Что такое Less
Назад
Что такое LESS и как его использовать
Для упрощения жизни верстальщика придумано достаточное количество фреймворков и надстроек. Сейчас пойдет речь об упрощении и ускорении написания стилей для сайтов. Для этого как известно используются каскадные таблицы стилей CSS.
LESS — это надстройка над CSS. LESS — это программируемый CSS. LESS расширяет CSS динамическими возможностями, такими как переменные, примешивания и операции.
Для того, что бы начать писать стили на LESS, достаточно знаний CSS, ничего нового изучать не нужно. Поэтому порог вхождения в данный язык очень мал.
Как перейти на LESS?
Так как LESS использует синтаксис CSS, то это означает что имеющийся CSS уже является валидным LESS. Для более удобного использоваться готового CSS в LESS, можно воспользоваться онлайн сервисами конвертирования CSS в LESS:
- Css2Less
- Lessify
После того, как стили сконвертированы в LESS, создаем соответствующий файл с расширением . less, например style.less.
Использование
Вариант с компиляцией на лету не рассматривал, т.к изначально увеличивается время загрузки страницы. Поэтому лучше конвертировать вручную с использованием соответствующих приложений или плагинов:
- Winless (OS: Windows)
- LESS.app (OS: MAC)
- LESS CSS Compiler (IDEA plugins)
Если вы используете среду разработки IDEA, то советую использовать плагин. При потере фокуса программы less будет компилироваться в css, это очень удобно 🙂
Когда есть понимание того, как работать с LESS, можно переходить к основным возможностям языка, ради которого стоит его использовать:
Переменные
Переменные позволяют определить постоянно используемые значения в одном месте, а затем повторно использовать их в любом месте таблицы стилей, что облегчает внесение глобальных изменений буквально до изменения одной строки кода.
LESS
@color: #4D926F; #header { color: @color; } h3 { color: @color; }
CSS
#header { color: #4D926F;} h3 { color: #4D926F; }
Mixins
Mixins (примешивания) позволяют включать все свойства класса в другой класс путем простого включения имени класса как значение одного из свойств.
LESS
.box-sizing(@a: border-box) { box-sizing: @a; -webkit-box-sizing: @a; -moz-box-sizing: @a; } .wrapper { box-sizing; }
CSS
.wrapper { box-sizing: border-box; -webkit-box-sizing: border-box; -moz-box-sizing: border-box; }
Вложенные правила
Вместо создания длинных имен селекторов для указания наследования, в Less мы можем просто вкладывать селекторы в другие селекторы. Это делает наследование прозрачнее для понимания, а таблицы стилей — короче.
LESS
.content { a { text-decoration: none; &:hover { text-decoration: underline; } } }
CSS
.content a { text-decoration: none; } .content a:hover { text-decoration: underline; }
Операции
Операции позволяют увеличивать, уменьшать, делить и умножать и значения и цвета свойств, давая возможность указывать сложные соотношения между свойствами.
LESS
@width: 960px; .content { width: @width * 2/3;} .sidebar { width: @width / 3; }
CSS
.content { width: 640px; } .sidebar { width: 320px; }
Вывод
Несомненно помимо LESS есть и другие надстройки над CSS, например SCSS. Лично я предпочитаю использовать LESS, за его простоту и схожесть синтаксиса. Но что точно — для быстрого написания стилей нужно использовать надстройки, которые будут беречь ваше время. Для начала советую воспользоваться LESS, так как ничего нового учить не нужно, сразу используйте дополнительные возможности.
У вас нет прав для комментирования.
Методика Large-Scale Scrum (LeSS) | Atlassian
Agile-команды состоят из владельцев продукта, Scrum-мастеров, разработчиков ПО и других участников. Вместе они ищут нестандартные решения для создания ценных продуктов, отвечающих сложным потребностям клиентов. Scrum — это популярная Agile-методика, с помощью которой команды разрабатывают, поставляют и поддерживают многофункциональные продукты. Но только недавно нам удалось найти эффективные способы развертывания Scrum в масштабе корпорации. Так появились методики масштабирования Agile-процессов, такие как Large-Scale Scrum (LeSS).
Что такое методика LeSS?
LeSS — это методика, позволяющая применять Scrum в масштабе нескольких команд, совместно работающих над одним продуктом. За ее основу взята одна Scrum-команда, определение которой дали Кен Швабер и Джефф Сазерленд в Руководстве по Scrum, но применяется она к нескольким командам, работающим над одним продуктом.
Подробнее эта методика рассмотрена в книге Large-Scale Scrum: More with LeSS (Scrum в крупномасштабных проектах: как добиться большего средствами LeSS) от Крейга Лармана и Баса Водде. На основании многолетнего опыта применения авторы определяют LeSS как методику, которая позволяет создать ценность, при этом отсекая все сложное и ненужное.
Цель методики LeSS — применять принципы и идеалы Scrum в контексте крупномасштабной корпорации как можно более простым способом, полагаясь на установленные правила и руководства. Методику LeSS за ее простоту традиционно связывают с понятием «минимальной достаточности», но под этим не подразумевается ничего плохого.
Структура методики LeSS
Методика LeSS возникла в результате проведения более 600 экспериментов по расширению применения методики Scrum, которую когда-то считали применимой только в небольших группах людей, находящихся в одном месте. Эксперименты, руководства, основы и принципы LeSS были созданы для удовлетворения потребностей большего числа команд. Кроме того, впоследствии были изданы правила LeSS. В них содержались уточнения и рекомендации по внедрению и реализации LeSS, и они также играли роль руководства по освоению этой методики.
Принципы, основы, руководства и эксперименты
Принципы
В LeSS выделяют 10 принципов, следуя которым можно перенести ценность, элементы и общее назначение Scrum на уровень всей корпорации. С опорой на них создаются более ответственные команды, уделяющие больше внимания клиентам и демонстрирующие повышенную эффективность совместной работы. Приоритетами для команд становятся обучение, прозрачность и создание ценности, ориентированной на клиента. Именно это необходимо организациям, выпускающим продукты, чтобы оставаться конкурентоспособными и уметь быстро реагировать на изменения. Ниже перечислены все принципы методики.
- Методика Large-Scale Scrum — это Scrum
- Эмпирический контроль процессов
- Прозрачность
- Лучшие результаты меньшими усилиями
- Внимание ко всему продукту
- Клиентоориентированность
- Непрерывное совершенствование на пути к идеалу
- Системное мышление
- Бережливость
- Теория массового обслуживания
Основы
Методика LeSS представлена в двух конфигурациях: Basic LeSS для компаний с 2–8 командами (10–50 человек) и LeSS Huge, которая подходит, когда команд больше 8 (50–6000 человек и более).
LeSS Huge — это конфигурация Basic LeSS плюс новая ключевая роль — владелец продукта по области (APO) — и новые артефакты, а также изменения в собраниях. На первых порах организации рекомендуется попробовать Basic LeSS. Поэкспериментируйте с новой методикой, «прочувствуйте» ее и получите отзывы от участников. Затем приступайте к освоению LeSS Huge. Есть два рекомендуемых подхода к внедрению LeSS Huge.
- Работа над одной областью требований за раз; сосредоточенность на области требования в рамках более крупного продукта.
- Постепенное расширение области работы команды, критериев готовности работы и определения продукта.
Так команды в организациях смогут приобрести опыт работы с LeSS, добиться прогресса в разных аспектах продукта и заручиться поддержкой руководства, прежде чем применять LeSS в масштабе всей организации.
Руководства
Руководства по LeSS представляют собой свод рекомендаций, составленный авторами методики Крейгом Ларманом и Басом Водде на основе экспериментов с LeSS. Эти руководства появились спонтанно, став побочным продуктом третьей книги авторов — Large-Scale Scrum: More with LeSS (Scrum в крупномасштабных проектах: как добиться большего средствами LeSS). Тем не менее они весьма полезны для освоения способов внедрения LeSS, ролей и обязанностей участников, особенностей координирования и интеграции нескольких команд и многого другого. Помните: только вы решаете, нужно ли следовать руководствам при реализации методики LeSS.
Эксперименты
LeSS также охватывает эксперименты, которые некоторым организациям, по мнению авторов, следует попробовать либо избегать, а также эксперименты, которые привели к неоднозначным результатам. На результатах экспериментов и была основана методика LeSS.
В первых двух книгах Крейга Лармана и Баса Водде — Scaling Lean & Agile Development (Масштабирование Agile- и бережливой разработки) и Practices for Scaling Lean & Agile Development (Практическое руководство по масштабированию Agile- и бережливой разработки) — методика Large-Scale Scrum преподносилась как серия экспериментов, объединенных принципом «никаких рекомендаций, поскольку они неразрывны с условиями, в которых применяются».
Третья книга автора Large-Scale Scrum: More with LeSS (Методика LeSS: лучшие результаты меньшими усилиями) может служить пособием по освоению LeSS. В ней содержатся эксперименты из первых двух книг, приводится описание ролей в методике LeSS, объясняется, как согласовывать работу нескольких команд и превращать их в единый организм, и многое другое.
Все три книги постепенно сформировали методику LeSS. Мы настоятельно рекомендуем прочитать их, чтобы лучше понимать, на чем она строится.
Роли и планирование в LeSS
В центре Basic LeSS находится команда и основные роли Scrum: владелец продукта Scrum (отвечает за концепцию продукта и направление работы над ним), команды разработчиков Scrum (отвечают за создание и поставку продуктов) и Scrum-мастер (отвечает за непрерывное совершенствование и обучение команды). В LeSS особенное значение имеет роль менеджера и то, как он помогает команде, устраняя препятствия для непрерывного совершенствования и самостоятельной работы.
Мы упомянули ранее, что владелец продукта по области в рамках LeSS Huge помогает владельцу всего продукта и согласовывает с ним действия. Он — важное звено между бизнес-потребностями и командой технических специалистов. Владелец продукта по области занимается тем же, что и владелец всего продукта, но у команды, которую он курирует, более узконаправленный объем работы. На долю владельца продукта по области приходятся задачи, ориентированные на клиента. Он выступает в качестве владельца всего продукта для ориентированных на продукт функциональных команд.
Одним из ключевых собраний, предусмотренных Scrum и получивших развитие в LeSS, является собрание по уточнению бэклога продукта (PBR). Собрания PBR нужны, чтобы охватить все направления работы в рамках планирования спринта. Они предполагают выполнение нескольких параллельных спринтов LeSS. Такие собрания должны регулярно проводиться в каждом спринте, чтобы у его участников была возможность понять, обсудить и уточнить рабочие задачи и тем самым подготовиться к будущим спринтам. Основные этапы собрания PBR: 1) разбивка крупных элементов бэклога, 2) прояснение и решение актуальных вопросов и 3) оценка размера истории, рисков, зависимостей и ценностей.
Наряду с собранием по планированию спринта важными остаются встречи по обзору итогов спринтов и ретроспективы, на которых можно узнать, что команда создала и поставила, а также обсудить изменения, усовершенствования и новые идеи. Кроме того, это возможность для команд по достоинству оценить поставленную ими ценность для клиента. Во время ретроспектив каждая команда может не только проанализировать ход работы и выработать идеи по улучшению процесса, но и обсудить, насколько хорошо команде удалось проявить себя в совместной работе и согласовать действия.
В чем заключаются отличия LeSS?
С другими методиками масштабирования Agile LeSS роднит пять основных компонентов: Манифест Agile (источник вдохновения) и его 12 принципов, график работ в виде спринтов или итераций, синхронизация между разными уровнями организации, укорененность в Scrum и методы качественной разработки, такие как DevOps, CI/CD и разработка на основе тестирования. При этом несколько характерных особенностей отличают LeSS от других методик.
Сравнение LeSS и Scrum
LeSS часто противопоставляют Scrum, чтобы выяснить, какая методика лучше. Однако ставить вопрос таким образом неверно. LeSS не является улучшенной версией Scrum; их не стоит сравнивать. Методика LeSS была выведена из Scrum, чтобы Scrum можно было использовать в более крупном масштабе. LeSS дает возможность применять Scrum в организациях большого размера и в нескольких командах одновременно.
Конфигурация Basic LeSS очень похожа на Scrum для одной команды. LeSS предусматривает единый бэклог продукта и критерии готовности работы, а также одного владельца продукта. И хотя таким образом могут работать несколько команд, все они действуют вместе как одна команда Scrum. В конце каждого спринта они поставят общий, готовый к выпуску продукт. В LeSS предусмотрен один владелец продукта, отвечающий за один бэклог продукта, однако при этом результат достигается усилиями одной или нескольких команд. В конфигурации LeSS Huge, в частности, получает развитие роль владельца продукта. Вводятся владельцы продукта по области, которые согласовывают работу множества команд и отвечают за их взаимодействие. Чтобы помочь им в этом, владелец продукта проводит собрание для общекомандного уточнения бэклога продукта. Так все команды, участвующие в совместной работе, могут согласовать поставку результатов.
Кроме того, в LeSS планирование спринта делится на две части. Сначала команды собираются вместе, чтобы решить, как лучше поделить элементы бэклога продукта. Затем команды планируют свой спринт, взаимодействуя и общаясь с другими командами, чтобы выполнить задачи из этого бэклога.
Особенности LeSS на этом не заканчиваются. В других собраниях, таких как ежедневное Scrum-совещание, обзор итогов спринта и общая ретроспектива, также есть нюансы.
LeSS и SAFe
Хотя LeSS и набирает популярность среди корпораций с крупными командами по разработке ПО, другие методики масштабирования Agile, например Scrum of Scrums или Scrum@Scale, также получили широкое распространение. Одной из ведущих методик является Scaled Agile Framework® (SAFe).
Между LeSS и SAFe много общего. Например, основой для обеих методик является масштабирование команды Scrum и внедрение таких принципов, как бережливость, непрерывное совершенствование и клиентоориентированность. Однако LeSS отличает стремление упростить организационную структуру за счет сохранения гибкости и возможности адаптации.
В отличие от LeSS SAFe вводит новые роли, включая технического руководителя релизов (Release Train Engineer, RTE), технического руководителя решений (Solution Train Engineer, STE) и владельцев эпиков. SAFe также предусматривает процессы, артефакты и организационные изменения, которые не все организации будут готовы принять, даже если их Agile-команды уже одинаково успешно применяют Scrum. LeSS Huge в чем-то отличается от Basic LeSS, но в целом этот вариант не сложнее других методик.
Преимущества методики LeSS
Первостепенной целью LeSS является не создание новой методики, а применение принципов Scrum ко множеству команд, которые работают вместе для поставки полностью готового клиентоориентированного решения или продукта.
Перечислим некоторые преимущества, которые может дать LeSS.
- Снижение затрат на внедрение, поскольку внедряются те же методики, которые команды уже используют в рамках Scrum.
- Наличие только одного владельца продукта, который понимает методику и принципы и который в результате становится связующим звеном между представителями бизнеса и техническими специалистами.
- Сокращение числа людей, необходимого для поставки продукта. Методика LeSS предполагает применение в крупных масштабах, но при этом не требует множества ролей и затрат.
- Благодаря этой методике вы получите представление о продукте в целом в рамках конкретного направления деятельности.
- Команды могут напрямую взаимодействовать с клиентом и заинтересованными бизнес-сторонами.
- Частые ретроспективы и прочие совещания, являющиеся основополагающими процессами в рамках Манифеста Agile, создают условия для непрерывного совершенствования.
Для многих организаций подход LeSS к масштабированию команд Scrum может стать очередным логическим шагом на пути к масштабированию Agile.
Следующий шаг
Методики вроде LeSS помогают компаниям эффективно масштабировать принципы Agile и добиваться желаемых бизнес-результатов. Но не менее важны инструменты, которые они выбирают для дополнения существующих методов работы и реализации всех преимуществ этих методов. С помощью Jira Align, платформы для корпоративного agile-планирования от Atlassian, вы сможете повысить прозрачность и обеспечить соответствие стратегическим целям и потребностям компании, чтобы быстрее осуществить цифровые преобразования. Узнайте, как Jira Align сейчас поддерживает LeSS.
Подробнее
Thomas E. OConnor
Том имеет опыт развития информационных технологий и служб в сфере здравоохранения, энергетики, производства, финансовых служб и страхования, поэтому не понаслышке знает, что при переходе на Agile крупные клиенты сталкиваются с трудностями. Том также знает, что переход на Agile того стоит. Ему приходилось наблюдать проблемы в компаниях, работающих по-старому, и он был свидетелем успеха, которого достигали обучающиеся организации после внедрения масштабируемого подхода Agile и методики Lean Portfolio Management (LPM). Том настолько убежден в своих идеях, что ввел практики Agile даже в районном управлении по защите от пожаров в городе Дивайд, Колорадо, где 13 лет проработал начальником пожарной охраны и чуть больше 25 лет — волонтером. Он посвящает большую часть свободного времени своей семье, юношескому спорту, катанию на внедорожном мотоцикле или снегоходе, а также посещению автомобильных выставок со своим Camaro SS 1968 года. Хотите узнать больше? Свяжитесь с Томом на LinkedIn.
LeSS Framework — крупномасштабный Scrum (LeSS)
Скоро: 2023 LeSS Conference Berlin
- LeSS Framework
[Скачать PDF]
[Скачать PNG]
Масштабирование Scrum начинается с понимания стандартного Scrum для одной команды. С этого момента ваша организация должна быть в состоянии понять и принять LeSS, что требует изучения цели элементов Scrum для одной команды и выяснения того, как достичь той же цели, оставаясь в рамках ограничений стандартных правил Scrum.
Гибкая разработка с помощью Scrum требует глубоких организационных изменений, чтобы стать гибкой. Поэтому ни Scrum, ни LeSS не следует рассматривать просто как практику. Скорее, они формируют структуру организационного дизайна.
LeSS предоставляет две разные крупномасштабные среды Scrum. Большинство элементов масштабирования LeSS сосредоточены на том, чтобы направить внимание всех команд на продукт в целом, а не на «мою часть». Глобальный и «сквозной» фокус, пожалуй, являются основными проблемами, которые необходимо решить при масштабировании. Два фреймворка, которые в основном представляют собой расширенный Scrum для одной команды, — это:
- LeSS: до восьми команд (по восемь человек в каждой).
- LeSS Огромный: До нескольких тысяч человек на одном продукте.
Что значит быть таким же, как One-Team Scrum?
LeSS — это расширенная версия однокомандного Scrum, сохраняющая многие практики и идеи однокомандного Scrum. В LeSS вы найдете:
- отдельный Бэклог Продукта (потому что он для продукта, а не для команды),
- одно определение готовности для всех команд,
- одно Инкремент потенциально поставляемого продукта в конце каждого спринта,
- один владелец продукта,
- множество полноценных межфункциональных команд (без команд, состоящих из одного специалиста),
- один спринт.
В LeSS все Команды участвуют в общем Спринте, чтобы выпускать общий поставляемый продукт в каждом Спринте.
Чем отличается LeSS?
- Планирование спринта, часть 1 : Помимо одного владельца продукта, в него входят люди из всех команд. Позвольте членам команды самостоятельно решать, как распределять элементы бэклога продукта. Члены команды также обсуждают возможности найти совместную работу и сотрудничать, особенно по связанным вопросам.
- Планирование спринта, часть 2 : проводится независимо (и обычно параллельно) каждой Командой, хотя иногда для простой координации и обучения две или более Команды могут проводить его в одной комнате (в разных местах).
- Ежедневный Скрам : Он также проводится независимо каждой Командой, хотя член Команды А может наблюдать за Ежедневным Скрамом Команды Б, чтобы расширить обмен информацией.
- Координация : Just Talk, Общение в коде, Путешественники, Открытое пространство и Сообщества.
- Общее PBR : Может быть необязательное и короткое общее собрание по уточнению невыполненной работы над продуктом (PBR), в котором участвуют один владелец продукта и люди из всех команд. Основная цель состоит в том, чтобы решить, какие команды, скорее всего, реализуют какие элементы, и, следовательно, выбрать эти элементы для более позднего углубленного PBR для одной команды. Это также возможность улучшить взаимодействие с владельцем продукта и всеми командами.
- Уточнение бэклога продукта : Единственное требование в LeSS — PBR для одной команды, такое же, как и в Scrum для одной команды. Но распространенный и полезный вариант — многокомандный PBR, когда две или более команд находятся в одной комнате вместе, чтобы улучшить обучение и координацию.
- Обзор спринта : В дополнение к одному владельцу продукта в него входят люди из всех команд, а также соответствующие клиенты/пользователи и другие заинтересованные стороны. На этапе проверки приращения продукта и новых элементов рассмотрите стиль «базар» или «научная ярмарка»: большая комната с несколькими зонами, каждая из которых укомплектована членами команды, где демонстрируются и обсуждаются элементы, разработанные командами.
- Общая ретроспектива : Это новое собрание, которого нет в однокомандном Scrum, и его цель — изучить улучшение всей системы, а не сосредоточиться на одной команде. Максимальная продолжительность спринта — 45 минут в неделю. В него входят Владелец Продукта, Скрам-мастера и чередующиеся представители от каждой Команды.
О LeSS — Крупномасштабный Scrum (LeSS)
- Ресурсы LeSS
- О LeSS
Распечатать Оставить отзыв
Когда Agile-манифест был создан, многие «знали», что Agile-разработка предназначена для небольших групп. Однако мы заинтересовались — и получили все больше запросов — применять Agile и Scrum для разработки очень крупных и многосайтовых продуктов. В 2005 году Бас и Крейг начали совместную работу в Nokia Siemens Networks, где они объединили свой опыт и создали LeSS Framework. С тех пор LeSS применяется к продуктам от 2 команд до 2500 человек в продуктовых компаниях (таких как поставщики телекоммуникационных услуг), проектных компаниях (таких как Valtech) и внутренних продуктах (таких как JP Morgan).
«Бас Водде и Крейг Ларман»LeSS Creators
О Крейге
Крейг Ларман работает консультантом по организационному дизайну, фокусируясь на организационном редизайне и системном мышлении, для обеспечения гибкости и высокой производительности продуктовые организации. Его упор делается на крупномасштабный скрам, а также на масштабирование гибких принципов и практик и бережливого мышления для очень крупных, многосайтовых и гибких оффшорных разработок (часто встроенных систем, телекоммуникаций или инвестиционно-банковских услуг), а также обучение исполнительных команд достижению успеха в более крупных предприятиях. принятие гибких и бережливых методов на уровне.
Крейг был ведущим тренером по внедрению бережливой разработки программного обеспечения в Xerox, а также служит или работал консультантом по крупномасштабному внедрению Scrum и корпоративной гибкости в Ericsson, JP Morgan, Cisco-Tandberg, Bank of America Merrill Lynch, Alcatel-Lucent, UBS, Nokia Networks, Thomson Reuters, Ion Trading, Statoil и многие другие клиенты. Крейг также занимал должность главного научного сотрудника в Valtech, организации, занимающейся консультированием, аутсорсингом и передачей навыков, с подразделениями во многих странах, в том числе в Бангалоре, которое применяет гибкие методы к оффшорной разработке. Работая в Valtech, он помогал создавать «гибкие оффшорные разработки», живя в Индии и Китае. Его работа сосредоточена на группах продуктов, в которых участвуют от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, обычно на нескольких сайтах.
О Басе
Бас Водде — опытный тренер по гибкой и бережливой разработке (с упором на Scrum и LeSS). Ему нравится отлаживать организации, и он работал в руководящей группе крупного телекоммуникационного продукта. Он много лет работал над самым масштабным внедрением LeSS Huge, о котором ему известно, — большие группы требуют терпения. Он также увлекается разработкой программного обеспечения и активно участвует в проектах с открытым исходным кодом (в основном на C++ и Ruby). многонациональных организаций работают (или не работают…). Он любит читать книги и писать программы и продолжает учиться у своих двух сыновей.
Бас является автором книг Scaling Agile & Lean Development, Practices for Scaling Lean and Agile Development и Large-Scale Scrum. Он поддерживает среду модульного тестирования CppUTest C++ и библиотеку автоматизации графического интерфейса пользователя Osaka Mac
The LeSS Company B.V.
Компания LeSS была создана в 2014 году с целью продвижения LeSS, предлагая сертифицированное обучение LeSS и продвижение коучинга LeSS. Компанию основали Бас Водде, Крейг Ларман и Йохан Шонмейкер.