Конспект лекций | Веб-программирование

Теоретический курс рассматривает структуру и компоненты сервиса World Wide Web. Приводится описание протокола HTTP, языка HTML, адресация веб-ресурсов. Дается представление о клиентских и серверных веб-приложениях и инструментах их разработки.

Конспект лекций и методические указания для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Веб-программирование». Формат файла: Adobe PDF, 2.3 MB.

В лекции рассмотрены общие принципы организации и функционирования сервиса WWW. Описаны структура и компоненты веб, включая протокол HTTP, язык HTML, правила адресации URI и общий шлюзовый интерфейс.

Презентация по теме

Язык HTML — простой инструмент для создания гипертекстовых документов. Правильно оформленный HTML-документ одинаково отображается на разных аппаратных и программных платформах.

Каскадные таблицы стилей — это технология разделения содержания и оформления гипертекстового документа.

Презентация по теме

HTTP — прикладной протокол передачи гипертекста, на котором основана работа сервиса www.

Презентация по теме

DHTML — это термин, определяющий технологию разработки динамических веб-страниц с использованием стандартных средств: html, css, DOM и javascript.

Common Gateway Interface — это технология взаимодействия веб-сервера с серверными приложениями чрез стандартные интерфейсы ввода/вывода (stdin/stdout).

Рассмотрены технологии расширения функциональности веб-серверов с использованием модулей — специализированных библиотек для обработки входящих запросов, преобразования возвращаемых результатов, фильтрации и других задач. IIS ISAPI и Apache DSO — примеры таких технологий.

В лекции приводится описание, назначение и некоторые аспекты применения языка XML. Рассмотрены стандартизованные технологии, которые разработаны с применением этого языка разметки.

Рассмотрены основные тенденции в развитии веб-технологий, такие как увеличение доли мобильных пользователей, расширение числа веб-сервсов и семантическая паутина (web 3.0).

www.4stud.info

Лекции Технотрека. Основы веб-разработки (весна 2016) / Mail.ru Group corporate blog / Habr

Продолжаем публикацию наших образовательных материалов. Этот курс посвящен разработке web-приложений среднего масштаба (иначе говоря, сайтов уровня личного блога). Курс является обзорным и знакомит будущих web-разработчиков с широким спектром технологий и общими принципами работы web-приложений. По сути, курс нужен для того, чтобы «погрузить» студентов в тему и позволить в дальнейшем сконцентрироваться на конкретных технологиях, не теряя из вида общую архитектуру.

Цель курса — всестороннее изучение устройства и принципов работы современных web-приложений и сети интернет в целом, а также получение практических навыков web-разработки. Акцент в курсе сделан на backend-разработку. На каждом из лекционных занятий студентам выдается задание, в ходе выполнения которых шаг за шагом формируется конечный проект, готовый к тому, чтобы стать первым в портфолио будущего web-разработчика.

В качестве инструментария студенты в ходе курса обзорно знакомятся с администрированием nginx, MySQL и Redis, разработкой на Django и использованием таких библиотек и продуктов, как Centrifugo, Gunicorn, Celery, Elasticsearch. Кроме того, разбираются основы верстки и работы CSS-фреймворками и JS-компонентами. Курс ведут Илья Стыценко (разработчик в подразделении внутренней информационной разработки) и Денис Исаев (руководитель группы программистов C/C++ в Почте Mail.Ru). Более подробно — под катом.



В первой лекции рассказывается, кому и зачем действительно нужна web-разработка, как строится проект (от наличия ТЗ и до выкладки на боевые сервера). Рассматриваются назначение и принципы работы сети в целом и сетевых протоколов (DNS, IP, TCP, HTTP/HTTPS).


В основе этого занятия несколько тем: основы UNIX-систем, способы серверной работы с сокетами, схема устройства работы web-серверов (и обработки сетевых соединений), администрирование nginx как web-сервера и использование gunicorn как сервера приложений.


Представляем студентам понятие web-фреймворка. Рассказываем о том, какие они бывают и чем отличаются друг от друга. Разбираем парадигму MVC и её применение в Django. Изучаем базовые особенности django и каждого из компонентов, начинаем строить модели данных и readonly-часть будущего проекта.


Посмотрим, как сделать так, чтобы пользователь мог создавать и изменять контент на сайте: как происходит получение данных от пользователя, валидация данных со стороны сервера, создание и редактирование объектов. Касаемся темы авторизации.


Рассматриваем верстку. Простая тема о принципах рендера в современных браузерах, студенты знакомятся с HTML, CSS, DOM-моделью. Даем самые основы применения JavaScript и jQuery.


Агрегирование данных в БД, AJAX-запросы и JSON, generic-связи между моделями, management-команды Django.


Лекция посвящена обзорным темам о том, что и почему мы делаем в web-разработке: архитектуре серверов, real-time в web-приложениях (применяем websockets, используя Centrifugo), очередям (используем Celery), поиску по сайту (Elasticsearch, Sphinx, Haystack, вот это всё). Рассматриваем вопрос кеширования в Django и в web-проектах в целом.


Заключительная лекция. Вы узнаете, как мы выкатываем сайты на продакшн: выбираем домен, имя и сервер; работаем с сервером (SSH/терминал, мониторинг, логи, backup, безопасность и т.д.). И чуть-чуть о SEO. Просто так, на десерт.

По завершению курса вы научитесь использовать MVC-фреймворки, получите опыт верстки HTML-страниц как “голышом”, так и с использованием CSS-фреймворков вроде Bootstrap. Помимо разработки наши студенты учатся устанавливать и настраивать web-сервера, проектировать модель данных, получают навык отладки web-приложений на всех этапах исполнения.

Плейлист всех лекций находится по ссылке. Напомним, что актуальные лекции и мастер-классы о программировании от наших IT-специалистов в проектах Технопарк, Техносфера и Технотрек по-прежнему публикуются на канале Технострим.

Илья Стыценко зарегистрирован на Хабре как sat2707 и, если у вас есть вопросы, сможет ответить в комментариях.

habr.com

100 видео-лекций по программированию / Habr

Товарищи инженеры, уже четвертый год пошел, как я взялся преподавать в Киевском политехническом институте. За это время у меня накопилось огромное количество примеров кода и материалов, примерно на 90 лекций. Должен сказать, что за весь период своей профессиональной деятельности (а это 24 года почти ежедневного написания кода), я никогда не подымал свой уровень программирования, как за последние годы, работая со студентами. Если раньше мне казалось, что написать кратко, сложно и внушительно — это верх мастерства, то теперь я осознал, что мой код должны понимать студенты после минимальных объяснений, иначе он никуда не годится. Я пришел к выводу, что способность эту можно и нужно распространить не только на обучающий код, но и на весь рабочий код. Более того, обучающий код не должен существенно отличаться от рабочего кода, потому, что мы учим будущих инженеров делать настоящие системы, а не учебные. А после многочисленных просьб, я решил записывать все лекции в виде скринкастов, которые сразу после завершения лекции отправляются на ютюб. За этот учебный год я планирую записать 100 лекций, из которых уже опубликованы 23, готовы материалы еще для 67 лекций и новых 10 лекций еще в процессе подготовки.


Концепция курса

Все вы знаете, что у нас в отрасли есть существенные проблемы с фундаментальным инженерным образованием:


  • курсы ВУЗов часто устарели и оставляют желать лучшего,
  • не сформирована общепринятая терминология
    (в спорах мы часто называем одни и те же вещи разными словами и разные вещи одинаковыми словами), от этого и путаемся,
  • статьи и видео в интернетах может с легкостью выпустить любой, кому пришло в голову, что его квалификации для этого достаточно,
  • в программировании накопление опыта затруднено быстрым выходом людей из специальности, а ведь фундаментальные идеи циклически повторяются, но те, кто получил опыт на предыдущем витке, с большой вероятностью уже не практикуют и не могут подсказать младшим коллегам, где грабельки и узкие места.

Построить курс на базе JavaScript — это конечно экспериментальная затея, но этот язык уж точно не будет лишним ни для кого в современном ИТ. У самих же JavaScript разработчиков очень часто наблюдается плохая базовая инженерная подготовка и нехватка фундаментальных знаний по структурам данных, алгоритмам, базовым абстракциям, паттернам, архитектуре, парадигмам и приемам программирования. Большинство кода, что пишется сейчас в индустрии, просто выбрасывается вскоре после создания, потом опять переписывается и опять выбрасывается. В общем, качество и знания редко требуются, разве что на собеседованиях. Выгоднее всего делать некачественный код и обслуживать его или выбрасывать код и продавать больше времени на его повторное написание. Кроме того, наша отрасль совершенно оторвалась от науки, в этом есть существенные заслуги маркетологов, потому что мы уже программируем не на языках программирования и не на абстракциях, а мы программируем на фреймворках и библиотеках, которые нам «втюхали» в красивой обертке. Мы собираем все из кубиков, часто без всякого научного осмысления и редко можем ответить на вопрос, почему мы делаем так а не иначе. Все по частям уже давным-давно написано, все можно найти в интернете, но оказалось, что одно с другим не лепится, то есть по частям оно есть, а вместе это не работает. Связывать разобщенные кусочки кода гораздо сложнее чем поодиночке их сделать. Происходит это именно из-за отсутствия системного подхода, терминологического раскола и понятийной рассинхронизации специалистов. Вместе будет работать только то, что идеологически совместимо, что базируется на общей теории и выведенных из этой теории общих стандартах. Я надеюсь, что этим курсом я сделаю хоть небольшой шаг к достижению такого важного для отрасли консенсуса.

Все материалы курса в свободном доступе на github, а лекции открытые, их можно посещать бесплатно. Каждую неделю я записываю 4 лекции. Мы проводим еще семинары и практические занятия, но они не записываются.


Структура курса


  • Базовые понятия: программные абстракции, переменные, операторы, типы данных, массивы, структуры, скалярные и ссылочные типы, отображения;
  • Основные понятия: функции, контексты и область видимости, классы и объекты, прототипы, методы, лямбды, чистые функции, побочные эффекты, замыкания, частичное применение, каррирование, композиция, функции высшего порядка, колбэки, враперы, декораторы, примеси, события, интерфейс, синглтон, итераторы, функциональные объекты, функторы, монады, работа с файлами, потоки, сокеты, мемоизация, наследование, генераторы, асинхронное программирование, чеининг, модули и зависимости, обработка ошибок, фабрики и пулы, таймеры, регулярные выражения;
  • Вспомогательные материалы: git, системы контроля версий и менеджеры пакетов, работа с консолью, тестирование, непрерывная интеграция, логирование, линтеры, оптимизация и производительность, борьба с утечками памяти, скрытые классы, мономорфные функции, дженерики, сборка мусора, управление памятью;
  • Структуры данных: коллекции, массивы и типизированные массивы, буферы, списки, стек, очередь, дек, деревья двоичные и иерархические, многомерные деревья, повороты и балансировка ветвей, множества, хешмапы, графы, развернутые списки, асинхронная очередь, автоматы, итерирование структур данных и поиск;
  • Расширенные понятия: символы, прокси, диферы, фьючеры и промисы, линзы, трансдьюсеры, async/await, коллекторы данных, асинхронная композиция, адаптеры асинхронности, асинхронные итераторы, интроспекция, рефлексия, скаффолдинг, инверсия управления и внедрение зависимостей, песочницы, слоистая архитектура, компонентный подход, слой доступа к данным, проекции данных, мониторинг файловой системы, клиент-серверная и трехзвенная архитектура, кластеризация и балансировка, проектирование протоколов, динамическая перегрузка модулей, метаданные, динамическое связывание, межпроцессовое взаимодействие;
  • Примеры кода и комплексного использования технологий: живые электронные таблицы, чат на вебсокетах, реализация языка запросов к графам, альтернативная библиотека асинхронных абстракций metasync, сравнение реализации одинаковых задач на разных парадигмах, сравнение стилей функционального программирования, примеры структуры приложений, маршрутизация обработчиков в node.js приложениях, изоляция кода в песочницах, транзакционные объекты;
  • Парадигмы программирования: императивное, структурное и неструктурное, процедурное, объектно-ориентированное, прототипное, функциональное, логическое, декларативное, асинхронное, реактивное, событийное, автоматное, обобщенное, программирование управляемое потоками данных, мультипарадигменное, метапрограммирование.

Ссылки

Календарь лекций доступен в двух митап группах: HowProgrammingWorks (это лекции по программированию на примерах JavaScript) и NodeUA (это лекции по Node.js) и я настоятельно прошу регистрироваться всех, кто хочет посетить лекции очно. Вход свободный для всех, но организационно проще оценивать количество слушателей. За всю историю у меня были случаи и 600 человек и 2 человека, при чем явка непредсказуема.

Все записанные видео появляются в тот же день (через 10-20 минут после завершения лекции) на youtube канале.

Лекции сгруппированы в два плейлиста: по программированию и JavaScript и по Node.js.

Ссылки на лекции и материалы я размещаю в двух телеграм-каналалах: по программированию и JavaScript и по Node.js и другим более сложным темам.

Для обсуждения и вопросов есть две телеграмм-группы: по программированию и JavaScript и по Node.js.

Мой аккайнт на github, учебные репозитории в организации HowProgrammingWorks и библиотеки нашего комьюнити.


Заключение

Жду предложений по дополнению курса новыми темами, надеюсь на контрибьюшен в примеры кода, в том числе на перевод примеров на другие языки. Ваши отзывы помогут улучшить курс.

habr.com

Конспект лекций по Web-программированию по теме «Основы World Wide Web»

Основы World Wide Web (WWW)

Интернет — это глобальная компьютерная сеть, объединяющая сотни миллионов компьютеров в общее информационное пространство. Интернет представляет свою инфраструктуру для прикладных сервисов различного назначения, самым популярным из которых является Всемирная Паутина – World Wide Web (www).

World Wide Web (www, web, рус.: веб, Всемирная Паутина) — распределенная информационная система, предоставляющая доступ к гипертекстовым документам по протоколу HTTP.

WWW — сетевая технология прикладного уровня стека TCP/IP, построенная наклиент-серверной архитектуре и использующая инфраструктуру Интернет для взаимодействия между сервером и клиентом.

Серверы www (веб-серверы) — это хранилища гипертекстовой (в общем случае) информации, управляемые специальным программным обеспечением.

Документы, представленные в виде гипертекста называются веб-страницами. Несколько веб-страниц, объединенных общей тематикой, оформлением, связанных гипертекстовыми ссылками и обычно находящихся на одном и том же веб-сервере, называются веб-сайтом.

Для загрузки и просмотра информации с веб-сайтов используются специальные программы — браузеры, способные обрабатывать гипертектовую разметку и отображать содержимое веб-страниц.

В основе www — взаимодействие между веб-сервером и браузерами по протоколу HTTP (HyperText Transfer Protocol). Веб-сервер — это программа, запущенная на сетевом компьютере и ожидающая клиентские запросы по протоколу HTTP. Браузер может обратиться к веб-серверу по доменному имени или по ip-адресу, передавая в запросе идентификатор требуемого ресурса. Получив запрос от клиента, сервер находит соответствующий ресурс на локальном устройстве хранения и отправляет его как ответ. Браузер принимает ответ и обрабатывает его соответствующим образом, в зависимости от типа ресурса (отображает гипертекст, показывает изображения, сохраняет полученные файлы и т.п.).

Основной тип ресурсов Всемирной паутины — гипертекстовые страницы. Гипертекст — это обычный текст, размеченный специальными управляющими конструкциями — тегами. Браузер считывает теги и интерпретирует их как команды форматирования при выводе информации. Теги описывают структуру документа, а специальные теги, якоря и гиперссылки, позволяют установить связи между веб-страницами и перемещаться как внутри веб-сайта, так и между сайтами.

Для доступа к любым сетевым ресурсам необходимо знать где они размещены и как к ним можно обратиться. Во Всемирной паутине для обращения к веб-документам изначально используется стандартизованная схема адресации и идентификации, учитывающую опыт адресации и идентификации таких сетевых сервисов, как e-mail, telnet, ftp и т.п. — URL, Uniform Resource Locator.

URL — унифицированный локатор (указатель) ресурсов, стандартизированный способ записи адреса ресурса в www и сети Интернет. Адрес URL имеет гибкую и расширяемую структуру для максимально естественного указания местонахождения ресурсов в сети. Для записи адреса используется ограниченный набор символов ASCII.

Общий вид адреса можно представить так:

<схема>://<логин>:<пароль>@<хост>:<порт>/<полный-путь-к-ресурсу>

Где:

схема

схема обращения к ресурсу: http, ftp, gopher, mailto, news, telnet, file, man, info, whatis, ldap, wais и т.п.

логин:пароль

имя пользователя и его пароль, используемые для доступа к ресурсу

хост

доменное имя хоста или его IP-адрес.

порт

порт хоста для подключения

полный-путь-к-ресурсу

уточняющая информация о месте нахождения ресурса (зависит от протокола).

infourok.ru

Лекции Технопарка. 1 семестр. Web-технологии / Mail.ru Group corporate blog / Habr

Сегодня этим постом мы открываем цикл еженедельных публикаций учебных материалов Технопарка. Если кто-то ещё не знает, Технопарк — это совместный образовательный проект Mail.Ru Group и МГТУ им. Н. Э. Баумана. На данный момент здесь проходит обучение по 20 IT-дисциплинам 91 наиболее талантливый студент. Технопарк существует с 18 ноября 2011 года, а первые счастливчики приступили к занятиям в декабре 2011 года.

Обучение в Технопарке совершенно бесплатное, оно проходит после занятий в университете. Стать участниками проекта могут студенты 3-5 курсов. Хотя для 2 и 6 курсов можем сделать исключение. Обучение длится 2 года, оно разбито на 4 семестра, в каждом из которых проходят по 3-4 предмета. Первый блок первого семестра посвящён всему, что связано с web-технологиями, от истории возникновения до программирования и безопасности web-приложений.

Лекция 1. Введение

На вводном занятии вы познакомитесь с краткой историей развития интернета, основными трендами в развитии web-приложений, облачных сервисов и мобильных приложений. Также на лекции разобрано устройство и работа несложного web-приложения, обсуждены такие фундаментальные понятия, как система адресации в интернете, домены, HTML-страницы и протокол HTTP. Напоследок кратко рассказано о CGI-скриптах, их назначении и особенностях работы.



Лекция 2. Сетевые протоколы

Вторая лекция посвящена сетевым протоколам. Сначала даны теоретические основы о модели OSI и вложенности протоколов, рассмотрено назначение и устройство протоколов TCP и IP, подробно рассказано о доменах, доменных зонах и делегировании. Затем лектор рассказывает о том, что собой представляет протокол HTTP, о назначении HTTP-заголовков, кодах ответа сервера и прочих нюансах передачи данных в сети. В оставшуюся часть лекции затрагиваются все вопросы, касающиеся электронных писем: какова структура e-mail, как составляются заголовок и тело письма, устройство и работа протоколов SMTP, POP3 и IMAP. В конце обсуждаются сугубо практические темы: составление списков рассылок, методы борьбы со спамом, назначение и работа расширения SPF, использование обратной зоны DNS.

Лекция 3. Web-серверы

На этой лекции рассмотрена общая схема работы web-сервера: что такое сокеты, конструкция запросов, файловая структура и ведение логов. Рассказано о различиях между frontend- и backend-серверами, а также об использовании серверов для получения статического контента и проксирования запросов. Далее затрагиваются азы конфигурирования сервера, рассказывается о таких понятиях, как MIME и Content-Type. После рассмотрения роли web-сервера в качестве сервера приложений, лектор переходит к информационному блоку об интерфейсах взаимодействия с языком программирования. А в конце лекции рассказывается о модели обработки запросов и способах сравнения производительности разных web-серверов.

Лекция 4. Серверная разработка

Вначале проведён небольшой обзор языков, используемых для разработки серверов. Затем подробно изучен протокол CGI, устройство CGI-скриптов и библиотеки для работы с ними. Лектор рассказывает о том, как обрабатывать входные данные и работать с БД. Рассматривается работа с объектами и их списками, а также с формами. Затем вы узнаете, как использовать перенаправления, где и в каком виде хранятся данные на клиенте, как использовать cookie и сессии. Напоследок будет рассмотрена работа с шаблонами: использование шаблонизаторов, для чего нужны подшаблоны и особенности наследования шаблонов.

Лекция 5. Реляционные базы данных

Из этой лекции вы узнаете о том, что такое реляционные БД, для чего они используются и как развивались. Затем рассмотрены основные понятия, связанные с работой в реляционных БД, типы данных в SQL и работа с ними (нормализация, управление данными, выборки). Также лектор рассказывает о способах проверки целостности базы, использовании внешних ключей, а в конце лекции — о преимуществах и недостатках наиболее распространённых СУБД.

Лекция 6. MVC-фреймворки

MVC — это схема использования нескольких шаблонов проектирования. На лекции рассказывается о том, что это вообще такое и как эту схему применять на практике. Далее подняты вопросы маршрутизации URL и обработки HTTP-запросов. Затем рассказывается о визуализации данных с помощью представления и использовании шаблонов.

Лекция 7. Django (часть 2)

В конце предыдущей лекции была затронута тема реализации MVC во фреймворке Django. Здесь этот вопрос рассматривается уже подробно. В частности, вы узнаете о том, как написать скрипт управления django-приложением, что такое middleware и зачем оно нужно. Также вы познакомитесь с представлениями-классами (Class Based Views), расширениями фильтров и тэгов в шаблонизаторе и многим другим.

Лекция 8. HTML и CSS

После просмотра этой лекции вы многое узнаете о вёрстке web-страниц. Здесь рассказывается об истории развития и особенностях таких языков разметки, как HTML, XML и XHTML. В лекции преподаются основы вёрстки, рассматриваются основные тэги и атрибуты, без которых нельзя создать даже простейшую страницу. Вы узнаете, какие бывают типы элементов страницы, как создавать таблицы и списки. Затем рассказывается о каскадных таблицах стилей (CSS), их создании и использовании.

Лекция 9. Javascript

Здесь вы познакомитесь с основами языка программирования JavaScript: с его синтаксисом, способами подключения к web-странице и моделями обработки событий. Заодно вы узнаете, что такое AJAX и как подключать JS-библиотеки. Остаток лекции посвящён использованию библиотеки jQuery и её плагинов.

Лекция 10. Rich Internet Applications

На данной лекции рассказывается о том, что собой представляют Rich Internet Applications, web-приложения, доступные через интернет. Они появились благодаря недостаткам, присущим HTML, CSS и JavaScript. Вы узнаете о возможностях, преимуществах и недостатках RIA, их устройстве и наиболее популярных видах использования.

Лекция 11. Безопасность web-приложений

Последняя лекция этого блока в Технопарке. На ней рассказывается об основных аспектах безопасности, которые необходимо знать web-разработчику: как реализована авторизация в протоколе HTTP, как можно сделать систему авторизации с помощью web-приложения, базовые понятия криптографии, средства безопасности в браузерах и какие бывают виды атак на web-приложения.

Подписывайтесь на наш youtube-канал!

habr.com

Конспект лекций по Web-программированию по теме «Web программирование на языке PHP»

2.1. Основные положения

Расмус Лердорф в 1995 году разработал РНР (Hypertext Processor).  РНР лучше всего охарактеризовать как работающий на стороне сервера встроенный язык сценариев Web, позволяющий разработчикам быстро и эффективно строить динамические web-приложения. С позиций грамматики и синтаксиса РНР напоминает язык программирования С. Одним из главных достоинств РНР является тот факт, что он внедряется прямо в HTML-код.

Механизм РНР просто начинает выполнять код после первой экранирующей последовательности (<?) и продолжает выполнение до того момента, когда он встретит парную экранирующую последовательность (?>).

Хотя РНР обычно рекомендуется использовать в сочетании с HTML, он с таким же успехом интегрируется и в JavaScript, WML, XML и другие языки. Нет проблем и с зависимостью от браузеров, поскольку перед отправкой клиенту сценарии РНР полностью компилируются на стороне сервера. В сущности, сценарии РНР могут передаваться любым устройствам с браузерами, включая сотовые телефоны, электронные записные книжки, пейджеры и портативные компьютеры.

Поскольку РНР не содержит кода, ориентированного на конкретный web-сервер, пользователи не ограничиваются определенными серверами (возможно, незнакомыми для них). Apache, Microsoft IIS, Netscape Enterprise Server, Stronghold и Zeus — РНР работает на всех перечисленных серверах. Поскольку эти серверы работают на разных платформах, РНР в целом является платформенно-независимым языком и существует на таких платформах, как UNIX, Solaris, FreeBSD и Windows 95/98/NT.

Средства РНР позволяют программисту работать с внешними компонентами, такими как Enterprise Java Beans или СОМ-объекты Win32.

Содержание данной главы сформировано на основе материалов портала ISO (http://www.iso.staratel.com/InfTech/php/PHP.htm).

При описание PHP в данной главе, устаревшие конструкции и форматы операторов не описываются.

infourok.ru

1 Технологии Web-программирования » СтудИзба

1 Технологии Web-программирования

1.1 Серверные Web приложения

Различают пассивные и активные серверы Web. Если страницы сервера содержат только статическую текстовую и мультимедийную информацию, а также гипертекстовые ссылки на другие страницы, то сервер называется пассивным. Когда же страницы сервера ведут себя аналогично окнам обычных интерактивных приложений, вступая в диалог с пользователем, пользователь имеет дело с активным сервером. Очевидно, статический сервер Web не может служить основой для создания интерактивных приложений в сети Интернет с базами данных, так как он не предусматривает никаких средств ввода и обработки запросов.

Программы CGI. Для того чтобы сервер Web мог вести диалог с пользователем, разработан механизм программных расширений сервера, основанный на применении так называемого стандартного шлюзового интерфейса (Common Gateway Interface, CGI). Программы CGI пользуются этим интерфейсом для получения сведений от пользователя, для их обработки и отправки обратно в виде нового документа HTML, ссылки на существующий документ или на другой объект.

При этом для ввода информации пользователем в документ HTML встраиваются формы, содержащие различные органы управления. Заполнив всю форму, пользователь нажимает кнопку ввода, и данные из полей формы передаются программе CGI (рис. 1). Обработав данные, программа CGI динамически формирует новый документ HTML с результатами обработки и отправляет его обратно пользователю. При необходимости программа CGI обращается к СУБД или другим программным системам, работающим на сервере.

Программы CGI можно составлять на различных языках программирования – С, C++, Perl, Pascal, Java и т. д. Perl особенно удобен для создания программ CGI, так как, он содержит соответствующие функции, и доступен в различных операционных системах, в том числе Linux и Solaris.

Программа CGI – это консольное приложение, работающее в среде операционной системы сервера Web и осуществляющее обмен данными через стандартные потоки ввода и вывода. Такое приложение запускается только по запросу пользователя, когда к нему выполняется обращение из документа HTML. Окончив обработку запроса пользователя, программа CGI завершается.

Расширения ISAPI. Другая технология расширения сервера Web – программный интерфейс сервера Microsoft IIS – ISAPI (Internet information Server Application Program Interface). По своим функциональным возможностям модули ISAPI аналогичны программам CGI, однако они работают быстрее за счет того, что приложение не завершается после обработки данных, а постоянно работает в виде процесса. Для CGI программ, для каждого пользователя приходится запускать отдельный процесс, что занимает время, а приложение ISAPI обрабатывает запросы от всех пользователей. С другой стороны, так как ISAPI работает в адресном пространстве сервера Web, ошибка в приложении ISAPI способна вызвать аварийное завершение работы сервера Web. Ошибки в программе CGI менее значимы, так как авария произойдет в том процессе, в котором работает эта программа.

Рис. 1. Взаимодействие клиентского браузера и программного расширения

Хотя технология ISAPI изначально предназначалась только для сервера Microsoft IIS, сейчас ее можно использовать и на платформе Linux. Для создания расширения ISAPI, используются языки С и C++, а также функции программного интерфейса Windows.

Приложения ASP. Технология Active Server Pages (ASP) предполагает использование на сервере Internet Information Server текстовых файлов с расширением asp, содержащих операторы языка HTML, и сценарии, на JScript или VB Script. Когда пользователь обращается к странице ASP, сервер Web интерпретирует расположенный в ней сценарий. При этом анализируются параметры, переданные этой странице. Далее страница модифицируется (или создается заново), а затем отправляется обратно пользователю. Сервер Web отправляет не саму страницу, а результат ее интерпретации, а логика работы страницы скрыта от пользователей.

Приложения РНР. Еще один способ создания активных серверов Web – использование технологии предварительной обработки гипертекста РНР (сокращение от «Php: Hypertext Preprocessor»). В то время как ASP предполагает активное использование модели компонентного объекта СОМ и элементов управления ActiveX, технология РНР базируются на классических библиотеках объектных модулей. Разработанная для платформы Unix и ее клонов, РНР сегодня доступна и на платформе Microsoft Windows.

1.2  Клиентские приложения

Целесообразно разделять работу между клиентом и сервером, чтобы добиться оптимальной производительности в условиях низкоскоростных каналов Интернета. Предварительную обработку введенных данных, отправляемых серверу, имеет смысл выполнять на стороне клиента. Это позволит исключить, повторные передачи неправильно заполненных форм. А вот выборку из базы данных должен выполнять сервер.

Браузер, отображающий содержимое страниц, играет роль «интеллектуального» терминала. Помимо показа текста и графических изображений, браузер представляет собой среду, в которой работают активные объекты, встроенные в страницы Web. Это сценарии JavaScript, VB Script, аплеты Java, элементы управления ActiveX и некоторые другие.

Клиентские сценарии JavaScript. Язык сценариев JavaScript разработан фирмой Netscape Communication Corporation и первоначально назывался LiveScript. Язык JavaScript не имеет никакого отношения к языку Java, созданному Sun Microsystems.

Конструкции языка JavaScript встраиваются в страницы HTML и интерпретируются под управлением браузера при загрузке страниц, а также при совершении пользователем определенных действий над объектами, расположенными в этих страницах. Сценарии JavaScript способны обрабатывать данные, введенные пользователями в полях форм, а также события, возникающие в процессе манипуляций пользователя с мышью, копировать в окно браузера другие страницы HTML или изменять содержимое уже загруженных страниц.

Сценарии JavaScript широко применяются для создания различных визуальных эффектов, таких, например, как изменение внешнего вида элементов управления, над которыми установлен курсор мыши, анимация графических изображений, создание звуковых эффектов и т. д.

Механизм локальной памяти Cookie позволяет сценариям JavaScript сохранять на компьютере локальную информацию, введенную пользователем. Например, в Cookie может храниться список товаров из Интернет-магазина, отобранных для покупки.

Для обеспечения совместимости с различными браузерами приходится учитывать такие особенности, что например, браузер IE реализует собственную версию JavaScript, называемую JScript.

Клиентские сценарии VB Script. Помимо JScript, браузер IE способен работать с VB Script, являющийся подмножеством Visual Basic и функционально равноценен языку JavaScript. Так как не все в Интернет работают с IE, применение VB Script для создания страниц, расположенных в Интернете, неоправдано. Ситуация меняется, если эта технология применяется в корпоративной интрасети. Когда администратор может установить на компьютеры всех пользователей IE, а в штате компании есть программисты, имеющие большой опыт работы с Visual Basic, то применение VB Script вместо JavaScript сокращает сроки разработки.

Аплеты Java. Подмножество приложений Java, называемых аплетами Java, используют наряду с клиентскими сценариями для организации активности на стороне клиента. Аплеты Java могут применяться для получения визуальных и звуковых эффектов, организации ввода и предварительной обработки данных перед отправкой их на сервер, а также для представления полученных от сервера данных в графическом, табличном или ином виде.

Создание аплетов во многом упрощается благодаря наличию обширных библиотек классов Java. В этих библиотеках есть мощные и удобные средства для организации пользовательского интерфейса, работы с графическими изображениями, передачи данных по сети и др. Это позволяет больше внимания уделить логике работы аплета, а не реализации типовых задач программирования вроде организации динамических массивов или загрузки графических изображений. Аплеты выполняются под управлением браузера и не имеют доступа к ресурсам компьютера.

Элементы управления ActiveX. Элементы управления ActiveX (ActiveX control) основаны на модели компонентных объектов (Component Object Model, СОМ), их применяют для решения тех же задач, что и аплеты Java, однако предоставляют полный доступ к ресурсам компьютера. Это сокращает привлекательность элементов ActiveX для оформления страниц серверов Web, так как загрузка на компьютер неизвестных программ небезопасна. Элементы управления ActiveX можно использовать как на стороне сервера, так и на стороне клиента. Чтобы убедить пользователей в том, что предлагаемый для загрузки элемент ActiveX безопасен, используется технология цифровых сертификатов. Чтобы получить цифровой сертификат и подписать свой элемент управления ActiveX, разработчик должен внести единовременный денежный взнос, а затем производить ежегодную плату.

Заметим, что при разработке элементов управления ActiveX для Web-сервера их можно не подписывать, так как они не загружаются клиентами, а выполняются непосредственно на сервере.

 

studizba.com