых компьютерах, до сих пор это были только разговоры и опубликованные статьи, и тепло по-прежнему имеет значение. Чем больше устройств на единице площади и чем чаще меняется их состояние, тем больше тепла выделяется в небольшой области, от которого нужно избавиться до того, как все расплавится. Для компенсации, мы понижаем напряжение, доходя до 2 или 3 вольт. В настоящее время рассматривается возможность создания основы микросхем из алмаза, поскольку алмаз является очень хорошим теплопроводником, намного лучшим, чем медь. Есть разумная возможность для аналогичной, возможно, менее дорогостоящей, чем алмазная, кристаллической структуры с очень хорошими свойствами теплопроводности.

Чтобы ускорить работу компьютеров, мы перешли к 2, 4 и даже более, арифметическим единицам — на том же компьютере, а также разработали конвейеры и кэш-память. Все это небольшие шаги к высокопараллельным компьютерам.

Таким образом, вы видите схему на доске для однопроцессорной машины — мы приближаемся к насыщению. Отсюда увлечение высокопараллельными машинами. К сожалению, для них пока нет единой общей структуры, а довольно много конкурирующих конструкций, которые обычно требуют разных стратегий для использования своих потенциальных скоростей и имеют разные преимущества и недостатки. 9 для компьютера типа фон Неймана с одним процессором.

Здесь, в истории роста компьютеров, вы видите реализацию кривой роста типа «S»; очень медленный старт, быстрый подъем, длинный участок почти линейного роста скорости, а затем столкновение с неизбежным насыщением.

Итак возвращаясь к человеческим размерам. Когда в Лаборатории Бэлла впервые появились цифровые компьютеры, я начал с того, что арендовал их на много часов столь часто, что глава отдела математики решил, что было бы дешевле нанять меня как сотрудника — я старался не спорить с ним, поскольку считал споры бесполезными и только создающими больше сопротивления с его стороны цифровым компьютерам. Как только босс говорит «Нет!», ему очень сложно принять другое решение, поэтому не позволяйте говорить «Нет!» на ваше предложение. Я обнаружил, что в мои ранние годы я удваивал количество вычислений на год каждые 15 месяцев. Несколько лет спустя я уменьшил время удвоения вычислений примерно до 18 месяцев. Начальник отдела продолжал повторять, что я не могу продолжать это вечно, и мой вежливый ответ обычно был: «Вы правы, конечно, но вы просто наблюдаете, как я удваиваю количество вычислений каждые 18-20 месяцев!». Машины позволили мне и моим преемникам в течение многих лет удваивать количество выполненных вычислений. Все эти годы мы жили на почти прямолинейной части кривой «S».

Тем не менее, позвольте мне честно отнестись к главе Департамента, это его замечания заставили меня понять, что имело значение не количество выполняемых операций, а как бы количество микро-Нобелевских премий, которые я вычислил. Таким образом, девиз книги, которую я опубликовал в 1961 году:

Целью вычислений является понимание, а не числа.

Мой хороший друг пересмотрел его:

Цель вычислений еще не ясна.

Рисунок 3.1

Теперь необходимо обратиться к некоторым подробностям о том, как на протяжении многих лет конструировали компьютеры. Самые маленькие части, которые мы рассмотрим, — это два устройства состояния для хранения бит информации и для затвора транзистора, которые пропускают или блокируют сигнал. Оба являются двоичными устройствами, и в текущем состоянии знаний они обеспечивают самые простые и быстрые методы вычислений, которые мы знаем.

Из таких частей мы строим комбинации, которые позволяют хранить большие массивы бит; эти массивы часто называют числовыми регистрами. Логический вентиль — это всего лишь комбинация единиц хранения, включая затворы транзистора. Мы строим сумматор из таких устройств, а также каждую большую единицу компьютера.

Перейдя к еще более крупным единицам, у нас есть машина, состоящая из: (1) запоминающего устройства, (2) устройства управления, (3) арифметико-логического устройства. В устройстве управления есть один регистр, который мы будем называть Регистром текущих адресов (CAR). Он хранит адрес, по которому может быть найдена следующая инструкция, Рисунок 3.1.

Цикл компьютера:

1. Получите адрес следующей инструкции от CAR.
2. Перейдите по этому адресу в хранилище и получите эту инструкцию.
3. Декодируйте и исполните эту инструкцию.
4. Добавьте 1 к адресу CAR и начните снова.

Мы видим, что машина не знает где она была и где будет; в лучшем случае у нее есть лишь близорукий взгляд на простое повторение одного и того же цикла бесконечно. Ниже этого уровня затвор транзистора и двухсторонние запоминающие устройства не знают никаких значений — они просто реагируют на то, что должны делать. У них тоже нет глобальных знаний о том, что происходит, ни какого-либо смысла добавлять какой-либо бит, будь то хранение или работа транзистора.

Есть инструкции, которые, в зависимости от некоторого состояния машины, помещают адрес инструкции в CAR, (и 1 не добавляется в таких случаях), а затем машина, начиная свой цикл, просто находит адрес, который не является адресом, следующим за адресом предыдущей инструкции, а находит место, хранимое в CAR.

Я хочу, чтобы вы поняли: машина обрабатывает биты информации в соответствии с другими битами, и, насколько это касается машины, нет никакого смысла в том, что происходит — именно мы придаем значение битам. Машина является «машиной» в классическом смысле; она делает то, что делает, и ничего больше (пока не ошибается). Есть, конечно, прерывания в реальном времени и другие способы, которыми новые биты попадают в машину, но для машины они всего лишь биты.

Но прежде чем мы оставим эту тему, вспомните слова Демокрита (460-336?): «Все есть атомы и пустота». Таким образом, он выразил современный взгляд на мир многих физиков, что все, включая нас с вами, состоит из молекул, и мы существуем в энергетическом поле (?). Больше ничего! Мы машины? Многие не хотят соглашаться с этим, а чувствуют, что они есть что-то большее, чем просто множество молекул, бессмысленно сталкивающихся друг с другом — как мы представляем себе компьютер. Мы рассмотрим эту тему в главах 6-8 под названием «Искусственный интеллект» (ИИ).

В представлении компьютера как машины, набора устройств хранения данных и блоков обработки бит есть определенная польза. Например, при отладке программы (поиске ошибок). Что нужно учитывать при отладке, так это то, что машина подчиняется инструкциям — и ничего больше, никакой «свободной воли» или самосознания как у людей.

Насколько мы действительно отличаемся от машин? Нам всем хотелось бы думать, что отличаемся, но на самом деле? Это чувствительная тема для людей, и в качестве аргументов преобладают эмоции и религиозные убеждения. Мы вернемся к этому вопросу в частях 6-8 про ИИ, когда у нас будет больше знаний для обсуждения этой темы.

Продолжение следует…

Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту [email protected]

Кстати, мы еще запустили перевод еще одной крутейшей книги — «The Dream Machine: История компьютерной революции»)

Содержание книги и переведенные главы

  1. Intro to The Art of Doing Science and Engineering: Learning to Learn (March 28, 1995) (в работе) Перевод: Глава 1
  2. «Foundations of the Digital (Discrete) Revolution» (March 30, 1995) Глава 2. Основы цифровой (дискретной) революции
  3. «History of Computers — Hardware» (March 31, 1995) (в работе)
  4. «History of Computers — Software» (April 4, 1995) Глава 4. История компьютеров — Софт
  5. «History of Computers — Applications» (April 6, 1995) (в работе)
  6. «Artificial Intelligence — Part I» (April 7, 1995) (в работе)
  7. «Artificial Intelligence — Part II» (April 11, 1995) (в работе)
  8. «Artificial Intelligence III» (April 13, 1995) Глава 8. Искуственный интеллект-III
  9. «n-Dimensional Space» (April 14, 1995) Глава 9. N-мерное пространство
  10. «Coding Theory — The Representation of Information, Part I» (April 18, 1995) (в работе)
  11. «Coding Theory — The Representation of Information, Part II» (April 20, 1995)
  12. «Error-Correcting Codes» (April 21, 1995) (в работе)
  13. «Information Theory» (April 25, 1995) (в работе, Горгуров Алексей)
  14. «Digital Filters, Part I» (April 27, 1995) готово
  15. «Digital Filters, Part II» (April 28, 1995) в работе
  16. «Digital Filters, Part III» (May 2, 1995)
  17. «Digital Filters, Part IV» (May 4, 1995)
  18. «Simulation, Part I» (May 5, 1995) (в работе)
  19. «Simulation, Part II» (May 9, 1995) готово
  20. «Simulation, Part III» (May 11, 1995)
  21. «Fiber Optics» (May 12, 1995) в работе
  22. «Computer Aided Instruction» (May 16, 1995) (в работе)
  23. «Mathematics» (May 18, 1995) Глава 23. Математика
  24. «Quantum Mechanics» (May 19, 1995) Глава 24. Квантовая механика
  25. «Creativity» (May 23, 1995). Перевод: Глава 25. Креативность
  26. «Experts» (May 25, 1995) Глава 26. Эксперты
  27. «Unreliable Data» (May 26, 1995) (в работе)
  28. «Systems Engineering» (May 30, 1995) Глава 28. Системная Инженерия
  29. «You Get What You Measure» (June 1, 1995) Глава 29. Вы получаете то, что вы измеряете
  30. «How Do We Know What We Know» (June 2, 1995) в работе
  31. Hamming, «You and Your Research» (June 6, 1995). Перевод: Вы и ваша работа

Кто хочет помочь с переводом — пишите в личку или на почту [email protected]

ПРИЛОЖЕНИЕ К АРИСТОТЛЕ: (СЕТЬ ЗНАНИЙ)

Разговор: ТЕХНОЛОГИЯ

По В. Дэниел Хиллис [3.12.07]

Введение
Джон Брокман

В мае 2004 года Edge опубликовал эссе Дэнни Хиллиса, в котором он предложил «Аристотеля»: Сеть знаний.

«Благодаря сети знаний, — писал он, — накопленный человечеством запас информации станет более доступным, более управляемым и более полезным. Любой, кто хочет учиться, сможет найти лучшие и наиболее содержательные объяснения того, что он хочет узнать». знать. Любой, у кого есть чему учить, будет иметь возможность достучаться до тех, кто чему учится. Учителя перестанут выполнять свою нынешнюю роль распространителей информации и станут проводниками, наставниками, фасилитаторами и авторами. Сеть знаний сделает нас всех умнее. Сеть знаний — это идея, время которой пришло».

На прошлой неделе Хиллис объявил о создании новой компании под названием Metaweb и бесплатной базы данных Freebase.com. …


9 марта 2007 г.

Стартап нацелен на базу данных для автоматизации веб-поиска
Джон Маркофф


Дэнни Хиллис (слева) — основатель Metaweb Technologies, а Роберт Кук — исполнительный вице-президент по разработке продуктов.

САН-ФРАНЦИСКО, 8 марта — Новая компания, основанная опытным технологом, намеревается создать обширную общедоступную базу данных, предназначенную для чтения компьютерами, а не людьми, прокладывая путь к более автоматизированному Интернету, в котором машины будут регулярно обмениваться информацией.

Компанию Metaweb Technologies возглавляет Дэнни Хиллис, чей опыт включает в себя работу в Walt Disney Imagineering и который долгое время отстаивал идею интеллектуальных машин.

Он говорит, что его последняя работа, о которой будет объявлено в пятницу, поможет разработать область, которую часто называют «семантической паутиной» — набором сервисов, которые создадут программных агентов, которые автоматизируют многие функции, которые сейчас выполняются вручную перед веб-браузером.

Идея централизованной базы данных, в которой хранится вся мировая цифровая информация, представляет собой фундаментальный отход от сегодняшней Всемирной паутины, которая сродни библиотеке связанных цифровых документов, хранящихся отдельно на миллионах компьютеров, где поисковые системы служат эквивалентом карточный каталог.

Напротив, г-н Хиллис предполагает централизованное хранилище, которое больше похоже на цифровой альманах. Новая система может свободно расширяться теми, кто желает широко делиться своей информацией. …

… В своих амбициях Freebase имеет некоторое сходство с Google, который утверждает, что его миссия состоит в том, чтобы организовать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной. Но его подход отличает его.

«Каким бы замечательным ни был Google, нам еще многое предстоит сделать», — сказала Эстер Дайсон, аналитик компьютерной и интернет-индустрии и инвестор из EDventure из Нью-Йорка.

По ее словам, большинство поисковых систем основаны на алгоритмах и статистике без структуры, в то время как базы данных до сих пор были исключительно структурированы.

«В середине есть что-то, что представляет вещи такими, какие они есть», — сказала она. «Что-то, что фиксирует отношения между вещами».

Это дополнение уже давно является мечтой исследователей искусственного интеллекта. Система Freebase будет предлагать набор элементов управления, которые позволят как программистам, так и веб-дизайнерам легко извлекать информацию из системы.

«Это похоже на систему для создания синапсов для глобального мозга», — сказал Тим О’Рейли, исполнительный директор O’Reilly Media, издательской фирмы, базирующейся в Севастополе, Калифорния. …Ниже приводится дополнение Хиллиса к его оригинальному эссе. . …

Ниже приводится дополнение Хиллиса к его оригинальному эссе. …

— JB


ПРИЛОЖЕНИЕ К «АРИСТОТЛЕ»: (СЕТЬ ЗНАНИЙ)

[В. ДЭНИЕЛ ХИЛЛИС:] Весной 2000 года, когда я писал эссе об Аристотеле, Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер начали применять гораздо более практичный подход к похожей проблеме. Их проект под названием Nupedia был попыткой создать тщательно отредактированную энциклопедию знаний о мире, которая была бы доступна каждому бесплатно. Проект Nupedia добился некоторого прогресса, но продвигался медленно. Примерно через год они разместили в сети вики, позволяющую любому желающему вносить материалы в Nupedia. Этот фидерный проект назывался «Википедия». То, что произошло дальше, — это часть Истории, которая должна заставить нас, людей рубежа тысячелетий, гордиться собой.

Пока все это происходило, я продолжал работать над созданием прототипа более структурированной компьютерной базы знаний, описанной в эссе. Комментарии моих друзей, в том числе опубликованные на Edge, помогли мне понять, что попытка создать репетитора и базу знаний одновременно обойдется слишком дорого. Итак, я решил сконцентрироваться на части проблемы, связанной с «Сетью знаний». Даже это казалось тяжелой битвой, потому что крах бума доткомов омрачил перспективы финансирования всего, что связано. Это было не лучшее время для амбициозных идей.

Или, может быть, это было хорошее время. Именно в этот период, не отвлекаясь на безумие бума, Google и Википедия смогли создать впечатляюще амбициозные инструменты, которые сделали всех нас умнее. В конце концов, их успех напомнил всем, что информационная революция только начинается. Возобновился энтузиазм к амбициозным мечтам. На этот раз я был к этому лучше подготовлен, поскольку за это время познакомился с замечательным дизайнером продуктов (Робертом Куком) и замечательным инженером (Джоном Джаннандреа), которые разделяли мечту о создании связанной базы данных человеческих знаний, которая могла бы быть представлены компьютерами людям.

Оглядываясь назад, ключевая идея эссе «Аристотель» заключалась в следующем: если люди могли бы вносить свои знания в базу данных, которую могли бы читать компьютеры, то компьютеры могли бы представлять эти знания людям в то время, в том месте и в том формате, который был бы наиболее удобен. полезно для них. Недостающим звеном, чтобы заставить идею работать, была универсальная база данных, содержащая все человеческие знания, представленные в форме, к которой компьютеры могли получить доступ, отфильтровать и интерпретировать.

Можно разумно спросить: почему эта база данных не Википедия или даже Всемирная паутина? Ответ заключается в том, что эти хранилища знаний предназначены для непосредственного чтения людьми, а не для интерпретации компьютерами. Они путают представление информации с самой информацией. Принципиальное отличие сети знаний состоит в том, что информация представлена ​​в базе данных, а презентация создается динамически. Подобно сборнику рассказов Нила Стивенсона, информация фильтруется, отбирается и представляется в соответствии с конкретными потребностями зрителя.

Джон, Роберт и я начали проект, а затем и компанию по созданию базы данных, читаемой компьютером. Насколько мы будем успешны, еще предстоит определить, но мы действительно пытаемся ее создать: универсальную базу данных для представления любых знаний, которыми каждый готов поделиться. Мы называем компанию Metaweb, а бесплатную базу данных Freebase.com. Конечно, в нем нет искусственного интеллекта, описанного в эссе, но это база данных, в которой каждая тема связана с другими темами ссылками, описывающими их взаимосвязь. Он построен таким образом, чтобы компьютеры могли перемещаться и представлять его людям. Все еще очень примитивно, далеко от волшебного сборника рассказов Нила Стефенсона, это, я надеюсь, шаг в правильном направлении.

Компьютеры уже умнее людей?

Кто умнее — вы или компьютер или мобильное устройство, на котором вы читаете эту статью? Ответ становится все более сложным и зависит от меняющихся определений. Компьютеры, безусловно, лучше справляются с трудностями, используя свой уникальный набор навыков, но люди имеют преимущество в задачах, которые машины просто не могут выполнить. Во всяком случае, еще нет.

Компьютеры могут воспринимать и обрабатывать определенные виды информации намного быстрее, чем мы. Они могут прокручивать эти данные в своем «мозге», состоящем из процессоров, и выполнять вычисления, чтобы просчитывать множество сценариев со сверхчеловеческой скоростью. Например, лучшие компьютеры, обученные игре в шахматы, могут в этот момент планировать стратегию на много ходов вперед, решая задачи гораздо ловче, чем лучшие игроки в шахматы. Компьютеры также учатся гораздо быстрее, сужая сложные варианты выбора до наиболее оптимальных. Да, люди тоже учатся на ошибках, но когда дело доходит до решения головоломок, с которыми компьютеры преуспевают, мы гораздо более подвержены ошибкам.

У компьютеров есть и другие преимущества перед людьми. У них лучше память, поэтому они могут получать большое количество информации и могут использовать ее практически мгновенно. Компьютерам не требуется сон, как людям, поэтому они могут рассчитывать, анализировать и выполнять задачи без устали и круглосуточно. Несмотря на ошибки или уязвимость к перебоям в подаче электроэнергии, компьютеры просто точнее выполняют широкий спектр важных функций, чем мы. На них не влияют эмоции, чувства, желания, потребности и другие факторы, которые часто затмевают суждения и интеллект нас, простых смертных.

С другой стороны, люди по-прежнему превосходят компьютеры во многих отношениях. Мы выполняем задачи, принимаем решения и решаем проблемы, основываясь не только на нашем интеллекте, но и на нашем программном обеспечении с массовой параллельной обработкой — абстрактно, что мы любим называть нашими инстинктами, нашим здравым смыслом и, возможно, самое главное, нашим жизненным опытом. Компьютеры можно запрограммировать огромными библиотеками информации, но они не могут воспринимать жизнь так, как мы. Люди обладают чертами, которые мы иногда называем (опять же, абстрактно) творчеством, воображением и вдохновением. Человек может написать стихотворение, сочинить и сыграть музыку, спеть песню, создать картину или придумать новое изобретение. Компьютеры можно запрограммировать на выполнение некоторых из этих задач, но они не обладают врожденной способностью творить так, как это делают люди.

Что обо всем этом думают специалисты по искусственному интеллекту? Начнем с определения того, что мы подразумеваем под словами «умнее» или «умнее». Интеллект состоит из двух компонентов, говорит профессор Шломо Майтал, старший научный сотрудник Института С. Неамана в Технионе — Израильском технологическом институте. Одно — это способность учиться, другое — это способность решать проблемы. И в этих областях компьютеры могут быть умнее людей.

«Сегодня компьютеры могут учиться быстрее, чем люди, например, (IBM) Watson может читать и запоминать все исследования рака, чего не может ни один человек», — говорит Майтал. «С помощью глубокого обучения Watson также может решить проблему, например, как лечить редкую форму рака — и он это сделал. Так что в этом смысле компьютеры могут быть умнее людей».

Майтал указывает на еще один пример компьютерного интеллекта в своей статье «Скоро ли роботы будут умнее людей?» 10 февраля 1996 года компьютер IBM Deep Blue победил чемпиона мира Гарри Каспарова в первой из шести игр серии, а год спустя в конечном итоге выиграл серию — первый компьютер, которому это удалось. Был ли Deep Blue разумным? Да и нет, говорит Майтал.

«Нет, потому что он просто смог просчитать огромное количество возможных шахматных ходов за долю секунды», — пишет Майтал. «Скорость — это не интеллект. Но да, потому что он смог проанализировать эти шахматные ходы и выбрать лучший достаточно хорошо, чтобы обыграть Каспарова».

Компьютеры не имеют существенных ограничений, от которых страдают люди. По словам Сатьи Маллик из LearnOpenCV.com и основателя Big Vision LLC, они не ограничены биологией, не устают, могут часами обрабатывать числа и исключительно сообразительны при выполнении повторяющихся математических задач. .

«От А.И. С точки зрения перспективы, теперь мы можем обучать компьютеры выполнять многие задачи лучше, чем люди, например некоторые задачи визуального распознавания», — говорит Маллик. «У этих задач есть одна общая черта: для решения этих задач мы можем собрать огромное количество данных, и/или они повторяются. Любая повторяющаяся задача, которая создает много данных, в конечном итоге будет изучена компьютерами».

Но эксперты сходятся во мнении, что люди по-прежнему превосходят компьютеры в общем интеллекте, творчестве и здравом смысле познания или понимания мира.

«Компьютеры могут превзойти людей в определенных специализированных задачах, таких как игра в го или шахматы, но ни одна компьютерная программа сегодня не может сравниться с человеческим общим интеллектом», — говорит Мюррей Шанахан, профессор когнитивной робототехники на факультете вычислительной техники Imperial. Колледж в Лондоне. «Люди учатся достигать самых разных целей в самых разных условиях. Мы еще не знаем, как наделить компьютеры здравым смыслом в понимании повседневного мира, который лежит в основе общего человеческого интеллекта, хотя я уверен, что однажды нам это удастся».

Люди обладают творческим потенциалом и интуицией — обоими качествами, которыми компьютерный код не обладает, но, что более важно, может никогда не обладать, по словам Джона Грохола, основателя и генерального директора PsychCentral.com.

«Например, мы можем заставить компьютеры имитировать творчество, помещая произведения искусства в базу данных, а затем создавая новое произведение искусства из некоторого объединения», — говорит Грохол. «Но это то же самое, что и человеческое творчество, или компьютерный код просто следует набору инструкций? Я бы сказал, что это только последнее, что делает компьютер намного хуже, когда дело доходит до этого компонента интеллекта».

Компьютеры не имеют такого представления о значении, как человек, — говорит Яна Эггерс, генеральный директор компании Nara Logics, занимающейся искусственным интеллектом. «Даже если компьютер может определить эмоцию, он не понимает, что означает переживание эмоции», — говорит Эггерс. «Будут ли? Это возможно, но неясно, как это будет работать с текущими формами вычислений».

Но что, если перевести часы достаточно далеко вперед? Эксперты в целом согласны с тем, что компьютеры завтрашнего дня будут обладать некоторыми чертами, которые сегодня считаются уникальными для человека.

«Человеческий мозг состоит из 86 миллиардов нейронов (нервных клеток), и все они взаимосвязаны, — говорит Майтал. «Компьютерные нейронные сети имеют гораздо меньше «клеток». Но однажды такие нейронные сети достигнут сложности и изощренности мозга».

Все это, скорее всего, произойдет раньше, чем позже, считает Грохол. «Как только мы взломаем нейрокод, который управляет нашим мозгом, я считаю, что мы сможем воспроизвести эту структуру и функции искусственно, чтобы мы действительно могли создать искусственную жизнь с помощью искусственного интеллекта», — говорит он. «Я определенно мог предвидеть, что это произойдет в следующем столетии.

Некоторые люди, такие как ученый-компьютерщик Рэй Курцвейл и соучредитель Tesla Илон Маск, предостерегают от потенциальных опасностей ИИ, предвидя будущее типа Терминатора, в котором машины вышли из-под контроля. Нам, безусловно, нужно контролировать искусственный интеллект, чтобы мы могли управлять машинами, а не наоборот. Но вопрос, похоже, не столько в «злых» машинах в голливудском стиле, которые поднимаются, чтобы истребить жалких людей, сколько в согласовании: как мы можем гарантировать, что машинный интеллект, который в конечном итоге может оказаться совершенно за пределами нашего понимания, останется полностью совмещенным с нашим собственным?

Отчасти это переосмысление того, как мы подходим к этим вопросам. Вместо того, чтобы зацикливаться на том, кто умнее, или иррационально бояться технологий, мы должны помнить, что компьютеры и машины предназначены для улучшения нашей жизни, точно так же, как компьютер IBM Watson помогает нам в борьбе со смертельными заболеваниями.