Содержание

Куда пойти учиться на программиста / Habr

Школьники уже, кажется, сдали ЕГЭ и вот-вот отправятся подавать документы в ВУЗы. Программирование и IT-технологии пользуются стабильным спросом, примерно как юридические и экономические специальности 10 лет назад.

В этой статье я расскажу как работает высшее образование для IT, как правильно выбрать IT-специальность.
Статья будет полезна не только абитурентам-2015, но и школьникам старших классов, которые уже решили связать свою жизнь с IT.

Нужно ли поступать в ВУЗ, чтобы стать программистом?


Существует множество точек зрения на этот вопрос и, уверен, в комментариях его не раз поднимут. По моему скромному мнению, высшее образование не является обязательным условием становления специалиста в области IT, ровно как и гарантией этого. Но может стать прочным фундаментом для профессионального роста.

Вы можете читать книги, участвовать в OpenSource-коммьюнити, подрабатывать на oDesk и через несколько лет будете опытным разработчиком, без высшего образования. Правда, ничто не мешает это всё делать параллельно учёбе в ВУЗе, кроме собственной лени.
Вы можете поступить, сдавать зачёты и экзамены, получить диплом и не стать в итоге профессиональным программистом — таких историй миллионы.

Хороший ВУЗ даёт прежде всего отличные условия для того, чтобы получать знания, опыт, связи и вырасти как личность. И только от вас зависит, как вы будете их использовать (и будете ли вообще).
Примем условно, что вы уже приняли решение получить высшее образование в сфере IT, и пойдём дальше.

Бакалавр, специалист и магистр



С тех пор как министерство образование решило интегрировать Россию в болонскую систему высшего образования прошли годы и многое изменилось. Раньше все ИТ-шники могли получить только диплом специалиста. В этом году выпустились последние дипломированные специалисты (за исключением специальностей, где срок обучения более 5 лет).
Сейчас вы можете стать бакалавром, после этого — магистром, а далее поступать в аспирантуру для соискания российского аналога Ph.D.

Что изменилось на самом деле?


В старых учебных планах для «специалистов» урезали количество часов на один год, при этом самые сложные дисциплины были либо удалены, либо сокращены. Многие академические темы из области алгебры, теории вероятности, физики останутся для бакалавра неосвещёнными преподавателем. В ряде специальностей, где программирование является вспомогательной компетенцией (например, информационная безопасность), под нож попали различные технологии программирования — от web-разработки до параллельного программирования.

В остальном ни теоретический материал, ни методика преподавания не изменились. Сократился объем материала. Если в каком-то ВУЗе раньше давали лабораторные для Pascal, то по-прежнему их и дают.
При этом учебные планы магистратуры могут похвастать новизной. Об этом можно написать отдельно, если будет спрос.

Нужно учитывать, что бакалавр — это не готовый сотрудник, который может прийти к работодателю с красным дипломом и просить среднюю зарплату по больнице. Бакалавр что-то знает, что-то умеет из технологий, но как правило не умеет работать в команде, большом коллективе и полностью самостоятельно решать конкретные практические задачи. В терминологии разработчиков это Junior, подающий надежды через 2-4 года стать Middle Developer. Во многих компаниях таким выпускникам без опыта устраивают стажёрские программы с наставником на 6-12 месяцев.

Прикладной и академический бакалавриат


Само собой тот факт, что специалитет просто уменьшили на 20%, не мог порадовать министерство образования. Мало кого может порадовать «недоспециалист», который теперь знает ещё меньше. Поэтому с 2015 года будут повсеместно вводить прикладной бакалавриат как альтернативу неполному академическому образованию.

Если коротко, то прикладной от академического отличается новым учебным планом, где все дисциплины сфокусированы на выпуск максимально готового к реальным рабочим задачам сотрудника. Без стажировок и прочих головняков для работодателя. Например, из академического бакалавриата может выйти «математик-программист», а из прикладного «Разработчик .Net», «Разработчик реляционных баз данных» или «Программист C++». Последние более интересны рынку труда сразу после окончания ВУЗа, первые же после окончания бакалавриата должны поступать в магистратуру и дальше качать свои компетенции, чтобы после выпуска претендовать на более высокие позиции. Другая полезная вещь — участие в учебной программе прикладного бакалавриата работодателей (как базы практики) и IT-вендоров.

Несмотря на то, что идея на мой взгляд здравая и её реализация была начата ещё 5 лет назад в 44 пилотных ВУЗах, я ещё не встречал ни качественно новых учебно-методических материалов, ни готовых к самостоятельной работе выпускников. Предполагаю, что в ближайшие 2-3 года ничего не изменится и значительной разницы в подготовке академического и прикладного бакалавриата не будет. Тем не менее, если вы уже решили быть магистром — поступайте на академический, если после 4 лет обучения планируете идти работать, а к магистратуре вернуться «когда-нибудь» — то на прикладной.

Преподавание в ВУЗе


Если в школе учатся, то в ВУЗе обучаются. И разница тут огромна. Никто не будет заставлять учиться. Если хотите получить диплом — сидите, разбирайтесь, спрашивайте у однокурсников. Преподаватель — это просто носитель знаний, который умеет эти знания пояснять. Его цель — рассказать, ваша — понять. Если вы что-то не поняли — преподаватель свою цель всё равно выполнил. Даже если в отдельных случаях это не так — лучше думать именно в такой парадигме, будет меньше разочарований.

Качество преподавания заключается именно в том, насколько хорошо преподаватель доносит до вас знания, какую практическую компетенцию вы при этом получаете. Например, донести принцип ООП можно на языке программирования Delphi, а можно на C# или Java. Вы поймёте ООП в любом случае, если будете стараться, но знакомство с языками C# или Java будет полезно для вас в будущем, при подготовке курсовых работ, при подработке или дальнейшем трудоустройстве.

Преподавание — штука инертная. Чем больше преподаватель читает один и тот же курс на примере одних и тех же технологий — тем лучше у него получается донести знания до студентов. Но IT-технологии меняются слишком быстро, поэтому возможны две крайности:

  1. преподаватель читает вам то, что морально устарело, но вы всё прекрасно понимаете
  2. преподаватель рассказывает о новейших технологиях, но у вас остаются большие пробелы в понимании чего-либо (если вы не восполните их самостоятельно в книгах, на StackOverflow или MSDN — то так оно и останется).

Есть замечательные преподаватели, которые каждый год обновляют 30% своего учебно-методического материала, но на такие усилия готов не каждый.

Помимо дробления бакалавриата на академический и прикладной, сейчас также проходит обновление стандартов образования со второго поколения на 3 и 3+. В условиях такого количества изменений в преподавании — есть риск, что ближайшие 2-3 набора студентов будут подготовлены хуже, чем последующие. А значит — нужно прилагать больше личных усилий.

Выбирая ВУЗ и специальность желательно знать Кто и Что вам будет рассказывать. Перед окончательным выбором — узнавайте у текущих студентов, читайте студенческие группы VK.

Выбор специальности


Итак, вы решили получить высшее образование, стать программистом. И не просто программистом, а, например, именно Web-разработчиком, специализирующемся на frontend. Круто, что в 18 лет уже есть цель в жизни, но спешу расстроить. В нашем государстве есть такая штука как стандарты высшего образования и они куда более абстрактны, чем вам бы этого хотелось.

Полный список стандартов высшего образования можно посмотреть вот тут. Не по всем ещё есть стандарты поколения 3+, но до конца года будут. Рекомендую почитать эти скучные документы.

Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (МОАИС).


Специальность, дающая наилучшие условия для развития компетенций разработчика.

Вы изучите: технологии программирования на различных языках (обычно за 4 года вы познакомитесь с минимум тремя языками программирования — например: C++, C#, Lisp, или C++, Java, Python), разработка и основы администрирования реляционных и объектно-ориентированных БД, сетевые технологии, разработка приложений «клиент-сервер», «клиент — сервер приложений — сервер БД», параллельное программирование.

Обучение даёт понимание программирования в принципе, за пару месяцев вы способны изучить любой язык программирования и развиваться в нём; понимание как работает любая программа, как решить большинство вычислительных задач. После получения диплома из вас крепкий Junior, но как только вы разберётесь с конкретными задачами и инструментами в конкретной компании, багажа знаний будет достаточно, чтобы претендовать на Middle.

После опыта работы и хорошей магистратуры по этой специальности вы сможете не просто делать программы и информационные системы, но познакомитесь с принципами разработки высоконагруженных систем, управления командой, планирования разработки и сможете претендовать на Senior и Team Lead.

Фундаментальные информатика и информационные технологии (ФИИТ).


Специальность близка к МОАИС, но ориентирована на вычислительные эксперименты и исследовательские задачи.
Иными словами, как программист вы будете в наилучшей форме, но вы будете почти бесполезны для решения практических бизнес-задач. Зато вы ценный кадр для R&D-департаментов, научных лабораторий и научно-исследовательских команд. Обучение по этой специальности в хорошем ВУЗе даёт возможность выбирать место работы по всему миру, работая известных компаниях. Уже изначально предполагается, что бакалавриат будет только первой ступенькой вашего образования.

Вполне реальная история: получив бакалавра в МГУ, поступить в магистратуру CalTech. Само собой, физика, алгебра и матанализ должны быть вашей страстью.

Информатика и вычислительная техника (ИВТ)


Специальность ориентирована на воспитание системных программистов, работающих «с железом». У вас будут навыки программирования роботов, систем реального времени и работы с паяльной лампой. С таким образованием разрабатывать скучные учётные системы и веб-приложения не захочется, но ваша дальнейшая карьера может начаться как инженера по видеонаблюдению в небольшом ЧОПе, так и в лаборатории робототехники крупного бренда (само собой после прохождения магистерской программы).

На мой взгляд с чисто программистскими специальностями всё. Ниже будет перечень специальностей, где тоже обучают программированию. Но если у специальностей сверху учебный план построен так, чтобы выпустился Программист, то у специальностей ниже — Специалист в чем-то с навыками программирования.

Не только программист


Программная инженерия

Относительно новая специальность, готовящая по сути менеджеров программного продукта. Этот специалист смотрит поверх задач разработки, управляет требованиями, функционалом, версиями, командами разработки. На первых курсах вы изучите технологии программирования и, возможно, пару языков, но дальше в учебном плане будет всё больше про управление разработкой ПО. Начинать карьеру можно как Junior Developer, но вместо дальнейшего апгрейда до Middle вы станете менеджером проекта.
Прикладная информатика

Выпускает системных аналитиков с широким кругозором в IT и бизнесе. Они тоже умеют программировать, но по настоящему хорошо у них получается писать технические задания, формализовать бизнес-процессы и эффективно коммуницировать с разработчиками, которые витают в высоких абстракциях. Можно стать менеджером проекта или даже директором своей компании, если есть такие амбиции.
Бизнес-информатика

Очень близка к прикладной информатике, но компетенции менеджера у выпускника значительно сильнее. Можно быть консультантом по применению IT или управлять политикой IT небольшого холдинга. После получения диплома начать работать хоть в саппорте, но карьерная цель «IT-директор» может быть достигнута за считанные годы.
Информационные системы и технологии

Фокус на администрировании информационных технологий и правильном выборе софта и железа под задачи корпоративной локальной сети. Программирование будет, но на процедурном уровне, ближе к скриптам и конфигурационным файлам.
Математика и компьютерные науки

Большая порция фундаментальных знаний позволит вам работать как учителем информатики в школе, так и аналитиком в крупной компании. В хорошем ВУЗе эта специальность тяготеет к научным исследованиям и также может быть стартом в R&D для тех, кто физике предпочитает математические науки.
Информационная безопасность

Первый курс часто похож на специальности вроде МОАИС, где программируют много и на разных языках, но потом это прекращается. Вы не должны писать код, вы должны понимать как любой код могут атаковать. Сети и операционные системы будут знакомы как никому другому, можно будет называть себя хакером, но работать придётся в сфере безопасности, с нормативно-правовыми документами, а не только с firewall и sniffer.

Важно понимать, что всё зависит от конкретного учебного заведения. Это как стандарт HTML и его реализация на сайте провинциального салона красоты. Есть ВУЗы, где студенты всех специальностей ходят на одинаковые лекции. Есть ВУЗы, где МОАИС изучает Visual Basic и Pascal, пишет макросы в Excel, а базы данных изучает на примере Access. Если в вашем родном городе именно такой ВУЗ, то пора покупать билеты на поезд.

Выбор специальности при поступлении крайне важен, поскольку определяет дальнейшую карьеру и, может быть, всю жизнь. Это по сути первый самостоятельный выбор в жизни и ошибка будет измеряться годами. Поэтому рано «выдыхать» после ЕГЭ, самое время узнать как можно больше про ближайший университет, его студентов и преподавателей. Удачи.

P.S. Предлагаю хабрапользователям поделиться личным опытом: какая специальность в каком ВУЗе помогла вам стать таким замечательным разработчиком.

habr.com

Как найти курсы программирования и чего стоят гарантии трудоустройства / Habr

3 года назад я опубликовала свою первую и единственную статью на habr.ru, которая была посвящена написанию небольшого приложения на Angular 2. Он тогда находился в бета-версии, уроков по нему было мало, а мне он был интересен с точки зрения времени вхождения по сравнению с другими фреймворками/библиотеками с точки зрения непрограммиста. 

В той статье я написала, что работаю маркетологом (жаль, что не в Google :). И в комментариях дискуссия развернулась о том, почему Angular, а не React, кто-то похвалил за чистоту кода. Было очень интересно и познавательно.

В течение последних трёх лет я медленно, но верно шла к смене профессии. Та дискуссия подтолкнула к мысли, что шансы есть. С некоторой периодичностью проходила разные онлайн-курсы. Делала для себя какие-то небольшие проекты, пробовала разные технологии. Но, каких-то системных знаний при таком “образе жизни”, естественно, не появлялось.

Год назад я решила, что пора прекращать разброд и шатания и начала искать курсы, которые кроме систематизации знаний давали бы уверенность, что я найду работу. Задачка, надо признать, не из лёгких. Поисковая выдача даёт много рекламы онлайн-курсов, где есть вроде бы все составляющие “успеха”. Но, на деле, конечно, всё не так. Чтение отзывов, тонны спама после одного созвона с продажниками этих курсов, чтение договоров. Было ясно одно — после того, как я пройду курсы и перестану платить никто ничего мне не гарантирует. На мой взгляд, это мало чем отличается от бесплатных тонн материалов на русском и английском. Тот же эффект.

В итоге решила забить на курсы и пойти учиться на программиста в колледж. Документы поданы, я радостно пишу об этом и натыкаюсь на два вопроса: «зачем тебе это» и «почему не вуз»?



И тут приходится объяснять, что вуз — это ЕГЭ и никак иначе, а у меня нет сданного ЕГЭ и терять ещё год с непонятными перспективами не хочется. 

А колледж на заочке — это практика и возможность попробовать себя в реальной компании (и чем чёрт не шутит, пойти туда работать), какие-то новые знакомства с людьми, которые, в этой же теме и плюс математика. Математика для меня важна, потому что я хочу развиваться дальше в ML.
Так вышло, что этот пост увидел Валентин Домбровский — один из сооснователей курсов Learn Python и сообщества MoscowPython.

У нас состоялась интересная дискуссия по поводу обучения, сообщества, личных проектов, работы. В этом общении Валентин подтвердил некоторые мои мысли, а некоторые мифы развеял. 

Немного забегая вперёд, скажу, что я успела посмотреть вживую выпускные проекты ребят и их презентации, а также пообщаться с некоторыми выпускниками, чтобы составить своё мнение.

С разрешения Валентина я приведу основные моменты из наших дискуссий по поводу обучения, как всё устроено в Learn Python и почему нет ни слова о программе поддержки трудоустройства на сайте этих курсов. 

Самовоспроизводящееся сообщество питонистов

Валентин Домбровский: «C 2012 года существует сообщество MoscowPython. Сообщество — это крутая тема сама по себе. Это общение, связи, обмен знаниями. 
В какой-то момент к нам пришёл Илья Лебедев, преподававший в Бауманке, с идеей сделать курсы совместно с одним из вузов для coursera. Мы начали работать в этом направлении, а параллельно решили сделать свои курсы. Курс на coursera так и не был запущен из-за бюрократических проволочек, а свои курсы мы запустили»
Учиться, учиться и ещё раз учиться…

Валентин Домбровский: «Первый набор на курсы состоялся в июне 2016 года. У нас курсы — это довольно живой организм. С тех пор они претерпели определённые изменения. Если на старте не было разделения на области, то где-то к 11 набору мы пришли к тому, чтобы группы разделить. Большой объём информации и хочется, чтобы у учащегося была возможность больше изучить по направлению, которое ему наиболее интересно. При этом мы не ограничиваем — хоть всё сразу. Если времени и сил хватит.

Многие популярные курсы держат в штате именно преподавателей. У нас кураторы — это сотрудники разных компаний, которые посвящают своё время обучению. Потому что им это в кайф. От потока к потоку какие-то кураторы могут поменяться, могут отдохнуть, а потом вернуться. Но каждый куратор свой поток доводит от начала и до конца. 

В оффлайн-группах за каждым куратором закреплено где-то 5-7 человек. Это оптимальное количество. В такой группе у куратора есть возможность для полноценной проверки домашних заданий, обсуждений, ответов на вопросы, code review каждого ученика. С каждым набором мы делаем чаты с кураторами, где каждый может на неделе задавать вопросы, уточнять информацию, общаться с другими сокурсниками. 

Группы мы формируем на основании изначальных навыков и знаний. Если раньше мы полагались на оценку ученика, в этом году будем полагаться на оценку небольшого теста, который надо будет пройти каждому. Если что-то не сработает, то, естественно, ученика переведём в группу с соответствующим уровнем подготовки. 

Над выпускным проектом можно работать как одному, так и с напарником. У нас был опыт, когда над выпускным проектом работало больше двух человек — это не оптимально. Кому-то удаётся халявить. Поэтому остановились на ограничении в два человека».  

А что с трудоустройством?

Валентин Домбровский: «В мае 2019 года мы запустили программу поддержки трудоустройства. Мы очень долго наблюдали за тем, что делают наши выпускники после обучения, с какими проблемами сталкиваются. В качестве подготовки к запуску программы поддержки трудоустройства мы начали делать подкасты для джунов с разбором разных актуальных тем. Например, один из последних как раз о том, как стать разработчиком за несколько месяцев, как искать работу джуну и на что можно рассчитывать. 

Мы не гарантируем трудоустройство. Давай объективно, гарантировать это в принципе не могут ни одни курсы. Но мы со своей стороны стараемся сделать максимум для того, чтобы наши выпускники, которые ищут работу, находили её. За это время у нас накопились разные истории про трудоустройство, накопился опыт».  

Спойлер о трудоустройстве на презентации выпускных проектов

Да, когда я была на презентации выпускных проектов, там один человек из потока сказал, что за время обучения получил предложение о работе. 
И Валентин у себя в  facebook частенько публикует скрины из чатов в духе “нашёл работу там-то”, “перешёл на новую работу с повышением зарплаты”. 


Валентин Домбровский: «Заметь, кстати, что программа поддержки трудоустройства. Сейчас у нас она работает по следующему принципу: 
  • Через неделю после окончания курса у нас проходит вебинар, на который мы приглашаем всех выпускников курсов. Мы не говорим, что эта программа действует только на тех, кто только-только закончил. Наоборот, мы зовём всех. И, может быть, это полезнее для тех, кто закончил чуть раньше, потому что они за это время набрались уже какого-то опыта, подучили какие-то вещи. Вебинар проводят наши ребята — основатели курсов: Михаил Корнеев, Илья Лебедев и Владимир Филонов. Во многом это обусловлено как раз тем, что они хорошо понимают, что, с одной стороны, требуют от разработчика hr’ы и, с другой стороны, технические специалисты.
  • После вебинара мы даём ребятам неделю на заполнение анкеты, в которой пишут о себе, дают ссылку на резюме, ссылку на github, ссылку на выпускной проект. Сейчас некоторые наши партнёры стали просить и ссылку на выпускной проект обязательно указывать.
  • После этого мы для себя берём неделю на просмотр анкет, на то, чтобы выписать какие вещи надо подправить. После чего даём обратную связь с этими замечаниями. И даём ещё неделю на их исправление.
  • После всех исправлений уже делаем рассылку этих анкет по базе наших партнёров.

Этот цикл мы будем повторять после каждого набора. И планируем, что к каждому циклу рассылки человек, который хочет оставаться в базе, допустим, не нашёл пока работу, подаёт анкету снова с какими-то обновлёнными данными. Пока это выстроено так.

Сейчас у нас пока порядка 16 компаний, с которыми мы сотрудничаем. Например, X5 Retail, Яндекс, МТС Bigdata, BestDoctor. Со своей стороны будем прилагать усилия к тому, чтобы список рос.

Не стоит забывать, что поиску работы помогают и личные знакомства. Посещение различных митапов и конференций, которые мы проводим — это хороший способ знакомиться и общаться. В поиске работы не стоит полагаться только на hh.ru или на нас. Тут надо проявлять свою активность, поддерживать общение с людьми из интересующей сферы»

Неисповедимы пути джуниоров

И тут слова Валентина подтверждает один из бывших учеников, который прошёл курсы и с кем мне удалось пообщаться. За недолгий период он дорос до того, чтобы стать одним из кураторов группы, устроился на работу в одну из крупных компаний, а теперь и сам нанимает программистов в штат.


Валентин Домбровский: «Если возвращаться к гарантиям трудоустройства, которые на сайте прописывают некоторые курсы. Они пишут о тысячах или о десятках тысяч выпускников. А сколько реальных историй трудоустройства? Если поискать отзывы, то какие-то единицы»
Сообщество — это не только учёба, но ещё и много полезного

Валентин Домбровский: «Как я уже говорил, курсы Learn Python выросли из сообщества MoscowPython. Мы не ставим перед собой задачу массово нагонять людей, их как-то учить, а потом бросать и искать следующих. Наша миссия растить сообщество. После окончания курсов мы стараемся давать выпускникам полезные материалы, записываем подкасты, проводим конференции. Ученики остаются в чатах с кураторами и после окончания обучения могут спокойно задавать вопросы, советоваться. Кураторы всегда подскажут и ответят».
Вместо послесловия

Длительный поиск и масса вопросов о том, как учиться, как двигаться, что важно, что не очень — стало причиной написания этого текста. 

Если кому-то этот опыт поможет — это будет здорово. 

Мне в этих ответах понравилась честность и открытость. Никаких ужимок и недоговорок. У меня после общения осталось ощущение, что выбор этих курсов может стать той дверью, в которую я хочу войти. 

Уже сейчас у меня есть идея выпускного проекта, который буду делать. И потихоньку к этому готовлюсь, собираю материал. Надеюсь, что следующая статья будет как раз о нём и не спустя ещё три года.

habr.com

Как стать программистом 1с / Habr

Добрый день, уважаемые хабрачитатели! Я расскажу всем желающим кто такой программист 1с, и как им стать.
Плюсы и минусы

Минусы
1) Кроме как в РФ и странах СНГ, «программисты 1с» никому не нужны.
2) Придётся много общаться с пользователями (менеджерами)
3) Придётся изучить куча всякой ненужной ерунды типа «Бухгалтерии», кадрового и складского учёта. (так же является плюсом)
4) Программистов 1с, другие программисты считают «недопрограммистами»

Плюсы
1) Хорошая зарплата.
2) Низкий порог вхождения в профессию.
3) Большая востребованность в РФ.
4) Программист 1с, всё же программист.
5) Интересные и нужные знакомства (часто программист 1с, общается с финансовым директором крупных предприятий)
6) Понимание бизнес процессов предприятия, что может помочь открыть Вам собственное дело в любой сфере.
7) Широкие возможности для фриланса.

Личный опыт

В 2003 году, я окончил техникум по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», то есть, программист.

После того как радость от сего события слегка улеглась, я занялся поиском работы. Купив издание «Работа и Зарплата» я с досадой обнаружил, что программисты C, Pascal, Delphi, никому особо то и не нужны, а нужны «программисты 1с». При этом зарплаты этим загадочным программистам «1С» предлагали в 2-3 раза выше, чем просто «С» Мысли мои были такие: «Что такое «С» я знаю, но вот что такое «1С»?»
Далее я работал не по специальности, позже я попал во «Франчайзи 1с» и твёрдо решил стать «программистом 1с», но совершенно не представлял с чего начать и как подойти к этому делу. На пути к цели помотало меня сильно, поэтому я и решил написать эту статью.

С чего начать

Стать «программистом 1С» очень просто, особенно если есть желание, и немного времени.

Я вижу два основных пути, через Франчайзи (партнёры компании 1с, специализирующиеся на обслуживании пользователей программы.) или самообучение, работая в компании где уже есть программа «1с предприятие»

Путь Франчайзи

Необходимо устроиться в Франчайзи 1с на должность «сервис-инженер ИТС», только не в мелкий, необходимо чтобы у компании проводились обучения сотрудников, и хотя бы пять – десять программистов в штате. Таких компаний довольно много, берут туда, наверное, всех.
Для начала Вам предложат, пройти обучение, обучение обычно оплачивается работодателем по минимальной ставке. В 2006 году это была зарплата работника «Макдональдс», так что с голоду Вы не умрёте. За первый месяц Вас обучат работе с программой с точки зрения пользователя, научат «обновлять» «типовую» и «не типовую» конфигурацию. В некоторых франчайзи дают поработать на «Линии консультации» чтобы закрепить навыки. В период обучения, и не только, всегда можно спросить совет у старших коллег, и Вам помогут.

Работа «сервис-инженера ИТС» заключается в поездке к клиенту, и обновлению базы данных (по сути пару раз кликнуть мышкой). В месяц около 30 поездок. Где то по 3-5 поездок в день, к тому же клиенты редко захотят Вас видеть до 10 -00 и после 16-30. Легко подсчитать, что у Вас будет куча свободного времени для обучения, к тому же можно читать книги в дороге (я прочитал все справочники из комплекта по 1с, мало что понял, но в последствии это очень помогло).

На данном этапе важно, не лениться, выполнять все поручения по обучению, задавать множество вопросов, и всячески выражать желание учиться и работать. У клиентов будут возникать вопросы по работе с программой, если Вы не знаете ответа на месте, то всегда можно записать вопрос, решить его в офисе (спросив у коллег), перезвонить клиенту и рассказать решение. Ещё клиенты будут просить «доделать программу», обычно это простейшие доработки, на первых этапах Вы будите передавать их программистам, хорошо бы потом расспрашивать коллег, как они это сделали, и пытаться самому сделать так же (на копии естественно).

Сертификаты

У «программистов 1с» есть «Сертификация в компании 1С». По сути, есть два основных типов сертификатов «1с Профессионал» и «1с Специалист».
Сертификаты являются подтверждением, что Вы хотя бы не испортите программу, и дадут Вам бонус к зарплате (обычно франчайзи доплачивают сертифицированному специалисту)
Самые лучшие сертификаты это «платформа» и «Управление производственным предприятием»
«1с Профессионал»

«1с Профессионал» — сертификат пользователя, на знание как пользоваться программой. Выглядит как тестирование из 14 вопросов и 4-6 вариантов ответа, что бы сдать тест необходимо ответить не менее чем на 12 из них. Тестирование платное, но очень дешёвое. Тесты можно пытаться пересдать хоть каждый день.
По сути, сдаётся так.
Способ 1

На тест есть книга с вопросами (продаётся в 1с, у франчайзи тоже должны быть), в книге где то 900 – 1000 вопросов можно попытаться их все решить и запомнить. Это сложный способ, так как некоторые вопросы поставлены, так что не понятно, что автор хотел спросить.
Способ 2

Понадобиться ИТС диски за 16 месяцев. Дело в том что на дисках ИТС есть тесты на 1с профессионал, представляют из себя Excel файл, немного защищённый, вытаскивается очень легко и просто.
Проходя тест, Вам сообщат, на какой вопрос Вы верно дали ответ, собственно перебором легко можно найти все верные ответы на все тесты (Отвечаете на все вопросы 1, отмечаете себе на какие вопросы ответ 1, далее отвечаете на все вопросы 2 и отмечаете и т.д.)
Далее копируете вопрос-ответ в один Excel файл, чтобы у Вас получилось так: Вопрос и только верный ответ, не правильными ответами не стоит забивать себе голову. Далее необходимо вдумчиво прочесть и запомнить то что у Вас получилось, прочтение 900 Вопрос-ответов займёт около 2 часов. Далее попробуйте выбрать случайный тест с диска ИТС и сдать его, потренируйтесь пока не получится уверенно его сдавать.
А потом надо пойти и сдать тест. На всё про всё уйдёт дня 3-4. Если не получилось сдать с первого раз, просите пересдать ещё раз, как можно раньше.
«1с Специалист»

«1с Специалист» — это уже экзамен, необходимо за 4 часа решить задачу на программирование в программе 1с. Чтобы Вас к нему допустили необходимо получить «такой же» сертификат «1с профессионал». То есть, чтобы сдавать экзамен «1с специалист Платформа», надо иметь «1с профессионал платформа».
Экзамен сдаётся группой примерно из 25 человек, из группы успешно сдают 1-3 человека. Чтобы сдать экзамен необходимо решить задачу, а после ответить экзаменатору на все вопросы и обосновать решение. На экзамене можно пользоваться книжками из «1с», выходить за дверь и там заниматься чем вздумается (курить, звонить и т.д.)
Задачи которые будут на экзамене можно купить в «1с», и скорее всего они будут у вашего франчайзи(возможно даже с решениями). Раньше нельзя было купить книгу с задачами экзамена, но в интернете можно было купить книгу и решения задач (правда решения были далеко не оптимальны, и я на их основе делал свои решения). Чтобы сдать экзамена, хорошо решить все варианты задач, тогда экзамен сдаётся легко и непринуждённо.

Поздравляю, Вы программист 1С (хотя ещё и без навыков и умений)
И вот Вы с «сертификатами 1с» и Вас наверняка заметит начальство и предложит новую должность. Тут уже появляется выбор, либо соглашаться на предложенное, и развиваться дальше в франчайзи, либо идти к прямому работодателю в штат (для этого желательно поработать 1-2 года, чтобы был опыт работы).

Путь в компании, где есть «1с предприятие»

Этим путем, скорее всего, пойдёт системный администратор, который работает в компании с «1с предприятие». По сути всё просто, необходимо общаться с штатным программистом 1с, почитать книги из комплекта поставки. Хорошо купить и решить книгу «Практическое пособие разработчика» и «простые примеры разработки». Когда начнёт что то получаться, можно расспрашивать «программиста» чем он занимается, и попросить что бы он дал Вам простейшее задание (например, сделать печатную форму или отчёт), постараться сделать, показать программисту и узнать что не так и как сделать лучше. Со временем Вы «набьёте руку». Опять же неплохо найти задачи из экзамена «1с Специалист Платформа» и решить их все.
Заключение
Плюсы и минусы работы программистом 1с в Франчайзи или в штате.

Программист 1с в франчайзи

Плюсы

1) Дружный коллектив, всегда есть, у кого спросить.
2) Тренинги, обучения и т.д.
3) Гибкий график
4) Можно собрать большую клиентскую базу и уйти в фриланс
5) Вы поработаете со всеми возможными программами 1с, насмотритесь на кучу разнообразного кода, будете знать последние тенденции
Минусы

1) Низкая зарплата, зависящая от оплаченных счетов
2) Вам придётся писать плохой код, ведь для Вас требуется получить деньги здесь и сейчас, а то что у клиента через год база будит жутко тормозить, так это даже хорошо, можно взять и за оптимизацию.
3) Разъездной характер работы.
4) Ужасно устаревшие компьютеры как у франчайзи так и у клиента
5) Неоплачиваемый отпуск и больничный (хотя не у всех)
6) Составление и заполнение отчётов о проделанной работе для начальства (тоже не оплачивается)
7) Вам придётся работать с тем клиентом которого Вам дадут, даже если он не очень хороший человек
Программист 1с в штате у работодателя

Плюсы

1) У Вас ставка, Вам необходимо минимум напрягаться и Вы всё равно получите 100% своей зарплаты
2) Нормальная зарплата которую Вы всегда получите
3) Возможность довести код до совершенства
4) Вы можете изучить все бизнес процессы компании
5) У Вас будет современный компьютер
6) Работа сидя на одном месте, а не мотание по городу
7) Вы сами выбираете к кому Вам устроиться на работу
Минусы

1) Программистов не очень ценят, так как они не приносят прибыли
2) Вам придётся выполнять все капризы менеджеров (если на предприятии бардак, а таких 90% наверное)
Заключение

В заключении скажу что важно уметь читать форум, на них много полезной информации. Программисту 1с неплохо бы разбираться в MS SQL, My SQL. Не забывайте писать красивый код с комментариями и пояснениями.

Всем спасибо за внимание!

habr.com

Курс «Основы программирования» / Habr

Всем привет. Мы, команда BEEGEEK, запускаем курс по основам программирования. В данной статье расскажу, почему создали такой курс, о его содержании и отвечу на часто задаваемые вопросы.

Сразу отмечу, что данный курс не является «идеальным». В нем есть все необходимое для легкого и плавного старта. Жду обратную связь от слушателей, чтобы улучшать наш курс! Итак, поехали!

Проблема


Процесс решения задачи с помощью вычислительной системы состоит из нескольких этапов:
  1. постановка задачи
  2. формализация
  3. алгоритмизация
  4. программирование
  5. тестирование

Каждый этап представляет собой целый набор умений, которого нет у начинающих изучение языков программирования. В процессе обучения программированию, т.е. умению реализовать решение задачи на некотором языке программирования, учащимся сложно добраться до этапа программирования, если они не умеют решать задачи вообще. Многочисленные учебные пособия в печатном и электронном виде направлены в первую очередь на описание синтаксиса языка, и не позволяют развить умение решать задачу или записать ее.

С развитием сетевых технологий появилось большое число различных систем автоматической проверки, которые позволяют проверить правильность решения без участия учителя. Однако они ориентированы на учащихся уже готовых написать полную программу, т.е. готовых выполнить все шаги для получения решения, возможно не осознавая их.

Таким образом, люди, начинающие свой путь программиста останавливаются в самом начале, так как не могут перейти от простых упражнений на синтаксис к более профессиональным задачам, требующих целого комплекса умений:

  • Умение читать и понимать уже существующий код. Современный разработчик чаще всего работает в команде или продолжает работу своих предшественников, поэтому должен уметь вычленить из существующего кода замысел автора.
  • Умение представить как будет работать написанный текст программы. Разработка больших профессиональных приложений может приводить к тому, что скомпилировать код и посмотреть его работоспособность представляется не очень часто, поэтому умение мысленно запустить код на выполнение может сохранить большое число человеко-часов.
  • Умение тестировать программу в мысленном режиме, не используя специализированные системы. Именно это умение позволяет еще на этапе написания программы предотвратить многочисленные ошибки. Также, составление трассировочных таблиц помогает выявить ошибку в программе, когда становится ясно, что выходные данные не совпадают с эталонными.
  • Умение строить гипотезы неработоспособности кода программы и проверять гипотезу. При обнаружении ошибки в выходных данных программы часто учащиеся пытаются методом случайных изменений текста программы, подогнать решение под верный вывод. “А что если так попробовать” — такой подход свойствен начинающим программистам, не умеющим анализировать совокупность входных и выходных данных.

Решение проблемы


Программа курса на базовом уровне освещает практические основы программирования. В ходе обучения предстоит решить множество небольших и интересных задач, в которых можно потренировать умение читать код, анализировать готовые программы, а также писать самостоятельно программный код.

Такой опыт будет полезен всем, кто хочет углубиться в изучение программирования. Едва ли возможно научиться программировать без практики, поэтому в качестве домашних заданий предлагается довольно много задач.

Содержание курса


Курс состоит из следующих модулей:
  1. Типы данных. Переменные. В данном модуле научимся вводить и выводить информацию. Познакомимся с понятием «переменная», с помощью которой будем хранить некоторую информацию. Посмотрим какие типы данных существуют, ведь с типом величины связаны три ее свойства: форма внутреннего представления, множество принимаемых значений и множество допустимых операций.
  2. Условный оператор. В данном модуле научимся пропускать или выполнять некоторый блок кода в зависимости от некоторого условия. Рассмотрим короткую и полную запись условного оператора. Разберем оператор «switch-case«.
  3. Операторы цикла. Самый большой и важный модуль. В данном модуле разберем цикл со счетчиком for, цикл с предусловием while. Также рассмотрим операторы управления циклом: break, continue. Разберем вложенные циклы, задачи про последовательности, минимаксные задачи, задачи на перебор и задачи на анализ цифр числа.
  4. Строки и символы. В данном модуле узнаем подробнее про символы, а именно как они представлены в компьютере, какие операции можно производить. Также поговорим про строки и как они связаны с символами.
  5. Массивы. Большой модуль с большим количеством практических заданий. В данном модуле познакомимся с массивами. Рассмотрим как их объявлять, заполнять, оперировать с элементами массива. Также познакомимся с многомерными массивами, в частности с двумерным массивом.
  6. Функции. В данном модуле поговорим о том, как структурировать программы. Изучим главный «строительный блок» программирования — функции. Рассмотрим примеры, где уместно написание и использование функции.

Для кого предназначен данный курс?


Курс является вводным и больше всего подойдет слушателям, не имеющим опыта программирования.

На каком языке программирования будет проходить курс?


Курс будет проходить на языке программирования C# (си шарп), однако данный курс не привязывается к одному языку программированию, так как в нем проходят базовые понятия и конструкции, которые включают в себя все современные языки. Решать задачи можно на любом из современных языков программирования.

Где будет проходить курс?


Данный курс будет проходить на образовательной платформе Stepik. Уже сейчас можно записываться на курс.

Что кроме изучения языка программирования будет на курсе?


Кроме изучения языка программирования, затронем базовые алгоритмы поиска, алгоритмы со строками, теорию чисел.

Сколько стоит курс?


Курс будет проходить абсолютно бесплатно!

Записывайтесь на курс! Жду от Вас обратной связи для улучшения курса!

habr.com