Таксономия: что это, уровни, примеры
Чтобы учеба приносила результат, полезно иметь план. Для этого психолог Бенджамин Блум создал систему, которая помогает ставить точные цели и отслеживать прогресс в обучении. Разбираемся, как она работает и кому нужна
Содержание:
- Что такое
- Таксономия Блума
- Для чего нужна
- Уровни
- Новая таксономия
Что такое таксономия
Таксономия — это наука о классификации сложных иерархических систем. Так же называют и сам принцип организации объектов от низшего к высшему. Часто его изображают в виде древовидной структуры или пирамиды.
Чаще всего этот термин применяют в биологии — впервые его предложил ботаник Огюстен Пирам Декандоль в 1813 году. Он занимался классификацией растений и с помощью таксономии разделил их на разные группы (таксоны) на основании общих признаков. Результаты своей работы ученый описал в «Элементарной теории ботаники» (Théorie élémentaire de botanique).
Вот как выглядит современная биологическая классификация на примере человека [2]:
- Домен: Эукариоты
- Царство: Животные
- Тип: Хордовые
- Класс: Млекопитающие
- Отряд: Приматы
- Семейство: Гоминиды
- Род: Люди
- Вид: Человек разумный
В XX веке термин «таксономия» стали применять и за пределами биологии: в географии, геологии, лингвистике, этнографии и других науках, которые нуждаются в упорядочивании множества объектов. Своя таксономия есть и в сфере безопасной жизнедеятельности — она нужна, чтобы классифицировать и анализировать человеческие ошибки и другие причины несчастных случаев. Таксономию безопасности применяют в атомной, железнодорожной и других отраслях [3].
Что такое таксономия Блума
В середине XX века таксономию стали использовать и в сфере образования. В 1956 году ученые Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом разработали таксономию Блума. Это педагогическая система, которая помогает структурировать учебный процесс, а также выявлять, измерять и оценивать уровень знаний, умений и навыков у учащихся [4]. По задумке Блума, его система должна была устранить существующие в образовании несоответствия между целями учебной программы, возможностями, которые она дает, и фактическими результатами обучения.
Психолог Бенджамин Блум (Фото: poznanie-mira.ru)
Суть таксономии Блума в том, что она разбивает образовательный процесс на отдельные ступени или уровни, которые должен преодолеть учащийся для освоения учебного материала. Каждая ступень представляет собой определенную учебную цель и включает конкретные действия для достижения этой цели. Все учебные цели расположены в иерархическом порядке, а значит, осваивать их нужно последовательно — от простого к сложному.
Любое обучение проходит в трех разных сферах: когнитивной, аффективной и психомоторной. В зависимости от рассматриваемой сферы обучения цели учебного процесса разнятся [5]:
-
Когнитивная сфера. Она связана со знаниями и развитием интеллектуальных навыков. Включает в себя запоминание фактов, их применение, вынесение суждений и другие интеллектуальные процессы, связанные с познанием. По мнению Блума, в когнитивной сфере есть шесть целей, важных для освоения учебного материала: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
-
Аффективная сфера. Отвечает за отношение к окружающему миру и включает чувства и эмоции, которые формируются у учащихся. Отслеживать успех обучения в аффективной сфере можно измеряя разные навыки: способность внимательно слушать, сопереживать, активно участвовать в дискуссиях, разрешать конфликты, вести себя последовательно и другим.
Задачи в этой сфере обычно направлены на осознание своих чувств и эмоций, развитие отношений с окружающими. Аффективная сфера состоит из следующих целей, необходимых для формирования отношения к изучаемому предмету: получение, ответ, оценка, организация, абстракция.
- Психомоторная сфера. Связана с практическими навыками, координацией и умением пользоваться различными инструментами. Эта область является одним из самых поздних дополнений к таксономии Блума и разработана его последователями. Обучающиеся разных направлений по-разному демонстрируют свое психомоторное развитие: студент медицинского вуза зашивает рану, студент-строитель — управляет экскаватором, а ученик танцевальной секции — выполняет балетные па.
Психомоторные навыки можно оценить с точки зрения скорости, точности, длительности, алгоритма действий и техник выполнения. Для освоения практических навыков в психомоторней сфере выделяют следующие цели: восприятие, готовность к действию, управляемый ответ, механизм, сложный открытый ответ, приспособление и происхождение.
Для чего нужна таксономия
Таксономия образовательных целей — это удобная методика, которая помогает измерить результаты в обучении через достижение конкретных целей. Эта система используется для организации учебного процесса по всему миру.
Преподаватели могут планировать уроки и разрабатывать курсы в соответствии с таксономией, когда необходимо поставить четкие, измеримые и ограниченные по времени цели обучения. Это позволяет учащемуся сосредоточиться на конкретной задаче в текущий момент, а преподавателю — сделать процесс обучения последовательным и структурировать программу.
Кроме того, таксономия Блума помогает оценить качество обучения в целом [6]. Для этого преподаватели могут выбирать подходящие способы измерения результатов учащихся в зависимости от их уровня. Если ученик находится на уровне знания, то достаточно теста; на уровне оценки студента можно проверить с помощью эссе и так далее.
Важно понимать, что таксономия Блума не является сводом строгих правил, которым нужно следовать в точности. Это теоретическая концепция, которую можно интерпретировать по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей ученика и образовательного процесса.
Уровни таксономии когнитивных целей
У каждой сферы таксономии Блума есть свои ступени или уровни квалификации, выстроенные в иерархическом порядке. Они представляют собой уровни мышления, которые нужно развить для достижения учебной цели. Подобно пирамиде Маслоу, освоение таксономии Блума важно начинать с самого низшего уровня и по ходу получения базовых навыков переходить к более сложным. Согласно таксономии, невозможно перейти к следующему уровню, не освоив предыдущий — он закладывает основу для дальнейшего обучения.
Таксономия образовательных целей Блума (Фото: Wikipedia)
Оригинальная таксономия Блума, созданная в 1956 году, описывала только когнитивную сферу. Вот из каких уровней она состоит.
Уровень знания
Этот уровень включает усвоение, запоминание и воспроизведение информации в устном или письменном виде. Примерами заданий первого уровня могут быть запоминание правил настольной игры или хронологии Октябрьской революции 1917 года в России.
При этом на данном уровне не предполагается применение правил настольной игры в деле или анализ причин и следствий исторических событий — достаточно только узнать и запомнить конкретную информацию. Это важно, чтобы работать с ней на следующих уровнях.
Уровень понимания
На этом уровне происходит интерпретация полученной информации. Для этого могут применяться обобщение, экстраполяция, описание и формулирование основных идей. Понимание в данном случае не равняется глубокой аналитике, хоть и предполагает некоторый навык оперирования полученными знаниями.
Примеры заданий: объяснить правила настольной игры другим, обобщить или пересказать события революции 1917 года.
Уровень применения
Теперь полученные абстрактные знания нужно применить для решения конкретных практических задач. Важный навык на этом уровне — использование знаний в новых ситуациях, за пределами учебных сценариев. Для этого ученик может задействовать демонстрацию, эксперимент, объяснение, вычисление.
Примеры заданий: применить правила настольной игры для совершения хода, продемонстрировать пути наступления сторон во время революции 1917 года на карте.
Уровень анализа
На четвертом уровне учащиеся способны разделять сложные идеи на составные части, понимают организацию и взаимосвязь частей, используют критическое мышление и могут найти логические ошибки. Для этого учащиеся выполняют различные операции со знаниями: разбивают, противопоставляют, сравнивают, дифференцируют, делают выводы. Способность анализировать важна для принятия решений.
Примеры заданий: определить ситуацию на поле игры для выбора дальнейшей стратегии, выявить причины революции 1917 года.
Уровень синтеза
Если главной целью предыдущего уровня было научиться разделять информацию на части, то здесь, наоборот, нужно научиться ее комбинировать. Синтез — это творческий процесс создания идей и концепций с помощью обобщения, разработки, группирования, планирования.
Примеры заданий: распознать стратегию противника по шахматам на основе его ходов, создать групповой проект о событиях революции 1917 года.
Уровень оценки
На самом высоком уровне в таксономии Блума учащийся выносит суждения об идеях или методах на основании критериев, которые может сформулировать самостоятельно или на основе имеющихся данных. Обучающийся оценивает логику построения материала, точность выводов, видит разницу между фактами и оценочными суждениями.
Примеры заданий: оценить преимущества и недостатки примененной стратегии в настольной игре, найти среди приведенных суждений о революции 1917 года правдивые и ложные.
Новая таксономия
Со времен Блума модель претерпела немало изменений: появились описания аффективной и психомоторной сфер, а в 2001 году группа ученых под руководством коллеги Блума Дэвида Крэтвола пересмотрела классическую таксономию Блума.
- Запоминание,
- Понимание,
- Применение,
- Анализ,
- Оценка,
- Создание.
Пересмотренная таксономия (Фото: creativekidsconcepts.com)
Кроме того, авторы создали отдельную классификацию для знаний, которые нужно усвоить в когнитивной сфере [8]. В прежней версии таксономия имела только одно измерение — уровень или когнитивный процесс, используемый в процессе обучения (знание, понимание, применение и другие), и представала в форме одномерной таблицы. В новой таксономии добавлено измерение знаний, благодаря чему таблица становится двумерной и рассматривает не только когнитивные процессы, с помощью которых мы усваиваем знания, но и сами типы этих знаний. Среди них выделяют следующие:
- Знания фактов — включают знания терминологии, конкретных деталей и элементов. Это базовый материал для освоения массивов знаний.
- Концептуальные знания — понимание того, как связаны элементы между собой в общей структуре. Включают знания классификаций и категорий, принципов и обобщений, теорий, моделей и структур.
- Процедурные знания — это знания о том, как выполнить нужное действие, какие навыки, алгоритмы, техники и методы для этого применить.
- Метакогнитивные знания — знания о том, как работает мышление и мыслит сам ученик, включая самопознание.
Таксономия: что это такое, примеры и принципы
Бывало ли с вами такое, что вы не просто не знаете, как решить задачу, а даже не имеете представления, как подступиться к поиску решения? Если да, вы такой не один, а избежать подобной ситуации поможет знание принципов таксономии и наша онлайн-программа «Когнитивистика», позволяющая развить мышление. Но онлайн-программа займет примерно 2 месяца, а чтение статьи – не более 10 минут. Поэтому предлагаем прочитать ее прямо сейчас. И для начала разберемся, что же такое таксономия.
Из истории вопроса
Впервые термин «таксономия» предложил в 1813 году ученый-ботаник Огюстен Пирам Декандоль. В этом году как раз вышел его научный труд Théorie élémentaire de botanique («Элементарная теория ботаники»), где он представил классификацию на основе таксонов (они же таксономические группы), объединяющих отдельные элементы на основании общих признаков [А. Candolle, 1813].
Сам термин «таксономия» происходит от греческого слова τάξις (класс, строй, порядок) и слова νόμος (закон). Другими словами, таксономия – это наука о принципах классификации сложных иерархических систем. Изначально разработанные Декандолем принципы применялись исключительно в биологии, затем стали использоваться для систематизации массивов данных в геологии, географии, лингвистике, медицине (например, таксономия возбудителя какой-либо инфекции).
К слову, в биологии принципы таксономии тоже сохранили актуальность, о чем свидетельствует книга Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») [G. Simpson. 1961]. Впервые выпущенная в 1961 году и выдержавшая несколько переизданий вплоть до 2006 года, она переведена на несколько языков, в том числе на русский [Дж. Симпсон, 2006].
В 20 веке таксономия получила дальнейшее распространение и применение в сфере образования. Так, в 1956 году профессор психологии Чикагского университета Бенджамин Блум в соавторстве с группой ученых издал первую часть книги Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of Educational Goals (Б. Блум «Таксономия образовательных целей: классификация образовательных целей») [В. Bloom et al., 1956].
Таксономия целей образовательного процесса стала настоящим прорывом, потому что тут впервые были сформулированы и упорядочены цели обучения как такового. Таксономия Блума определяет когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения. Таким образом, таксономия целей Блума помогает определить, какие нужно получить в процессе обучения знания, какие навыки наработать и как при этом учесть способности обучаемого.
Впоследствии Бенджамин Блум дорабатывал свои идеи с тем, чтобы в процессе обучения максимально раскрыть способности обучаемого и помочь сегодняшним студентам достичь высот в будущем. Его мысли нашли отражение в книге Developing Talent in Young People («Развитие талантов в молодых людях» [В. Bloom, 1985].
Таксономия Блума была положительно воспринята системой образования США и получила высокую оценку ЮНЕСКО, что нашло отражение в одном из ежеквартальных обзоров сравнительного образования UNESCO: International Bureau of Education. Заслугам Блума была посвящена отдельная статья Benjamin Bloom: 1913-1999 («Бенджамин Блум: 1913-1999) [Е. Eisner, 2000].
Учитывая столь высокую оценку разработок Блума, самое время познакомиться с ними более подробно.
Таксономия когнитивных целей
Мы уже начали говорить о том, что в таксономии Блума были сформулированы и упорядочены когнитивные, аффективные и психомоторные цели обучения в плане получения знаний и навыков. Помимо этого Блум сформулировал уровни таксономии для каждой из целей, или уровни, на которых происходит получение знания или навыка. Уровни таксономии когнитивных целей выглядят следующим образом:
- Уровень знания.
- Уровень понимания.
- Уровень применения.
- Уровень анализа.
- Уровень синтеза.
- Уровень оценки.
Своей 6-уровневой системой Блум наглядно показал, что понимание материала является более высоким уровнем освоения, чем просто запоминание, а умение применить знания на практике – это более высокий уровень, чем простое понимание материала. Теперь рассмотрим подробнее каждый из уровней.
Знание
На этом уровне происходит запоминание изучаемого материала и его воспроизведение при проверке в каком-либо виде: устном или письменном. Как пример можно привести алфавит и таблицу умножения, изучаемые в начальной школе, слова на английском с транскрипцией и переводом, правила дорожного движения. Или хронологическую таблицу к какому-либо периоду истории, когда речь идет о простой необходимости запомнить, к примеру, дату Куликовской битвы (8 сентября 1380 года), Ледового побоища (5 апреля 1242 года), Бородинского сражения (7 сентября 1812 года) и других исторических событий.
В данном случае не подразумевается способность составить из английских слов цельное предложение или сделать анализ предпосылок исторического события. На этом уровне нужно просто запомнить определенный массив информации по тому или иному предмету. Это лишь несколько типовых примеров. Данный уровень представлен в любой науке, работе, профессии, виде творчества, потому что везде есть блок сведений, которые нужно для начала просто запомнить.
Слово «запомнить» является ключевым для этого уровня таксономии Блума наравне со словами «знать», «назвать», «перечислить». Для получения знаний и запоминания информации нужно читать, смотреть, слушать, повторять большое количество раз английские слова, таблицу умножения, правила дорожного движения и прочее. Это основные инструменты получения знания и запоминания информации. Только после этого возможен переход на следующий уровень.
Понимание
Это уже более высокий уровень. В качестве примера можно привести изложение на уроках русского языка, когда дети письменно пересказывают своими словами текст, который начитал учитель. Или решение примеров, в которых могут встретиться разные арифметические действия, и нужно понимать, в какой последовательности они выполняются. Аналогично нужно не просто знать формулы по физике и химии, а понимать, что обозначает каждая переменная в формуле и какой смысл она несет.
Данный уровень не предполагает глубокой аналитики, однако понять, что именно значит выученная информация, всегда сложнее, чем просто запомнить какой-то простой набор данных. Впрочем, для тех, кто прошел нашу программу «Когнитивистика», нет проблем ни с запоминанием первичной информации, ни с ее пониманием. Этот уровень нужно пройти в освоении любого предмета, дела, профессии, потому что без понимания внутренних процессов дальнейший прогресс и успешная деятельность, будь то учебная или профессиональная, невозможны.
Соответственно, ключевым словом данного уровня является слово «понимание» наряду со словами «постижение», «объяснение», «уточнение». Чтобы выйти на этот уровень, нужно не просто механически прочитать текст или прослушать лекцию. Для этого требуется самостоятельная работа с учебным материалом, самостоятельный поиск значения слов, терминов, переменных в формуле, различных понятий, связанных с изучаемой темой. И только тогда человек приближается к уровню, когда он сможет применить эти знания.
Применение
Применение полученных знаний не всегда предполагает какую-то коммерческую или другую практическую полезность. Контрольная в школе или университете – это одна из разновидностей применения полученных знаний. Лабораторная работа по химии или физике – это тоже применение знаний. Экзамен по правилам дорожного движения для сдачи на водительские права аналогично является применением полученных знаний ПДД. Тут нужно уметь сориентироваться, какую формулу применить для расчета, какое правило действует в том или другом случае.
Можно привести и более сложные примеры: составление бухгалтерского отчета, технического задания, каталога изданий, мануала к техническому устройству. Без этого уровня сам по себе процесс получения бухгалтерских, технических, любых других знаний не имеет ценности, потому что мы все, в конечном итоге, изучаем что-то для того, чтобы потом это «что-то» применить на практике, пусть даже просто для сдачи экзамена.
«Применение», «составление», «вычисление», «подсчет» – это ключевые слова данного уровня таксономии. Чтобы выйти на этот уровень, нужна постоянная тренировка, практика, отработка приемов, решение задач. Часто на этом уровне уже задействуется командная работа, потому что многие процессы, начиная от сложных лабораторных работ по физике и заканчивая отладкой производственных механизмов, сложно или невозможно выполнить в одиночку, без «второй пары рук». И даже если речь идет о несложных, на первый взгляд, повторяющихся процессах, начиная с определенного уровня нам всем нужен анализ.
Анализ
Анализ – это очень широкое понятие, и не всегда это нечто сложное и крупномасштабное. Обычный каменщик, выкладывающий кирпичную стену, задействует элементы анализа ситуации, чтобы стена получилась ровной. Повар, хотя и готовит по рецепту, однако всегда анализирует полученный результат и в следующий раз кладет большее или меньшее количество тех или иных ингредиентов. Водитель такси, автобуса, троллейбуса анализирует дорожную ситуацию, когда решает, успеет ли он «проскочить» на мигающий желтый или лучше остановиться.
Само собой, без анализа вообще никуда в бизнесе, маркетинге, науке, медицине, компьютерных технологиях, банковском деле. Любой протокол лечения терпит корректировки с учетом индивидуального состояния пациента. Любая заимствованная маркетинговая стратегия нуждается в адаптации под конкретный бизнес. И даже типовой проект одноэтажного домика нуждается в привязке на местности и корректировке прочности фундамента от типа почвы, устойчивости грунта, прочих факторов, которые нужно подвергнуть анализу, чтобы принять окончательное решение.
Слово «анализ» является ключевым для данного уровня, равно как и слова «сравнение», «сопоставление», «поиск», «дифференциация», «обобщение». Такие сложные процессы часто требуют не только мыслительных ресурсов, но и использования специального программного обеспечения, составления сравнительных таблиц и диаграмм, схем и черновых проектов. Все это инструменты данного уровня, с помощью которых реализуется анализ. Для многих видов деятельности анализ является высшим уровнем, который, в принципе, нужен для успешной работы. Но если вы хотите чего-то большего, чем быть рядовым сотрудником, вам необходимо освоить следующие уровни. В частности, синтез.
Синтез
Под синтезом традиционно подразумевается процесс исследования чего-либо в единстве и взаимной связи различных частей и процессов с тем, чтобы свести воедино результаты анализа. Это общее определение, справедливое для всех сфер деятельности, где нужно вырабатывать стратегию или план действий, продумывать тактику и шаги по движению к цели и в принципе видеть на пару шагов вперед. Лучше всего данный процесс представлен в бестселлере автора теории ограничений Элияху Голдратта «Цель. Процесс непрерывного совершенствования» [Э. Голдратт, 1984].
Суть теории ограничений в том, что любая система в ныне действующем виде имеет ограничения в плане роста и развития, а локальные улучшения без общего видения ситуации не приведут к положительному конечному результату. Применительно к бизнесу разросшиеся и разрозненные процессы тормозят достижение главной цели – увеличения прибыли. Применительно к системе образования растущий объем преподаваемых знаний по отдельным предметам часто заслоняет конечную цель: помочь человеку найти оптимальное применение его собственных способностей и дать ему необходимый инструментарий по достижению желаемого.
Ключевые слова данного уровня таксономии целей – это «обобщение», «группировка», «допущение», «моделирование», «реконструкция», «проектирование». Чтобы справиться со всеми этими задачи, приходится отвечать на довольно сложные вопросы. Например, «о чем говорит это явление?», «какой вывод можно сделать из этого обстоятельства?», «к чему приведет отсутствие изменений?», «что нужно изменить, чтобы достичь цели?»
Обратимся еще раз к книге Голдратта. Если производственный цех выпускает все больше и больше продукции, результат его работы считается положительным. Однако если продукцию не удается продать, происходит затоваривание и фактическое замораживание капитала в виде неликвидного товара, что вредно для бизнеса как такового [Э. Голдратт, 1984].
Подобные примеры можно найти в любых сферах. Так, если отдел маркетинга непрерывно поднимает конверсию интернет-магазина до 50, 70, 100 и более заявок в день, результаты работы отдела считаются положительными. Однако если отдел продаж может обслужить лишь 40-50 заявок в день, эти титанические усилия маркетологов совершенно бесполезны с точки зрения главной цели бизнеса – получения прибыли. Именно поэтому так важно вовремя оценить последствия разрабатываемых стратегий, тактик, планов и шагов.
Оценка
Оценка – это нечто большее, чем «хорошо» и «плохо», «положительное» и «отрицательное», «черное» и «белое». Мир как таковой всегда многополярен, поэтому не все кажущиеся очевидными оценки оказываются верными. Тут нужен и многофакторный анализ, и синтез данных, и моделирование разных концепций, и лишь когда накопится определенный массив данных, можно будет достоверно оценить последствия той или иной стратегии, плана, решения до того, как они принесут положительный или отрицательный результат.
Ключевые слова данного уровня – это «оценка», «суждение», «критика», «трактовка», «интерпретация». Классика жанра – это SWOT-анализ как метод оценки сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Собственно, аббревиатура SWOT так и расшифровывается:
- Strengths (сильные стороны).
- Weaknesses (слабые стороны).
- Opportunities (возможности).
- Threats (угрозы).
Это один из примеров. В разных сферах деятельности могут применяться самые разные как общие, так и узконаправленные методики оценки. В любом случае, Бенджамин Блум считает это высшим уровнем в иерархии когнитивных целей.
Итак, мы с вами разобрались, как выглядит таксономия учебных или когнитивных целей. Однако мы помним, что таксономия Блума включает еще аффективные и психомоторные цели. Поговорим теперь о них.
Таксономия психомоторных целей
Мы учимся не только физике и математике, литературе и географии, биологии и английскому языку. Мы учимся бегать и прыгать, забивать гвозди и вышивать крестиком, водить машину и играть на фортепиано. А это уже не только мыслительные процессы, но и двигательные, они же психомоторные, потому что речь идет об осмысленных и обдуманных целенаправленных движениях. И эти навыки осваиваются в некой логической последовательности.
Заметим, что у самого Блума не представлена подробная и развернутая классификация уровней психомоторных целей, как это сделано для целей когнитивных. Блум указывает, что таковые существуют, и дает им общую характеристику [В. Bloom et al., 1956]. Его теорию развили последователи. В частности, в книге Principles of animal taxonomy («Принципы таксономии животных») показано, как осваивают двигательные навыки животные [G. Simpson. 1961].
Свой вклад внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Стоит упомянуть и книгу Designing a new taxonomy of educational objectives («Разработка новой таксономии образовательных целей») [R. Marzano, 2001]. Итак, как же выглядит таксономия психомоторных целей? Расскажем и приведем краткие примеры.
- Восприятие – способность воспользоваться сенсорной подсказкой для собственного действия. Например, понять, где приземлится футбольный мяч, и куда бежать, чтобы успеть им завладеть. Ключевые слова – это «выбирать», «обнаруживать», «различать».
- Готовность к действию – знание последовательности простых процессов, физическая способность к их исполнению, установка на достижение результата. В качестве примера можно привести любой физический труд, требующий определенного набора действий. Ключевые слова – это «начинать», «продолжать», «реагировать».
- Управляемый ответ – имитация на раннем этапе освоения сложного навыка. В качестве примера можно привести любое следование обучающим инструкциям, указаниям тренера или наставника. Ключевые слова – «копировать», «подражать», «воспроизводить».
- Механизм – промежуточный этап освоения сложного навыка, когда выученные движения даются легко и выполняются точно. Это может быть что угодно, начиная от танцев и заканчивая калибровкой приборов. Ключевые слова – все, что описывают конкретные действия: «танцевать», «калибровать», «ремонтировать», «шлифовать», прочие.
- Сложный открытый ответ – освоенный сложный навык, точные скоординированные движения. В качестве примера можно взять любую командную спортивную игру или работу бригады. Ключевые слова совпадают со словами из предыдущего пункта, однако дополняются словами «быстро», «легко», «эффектно».
- Приспособление – отлично развитые навыки плюс способность менять алгоритм под обстоятельства и обучать этим навыкам других. Ключевые слова – это «адаптировать», «изменять», «реорганизовать», «перестраивать».
- Происхождение – формирование новых алгоритмов действия и новых методик обучения и тренировок. Ключевые слова – это «создавать», «проектировать», «инициировать».
С психомоторными целями, думается, все понятно. И нам осталось разобрать таксономию аффективных целей.
Таксономия аффективных целей
Человек – существо социальное, и поэтому способен формировать навыки в сфере эмоций. Есть и обратный процесс, когда эмоциональные навыки формируются в процессе обучения. Например, навык концентрации внимания.
Как же выглядит таксономия аффективных целей? Следующим образом:
- Получение – человек просто слушает или смотрит, и таким способом получает какую-то информацию. Это базовый уровень, без которого невозможно обучение как таковое.
- Ответ – человек реагирует на информацию, пытается вникнуть и, возможно, задать вопросы.
- Оценка – человек способен оценить степень важности информации, отделить системообразующие знания от второстепенных деталей.
- Организация – человек способен самостоятельно организовать свою схему изучения материала и получения знаний.
- Абстракция – человек способен абстрагироваться от конкретики и обдумать тему шире.
К слову, те дополнения, что внесли авторы книги A taxonomy for learning, teaching, and assessing («Таксономия для обучения, преподавания и оценивания», часто фигурируют в литературе как «обновленная таксономия Блума» [L. Anderson, D. Krathwohl, 2001]. Как и у Блума, там представлено 6 уровней когнитивных целей, но в несколько видоизмененной трактовке:
- Помнить (Remember).
- Понимать (Understand).
- Применять (Apply).
- Анализировать (Analyze).
- Оценивать (Evaluate).
- Создать (Create).
Как видим, 5-й и 6-й уровни «поменялись местами». И, если вчитаться внимательно, обновленная таксономия понимает под креативом примерно то, что понималось под синтезом в первоначальной версии.
На сегодняшний день принципы таксономии применяются в самых разных сферах и самых разных странах. Примеры применения принципов таксономии в сфере инвестиций в ЕС можно найти в статье Applying the EU Taxonomy to your investments, how to start? («С чего начать, применяя таксономию ЕС к вашим инвестициям?») [N. Humphreys, 2021].
Принципы таксономии применяются в экономической науке, как можно видеть из статьи Classification of Sustainable Activities: EU Taxonomy and Scientific Literature («Классификация устойчивой деятельности: таксономия ЕС и научная литература») [C. Lucarelli, 2020]. Применимы эти принципы и в российской экономике. В частности, используется «Принцип таксономии при классификации рисков воспроизводства недвижимости» [В. Сироткин, 2011].
Есть примеры использования таксономии в IT-сфере. В частности, в блоге Microsoft можно прочитать весьма интересную статью Towards a taxonomy of civic technology («Таксономия гражданских технологий») [M. Stempeck, 2016].
И, конечно же, любое великое учение всегда находит как сторонников, так и критиков. Основная критика таксономии Блума сводится к тому, что его иерархия уровней не так самоочевидна, как в естественных науках, откуда, собственно, и пришел термин «таксономия». В частности, на это указано в работе Taxonomy of educational objectives («Таксономия образовательных задач») [R. Morshead, 1964].
Мы не будем спорить, но от себя заметим, что науки потому и подразделяются на точные, естественные и гуманитарные, что точность данных и естественность выводов в гуманитарной сфере, в частности, в педагогике, отличается от понимания точности в математике и естественности в биологии.
Желаем, чтобы вы всегда находили точное решение стоящих перед вами задач!
Ключевые слова:1Когнитивистика
Определение и значение таксономии — Merriam-Webster
налог·на·о·мой tak-ˈsä-nə-mē
1
: изучение общих принципов научной классификации : систематика
2
: классификация
особенности : упорядоченная классификация растений и животных в соответствии с их предполагаемыми естественными взаимоотношениями
таксономический
ˌtak-sə-nä-mik
прилагательное
или реже таксономический
ˌtak-sə-nä-mi-kəl
таксономически
ˌtak-sə-ˈnä-mi-k(ə-)lē
наречие
систематик
tak-ˈsä-nə-mist
существительное
Примеры предложений
таксономии различных групп растений
Недавние примеры в Интернете В таксономия статуса спортсмена, эта популяция находится на границе между активными бегунами и тренированными бегунами. — Алекс Хатчинсон, Outside Online , 26 января 2023 г. В частности, в областях естественной истории экспертиза видов , таксономия , проводится почти исключительно (кроме хранителей музеев) любителями. — Карен Купер, Discover Magazine , 22 декабря 2016 г. На протяжении многих лет Роз Част продемонстрировала замечательный талант воображения бескрайних таксономия вещей, которые могут — и иногда делают — мешать веселью на пляже. — Франсуаза Мули, The New Yorker , 9 августа 2021 г. Споры вокруг таксономии змеи, изображенной здесь, и очень мало известно об этом виде, в частности. — Бреанна Дракслер, Discover Magazine , 26 февраля 2013 г. Вместо этого партия создала собственную сложную таксономия «Америка прежде всего», MAGA и анти-Трамп — описания, которые больше касаются политического стиля и личной вендетты, чем политических разногласий. — Рейд Дж. Эпштейн, New York Times , 6 января 2023 г. Работа по поиску и классификации новых видов — таксономия — демонстрирует сильный региональный уклон. — Уилсон Чепмен, Discover Magazine , 18 июня 2021 г. С помощью этого таксономии в сочетании со своим стратегическим планом компания может наметить навыки, которые потребуются в течение следующих двух, пяти и 10 лет, и соответствующим образом продвигать соответствующие возможности повышения квалификации. — Дафна Кис, Forbes , 15 июля 2022 г. И для меня гораздо более интересной задачей является разработка этой таксономии . — Журнал Quanta , 15 июня 2022 г. Узнать больше
Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «таксономия». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.
История слов
Этимология
заимствовано из французского таксономия, из греческого táxis «расположение, порядок» + французский -o- -o- + -nomie -nomy — больше в такси
Примечание: Французская таксономия была отчеканена женевским ботаником Огюстеном Пирамом де Кандолем (1778-1841), в Théorie élémentaire de la botanique (Париж, 1813). Кандоль разделил ботанику на три отдела (стр. 19): «… elle se compose 1. o de la Glossologie, c’est-à-dire, de la connaissance des termes par lesquels on designe les organes des plantes et leurs разнообразная модификация 2. o de la Taxonomie [сноска: «Mot formé de ταξις ordre, et νόμος loi, règle.»], ou de la Théorie des classifications appliquée au règne vegétal; 3. o de la Phytographie, ou de l’art de décrire les plantes de la manière la plus utile aux progrès de la science…» («… он состоит из 1. o Glossology, , что это признание терминов, которыми обозначаются органы растений, и их различных модификаций, 2. o Таксономия [сноска: «Слово, образованное из táxis порядок и nómos закон, правило»], или теория классификаций, примененная к растительному царству; 3. или фитография, или искусство описания растений способом, наиболее подходящим для прогресса науки»). Более правильной формой соединения с точки зрения греческого словообразования было бы такси- (как táxis — это i-основа), а таксономия действительно нашла некоторое применение в 19го века, хотя преобладала оригинальная чеканка Кандоля. Его параллельные введения, глоссология и фитография, использовались редко.
Первое известное использование
около 1828 г. , в значении, определенном в смысле 1
Путешественник во времени
Первое известное использование таксономии было около 1828 г.
Другие слова того же года таксон
таксономия
таксор
Посмотреть другие записи поблизости
Процитировать эту запись «Таксономия».
Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/taxonomy. По состоянию на 9 марта 2023 г.Копировать цитирование
Детское определение
Таксономия
существительное
налог·на·о·мой так-ˈsän-ə-mē
1
: изучение научной классификации
2
: смысл классификации 2a
особенно : упорядоченная классификация живых существ в соответствии с их предполагаемыми естественными взаимоотношениями
таксономический
ˌtak-sə-ˈnäm-ik
прилагательное
Медицинское определение
таксономия
существительное
налог·на·о·мой так-ˈsän-ə-mē
1
: изучение общих принципов научной классификации : систематика
2
: упорядоченная классификация растений и животных в соответствии с их предполагаемыми естественными отношениями
3 таксономия
Britannica English: перевод таксономии для говорящих на арабском языке
Britannica. com: статья в энциклопедии о таксономии
Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений
Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!
Merriam-Webster без сокращений
заискивать
См. Определения и примеры »
Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!
Сложные стандартизированные тестовые слова
- Несмотря на какофонию , студент пытался учиться.
- Поздний час Громкие звуки
- Тусклое освещение Сложный предмет
Вы знаете, как это выглядит. .. но как это называется?
ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?
ИГРАТЬ
Определение, передовой опыт и то, как он дополняет другую работу IA
Резюме: Таксономия — это закулисная структура, дополняющая видимую навигацию. Таксономии поддерживают последовательный поиск информации, создавая формальные правила метаданных.
Автор: Пейдж Лаубхаймер
- Страница Лаубхаймер
на 2022-07-03 3 июля 2022 г.
Темы:
Информационная архитектура, навигация, информационный запах
- Информационная архитектура Информационная архитектура,
- Навигация
Поделиться этой статьей:
Что такое таксономия и почему она важна для UX-практиков? В нашем курсе UX Conference Information Architecture меня часто спрашивают, что такое таксономия, как ее построить и как она вписывается в более широкий ландшафт работы с информационной архитектурой (IA).
Таксономии — это то, что профессионалы в области информатики называют контролируемые словари — запланированные предписывающие способы добавления описательных метаданных к контенту, чтобы его можно было эффективно извлекать. Идея состоит в том, что таксономия определяет ограниченный набор терминов для описания нашего контента в фоновом режиме; создатели контента должны прикреплять их к любой новой части контента, не имея возможности расширять этот словарь на специальной основе.
Определение: Таксономия — это закрытый список допустимых терминов, расположенных иерархически и используемых для описывают и классифицируют содержимое.
Пример таксономии: каждая часть контента на веб-сайте будет помечена одним или несколькими из этих терминов, чтобы серверной части было легко направить пользователя к соответствующему связанному контенту.Таксономии — это, по сути, контролируемые системы тегов — хотя к каждому фрагменту контента будет прикреплен набор терминов таксономии, создатели контента не могут определять свои собственные термины. Каждый раз, когда мы помечаем контент с помощью таксономии, мы должны следовать некоторым основным правилам относительно того, какие термины использовать и как эти термины соотносятся с другими терминами.
Важно отметить, что таксономия отличается от структуры навигации, с которой взаимодействуют пользователи, и от базовой структуры IA. Подробнее об этом ниже.
4 типа организационных моделей в IA
Следует признать, что информационная архитектура может быть запутанной дисциплиной — существует множество различных типов абстрактных моделей организации, которые кажутся очень похожими, но отображают разные вещи. Основные четыре модели организации перечислены ниже:
4 типа организационных моделей в IA: Навигация — это видимое пользователю частичное представление полной базовой структуры IA, которая не видна пользователям. Таксономия — это отдельная иерархическая структура метаданных, которая управляет конкретными терминами (т. е. понятиями), используемыми для описания контента в структуре IA. Модель контента показывает отношения между различными типами контента. (источник скриншота таксономии) 4 типа организационных моделей в IA: Навигация — это видимое пользователю частичное представление полной базовой структуры IA, которая не видна пользователям. Таксономия — это отдельная иерархическая структура метаданных, которая управляет конкретными терминами (т. е. понятиями), используемыми для описания контента в структуре IA. Модель контента показывает отношения между различными типами контента. (источник скриншота таксономии)- Навигация — это набор элементов пользовательского интерфейса (меню, ссылки, хлебные крошки и аккордеоны), которые показывают пользователю, какую страницу или экран он просматривает в данный момент и куда он может перейти. На жаргоне сервис-дизайна навигация — это 9.0047 frontstage (т. е. видимый для пользователей).
- IA-структура (иногда называемая картой сайта) — это карта всех ключевых узлов сайта (например, страниц или экранов) и взаимосвязей между ними. IA является частью закулисья — она не показывается пользователям напрямую, но используется командой для разработки навигации или принятия решения о том, куда следует направить часть контента. IA обычно аналогичен навигации, но гораздо более расширен — это полный план всего контента на веб-сайте, а не маленький фрагмент, который пользователь может увидеть за один раз. Подумайте об огромном офисном здании — вывески и лифты формируют навигацию (но вы не можете видеть все здание сразу), тогда как архитектурный план показывает полную базовую структуру здания и эквивалентен IA.
(Информационные архитекторы и таксономисты часто спорят о том, является ли древовидная структура ИА таксономией — можно утверждать, что это очень свободная форма таксономии, но для наших целей мы будем отличать ее от формальной таксономии метаданных. Мета- Ирония классификации не ускользнула от меня!)
- Таксономии (и другие типы контролируемых словарей) — это метаданные, которые мы используем для описания каждого бита контента (например, страниц, текста, данных, продуктов, справочных статей, файлов и т. д.) и подключайтесь к другому похожему контенту.
В то время как структура IA представляет собой карту того, как организован наш контент, таксономия представляет собой карту концепций , которые мы используем для описания нашего контента и того, как все эти концепции соотносятся друг с другом. Таксономия часто очень отличается от структуры IA или навигации и обычно шире и более техническая, чем они оба.
Поскольку сама таксономия не показывается пользователям как таковая (хотя мы можем показывать пользователям некоторые темы или теги в качестве формы навигации, поисковых подсказок или уточнений), это место, где мы можем полностью погрузиться в очень точная и логичная классификационная работа. Обычно нас интересует логическая точность в таксономии, тогда как в видимой навигационной структуре нас интересует группировка элементов таким образом, который соответствует ментальным моделям пользователей.
- Модели контента (или данных) также являются частью бэкстейджа и используются для описания различных типов контента, информации, которую они содержат, того, как они связаны с другими типами контента, какие метаданные к ним применяются и скоро.
Например, статья NN/g имеет авторов, , которые ссылаются на страницы профилей этих авторов, тем, (которые ссылаются на другой контент по той же теме, и, если доступно, полный обзор темы страницы) и так далее.
Зачем создавать таксономии и почему UX-специалисты должны быть вовлечены?
Таксономии создаются не из чистой любви к классификации вещей (хотя некоторые UX-специалисты, такие как я, просто обожают это делать). Таксономии позволяют нам эффективно извлекать весь контент, относящийся к определенному понятию. Обычно они используются несколькими способами:
- Создание связей между контентом. Виджеты связанного контента часто извлекают контент из одной таксономической категории, даже если он относится к другой навигация категория. Например, на сайте NN/g связанные статьи, которые вы можете увидеть под этой статьей, взяты из нашей внутренней таксономии тем, которая гораздо более детализирована и конкретна, чем темы высокого уровня, которые вы могли бы см. список на нашем сайте (например, эта статья относится к теме Информационная архитектура, , но за кулисами мы используем более подробную классификацию Информационная архитектура> Метаданные> Контролируемые словари> Таксономия).
- Многогранная навигация. Фасеты, которые позволяют пользователям одновременно применять несколько фильтров, основаны на фасетных таксономиях. Фасеты позволяют пользователям максимально точно определить свои потребности в информации, не утомительно просматривая глубокое дерево навигации.
- Поисковые подсказки и уточнения . Когда пользователи вводят свои поисковые запросы, система может ссылаться на таксономию и извлекать результаты из связанных терминов (которые отличаются от введенных пользователем). Она также может представлять категории для охвата поиска пользователя.
Другие типы контролируемых словарей: тезаурусы и онтологии
Еще одна распространенная область путаницы касается разницы между таксономией, тезаурусом, онтологией и графом знаний. Все они являются формами метаданных, используемых для классификации. Все они могут быть представлены в виде графов, в которых узлы являются понятиями, а ребра — различными видами отношений между этими понятиями.
Таксономии являются простейшими из этих структур. Таксономия может быть как иерархической, так и фасетной. Фасетная таксономия состоит из нескольких иерархических отдельных таксономий, которые работают вместе для описания различных аспектов одного и того же ресурса. Таксономии вращаются вокруг отношений родитель-потомок между понятиями. По мере углубления в таксономию понятия становятся более конкретными (они также могут быть частями большего целого).
Иерархическая таксономия типов транспортных средств (вверху) допускает только одну «линзу» или принцип организации (в данном случае, является ли транспортное средство общим, личным или грузовым). Многогранная таксономия (внизу) имеет отдельную небольшую иерархию для каждого грань или атрибут. Этот тип таксономии допускает очень подробные комбинации характеристик.Тезаурус (что сбивает с толку, а не словарного типа тезауруса) — это структура данных, которая включает не только отношения родитель-потомок между понятиями, но и ассоциативные отношения («связанный термин», который не является синонимом, но концептуально связан) и эквивалентность отношения (синонимические термины, один из которых является официальным предпочтительным термином, а остальные — непредпочтительными терминами). Тезаурус обеспечивает контроль синонимов и согласованность, что невероятно важно для полного поиска информации.
Например, если во внутренней сети вашей компании у вас есть теги для RFP , Предложение , Statement из Work и Pitch , но неформально все они взаимозаменяемы, тогда каждый из этих тегов будет связан только с некоторыми соответствующего контента, и, следовательно, если вы ищете только одно из условий, вы получите неполные результаты. Тезаурус может связать все эти понятия вместе как связанные или синонимичные (с одним выбранным в качестве предпочтительного термина). Таким образом, в этом случае у нас, вероятно, будет Предложение 9.0048 и Pitch находятся в отношениях эквивалентности, причем Proposal является предпочтительным термином. Обе эти концепции будут находиться в ассоциативной связи с RFP и Техническим заданием , потому что они не совсем синонимичны, но определенно концептуально связаны. (Примечание: большинство «таксономий», созданных для цифровых продуктов, на самом деле являются тезаурусами, поскольку программное обеспечение для управления таксономиями обычно включает функции тезауруса, такие как предпочтительные термины и связанные термины.)
Онтологии являются наиболее гибкими и сложными из этих типов структур метаданных и часто используются для отображения знаний в сложных технических областях. Онтологии поддерживают множество различных типов осмысленных отношений (помимо отношений родитель-потомок, ассоциативных отношений и отношений эквивалентности), которые семантически связывают понятия.
Например, в линнеевской таксономии биологии, которую многим из нас приходилось изучать в школе, белый медведь ( Ursus Maritimius ) — это особый вид медведя ().0047 Ursidae ), который является специфическим типом Carnivora (и так далее). Мы ограничены только одним типом отношений — родитель-потомок (или отношения класс-включение). В онтологии мы можем отобразить другие типы концептуальных связей: не только Белый Медведь является типом Медведя , но также его Среда обитания является Полярным , его Статус Охраны является Под угрозой , и так далее. Выстраивая эти отношения того, что мы можем формализовать в области знаний, мы собираем многие другие аспекты в формальную структуру, которую затем можно использовать для построения базы данных.
Таксономия биологии, увеличенная, чтобы показать, как классифицируются белые медведи, основана на отношениях один родитель-потомок (или класс-член). Онтологии могут выходить за рамки отношений родитель-потомок, чтобы фиксировать другие виды информационных отношений, таких как охранный статус белого медведя, его среда обитания и потенциально многие другие свойства.
Гибкость онтологий для представления многих видов отношений между понятиями позволяет проводить подробную многомерную классификацию информации.
Онтологии — это большие сложные проекты, обычно используемые для описания конкретной предметной области. Обычно это не тот тип проекта, за который один UX-менеджер берется самостоятельно, поскольку часто это работа команды онтологов, таксономистов, разработчиков программного обеспечения и экспертов в предметной области. Однако важно знать о них и о том, как они соотносятся с таксономиями. Особенно, если вы работаете в научных областях или над проектами семантической сети, вы, вероятно, столкнетесь с онтологиями, поэтому понимание того, что они собой представляют, полезно для практикующего UX.
Построение таксономии
Создание таксономии с нуля — довольно сложный процесс, и подробное описание того, как это сделать, выходит за рамки этой статьи, но есть несколько общих тем, как действовать независимо от типа проекта. Можно начинать с малого, и таксономия не обязательно должна быть многолетним проектом — просто иметь небольшой набор тем, которые вы последовательно назначаете своему контенту в фоновом режиме, — это прекрасное начало!
- Инвентаризация и аудит вашего контента для начала. Вы не можете организовать что-то, не зная, что вы будете организовывать.
- Сначала проверьте, доступна ли стандартная таксономия для вашей отрасли или домена. Если существует существующая таксономия, вы потенциально можете получить большое преимущество — вам может потребоваться изменить ее в соответствии с вашим конкретным контекстом, но это может сэкономить вам много работы. Обратите внимание, что существующие таксономии различаются по стоимости — некоторые из них бесплатны и имеют открытый исходный код, другие довольно дороги и требуют лицензирования. Отличной отправной точкой является обзор BARTOC.org, чтобы узнать, что доступно.
- Определите понятий, вокруг которых вы будете строить свою таксономию. Их можно найти в самом контенте, любых существующих метаданных (например, ключевых словах или темах в вашей системе управления контентом), обсуждениях с экспертами в предметной области и ключевых внутренних деловых терминах. Концепции также должны быть получены из существующих пользовательских данных, таких как результаты интервью, тестирования удобства использования и журналов поиска, чтобы гарантировать, что вы не создадите ветви таксономии, которые не принесут пользы пользователям.
- Для каждого ключевого понятия, которое вы идентифицируете, соберите некоторую информацию о других похожих, родственных понятиях или словах и о том, где был источник этого понятия (например, URL-адрес на веб-сайте).
- Оцените условия кандидата . Ищите релевантность потребностям пользователей и избегайте «особенностей» — терминов, которые не связаны ни с чем другим, или терминов, для которых у вас мало охвата темы. Включение понятий, связанных только с одним фрагментом контента, вероятно, является напрасной тратой усилий.
- Определите предпочтительный термин и непредпочтительные варианты для каждой концепции . Поскольку полная таксономия не будет показана пользователям напрямую, у вас есть немного больше свободы для использования внутреннего делового жаргона, чем в навигации, но все же рекомендуется выбирать предпочтительные термины, которые имеют высокую информативность для пользователей, поскольку вы можете раскрывать некоторые термины в ссылках на темы или поисковых предложениях. Лучше всего выбрать удобный для пользователя термин в качестве предпочтительного термина и связать внутренний бизнес-жаргон или более технический язык в качестве непредпочтительных синонимов.
- Установить связи между понятиями . Для иерархической таксономии это означает определение ветвей вашего дерева и определение отношений родитель-потомок между понятиями. Именно здесь происходит основная часть работы, так как вам нужно определить степень детализации каждого уровня в иерархии. На этом этапе вы также определите связанные понятия, которые не являются синонимами, и соедините их отношениями связанных терминов (так что технически вы также создадите свой тезаурус).
- Просматривайте и пересматривайте свою таксономию вместе с заинтересованными сторонами, внутренними профильными экспертами и специалистами по контент-стратегии. Этот процесс, вероятно, будет включать в себя итеративную доработку, и UX-дизайнер должен привнести точку зрения пользователя в эти разговоры (особенно в отношении выбора предпочтительных терминов).
- Примените таксономию к вашему контенту. В зависимости от объема контента, с которым вы имеете дело, это потребует значительных усилий и потребует обучения тегировщика тому, как использовать таксономию (т. е. когда использовать один термин, а не другой). Конечно, есть инструменты ИИ для автоматической классификации, но ожидайте, что они будут делать ошибки и потребуется ручная доработка и редактирование.
- Настройка текущего управления и обслуживания. Долгосрочная полезность таксономии зависит от регулярных обзоров для добавления, переименования, объединения или удаления терминов, а также от выборочной проверки примеров того, как контент был помечен, чтобы гарантировать правильное использование таксономии.
Резюме
Таксономии — это мощный способ построения взаимосвязей контента в цифровых продуктах и представляют собой невидимые, закулисные системы организации, которые заполняют пробелы, которые могут оставлять навигационные системы, ориентированные на пользователя.