Содержание

Кафедра «Программный дизайн». Возникновение, история, дипломные проекты

«О специфике реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И. Мухиной – СПГХПА им. А.Л. Штиглица» – представляем статью Анастасии Дубровской, аспиранта кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, члена Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Начало 1980-х годов для профессионального дизайнерского сообщества в СССР оказалось периодом, связанным с нарастанием тревожных ожиданий. Об этом свидетельствует, в частности, 49-й выпуск 1986 г. бюллетеня ВНИИТЭ, посвященного проблемам дизайнерского образования в СССР [6, с. 1-98]. Именно в это время отечественный дизайн входит в фазу профессиональной зрелости и переходит на новую ступень качественного и организационно-структурного развития. Под дизайном понимается проектная деятельность, направленная на создание целостной гармоничной предметно-технической среды жизнедеятельности человека [4, с. 5]. Однако на данный момент существует множество определений дизайна (нам представляется интересным исследование этой темы в статье Ю.Л. Ходькова «Системный подход к вопросу о профессиональной терминологии в сфере дизайна»). Одно из определений звучит следующим образом: «Дизайн – творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к вешнему виду, но главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство с точки зрения как изготовителя, так и потребителя» [8, с. 20]. 

Следует дать определение и термину «дизайн-образование», которым можно определить особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно мыслящего человека, в какой бы сфере социальной практики он ни действовал (образование, наука, культура, производство, бытовая сфера т.д.). Активные изменения затронули также сферу дизайн-образования, поскольку она напрямую связана с подготовкой кадров в соответствии с запросами динамично развивающегося дизайна и общества в целом.

Необходимо отметить, что именно образование может быть источником экспериментальных методов, педагогических концепций и новых способов мышления. В связи с этим особенно остро ощущалась необходимость перестройки системы подготовки художников-конструкторов.

В своей статье «Профессиологические основы дизайна» Н.П. Валькова характеризует ситуацию следующим образом: «в настоящее время в практике отечественного образования не существует единой модели, по которой могла бы осуществляться подготовка специалистов творческого профиля. Имеются лишь отдельные квалификационные характеристики, включающие общие требования к подготовке специалистов. В их числе и квалификационная характеристика художника-конструктора по специальности 2230 “промышленное искусство”, готовящих специалистов данного профиля, и курсов повышения квалификации. Однако эта квалификационная характеристика является узконаправленной, так как ориентирована на подготовку специалистов, занимающихся главным образом разработкой единичных изделий.

Переход от художественного конструирования единичных промышленных изделий к системам и дизайн-программам, развитие организованных форм дизайна, углубление и переориентация методики этой деятельности — основные примеры динамики развития дизайна в настоящее время. Это обуславливает необходимость разработки новой, принципиально иной квалификационной модели дизайнера. Такая модель должна представить специалиста во всей его целостности, предусматривать динамику его постоянного развития, обладать четкой структурой, позволяющей соединить всю совокупность многочисленных характеристик специалиста в единое целое» [1, с. 58].

В 49-ый выпуск ВНИИТЭ также была включена статья В.Ф. Сидоренко «Модель “опережающего” образования», где автор дает следующую характеристику ситуации, сложившейся в данной сфере: «Десять лет назад отечественный дизайн вышел на новый рубеж своего развития – метод дизайн-программ. Потребовались дизайнеры, подготовленные к иным условиям работ, способные решать задачи, которые раньше не предусматривались (проектирование функциональных систем деятельности, крупных предметных комплексов, систем обслуживания, образа жизни и т.

п,), владеющие методами организационного проектирования, разработки концепций, сценарного моделирования, типологического моделирования средовых ситуаций и др. Образование не предвосхитило выход дизайна на этот рубеж и не дало специалистов нужного количества и качества к тому моменту, когда практика в них особенно остро нуждалась. Прошло десять лет, метод дизайн-программ интенсивно развивается и всё шире распространяется в практике разработки крупных комплексных объектов. Соответственно, растёт потребность в специалистах, владеющих методом дизайн-программ, причём сегодня это должны быть специалисты качественно иного уровня, чем десять лет назад. Между тем наша система дизайнерского образования до сих пор не смогла перестроиться и ответить на социальный заказ даже 70-ых годов, не говоря уже о 80-х. Исключение составляет ЛВХПУ, где с большим трудностями и главным образом за счёт энтузиазма преподавателей факультета промышленного искусства методы системного дизайна включены в учебные программы» [7, с.
42]. 

В книге «Дизайн: очерки системного проектирования» (авторы: Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Е.Н. Лазарев, В.И. Михайленко) мы встречаем описание ситуации, суть которой в целом заключается в следующем. На тот момент (1970-е годы) функция координатора всей деятельности по разработке и реализации народнохозяйственных программ была возложена на Государственный комитет СССР по науке и технике. Его специальный ведомственный орган – Всесоюзный научно исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) принимал активное участие в разработке социально-культурных и идеологических аспектов дизайнерских проблем формирования городской среды, городского жилища, организации рекреации горожан, эффективного сбора вторичных ресурсов, создания фирменного стиля всесоюзных научно-производственных объединений и в решении ряда других проблем.

К числу первых дизайн-программ, реализованных в СССР, относятся: «Фирменный стиль ВНПО “Союзэлектроприбор”» (1974 – 1980 г. ),  «Культбытмаш» (с 1980 г.), «Вторсырьё» (с 1979 г.), «Аттракцион» (с 1981 г.), выполняемые при участии Ленинградского филиала ВНИИТЭ. Наряду с этим, «дизайнерские системные разработки осуществляются и в учебных заведениях. Так, например, в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной проектируется объекты с экологически замкнутой средой (с 1976 г.), осуществляется дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города (с 1979 г.). С 1974 г. реализуется программа вузовской подготовки дизайнеров – разработка предметных систем и целевых программ [2, с. 8-9].

Таким образом, к началу 1980-х гг. были намечены общие контуры развития дизайн-программирования в СССР и осуществлены первые значительные дизайн-программы. В то же время должна быть особо отмечена новизна проблем, связанных с формированием концепций этих программ, затрагивающих разные стороны человеческой жизни, и с разработкой методов их реализации.

Это, в свою очередь, потребовало перестройки сложившейся на тот момент в СССР системы дизайн-образования.

Преподаватели кафедры программного дизайна. Слева направо: Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, В.И. Михайленко, Ю.А. Грабовенко (личный фотоархив Н.П. Вальковой)

Кафедра программного дизайна: история возникновения, преподавательский состав, методика обучения.

Согласно сведениям, полученным автором в процессе интервью с В.И. Михайленко (заведующим кафедрой программного дизайна в период с 1993 по 2016 гг.), в реализации методики преподавания на кафедре программного дизайна ЛВХПУ имени В.И. Мухиной особенно важная роль принадлежала Евгению Николаевичу Лазареву – настоящему учёному и прекрасному профессионалу, идеи которого опережали своё время. Е.Н. Лазарев зарекомендовал себя человеком, фанатично преданным своему делу и способным смело отстаивать свои убеждения. Так, Ю.Л. Ходьков отмечал, что Е.Н. Лазарев «Обладал <…> энциклопедическими знаниями, которые очень взаимосвязано воспринимал, системно усваивал и анализировал, делая при этом всегда свежие, оригинальные выводы, имеющие методическое значение для дизайна как новой самопознаваемой профессии.

То самое «системное мышление», к которому он неоднократно призывал коллег в своих публикациях, было ему органически присуще, что передавалось и его ученикам» [8, с. 98].

В бытность доцентом и проректором по научной работе в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, Е.Н. Лазарев подготовил к защите докторскую диссертацию «Дизайн как технико-эстетическая система». Однако защита диссертации в указанное время не состоялась – в Москве отказали в защите по причине отсутствия достаточного объема работ, связанных с этим направлением в дизайне. Ректор училища Я.Н. Лукин принял решение предоставить молодому коллеге возможность практической апробации основных теоретических положений диссертации в деле подготовки специалистов новой формации системного дизайна. Для этого приказом ректора на кафедре промышленное искусство был организован экспериментальный учебный курс (ЭУК), первыми учениками которого стали студенты группы ПИ 11 (промышленное искусство 11), набор 1974 года. Е.Н. Лазарев пригласил молодых педагогов и аспирантов кафедры промышленного искусства, в числе которых были Н.

П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Б.И. Клубиков. Для усиления созданного курса был приглашен Ю.Л. Ходьков – ведущий специалист научно-исследовательских экспериментальных мастерских училища, прекрасный рисовальщик и тонкий знаток дизайна.

1978/79 гг. ЭУК (экспериментальный учебный курс). Общая тема дипломных работ: Дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города Унгены (Молдавской ССР). Автор: Иванова В. Реабилитационная зона коврового комбината г. Унгены

1978/79 гг. ЭУК (экспериментальный учебный курс). Общая тема дипломных работ: Дизайнерское исследование и разработка системы благоустройства аграрно-промышленного города Унгены (Молдавской ССР). Автор: Цветкова Н. Этнографическо-культурный центр г. Унгены

В связи с интересующей нас темой особого внимания заслуживает деятельность В.И. Михайленко, который на тот момент был студентом второго курса вечернего отделения кафедры «промышленное искусство» и работал в кино-фото лаборатории кафедры «отделение промышленной графики». После защиты дипломной работы В.И. Михайленко поступил в очную аспирантуру и оказался в числе преподавателей экспериментального учебного курса, а его научным руководителем стал Е.Н. Лазарев. Тогда вместе со своими коллегами, принимавшими активное участие в разработке и уточнении учебных заданий и процесса преподавания совершенно новой для вуза дисциплины в целом, Е.Н. Лазарев стал идейным вдохновителем многих базовых направлений будущей кафедры программного дизайна. Так, по воспоминаниям В.И. Михайленко, когда во время обсуждений и дискуссий в коллективе высказывались идеи по содержанию и проведению текущих учебных заданий и придумывались новые (включая дискуссии о направлении и перспективах развития дизайна в целом), то уже на следующий день Е.Н. Лазарев мог принести изложенную на листе ватмана строго осмысленную таблицу (систему взаимодействия) высказанных накануне предложений.

В 1981 году кафедра промышленного искусства распалась на ряд мастерских, которые вскоре стали выпускающими кафедрами. В связи с этим экспериментальный учебный курс также стал мастерской системного дизайна. В основу ее работы был положен системный подход в дизайне. «Системный подход — качественно новая ступень методологии научного познания и практической деятельности. Понимание объектов как систем обеспечивает более углубленную постановку изучаемых проблем и позволяет разработать плодотворную стратегию их исследования. Особенность системной методологии заключается в установке на целостность объекта и факторов его обуславливающих. Она позволяет выявить всё многообразие и сложность связей, присущих объекту, и представить их в реальном единстве» [2, с. 14]. 

В 1984 году состоялась успешная защита докторской диссертации Е. Н. Лазарева. В мастерской системного дизайна к этому времени, преподаватели активно обсуждали предложенную им идею о дальнейшем развитии системной методологии в сторону программного дизайна. Разрабатывалась учебная программа, а также учебные планы по подготовке специалистов уже данного профиля. После 12 лет работы и пяти выпусков специалистов системного дизайна, в 1986 году учёный совет училища посчитал эксперимент успешно завершенным. В результате после отчёта перед Министерством высшего образования РСФСР и по его приказу, а также по приказу ректора ЛВХПУ им. В.И.Мухиной на базе мастерской системного дизайна была организована кафедра программного дизайна. Для усиления кафедры из Ленинградского филиала ВНИИТЭ был приглашен Л.С. Колпащиков – один из ведущих специалистов дизайн-программирования. В своей книге «Дизайн-программирование в высшей школе» Л.С. Колпащиков раскрывает термины «дизайн-программа» и «дизайн-программирование»: «Дизайн-программа – это, прежде всего, комплекс научно исследовательских и опытно-конструкторских разработок (в том числе – и дизайнерских). Будучи апробированной, т.е. рассмотренной и утверждённой Заказчиком, она становится директивным документом, определяющим сумму заданий и мероприятий, взаимосвязанных по задачам, ресурсам, исполнителям и срокам осуществления. Такое определение дизайн-программы не раскрывает её системно-порождающей и инновационной функций, не показывает, что именно делает для этого дизайнер. Эти функции раскрываются через определение метода создания дизайн-программ – дизайн-программирования. “Дизайн-программирование” является по существу единственным способом создания прообразов (проектов) новых предметных систем с новыми функциональными, эстетическими и художественными свойствами. Говоря по-другому – в результате применения дизайн программирования можно получить новую предметную систему, иначе действующую, иначе выглядящую, имеющую иной, нежели у аналогов, художественный образ» [3, с. 7-8].

Остановимся на дипломах 1987 года, поскольку это был первый выпуск кафедры программного дизайна (до 1986 года курс назывался ЭУК). 25 июня 1987 года, состоялась защита дипломов на кафедре программного дизайна, где рецензентом выступал В.Р. Аронов, автор обстоятельных научных монографий по истории и теории дизайна, изданных в 1970-80-е годы («Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры ХХ века», «Дизайн и искусство. Актуальные проблемы технической эстетики», «Архитектура и дизайн» и другие).

Тема дипломных работ была сформулирована следующим образом: «ДИЗАЙН – ЦЕХ КУЛЬТУРЫ». Заказчиком был выбран Союз Дизайнеров. Текст архивного слайда (№ 37454, фотоархив СПГХПА им. А.Л. Штиглица) поясняет причину выбора заказчика. «Создание Союза дизайнеров СССР – апрель 1987 г., обусловлено необходимостью общего подъёма технико-эстетической деятельности перестройки самой профессии дизайнера. Новаторские крупномасштабные социально-экономические культурные задачи страны требуют соответствующим образом подготовленных дизайнеров и их целенаправленной, концентрированной коллективной работы. Для этого необходима организация научно-производственного подразделения нового типа – дизайна-цеха культуры. В соответствии с осуществленной разработкой, его структура опирается на модели десяти специалистов необычного профиля. В сочетании с дизайнерами-традиционалистами они смогут эффективно разрабатывать сложные и многообразные системные объекты и дизайн-программы». Уже на данном этапе были предугаданы профессии будущего, такие как: дизайнер-эколог, дизайнер-социолог, что нашло свое подтверждение в последующих выпусках. В выпуске 1987 года были определены и предложены следующие модели: дизайнер-прогнозист, дизайнер-социолог, дизайнер-координатор, дизайнер-критик, дизайнер-артефактор, дизайнер-технолог, дизайнер-информатор, дизайнер-коммуникатор, дизайнер-эколог, дизайнер-реабилитатор. Руководителями дипломов выступили: Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Л.С. Колпащиков, В.И. Михайленко.

Автор: Максютина Л.А. Название: Модель дизайнера-социолога
Автор: Подобед А.Р. Название: Модель дизайнера-технолога
Автор: Сопукеев М.Ш. Название: Модель дизайнера-эколога
Автор: Пунегов А.В. Название: Модель дизайнера-коммуникатора

С 1993 года руководство кафедрой ее коллектив поручил В. И. Михайленко, тогда уже кандидату искусствоведения, профессору. Впоследствии на кафедре, в числе преподавателей, появились новые молодые специалисты – выпускники кафедры, среди которых следует выделить К.В. Ракитина, Е.С. Елшину, А.В. Богатырева, Е.А. Алентьева, Н.А. Даниленко. Однако по ряду причин на кафедре (до ее закрытия) сумел остаться только К.В. Ракитин, при том, что основной костяк кафедры по-прежнему составляли Е.Н. Лазарев, Н.П. Валькова, Ю.А. Грабовенко, Л.С. Колпащиков, В.И. Михайленко.

На тот момент основным профессиональным методом обучения было признано дизайн-программирование. Это и определило название кафедры.

Специфику подготовки обеспечил профилирующий курс кафедры «Проектирование и моделирование в дизайне». Он органично дополнялся авторскими учебными программами ведущих педагогов кафедры: «Основы композиции в дизайне» (профессор Н.П. Валькова), «Принципы свето-кинетического моделирования в дизайне» (профессор В. И. Михайленко), «Основы виртуального моделирования» (доцент К.В. Ракитин), «Графическая система в дизайне» (старший преподаватель Е.С. Елшина), «Проектные средства визуальных коммуникаций. Изопоэтика дизайна» (профессор Ю.А. Грабовенко), «Основы теории и методологии дизайн-программирования» (профессор Л.С. Колпащиков). Концепция образовательного процесса оказалась созвучной идеям Вальтера Гропиуса, заложенной в традициях немецкой школы «Баухауз»: «Гораздо важнее научить определенному методу мышления, нежели голым правилам». По воспоминаниям Ю.Л. Ходькова, сам Е.Н. Лазарев в разговорах с коллегами отмечал следующее: «Он говорил, что, если его здесь, в “Мухе” готовили как стилиста или художника-оформителя промышленных изделий, нас как художников-конструкторов тех же изделий и их комплексов, то наша задача «сверхзадача» – готовить дизайнеров систем!» [8, с. 101]

Обучение на кафедре было связано не с научением проектированию какого-либо определенного дизайн-объекта, а с освоением метода поиска и обоснования концепции проектной идеи дизайн-объекта и его художественно-образного воплощения. Необходимость разработки такого объекта определялась в результате анализа проблемной ситуации. В рамках специальности «Дизайн», кафедра готовила «Дизайнеров исследователей», совмещающих в себе функции аналитика, концептуалиста и проектировщика широкого профиля. От дизайна предметных систем и штучных изделий промышленного производства, дизайн-программ, проведения акций и мероприятий культурно-массового характера, до арт-дизайна. Именно таким образом обеспечивалась подготовка широко эрудированных специалистов с развитым системным и концептуальным мышлением, владеющих методами социально-культурного программирования и художественно-образного моделирования, обладающих мастерством художника и практичностью проектировщика, способных реализовать себя в сфере дизайна, искусства и культуры. 

Л.С. Колпащиков пишет: «Одна из особенностей дизайн-программирования заключается в том, что оно заранее не связано с каким-то определённым типом объекта. Им может быть и предметная среда, и вещь, и предметный реквизит какой-либо культурной акции. Объект будущего проектирования появляется в результате построения концепции дизайн-программы. И связан он не с устоявшимся пониманием объекта в границах того или иного жанра дизайна, а с дизайн-программой, вернее, с комплексом проблемной, концептуальной и проектной программ. Это триединство и задаёт тип объекта проектирования, требующий изучения и преобразования. Обучить студентов дизайн-программированию – методу, базирующемуся на универсальной проектной идеологии, очень важно в сегодняшней ситуации» [3, с. 4-5].

Необходимо рассказать и программе подготовки студентов кафедры программного дизайна. 

Основываясь на знаниях, полученных из статьи «Виртуальность как модель дизайн-образования», где предложена развернутая и достаточно сложная концепция генетического формирования специалиста-дизайнера, мы можем предложить следующее изложение этой многоступенчатой концепции.

В основу подготовки дизайнеров на кафедре положена педагогическая концепция, по аналогии с основными стадиями человеческой жизни. Исходя из этого, обучение и воспитание были разделены на шесть основных этапов, которым соответствовали шесть лет обучения в вузе. На первом этапе обучения абитуриент рождается как специалист, познавая дизайн в совокупности с педагогической практикой. Второй этап (условно обозначаемый как «Детство», вслед за «рождением» будущего дизайнера) был связан с моделированием начального воспитания дизайнера. Здесь исходная установка направлена на по-детски непосредственное проектирование, осмысление воспринятого и постижение, таким образом, мира как объекта и среды дизайна. Основной метод обучения – игровое моделирование различных аспектов окружающего мира и впечатлений о нём, позволяющее создавать виртуальную проектную реальность. В игре совместно с педагогами-воспитателями будущие дизайнеры  (по аналогии  с реальной игрой как моделью мира у детей) познают два основных аспекта действительности: внешний, видимый материальный и мир внутренний, постигаемый через восприятие, ощущения, впечатление, понимание.   Следующие этапы («Юность», «Зрелость», «Сократ», «Пигмалион») – направлены на формирование и утверждение творческой личности, включая формирование представления о специфике собственного языка и сознательном его приложении к творческим проблемам, формирование установки на самостоятельность (с учетом необходимости ориентироваться на понимание и репрезентацию системы общечеловеческих ценностей –бытия, блага, истины, веры, добра, красоты и др.) Основная форма представления – экспертная дизайн-система, создаваемая студентом в аналитико-теоретическом и синтетико-практическом видах. 

Завершением программы обучения становится появление дизайнера-специалиста, владеющего предельно возможным кругом профессиональных знаний, умений и навыков. В результате выпускник должен был показать полную подготовленность к созданию нового дизайн-организма – инновационной жизнедеятельности человека. В этом во многом и была заключена суть и форма завершающей, квалификационной работы. «В результате формируется специалист, единый в трёх лицах: художник-конструктор – идеолог, знаток, умелец предметного дизайна; дизайнер-менеджер – организатор, координатор, консультант, эксперт разных видов дизайна; антропомодельер – дизайнер, способный строить условные эталоны человека с имитационной, аналитической, педагогической и другими целями». [5, с. 13]

Опыт, накопленный кафедрой программного дизайна, был опубликован в многочисленных авторских статьях (более 120) и в 5 монографиях. Кроме того, педагоги кафедры, по инициативе и под руководством Е.Н. Лазарева проводили перспективные исследования проблем, актуальных для развития дизайна и совершенствования дизайн-образования в целом. Это:

– Идея генетики дизайна, поиск своеобразного проектного гена, как саморазвитие профессии (профессор Н.П. Валькова). 

– Волновые средства дизайна, использование волновых по своей природе художественно-образных (свет, звук, запахи, вибрации и другие) средств в дизайне (профессор В.И. Михайленко).

– Виртуальный дизайн, создание инновационных произведений на основе использования знания физических свойств и пространственных характеристик виртуально мира (доцент К.В. Ракитин). 

– Матричная графика в дизайне, освоение матричных технологий, приёмов и средств при разработке графических объектов и форм дизайна (профессор Ю. А. Грабовенко).

–  Дизайн текста, формирование произведений дизайна по законам лингвистики, для повышения информативности объектов (профессор Л.С. Колпащиков). 

Наряду с этим, регулярно проводились научно-практические конференции с участием педагогов кафедры, иногда с приглашением преподавателей из других кафедр, на которых обсуждались и рассматривались различные аспекты и проблемы дизайна. За годы своего существования кафедра осуществляла и сверхвысшее образование, которое реализовывалось в аспирантуре академии. Всего было успешно завершено и защищено более 10 кандидатских диссертаций и одна докторская. 

Вклад кафедры за 42 года своего существования в теорию и практику дизайна в целом и, в частности, в дизайн-образовании был весомым и плодотворным. Благодаря деятельности кафедры (и осуществлявшейся в те же годы деятельности ВНИИТЭ) возникли и получили признание такие понятия, как системный дизайн, концепция в дизайне, дизайн-программы, программирование в дизайне и другие. Если вначале идеи кафедры воспринимались коллегами других кафедр факультета «промышленное искусство» и вуза в целом с большим сомнением (а порой и откровенно скептически), то со временем эти понятия вошли в обиход многих других кафедр в качестве терминов, которые позволяли им обозначать конкретные соответствующие проектные формы. 

Приобретение студентами реальных познаний в сфере научных основ дизайна, практическое освоение умений и навыков, разработки дизайн-концепций и дизайн-программ – все это в те годы осуществлялось практически только на кафедре программного дизайна. С упразднением в 2016 году кафедры, научные основы дизайна и методы системности программирования, к большому сожалению, были утеряны или отвергнуты. Следует также отметить, что профиль выпускаемых кафедрой специалистов не был утвержден в Минобрнауки. На протяжении длительного времени преподаватели кафедры обращались к руководству вуза с просьбой утвердить профиль кафедры программного дизайна, однако руководство оставляло все обращения без ответа, ссылаясь на порядок реализации вузами профилей (специализаций) основных образовательных программ подготовки специалиста. Согласно приказу № 140/08 от 27.04.2012 г. об изменении структуры академии, штатного расписания, на основании решения Учёного Совета академии от 23.04.2012 г. (протокол № 3), было принято решение присоединить кафедру программного дизайна к кафедре промышленного дизайна. 

Для качественной подготовки специалистов в дизайне считалось достаточным наличие и развитие у учеников личных качеств (таких, как интуиция, вкус, и талант). Между тем, с формированием в наши дни в системе дизайн-образования задачи подготовки магистров дизайна становится очевидной необходимость привлечения и активного применения в учебно-проектном процессе научных положений дизайна, методов системного дизайна, приемов и средств дизайн-программирования.  

В 2020 году темы представленных в данной статье дипломных разработок выпускников кафедры программного дизайна не выглядят устаревшими, незначительными или неправдоподобными. Дизайнер-эколог, социальный дизайнер – эти понятия, вошедшие в обиход несколько лет назад, активно использующиеся современными дизайнерами на Западе и в России. Идеи курсовых и дипломных работ кафедры опережали своё время, поскольку одна из основных функций дизайна – новаторство, умение предвидеть будущие проблемы и предлагать способы их решения. Сегодня дизайнеры-экологи успешно занимаются разработками в сфере экологического просвещения, проектируют природные и эколого-просветительские интерактивно-познавательные центры, разрабатывают образовательные программы для населения, работают с технологиями по вторичному использованию ресурсов в производстве новых товаров (одежда, предметы мебели), а также прикрепляются к промышленным предприятиям для внедрения экологически безопасных товаров и упаковки.

Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Скрицкий А.А., Дубровская А.В. Название: Эколого-просветительский центр заповедника «Костомукшский» и национального парка «Калевальский». 2018 г.

Также социальные дизайнеры успешно работают для социальной сферы, разрабатывают интеграционные дизайн-программы для людей с ограничениями жизнедеятельности, помогают людям из психо-неврологических интернатов осваивать технологии производства аксессуаров и предметов быта, проектируют общественные пространства с учётом необходимых условий для пользования маломобильными людьми,  занимаются психо-терапевтическим дизайном (разработка сенсорных комнат для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями).


Проект выпускников кафедры программного дизайна. Авторы: Дубровская А.В., Скрицкий А.А. Название: Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с РАС», включающая сенсорную комнату (комнату эмоциональной разгрузки) для людей с эмоционально-коммуникативными нарушениями. 2018-2020 гг.

Профессию дизайнера-информатора можно с достаточной уверенностью назвать профессией ближайшего будущего. Уже сейчас намечается тенденция к поиску подкрепленных объективными данными условий сохранения и поддержания здорового образа жизни, когда потребителю важно располагать достоверной информацией о том, что он приобретает и насколько это безопасно, в каком окружении он живёт, какой образ жизни является предпочтительным и полезным для здоровья. Поскольку человек и всё, что с ним связано, становится предметом пристального изучения, можно предположить, что в ближайшем будущем будут открываться особые информационно-образовательные центры – лаборатории. Здесь посетителям будет доступна информация (преподнесенная в основном в интерактивной, игровой форме), например, о вреде электромагнитного излучения и об альтернативных видах энергии, об инфекциях и бактериях, о безопасных материалах, используемых в строительстве и предметах быта и о многом другом, что напрямую связано со здоровьем человека. Указанные проблемы представляются особенно актуальными в связи с ухудшением экологической обстановки в мире и нехваткой продуктов питания, произведённых с помощью органического земледелия, а также в связи с перенаселением планеты.

Занятие, посвященное здоровому питанию. DDW 2015 г. Нидерланды

Дизайнер-информатор в этом случае может выступить в качестве своеобразного проводника этой обширной и сложной для восприятия информации, поскольку он обладает способностью визуализировать эту информацию, преобразовывать ее в четко структурированные формы с использованием богатого визуального ряда и с применением современных технологий. Здесь особенно важно подчеркнуть, что кафедра программного дизайна за время своего существования выпустила ряд специалистов, которые сейчас успешно адаптируются к постоянно меняющейся нестабильной экономической обстановке, в том числе, благодаря полученному на кафедре универсальному образованию. Этот опыт, несомненно, не может остаться только частью истории одного из ведущих художественных вузов СССР и России и должен быть учтен и заново осмыслен в условиях современного мира, когда многие из наработок кафедры программного дизайна могут получить практическую реализацию.

Список литературы:

1. Валькова Н.П. Профессиологические основы дизайна – В кн.: Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 58-71
2. Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Лазарев Е.Н., Михайленко В.И. Дизайн: очерки системного проектирования. – Л.: Издательство ЛГУ, 1983.  – 184 с.
3. Колпащиков Л.С. Дизайн-программирование в высшей школе. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и практикующих дизайнеров – СПб:Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 68 с.
4. Лазарев Е.Н. Дизайн машин. – Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 1988. – 256 с.
5. Лазарев Е.Н., Валькова Н.П., Грабовенко Ю.А., Колпащиков Л.С., Михайленко В.И. Виртуальность как модель дизайн-образования // Техническая эстетика, 1992. №2 – С. 11-13
6. Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 1-98
7. Сидоренко В.Ф. Модель опережающего образования – В кн.: Проблемы развития дизайнерского образования. – М., 1986. – Труды ВНИИТЭ. Сер. Техническая эстетика; Вып. 49. – С. 41-48
8. Ходьков Ю.Л. О ДИЗАЙНЕ и дизайнерах. – СПб, 2011. – 114 с.

Текст: © Анастасия Дубровская. 2020.

Графический дизайн — Онлайн-школа Bang Bang Education

−25%

Back to School до 22 сентября

забронировать место

купить программу →

Студентам важно перенять опыт тех, кто в профессии уже состоялся, поэтому наши курсы разрабатывают и ведут лучшие в своем деле практикующие специалисты.

преподаватели

Лекторы

Кому подойдет программа

Начинающим дизайнерам

Вы сможете войти в профессию, освоить инструменты, сделать первые кейсы и начать искать работу. Курс даст не только практическую базу, но и поможет влиться в дизайн-сообщество.

Практикующим дизайнерам

Вы сделаете свои знания более фундаментальными, пополните портфолио графическими и типографическими работами, проектами по айдентике. Лично познакомитесь с ведущими профессионалами отрасли, начнете применять на практике их методы работы, получите фидбэк и профессиональные советы.

Тем, кто хочет изменить свою жизнь

Вы раскроете свой потенциал в различных дизайн-дисциплинах, поймете, что вам подходит, и сможете уверенно развиваться в данном направлении. Год непрерывной практики позволят вам работать дизайнером сразу после обучения, даже если пока у вас нет опыта в дизайне.

Программа обучения

Модуль 1. Основы графического дизайна

Научимся работать с графическими объектами, композицией и цветом. Будем проводить визуальные исследования, генерировать идеи, подбирать референсы и учиться презентовать и защищать свои идеи. Познакомимся с графическими стилями и концепцией ответственного дизайна.

Визуальные коммуникации. Цвет и композиция. Знаки и логотипы. Софт: Photoshop, Illustrator

Просвещение

Графические стили

Введение в профессию

Поиск и генерация идей, работа с референсами. Ответственный дизайн

Результат: мерч

Модуль 2. Типографика

Будем учиться сначала применять, а потом нарушать типографические правила, работать с пластикой, композицией и сетками, создавать проекты для разных задач, а также готовить макеты к печати. Поговорим о том, как устроена сфера дизайна, какие в ней есть возможности и векторы развития. Узнаем, из чего состоит портфолио графического дизайнера, как собрать и упаковать работы.

Типографика. Софт: Illustrator, InDesign

Просвещение

История типографики

Введение в профессию

Векторы развития в профессии. Портфолио дизайнера

Результат: малый типографический формат

Модуль 3. Айдентика

Пройдем все этапы разработки визуального образа — от исследования, анализа рынка и поиска метафоры до презентации готового проекта на конкретных носителях. Узнаем, что такое бренд-стратегия и как она связана с айдентикой.

Айдентика. Графическая разминка: плакаты и Cinema 4D. Софт: Photoshop, Illustrator, Cinema 4D

Просвещение

Бренд-стратегия: основы

Введение в профессию

Презентация и защита проекта

Результат: айдентика для культурного или коммерческого проекта

Модуль 4. Портфолио в вебе

Научимся работать в инструментах Tilda и Readymag. Вы определитесь с дальнейшим вектором развития, соберете под него портфолио из работ, созданных во время обучения, и оформите его в вебе. Пройдете портфолио-ревю и защитите свое портфолио перед экспертами рынка.

Портфолио в вебе. Софт: Tilda, Readymag

Просвещение

История развития современного искусства

Введение в профессию

Как строить дизайн-карьеру. Портфолио-ревю

Результат: сайт-портфолио

Финал

В завершении годовой программы вы соберете сайт-портфолио из работ, созданных во время обучения.

Как проходит обучение

Курс состоит из онлайн-лекций, мастер-классов и практических домашних заданий.

  1. Проходите уроки по теории дизайна и софту.
  2. Выполняете домашние задания.
  3. Разбираете задания недели с преподавателями и наставниками.
  4. Посещаете вебинары и получаете фидбэк.
  5. Готовите итоговый проект модуля.
  6. Защищаете его перед экспертами.

Что еще

  1. Вебинары-дискуссии

    Вместе с однокурсниками задаете вопросы преподавателю или обращаетесь за советом.

  2. Дизайн-просмотры

    Известные дизайнеры разбирают работы студентов — анализируют удачные и не очень решения.

  3. Домашние работы

    Задания для самостоятельной работы, которые вы защищаете перед преподавателем и наставником и добавляете в портфолио.

  4. Внимание каждому

    Наставники работают с каждым студентом, отвечают на вопросы, комментируют работы.

  5. Сообщество

    Телеграм-чат «Дизайн начинается с точки» — возможность продолжить нетворкинг после окончания программы.

  6. Контент

    После окончания курса материалы будут доступны в течение шести месяцев, если вдруг что-то забудете.

Получить программу

Оставьте заявку, если хотите получить полную программу обучения

Стоимость курса:

250 000 187 500 ₽

Рассрочка на 24 месяца: 10 400 ₽ в месяц

Как с вами связаться?

По телефону

В мессенджере

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

О программе

Премущества обучения

Соберем ваш сайт

Мы поможем собрать и оформить портфолио на Тильде или Редимаг. Вы получите ревью своих портфолио от экспертов рынка.

Обсудим карьеру

В каждом модуле преподаватели будут отдельно говорить о работе, профессиональном развитии, деньгах и клиентах.

Проконсультируем по поиску работы

За время учебы мы хорошо узнаем друг друга — и сможем подсказать, в каком направлении стоит развиваться лично вам, какие компании заинтересованы в ваших навыках сейчас.

Ответы на вопросы

  1. Я могу перепрыгнуть через модуль? Например, начать с айдентики, а потом вернуться к основам композиции?

    Программа построена таким образом, чтобы цельная картина формировалась последовательно. Закладываем основы и постепенно переходим к более сложному уровню — как в теории, так и в практике.

  2. Как устроены домашние задания?

    Раз в неделю вы будете получать обязательные задания на отработку навыка по теме, а также дополнительные — чтобы при желании попрактиковаться побольше.

  3. Сколько времени дается на обязательные задания?

    На выполнение обычно дается одна неделя. Мы рекомендуем не пропускать дедлайны, чтобы двигаться в одном темпе с группой.

  4. Как я буду получать фидбек?

    Наставники комментируют все обязательные задания. На вебинарах эксперты анализируют сильные и слабые стороны всех работ в общем, а также проводят индивидуальные консультации по конкретным заданиям и проектам.

  5. Как устроено расписание занятий, возможно ли совмещать учебу с работой?

    Занятия проходят онлайн, и в большинстве случаев вы сможете смотреть лекции или выполнять практические задания в удобное для вас время.

  6. Где я смогу работать?

    В рекламных и digital-агентствах, дизайн-студиях, издательствах и типографиях, инхаус-командах на стороне бренда.

Чему вы научитесь

Знания, навыки и проекты, с которыми вы завершите программу

  1. Дипломный проект

    В рамках третьего модуля вы создадите большой проект по айдентике, который станет основой вашего портфолио и поможет получить хорошую работу и первые заказы.

  2. Пополните портфолио

    Плакаты
    Обложка книги или альбома
    Логотип
    Мерч
    Малый типографический формат (лифлет/буклет/афиша)
    Айдентика
    Одностраничный лендинг

Получите новую профессию

Повысьте свой уровень за счет разносторонней подготовки и обучения у лучших специалистов отрасли. Подготовьте сильное портфолио, обновите резюме и получите год опыта работы с реальными задачами.

110 000 ₽

Средняя зарплата в Москве

30%

Работают удаленно в зарубежных компаниях

1

Будьте там, где сердце

Путешествуйте, переезжайте в любую страну, получайте новые впечатления — и совмещайте с любимой работой

2

Readymag, Coub, Lot2046, W1D1, The Breakfast, Tilda, Vitsoe, Lapka

компании, основанные дизайнерами

3

Где нужны дизайнеры

Digital, дизайн-студии, архитектурные бюро, издания, e-commerce, мобильные приложения, финтех

отзывы студентов

Светлана Шенкель

Долго искала и думала, куда пойти учиться, но однажды на пути встала реклама BBE. Очень понравилось программа курса. Она оказалась сложнее, чем я предполагала — учеба требует много ресурсов, но это очень круто!!! Сложно, да, но и отдача соответствующая. Считаю, что вкладывать в себя — это лучшая идея. Спасибо всей команде школы за эту возможность.

Никита Гавриленко

Будущим студентам рекомендую как можно скорее познакомиться с одногруппниками и по возможности чаще с ними общаться. Это ваши братья и сестры (в основном — сестры). Не бойтесь делиться переживаниями (и не только) с вашими кураторами и координаторами — это хорошие люди, которые хотят вам добра. Как бы вы себя ни чувствовали, ваша жизнь изменится, не сомневайтесь.

Полина Щербинина

Я выбрала BBE, в первую очередь, за оформление сайта школы — я думаю, нужно на 100% соответствовать тому, чему обучаете. Мне понравилось, что уроки длятся 15–20 минут, потому что вебинары по несколько часов сложно воспринимать. Преподаватели все объясняют простым и понятным языком, всегда быстро отвечают на вопросы. Спасибо большое команде!

Марина Демидас

BBE — суперская платформа для обучения. Отличная организация в онлайн-формате. Обучение проходит гладко, в приятном темпе и с впечатляющими результатами. Идеально подходит и тем, кто, как и я, не умеет даже пользоваться Фотошопом. Преподаватели не требуют невозможного и для каждого задания дают все инструменты для его выполнения. Чувствую больше включенности в процесс, чем когда училась в университете офлайн. Восторг!

Ольга Поташева

Школа BBE — это живое сообщество практикующих дизайнеров. Наши преподаватели — не оторванные от реальности теоретики, а профессионалы, которые делятся актуальными на сегодня опытом и знаниями. И это была основная причина пойти на программу по графдизайну именно сюда. Она продумана так, чтобы студенты наряду с овладением общей теоретической базой развивали навыки владения софтом и подачи своих проектов.

Ибрагим Азиев

Занимаюсь дизайном несколько лет, но все мои знания были основаны на обрывках информации, выхваченных из разных источников. Не хватало упорядоченности. На программе BBE я получаю именно то, что мне было нужно, — погружение в дизайн, начиная с самых основ, которое полностью меняет стиль мышления. Чувствую, что постепенно становлюсь не просто носителем набора скиллов, но настоящим специалистом. Работы впереди еще много, и я уверен, что двигаюсь в правильном направлении. Программа сильно помогает в этом.

Юлия Саатова

Круто, что эта программа подходит не только новичкам, но и дизайнерам с опытом. Я третий год работаю графическим дизайнером в брендинговом агентстве, но у меня не было структурированных знаний по дизайну, так как я пришла в сферу совсем из другой области. Программа дала мне мощный пинок в плане развития своего стиля. Любимый модуль — типографика.

Елена Ермакова

Программа превзошла все мои ожидания. Сначала у меня были сомнения по поводу онлайн-формата — боялась, что будет недостаточно обратной связи. Но процесс обучения выстроен очень грамотно: по каждому обязательному заданию мы получаем индивидуальные комментарии преподавателя, в групповом учебном чате и на вебинарах можно задать любые вопросы — и обязательно получить ответ. По содержанию лекций тоже нет нареканий, они очень интересные и насыщенные. Подумываю о программе по иллюстрации на следующий год!

Наши студенты постоянно на связи — они выкладывают домашние работы, рассказывают о прогрессе и делятся результатами в социальных сетях.

#студент_киBBE

У нас учатся сотрудники компаний

  • Авито
  • Яндекс
  • Эксмо
  • ABBYY
  • ДоДо Пицца
  • Щука
  • Вкусвилл
  • X5
  • МИА Россия сегодня
  • Лаборатория Касперского
  • Росбизнес консталтинг
  • Телекомпания Пятница
  • Qiwi
  • ВТБ
  • Сбербанк
  • Сбертех
  • 2×2
  • МТС
  • Газпром
  • ЦИАН
  • HeadHunter
  • YouDo
  • Ростелеком
  • Mail. ru Group
  • Аэрофлот
  • Азбука вкуса

Все студенты также получают

СКИДКА 15% НА ДРУГИЕ КУРСЫ

Выбирайте из наших основных курсов по разным направлениям дизайна: от типографики и 3D — до брендинга и дизайн-мышления. Скидкой можно будет воспользоваться в любое время.

ДОСТУП НА ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ К ДИЗАЙН-БИБЛИОТЕКЕ

Развивайтесь в смежных областях, изучайте новые направления и расширяйте границы каждый день.

Графический дизайн

Дима РодионовВова АюевВиталий ЦыганковТаня ЕгошинаСева ПетровКсения ПерминоваJust Be NiceДмитрий СалливанСтас АкиСвят ВишняковНаташа ШендрикДарья СорокинаАлена СокольниковаНикита ОбуховАндрей ПаршиковСережа ТомиловГена ЛохтинСаша ЕрмоленкоНастя ТебякинаНастя СаркоАртур Лебсак

187 500 ₽ 250 000 ₽

Back to School 25%

10 400 ₽ Ежемесячный платеж при покупке в рассрочку на 24 месяцев

купить программу

Забронировать место на программе

Оставьте заявку и мы ответим на все вопросы, расскажем про способы оплаты, условия по рассрочке, а также откроем доступ к одному из уроков программы

Как с вами связаться?

По телефону В мессенджере

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных→

о школе

BBE — это школа дизайна и креативных направлений. Мы закрываем пробелы в существующем дизайн-образовании в России и популяризируем дизайн, ориентированный на человека. Все наши образовательные продукты созданы ведущими экспертами индустрии.

Программы, курсы и интенсивы

Студенты могут выбрать формат, который соответствует их цели: получить профессию, освоить навык или метод, познакомиться с направлением. Каждый из них дает возможность лично пообщаться с экспертами и получить фидбэк.

Дизайн-библиотека

Коллекция из 65+ онлайн-курсов для самостоятельных занятий, которая доступна по подписке на месяц или год.

Точка зрения

Медиа о дизайне и культуре с бесплатными материалами — списками полезных ресурсов, статьями и видеобеседами с ведущими профессионалами.

фильмы

Лепота

Взгляд на наследие русской визуальной культуры с позиции современного дизайна. От основания Руси до 2021 года.

33 слова о дизайне

Исследование современного дизайна в России теми, кто его создает.

100 лет дизайна

Дебютный киноальманах об истории дизайна, показанный в 6 странах, 40 городах и ставший хитом Beat Film Festival-2018.

Графический дизайн

забронировать место →

купить программу →

забронировать место →

Графический дизайн обзор, сравнение, лучшие продукты, внедрения, поставщики.

Графический дизайн — процесс визуального общения и решения проблем с использованием типографики, фотографии и иллюстрации. Поле считается подмножеством визуальной коммуникации и коммуникационного дизайна, но иногда термин «графический дизайн» используется как синоним. Графические дизайнеры создают и комбинируют символы, изображения и текст для формирования визуальных представлений идей и сообщений. Они используют типографию, изобразительное искусство и методы верстки для создания визуальных композиций. Обычное использование графического дизайна включает в себя корпоративный дизайн (логотипы и брендинг), редакционный дизайн (журналы, газеты и книги), навигационный или экологический дизайн, рекламу, веб-дизайн, коммуникационный дизайн, упаковку продукции и вывески.

Графический дизайн применяется ко всему визуальному: от дорожных знаков до технических схем, от межведомственных меморандумов до справочных пособий.

Дизайн может помочь в продаже продукта или идеи. Он применяется к продуктам и элементам фирменного стиля, таким как логотипы, цвета, упаковка и текст, как часть брендинга (элементы рекламы). Брендинг становится все более важным в ряду услуг, предлагаемых графическими дизайнерами. Графические дизайнеры часто являются частью команды брендинга.

Графический дизайн применяется в индустрии развлечений для декораций, декораций и визуальных рассказов. Другие примеры дизайна для развлекательных целей включают романы, виниловые обложки альбомов, комиксы, обложки DVD-дисков, начальные титры и заключительные титры в кинопроизводстве, а также программы и реквизиты на сцене. Это может также включать художественные работы, используемые для футболок и других предметов, напечатанных на экране для продажи.

От научных журналов до сообщений о новостях представление мнений и фактов часто улучшается с помощью графики и продуманных композиций визуальной информации, известной как информационный дизайн. Газеты, журналы, блоги, телевизионные и кино документальные фильмы могут использовать графический дизайн. С появлением Интернета информационные дизайнеры с опытом работы с интерактивными инструментами все чаще используются для иллюстрации фона новостных историй. Информационный дизайн может включать в себя визуализацию данных, которая включает использование программ для интерпретации и формирования данных в визуально привлекательную презентацию, и может быть связана с информационной графикой.

  • Продукты
  • Сравнение
  • Поставщики
  • Производители
  • FAQ
  • Материалы

Поставщики Графический дизайн

MEV

UKR. ..

  • UKR
  • USA

Производители Графический дизайн

MEV

UKR…

  • UKR
  • USA

F.A.Q. Графический дизайн

Что такое графический дизайн и что он из себя представляет?

Графический дизайн — это процесс проектирования, в котором текст и графика сочетаются таким образом, чтобы передавать конкретное сообщение.

Где используется графический дизайн?

Вы найдете графический дизайн в логотипах компаний, печатных материалах, таких как брошюры, плакаты, вывески, поздравительные открытки, открытки, визитные карточки, рекламные щиты и рекламные объявления. Достижения в области технологий позволили нам создать цифровую среду с веб-сайтами, онлайн-рекламой, виртуальными брошюрами и презентациями и многим другим.

Что графические дизайнеры используют для создания этих дизайнов?

Графические дизайнеры могут использовать как иллюстрированные вручную, так и автоматизированные проекты благодаря широкому спектру программного обеспечения с практически бесконечными инструментами цифрового дизайна. Доступность программного обеспечения, такого как Adobe Illustrator и Photoshop, стала основой графического дизайнера.

Что может сделать графический дизайнер, чего я не могу?

Графический дизайнер делает больше, чем просто использует свои творческие способности. Хотя большинство графических дизайнеров уже интуитивно креативны, они обычно проводят время, изучая многочисленные принципы дизайна. Очень важно понимать, как использовать элементы дизайна для передачи требуемых сообщений и значений, а также вызывать у зрителя определенное чувство. Как визуальный коммуникатор, они используют эти элементы дизайна и используют такие понятия, как цвет, типографика, пространство, баланс, форма и линии, чтобы создать свое визуальное сообщение.

Некоторые графические дизайнеры также могут понять более технические аспекты дизайна, необходимые для создания цифровых активов для компании. Например, веб-дизайнер часто может создавать каркасы, рабочие процессы и карты сайта и понимать, как разработать удобную навигацию для удобства пользователей.

Что еще выполняет графический дизайнер как часть работы, которую он производит для клиента?

Помимо превращения видения клиента, имиджа бренда и ценностного предложения в графический дисплей, дизайнер будет выполнять множество специальных задач в рамках проекта графического дизайна. К специальным задачам относятся совместная работа над концепцией (обычно с командой), посещение совещаний по проекту, уделение внимания тому, на что кликают клиенты, проведение презентаций, объясняющих различные потенциальные проекты, пересмотр проектов и подготовка файлов активов для других на команда и для использования клиентом.

Графический дизайн (Кафедра дизайна рекламы)

Код

Бакалавриат 54.03.01 / Магистратура 54.04.01

Профили бакалавриата

«Дизайн рекламы»
«Графический дизайн в мультимедиа»
«Дизайн цифровых медиа»
«Графический дизайн в рекламе»

Программы магистратуры

«Дизайн рекламы»
«Графический дизайн в мультимедиа»
«Дизайн цифровых медиа»
«Графический дизайн в рекламе»

Уровни образования

Бакалавриат, Магистратура

Форма и сроки обучения

Бакалавриат (профили: «Дизайн рекламы», «Графический дизайн в рекламе»): очная – 4 года, очно-заочная – 5 лет.

Бакалавриат (профиль «Дизайн цифровых медиа»): очная – 4 года.

На базе профессионального образования обучение возможно в ускоренные сроки, срок обучения сокращается на 1 год.

Магистратура: очная – 2 года.

Квалификации

Бакалавр / Магистр

Вступительные испытания

Бакалавриат:
на бюджетные места: профессиональное испытание (рисунок, живопись, композиция), творческое испытание (история искусства и культуры), литература, русский язык.
на внебюджетные места: профессиональное испытание (рисунок, живопись, композиция), литература, русский язык.

Магистратура: экзамен по профильному направлению, портфолио.

Усиленная профильная подготовка к ЕГЭ, творческим конкурсам, олимпиадам и дальнейшему обучению по специальности проводится в Дизайн-школе.

Сведения по образовательным программам

Сфера деятельности специалиста

Профиль: Графический дизайн в рекламе

Сферой деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу, является создание фирменного стиля предприятий и организаций, разработка рекламных компаний и выставок, создание различных видов рекламно-полиграфической продукции (серия плакатов, упаковка, макет и верстка книг и периодических изданий).

После окончания обучения выпускники владеют всеми необходимыми навыками профессиональной деятельности: умением работать в графических пакетах с растровой и векторной компьютерной графикой, знают технику графики, рисунка, живописи и скульптуры, фотографики, шрифта и типографики, умеют осуществлять предпечатную подготовку и вёрстку.

Профиль: Дизайн цифровых медиа

Сферой деятельности специалиста, освоившего данную образовательную программу, является создание мультимедийной графики, учебных, анимационных, интерактивных презентаций, веб-контента: сайтов, интернет-банеров, кино, видео — роликов, слайд — шоу.

Специалисты профиля «Графический дизайн в мультимедиа» владеют всеми необходимыми навыками профессиональной деятельности: умением работать в графических пакетах с растровой и векторной компьютерной графикой, знают технику графики, рисунка, живописи и скульптуры, фотографики, шрифта и типографики, знакомы с современной съемочной техникой, основами фото и видеорепортажа, основами режиссуры, операторского мастерства, созданием рекламного ролика.

Обучение, практика и стажировки

Студенты проходят производственную практику в культурно-просветительных учреждениях, музеях, различных рекламных агентствах Санкт-Петербурга и Москвы. В рамках международного обмена и академической мобильности студенты имеют возможность проходить практику за рубежом в Сайменском университете прикладных наук, Иматра, Финляндия, Glyndwr University, Уэльс, Англия, Свободном университете Божен-Больцано, Больцано, Италия.

Трудоустройство выпускников

Институт графического дизайна выпускает высококвалифицированных дизайнеров, обладающих основными навыками, необходимыми для работы в профессиональной отрасли.

Профиль: Графический дизайн в рекламе

Выпускники данного профиля трудоустраиваются на различных предприятиях полиграфии: типографиях, таких как, «Астро-Принт», «Четыре света», копицентрах, а также на различных предприятиях, нуждающихся в графических дизайнерах, таких как «Линкор», в издательствах «Азбука- классика» и Детгиз.

Также выпускники этой отрасли успешно работают в индустрии моды, создают концепцию бренда одежды, таких как бренд Лены Литвиновой, и разрабатывают фирменный стиль модельера.

Профиль: Дизайн цифровых медиа

Наши выпускники работают: Яндекс — разработчики приложений, Центр образовательных технологий Адванс — разработчики приложений, Отдел мультимедийных разработок и презентаций СПбГУПТД — сопровождающий оснащения сайта, создатели видеороликов и презентаций.

Выпускники реализуют себя в производственных компаниях по созданию видеороликов, световых инсталляций, создают концепцию мультимедийной и рекламной продукции.

Дальнейшее обучение и повышение квалификации

Бакалавры имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, далее в аспирантуре, а также получить дополнительную квалификацию в Институте дополнительного профессионального образования.

Графический дизайн

2 курс 3 курс 4 курс

Общее описание образовательной программы

Матрица компетенций

Календарный учебный график и учебный план

Рабочая программа воспитания

Календарный план воспитательной работы

Программа государственной итоговой аттестации

Паспорта и программы формирования компетенций

ОК-1

ОК-2

ОК-3

ОК-4

ОК-5

ОК-6

ОК-7

ОК-8

ОК-9

ОК-10

ОК-11

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ОПК-4

ОПК-5

ОПК-6

ОПК-7

ПК-1

ПК-2

ПК-3

ПК-4

ПК-5

ПК-6

ПК-7

ПК-8

Программы дисциплин (модулей) и практик
№ п/п Наименование дисциплины (модуля)

Аннотация

Программа дисциплины (модуля)

Фонд оценочных средств

Базовые дисциплины
1. Академическая живопись
2. Академическая скульптура и пластическое моделирование
3. Академический рисунок
4. Безопасность жизнедеятельности
5. Иностранный язык
6. История
7. История искусств
8. Основы производственного мастерства
9. Правоведение
10. Проектирование
11. Пропедевтика
12. Русский язык и культура речи
13. Технический рисунок
14. Физическая культура и спорт
15. Философия
16. Экономика
Дисциплины вариативной части
1. Анимация
2. Графика
3. Декоративная живопись
4. Декоративная пластика
5. Дизайн книги
6. Дизайн периодических изданий
7. Защита авторских прав
8. Издательская фотография
9. Информатика
10. Информационные технологии в дизайне
11. Искусство шрифта
12. История и теория дизайна
13. Каллиграфия
14. Книжная графика
15. Композиционно-художественные аспекты дизайнерского моделирования
16. Компьютерная графика
17. Компьютерное проектирование в дизайне
18. Компьютерный дизайн
19. Культурология
20. Маркетинг
21. Менеджмент в дизайне
22. Начертательная геометрия
23. Основы конструирования
24. Основы проектной графики
25. Основы современного арт-менеджмента
26. Основы теории и методологии дизайн-проектирования
27. Патентно-лицензионная работа
28. Педагогическая психология
29. Пластика малых форм
30. Проектирование шрифта
31. Психология управления
32. Разработка фирменного стиля
33. Современные проблемы в дизайне
34. Социология
35. Теоретические основы проектирования
36. Технология полиграфии
37. Типографика
38. Фотографика
39. Художественно-техническое редактирование
40. Цветоведение и колористика
41. Шрифт
42. Экономика отрасли
43. Экономика художественно-промышленного производства
44. Элективные дисциплины по физической культуре и спорту
45. Эргономика
Практики
1. Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
3. Преддипломная практика
4. Творческая практика
Факультативы
1. Практическая педагогика
2. Человек и культура родного города

Краткое описание направления — Графический дизайн

Направление подготовки: 54.03.01 Дизайн

Направленность: Графический дизайн

Квалификация выпускника: бакалавр

Институт дизайна и рекламы в МАБиУ (Москва) готовит квалифицированных специалистов для сферы графического дизайна.

Специальность «Графический дизайн» востребована в рекламных и брендинговых агентствах, дизайнерских студиях, издательствах и проектных мастерских, в сфере масс-медиа и на государственной службе.

По окончании выпускникам выдается диплом о высшем образовании государственного образца.

Срок получения образования составляет:

  • на очной форме обучения – 4 года;
  • на очно-заочной форме обучения – 4,5 года.

Для выпускников СПО предусмотрено обучение по основной образовательной программе высшего образования в ускоренные сроки обучения. Индивидуальный учебный план студента разрабатывается с учетом индивидуальных возможностей, потребностей и особенностей каждого обучающегося и обеспечивает освоение образовательной программы в ускоренные сроки.

Существует возможность обучения:

  • по индивидуальному учебному плану
  • с применением онлайн технологий
  • в сокращенные сроки

2. Полное описание направления

Программа обучения графическому дизайну сбалансирована с учетом новых реалий и современных требований. Цель: всесторонняя подготовка квалифицированного дизайнера-графика.

В учебную программу входят следующие профессиональные дисциплины:

  • Цветоведение и колористика
  • Основы инженерного обеспечения дизайна
  • Технический рисунок
  • Теория и методология дизайн-проектирования
  • Пропедевтика в графическом дизайне
  • Конструирование в графическом дизайне
  • Основы проектной графики в графическом дизайне
  • Техника графики
  • Композиция печатных изданий
  • Проектирование в графическом дизайне
  • История графического дизайна и рекламы
  • Типографика
  • Шрифт
  • Макетирование в графическом дизайне
  • Выполнение проекта в материале
  • Выполнение графических композиций в цвете для лиц с ОВЗ
  • Компьютерная графика в графическом дизайне
  • Компьютерные технологии в дизайне
  • Фотография
  • Фотографика
  • Основы каллиграфии для лиц с ОВЗ
  • Художественно-техническое редактирование
  • Дизайн и верстка периодических изданий
  • Компьютерное проектирование в графическом дизайне
  • Трехмерная компьютерная графика
  • Проектирование печатных изданий
  • Проектирование художественных изданий
  • Книжная иллюстрация
  • Графическая иллюстрация

Будущие дизайнеры-графики овладевают навыками рисунка, линейно-конструктивного построения, пластического моделирования, в том числе, и с помощью современных графических редакторов. («Adobe InDesign», Quark Express, «Adobe Photoshop» и проч.).

Наши выпускники знакомятся с современными стилями и тенденциями, психологией визуальной коммуникации, с технологиями изготовления разных видов дизайнерской продукции.

Помимо этого, студенты изучают базовые приемы и принципы маркетинга, что помогает им в дальнейшей профессиональной деятельности грамотно продвигать и реализовать свой продукт в целевой аудитории

Учебный процесс

Занятия проходят в просторных аудиториях и проектных мастерских, компьютерных кабинетах, также к услугам студентов библиотека с просторным читальным залом и электронная библиотека, оборудованная персональными компьютерами, спортивный комплекс.

Уже в процессе учебы студенты погружаются в профессиональную среду. Будущих дизайнеров ждут практические занятия в музеях и на производстве, обязательные рисовально-живописные практики. Все это позволяет наиболее полно развивать творческие и эстетические способности.

Кадровое обеспечение образовательной программы

Для реализации образовательной программы привлечен высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, имеющий практический опыт работы по профилю преподаваемых дисциплин, занимающийся научно-исследовательской и практической деятельностью. Обучение дизайну среды проводят преподаватели, достигшие значимых позиций в дизайнерском искусстве. В активе педагогов опыт преподавания в ведущих дизайнерских вузах страны: МГПХУ им. С.Г. Строганова, МГУ, Московский государственный текстильный университет, РГГУ и др.

Большинство преподавательского состава являются известными специалистами, имеют степени и ученые звания, членство в российских и международных творческих союзах.

Профессорско-преподавательский состав образовательной программы

  1. 1Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень, ученое звание и (или) являющихся членами профильных творческих союзов ( Союз дизайнеров, Союз архитекторов, Союз художников), составляет более 55%.
  2. Доля привлекаемых к образовательной программе руководителей и работников организаций, деятельность которых связана со специализацией реализуемой программы бакалавриата, составляет более 5%.

Материально-техническое обеспечение образовательной программы

Для реализации образовательной программы используется современное научно-методическое и материально-техническое обеспечение, в соответствии с федеральным государственным стандартом, а также инновационные образовательные и информационные технологии по направлению обучения.

3. Описание профиля

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению «Дизайн», обладает всеми общекультурными, общепрофессиональными, профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, предусмотренными стандартом образования, способен творчески использовать полученные знания, навыки и компетенции как в профессиональной деятельности, так и вне профессиональной сферы.

Организация учебно-производственных практик по направлению подготовки

Организация и проведение учебно-производственных практик ориентировано на профессионально-практическую подготовку специалистов в области графического дизайна.

В ходе обучения студенты проходят 4 вида практик:

  • творческая: рисовально-живописная, выполнение эскизов, рисунков и зарисовок с натуры;
  • творческая: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
  • производственная: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
  • преддипломная.

Первая творческая практика проходит на плэнере – в садах, парках и на улицах города, вторая творческая и преддипломная практика проводятся в структурных подразделениях МАБиУ, производственная практика осуществляется в профильных организациях, архитектурных и дизайнерских студиях, бюро.

В Государственную итоговую аттестацию входит выполнение и защита выпускной квалификационной работы: собственного графического проекта установленного образца и комплектности с пояснительной запиской

Неограниченные возможности для вашей будущей карьеры

Сферы деятельности графического дизайнера обширны. Дизайнеры-графики работают над созданием логотипов и упаковок, печатной и интернет-рекламы, разрабатывает фирменные стили, вебсайты, системы навигации (указатели) и инфографику (схемы и графики), презентации и рекламные буклеты, интерфейсы компьютерных игр.

Обучение графическому дизайну в Москве в МАБиУ — это уникальная возможность реализовать свои способности. Профессиональные компетенции, которые вы приобретете в процессе обучения и качественное портфолио, подготовленное за время учебы, позволит вам выдержать успешную конкуренцию с другими претендентами на престижную работу.

Дизайн и архитектура программного обеспечения | Coursera

Навыки. )

  • Веб-сервис
  • Микросервисы
  • Передача репрезентативного состояния (REST) ​​
  • Сервис-ориентированная архитектура
  • Об этой специализации

    36 324 недавних просмотров

    В рамках специализации «Проектирование и архитектура программного обеспечения» вы узнаете, как применять принципы проектирования, шаблоны и архитектуры для создания многоразовых и гибких программных приложений и систем. Вы узнаете, как выражать и документировать дизайн и архитектуру программной системы, используя визуальную нотацию. Практические примеры и возможности применить свои знания помогут вам развить навыки, необходимые для трудоустройства, и соответствующий опыт в индустрии программного обеспечения.

    Проект Capstone включает приложение для Android на основе Java, которое вы будете оценивать и разрабатывать на протяжении четырех курсов специализации. Это приложение будет развиваться от приложения для одного пользователя, которое хранит данные локально, до многопользовательского приложения, которое хранит данные удаленно. В каждом курсе вам будет предоставлена ​​кодовая база Java в качестве отправной точки, и вам придется документировать и реализовывать новые функции, используя знания, полученные в ходе курса.

    Учебные пособия помогут вам понять исходную кодовую базу и изучить основы разработки под Android.

    Предварительные условия

    Предполагается, что вы обладаете базовыми знаниями в области программирования на языке Java. Приложение Capstone потребует от вас использования интегрированной среды разработки Android Studio. Чтобы узнать больше об Android Studio, ознакомьтесь с руководствами для Windows или Mac.

    Совместно используемый сертификат

    Совместно используемый сертификат

    Получите сертификат по завершении

    100 % онлайн-курсы

    100 % онлайн-курсы

    Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

    Гибкий график

    Гибкий график

    Устанавливайте и соблюдайте гибкие сроки.

    Начальный уровень

    Начальный уровень

    Базовые знания в области программирования на Java (умение читать и писать код Java и использовать объектно-ориентированные конструкции в Java).

    Часов на выполнение

    Приблизительно 4 месяца на выполнение

    Рекомендуемый темп 3 часа в неделю

    Доступные языки

    Английский

    Субтитры: английский, арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, испанский, португальский (бразильский)

    Совместно используемый сертификат

    Совместно используемый сертификат

    Получите сертификат по завершении

    100 % онлайн-курсы

    100 % онлайн-курсы

    Начните немедленно и учитесь по собственному графику.

    Гибкий график

    Гибкий график

    Устанавливайте и соблюдайте гибкие сроки.

    Начальный уровень

    Начальный уровень

    Базовые знания в области программирования на Java (умение читать и писать код Java и использовать объектно-ориентированные конструкции в Java).

    часов на выполнение

    Приблизительно 4 месяца до завершения

    Рекомендуемый темп 3 часа в неделю

    Доступные языки

    Английский

    Субтитры: английский, арабский, французский, португальский (европейский), итальянский, вьетнамский, немецкий, русский, испанский, португальский (бразильский)

    Как работает специализация

    Пройдите курсы

    Специализация Coursera — это серия курсов, которые помогут вам овладеть навыком. Для начала зарегистрируйтесь на специализацию напрямую или просмотрите ее курсы и выберите тот, с которого вы хотите начать. Когда вы подписываетесь на курс, являющийся частью специализации, вы автоматически подписываетесь на полную специализацию. Можно пройти только один курс — вы можете приостановить обучение или отменить подписку в любое время. Посетите панель учащегося, чтобы отслеживать зачисление на курс и свой прогресс.

    Практический проект

    Каждая специализация включает практический проект. Вам нужно будет успешно завершить проект(ы), чтобы завершить специализацию и получить сертификат. Если специализация включает в себя отдельный курс для практического проекта, вам нужно будет пройти все остальные курсы, прежде чем вы сможете приступить к нему.

    Получите сертификат

    Когда вы закончите каждый курс и завершите практический проект, вы получите сертификат, которым сможете поделиться с потенциальными работодателями и своей профессиональной сетью.

    Instructor

    Kenny Wong

    Associate Professor

    Computing Science, Faculty of Science

    327,261 Learners

    11 Courses

    Offered by

    University of Alberta

    UAlberta is considered among ведущие в мире государственные университеты, интенсивно занимающиеся исследованиями и преподаванием. Являясь одним из лучших университетов Канады, мы известны своим превосходством в гуманитарных, естественных, творческих, деловых, инженерных и медицинских науках.

    Часто задаваемые вопросы

    • Какова политика возврата?

    • Могу ли я просто записаться на один курс?

    • Доступна ли финансовая помощь?

    • Могу ли я пройти курс бесплатно?

    • Этот курс действительно на 100% онлайн? Нужно ли мне лично посещать какие-либо занятия?

    • Сколько времени занимает прохождение специализации?

    • Какие базовые знания необходимы?

    • Нужно ли проходить курсы в определенном порядке?

    • Получу ли я университетский кредит за завершение специализации?

    • Что я смогу делать после завершения специализации?

    Есть вопросы? Посетите Справочный центр для учащихся.

    Шаблоны проектирования

    🤖📘🍻 Ура! После 3 лет работы мы наконец-то выпустили новую электронную книгу по шаблонам проектирования! Проверьте это »

    В области разработки программного обеспечения 9Шаблон проектирования 0039 — это общее повторяемое решение часто встречающейся проблемы при разработке программного обеспечения. Шаблон проектирования — это не готовый проект, который можно преобразовать непосредственно в код. Это описание или шаблон решения проблемы, который можно использовать во многих различных ситуациях.

    Использование шаблонов проектирования

    Шаблоны проектирования

    могут ускорить процесс разработки, предоставляя протестированные и проверенные парадигмы разработки. Эффективная разработка программного обеспечения требует рассмотрения проблем, которые могут стать видимыми лишь на более позднем этапе реализации. Повторное использование шаблонов проектирования помогает предотвратить тонкие проблемы, которые могут вызвать серьезные проблемы, и улучшает читаемость кода для программистов и архитекторов, знакомых с шаблонами.

    Часто люди понимают только то, как применять определенные методы разработки программного обеспечения к определенным проблемам. Эти методы трудно применить к более широкому кругу проблем. Шаблоны проектирования предоставляют общие решения, задокументированные в формате, не требующем подробностей, привязанных к конкретной проблеме.

    Кроме того, шаблоны позволяют разработчикам общаться, используя хорошо известные и понятные имена для взаимодействия с программным обеспечением. Общие шаблоны проектирования могут быть улучшены с течением времени, что сделает их более надежными, чем специальные проекты.

    Креативные шаблоны проектирования

    Все эти шаблоны проектирования касаются создания экземпляров класса. Этот шаблон можно далее разделить на шаблоны создания классов и шаблоны создания объектов. В то время как шаблоны создания классов эффективно используют наследование в процессе создания экземпляров, шаблоны создания объектов эффективно используют делегирование для выполнения работы.

    • Abstract Factory
      Создает экземпляр нескольких семейств классов
    • Строитель
      Отделяет конструкцию объекта от его представления
    • Фабричный метод
      Создает экземпляр нескольких производных классов
    • Пул объектов
      Избегайте дорогостоящего приобретения и высвобождения ресурсов за счет утилизации объектов, которые больше не используются.
    • Прототип
      Полностью инициализированный экземпляр для копирования или клонирования
    • Singleton
      Класс, в котором может существовать только один экземпляр

    Шаблоны структурного проектирования

    Все эти шаблоны проектирования касаются композиции классов и объектов. Структурные шаблоны создания классов используют наследование для создания интерфейсов. Структурные шаблоны объектов определяют способы компоновки объектов для получения новой функциональности.

    • Адаптер
      Совместимость интерфейсов разных классов
    • Мост
      Отделяет интерфейс объекта от его реализации.
    • Composite
      Древовидная структура простых и составных объектов.
    • Decorator
      Динамическое добавление обязанностей к объектам
    • Фасад
      Один класс, представляющий всю подсистему
    • Flyweight
      Детализированный экземпляр, используемый для эффективного совместного использования
    • Данные частного класса
      Ограничивает доступ к аксессору/мутатору
    • Прокси
      Объект, представляющий другой объект

    Шаблоны проектирования поведения

    Все эти шаблоны проектирования касаются взаимодействия объектов класса. Поведенческие паттерны — это те паттерны, которые наиболее конкретно связаны с общением между объектами.

    • Цепочка ответственности
      Способ передачи запроса между цепочкой объектов
    • Команда
      Инкапсулировать запрос команды как объект
    • Интерпретатор
      Способ включения языковых элементов в программу
    • Iterator
      Последовательный доступ к элементам коллекции
    • Медиатор
      Определяет упрощенную связь между классами.
    • Memento
      Захват и восстановление внутреннего состояния объекта
    • Null Object
      Предназначен для использования в качестве значения объекта по умолчанию.
    • Наблюдатель
      Способ уведомления об изменении ряда классов
    • Состояние
      Изменить поведение объекта при изменении его состояния
    • Strategy
      Инкапсулирует алгоритм внутри класса
    • Метод шаблона
      Отложить точные шаги алгоритма до подкласса
    • Посетитель
      Определяет новую операцию для класса без изменений

    Критика

    Концепция шаблонов проектирования подверглась критике со стороны некоторых специалистов в области компьютерных наук.

    Нацелен на неправильную проблему

    Потребность в шаблонах возникает из-за использования компьютерных языков или методов с недостаточной способностью к абстракции. При идеальном факторинге следует не копировать концепцию, а лишь ссылаться на нее. Но если на что-то ссылаются, а не копируют, то нет «шаблона» для маркировки и каталогизации. Пол Грэм пишет в эссе Месть ботаников.

    Питер Норвиг приводит аналогичный аргумент. Он демонстрирует, что 16 из 23 шаблонов в книге Design Patterns (которая в первую очередь ориентирована на C++) упрощены или исключены (путем прямой языковой поддержки) в Lisp или Dylan.

    Отсутствие формальных основ

    Изучение шаблонов проектирования было чрезмерно случайным, и некоторые утверждали, что эта концепция крайне нуждается в более формальной основе. В OOPSLA 1999 , Банда Четырех (при их полном сотрудничестве) предстала перед показательным судом, в ходе которого они были «обвинены» в многочисленных преступлениях против информатики. Они были «осуждены» ⅔ «присяжных заседателей», присутствовавших на суде.

    Приводит к неэффективным решениям

    Идея шаблона проектирования — это попытка стандартизировать то, что уже является передовым опытом. В принципе это может показаться полезным, но на практике часто приводит к ненужному дублированию кода. Почти всегда более эффективным решением является использование хорошо продуманной реализации, а не «достаточно хорошего» шаблона проектирования.

    Не отличается существенно от других абстракций

    Некоторые авторы утверждают, что шаблоны проектирования не отличаются существенно от других форм абстракции и что использование новой терминологии (заимствованной из архитектурного сообщества) для описания существующих явлений в области программирование не нужно. Парадигма модель-представление-контроллер рекламируется как пример «шаблона», который на несколько лет предшествует концепции «шаблон проектирования». Некоторые также утверждают, что основным вкладом сообщества Design Patterns (и книги Gang of Four) было использование языка шаблонов Александра в качестве формы документации; практика, которая часто игнорируется в литературе.