Содержание

JavaScript — Википедия

Не следует путать с Java. Не следует путать с JScript.
JavaScript
Класс языка
Тип исполнения интерпретация, трансляция в байт-код Java[1], JIT в машинные коды[2]
Появился в 1995
Автор Брендан Эйх
Расширение файлов .js
Выпуск ECMAScript 2016[Спецификация 1] (14 июня 2016)
Тестовая версия (27 июня 2010)
Система типов динамическая, утиная
Основные реализации SpiderMonkey, Rhino, KJS (JavaScript) (англ.), JavaScriptCore, V8
Испытал влияние Lua, Self[3], Си, Scheme[3], Perl[3], Python, Java[3], AWK[3], HyperTalk[3]
Повлиял на Objective-J, Dart, TypeScript
Сайт developer.mozilla.org/do…

JavaScript

(//; аббр. JS /ˈdʒeɪ.ɛs./) — мультипарадигменный язык программирования. Поддерживает объектно-ориентированный, императивный и функциональный стили. Является реализацией языка ECMAScript (стандарт ECMA-262[6]).

JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам[7].

Основные архитектурные черты: динамическая типизация, слабая типизация, автоматическое управление памятью, прототипное программирование, функции как объекты первого класса.

На JavaScript оказали влияние многие языки, при разработке была цель сделать язык похожим на Java, но при этом лёгким для использования непрограммистами. Языком JavaScript не владеет какая-либо компания или организация, что отличает его от ряда языков программирования, используемых в веб-разработке

[~ 1][8].

Название «JavaScript» является зарегистрированным товарным знаком компании Oracle Corporation в США[9].

Предпосылки[править | править код]

В 1992 году компания Nombas (впоследствии приобретённая Openwave[en]) начала разработку встраиваемого скриптового языка Cmm (Си-минус-минус), который, по замыслу разработчиков, должен был стать достаточно мощным, чтобы заменить макросы, сохраняя при этом схожесть с Си, чтобы разработчикам не составляло труда изучить его[10]. Главным отличием от Си была работа с памятью. В новом языке всё управление памятью осуществлялось автоматически: не было необходимости создавать буфера, объявлять переменные, осуществлять преобразование типов. В остальном языки сильно походили друг на друга: в частности, Cmm поддерживал стандартные функции и операторы Си[11]. Cmm был переименован в ScriptEase, поскольку исходное название звучало слишком негативно, а упоминание в нём Си «отпугивало» людей

[10][12]. На основе этого языка был создан проприетарный продукт CEnvi. В конце ноября 1995 года Nombas разработала версию CEnvi, внедряемую в веб-страницы. Страницы, которые можно было изменять с помощью скриптового языка, получили название Espresso Pages — они демонстрировали использование скриптового языка для создания игры, проверки пользовательского ввода в формы и создания анимации. Espresso Pages позиционировались как демоверсия, призванная помочь представить, что случится, если в браузер будет внедрён язык Cmm. Работали они только в 16-битовом Netscape Navigator под управлением Windows[13].

JavaScript[править | править код]

Брендан Эйх[14]

Перед Бренданом Эйхом, нанятым в компанию Netscape 4 апреля 1995 года

[15], была поставлена задача внедрить язык программирования Scheme или что-то похожее в браузер Netscape. Поскольку требования были размыты, Эйха перевели в группу, ответственную за серверные продукты, где он проработал месяц, занимаясь улучшением протокола HTTP[15]. В мае разработчик был переброшен обратно, в команду, занимающуюся клиентской частью (браузером), где он немедленно начал разрабатывать концепцию нового языка программирования. Менеджмент разработки браузера, включая Тома Пакина (Tom Paquin), Михаэля Тоя (англ.), Рика Шелла (Rick Schell), был убеждён, что Netscape должен поддерживать язык программирования, встраиваемый в HTML-код страницы[16].

Марк Андрессен

Помимо Брендана Эйха, в разработке участвовали[15] сооснователь[17]Netscape Communications Марк Андрессен и сооснователь Sun Microsystems Билл Джой: чтобы успеть закончить работы над языком к релизу браузера, компании заключили соглашение о сотрудничестве в разработке

[18]. Они ставили перед собой цель обеспечить «язык для склеивания» составляющих частей веб-ресурса: изображений, плагинов, Java-апплетов, который был бы удобен для веб-дизайнеров и программистов, не обладающих высокой квалификацией[15].

Первоначально язык назывался Mocha[19][20][21], затем он был переименован в LiveScript[21][22] и предназначался как для программирования на стороне клиента, так и для программирования на стороне сервера (там он должен был называться LiveWire)[18]. На синтаксис оказали влияние языки Си и Java, и, поскольку Java в то время было модным словом[15][18], 4 декабря 1995 года LiveScript переименовали в JavaScript[23], получив соответствующую лицензию у Sun. Анонс JavaScript со стороны представителей Netscape и Sun состоялся накануне выпуска второй бета-версии Netscape Navigator

[15]. В нём декларируется, что 28 лидирующих ИТ-компаний выразили намерение использовать в своих будущих продуктах JavaScript как объектный скриптовый язык с открытым стандартом[24].

В 1996 году компания Microsoft выпустила аналог языка JavaScript, названный JScript. Анонсирован этот язык был 18 июля 1996 года[25]. Первым браузером, поддерживающим эту реализацию, был Internet Explorer 3.0.

По инициативе компании Netscape[26][27] была проведена стандартизация языка ассоциацией ECMA. Стандартизированная версия имеет название ECMAScript, описывается стандартом ECMA-262. Первой версии спецификации соответствовал JavaScript версии 1.1, а также языки JScript и ScriptEasy[10][18].

Популярность[править | править код]

В статье «The World’s Most Misunderstood Programming Language Has Become the World’s Most Popular Programming Language»[28] ( (рус.) «Самый неправильно понятый язык программирования в мире стал самым популярным в мире языком программирования») Дуглас Крокфорд утверждает, что лидирующую позицию JavaScript занял в связи с развитием AJAX, поскольку браузер стал превалирующей системой доставки приложений. Он также констатирует растущую популярность JavaScript, то, что этот язык встраивается в приложения, отмечает значимость языка.

Согласно TIOBE Index, базирующемуся на данных поисковых систем Google, MSN, Yahoo!, Википедия и YouTube, в апреле 2015 года JavaScript находился на 6 месте (год назад — на 9)[29].

По данным Black Duck Software (англ.)[30], в разработке открытого программного обеспечения доля использования JavaScript росла. 36 % проектов, выпуски которых состоялись с августа 2008 по август 2009 гг., включают JavaScript, наиболее часто используемый язык программирования с быстрорастущей популярностью. 80 % открытого программного обеспечения использует Си, C++, Java, Shell и JavaScript. При этом JavaScript — единственный из этих языков, чья доля использования увеличилась (более чем на 2 процента, если считать в строках кода)

[31].

JavaScript является самым популярным языком программирования, используемым для разработки веб-приложений на стороне клиента (англ.)[32][33].

JavaScript является объектно-ориентированным языком, но используемое в языке прототипирование[34][35] обуславливает отличия в работе с объектами по сравнению с традиционными класс-ориентированными языками. Кроме того, JavaScript имеет ряд свойств, присущих функциональным языкам — функции как объекты первого класса, объекты как списки, карринг, анонимные функции, замыкания

[36] — что придаёт языку дополнительную гибкость.

Несмотря на схожий с Си синтаксис, JavaScript по сравнению с языком Си имеет коренные отличия:

В языке отсутствуют такие полезные вещи[37], как:

Синтаксис языка JavaScript во многом напоминает синтаксис Си и Java, семантически же язык гораздо ближе к Self, Smalltalk или даже Лиспу[28][38][Спецификация 2].

В JavaScript:

Структура языка[править | править код]

Структурно JavaScript можно представить в виде объединения трёх чётко различимых друг от друга частей[39][40][41][42]:

Если рассматривать JavaScript в отличных от браузера окружениях, то объектная модель браузера и объектная модель документа могут не поддерживаться

[41].

Объектную модель документа иногда рассматривают как отдельную от JavaScript сущность[43][44][Спецификация 3], что согласуется с определением DOM как независимого от языка интерфейса документа[45][~ 3]. В противоположность этому ряд авторов находит BOM и DOM тесно взаимосвязанными[46][47].

Ядро[править | править код]

ECMAScript не является браузерным языком и в нём не определяются методы ввода и вывода информации[39]. Это, скорее, основа для построения скриптовых языков. Спецификация ECMAScript описывает типы данных, инструкции, ключевые и зарезервированные слова, операторы, объекты, регулярные выражения, не ограничивая авторов производных языков в расши

ru.wikipedia.org

Топ 10. Лучшие JavaScript редакторы

Язык создавался компанией Netscape и изначально назывался ECMAScript. Этот язык преимущественно ориентирован на веб разработчиков, и по праву является одним из самых популярных языков программирования в мире. Язык сменил множество названий, но сейчас, его официальное название JavaScript. Есть много языков, которые создавались для замены, например CoffeeScript и другие, но при компиляции, они всё равно переводятся в JavaScript. Изначально JavaScript считался языком для непрофессионалов и код получался довольно плохим. За последние годы всё изменилось кардинально, и JavaScript начал завоёвывать популярность, постепенно поднимаясь, всё выше и выше, в таблице самых востребованных языков веб-разработки.

Итак, вот список лучших редакторов для языка JavaScript:

1 место. Aptana Studio

Позиционирует себя как “самый лучший в мире” редактор для веб-разработки. Особые функции: множество JavaScript библиотек, встроенный отладчик, терминал, синхронизация по ftp, возможность командной разработки. Включает в себя стандартные функции для приложений из этой области (автодополение, проверка ошибок и т.д). Редактор работает на все основных операционных системах.

2 место. Sublime Text

Программа представляет собой текстовый редактор кода, разметки и текста. Плюсы: множество плагинов для самых разных функций, удобная навигация (миникарта), множественное редактирование, работа с проектами. Sublime Text доступен на всех основных платформах (OS X, Windows и Linux). Почти полностью бесплатная (иногда вылезает предложение купить).

3 место. Webstorm

Это очень хорошая IDE, во многом благодаря тому, что создатели большое внимание уделили различным мелочам. Реализованы очень удобные горячие клавиши и интеллектуальное автодополнение. Проверку правильности кода можно делать 3-мя разными способами (JSLint, JSHint и внутренний инспектор кода). Присутствует возможность отладки в “node.js”.

4 место. Visual Studio

В версии 2012 был полностью переписан редактор JavaScript. Сейчас, почти любой веб-сайт содержит десятки JS файлов, в которых со временем становится трудно ориентироваться, Visual Studio полностью решает эту проблему. Первые попытки, сделать работу веб-разработчика более продуктивной начались ещё в 2008 году. Реализована разбивка кода на “регионы”, которые удобно сворачивать, если файл большой. А в последних версиях появилась поддержка ECMAScript 5, и улучшена поддержка IntelliSense и Document Object Model.

5 место. Spket IDE

Это один из редакторов Eclipse. Спектр его возможностей очень широк, очень хорошо реализовано форматирование кода и inline-комментарии. Присутствует встроенный отладчик для IE, имеется отдельный редактор для JSON, и другие основные возможности для работы с кодом.

6 место. Notepad++ (с плагином Emmet)

Все мы знаем старый добрый Notepad++, и благодаря его плагину, он появился на этом месте… Emmet (старое название Zen Coding) предназначен для ускорения написания различного кода, на сайте производителя, к плагину есть видеоуроки и документация. У плагина есть много интересных возможностей, к примеру нумерация атрибутов множественных элементов, или несложные математические вычисления прямо во время написания кода. Полная настройка горячих клавиш поможет вам настроить программу под себя. К слову сказать, плагин Emmet можно установить на другие редакторы, к примеру Zen Coding, Visual Studio и Sublime Text.

7 место. Zend Studio

В последних версиях этого продукта изменилось довольно многое, и в лучшую сторону. Было реализовано автозавершение блоков phpDoc, установлены разделительные места для удобного отображения абзацев, встроенное окно IE, создатели улучшили автозавершение кода и реализована поддержка отладки в PHP 5.1. Очень большая работа была проведена по визуальному отображению. Теперь каждый пользователь может настроить все визуальные компоненты под себя, имеется возможность включить или отключить сглаживание шрифтов. Сама программа была оптимизирована, ускорилась загрузка и скорость работы с кодом, был поставлен удобный Toolbar…

8 место. PhpEd

Солидная IDE, которая включает в себя много инструментов, которые очень полезны при разработке на различных языках. PhpEd может работать с PHP, HTML, CSS и JavaScript. Довольно удобно устроена панель инструментов, реализован очень хороший отладчик, и конечно веб-сервер. Поначалу, если вы испугаетесь функционала IDE, вы можете настроить “всё 1 кликом” с помощью Мастера параметров. Плохо, но не критично то, что нету автозавершения кода для JavaScript.

9 место. TinyMCE

Это кроссплатформенный редактор от Moxiecode Systems. Предоставляется по лицензии LGPL (разрешает продавать и изменять код программы). Почти полнейшая кроссбраузерность, кроме Оперы 7. Основные преимущества это: поддержка плагинов, множество тем\шаблонов.

10 место. Geany

Один из лучших моментов является то, что в Geany поддерживается большое количество типов файлов. Интерфейс в программе простой, удобный, что несомненно поможет начинающим веб-дизайнерам и программистам. Имеется стабильная версия под Линукс. Из минусов, можно отметить то, что нету шаблонов, чтобы не создавать проект не с пустого места.

uchitel-program.ru

Клиентские Windows приложения на JavaScript / Habr

Хочу рассказать про один интересный способ создания приложений на JavaScript с родным виндовым GUI.

Вообще, существует куча разных вариантов написания виндовых приложений на JavaScript:

  1. HTA и WSH — HTML Applications и Windows Script Host — это, вероятно, самые известные технологии. HTA фактически представляет собой HTML страницу с расширенными правами в системе — возможностью лазить в сеть, гадить в реестр, файловую систему и подключать к этим делам ActiveX. С использованием HTA сделаны многие компоненты самой Windows.
  2. .NET Framework — этому вообще по барабану, на чем вы пишете, лишь бы итогом был MSIL. Возможно, JScript.NET вместе с Windows.Forms могут вызвать у кого-то ощущение родного виндового интерфейса. Лично меня они совсем не радуют — ни визуально, ни скоростью.
  3. XULRunner — framework от Mozilla предлагает Gecko вместо IE, XpCOM вместо COM/ActiveX. Это всего за 20 мегабайт оверхеда.
  4. wxJavascript — известная кросс-платформенная библиотека wxWidgets теперь и для JavaScript. Все это благодаря JS-движку SpiderMonkey от Mozilla и стараниям одного бельгийца. Кстати, этот же уважаемый — автор mod_js для Apache.

Ввиду того, что все вышеописанное уныло, громоздко и требует изучения, предлагаю рассмотреть еще один вариант — WSO.

Цитируя автора:
WindowSystemObject (WSO) — это универсальный программный комплекс для обеспечения доступа к оконной подсистеме Windows на базе архитектуры COM, для создания оконных интерфейсов в программах, написанных на сценарных (скриптовых) языках, а также в программах, написанных на других языках и в других системах программирования. С помощью WSO можно легко создавать оконные интерфейсы на JScript, VBScript, Perl, Python.

После этих слов ничего, кроме огромного человеческого спасибо Александру Борисовичу Веретенникову, и не скажешь.

Опять цитата о возможностях WSO:

  • WSO обеспечивает полный доступ ко всем возможностям оконной системы, включая рисование в окнах и поддержку всех встроенных управляющих элементов Windows.
  • WSO поддерживает использование любых элементов ActiveX, таких как Internet Explorer или Windows Media Player.
  • WSO поддерживает работу со всеми популярными форматами графических файлов.
  • WSO доступен из любого языка программирования, поддерживающего COM-интерфейсы автоматизации.
  • Доступ к WSO осуществляется с помощью интуитивно понятной объектной модели, описанной в этом документе. Программисты, знакомые с оконным программированием для Windows, быстро обнаружат, что ничего нового им осваивать не нужно.
  • WSO обеспечивает полную поддержку обработки событий от оконных элементов.
  • WSO позволяет использовать символические имена констант, принятые в оконном программировании Windows, а не мучиться с их числовыми значениями.
  • WSO работает в любой современной версии Windows, а именно: 98SE, ME, NT 4, 2000, XP и 2003.


Все просто замечательно! Теперь единственное, что отделяет нас от родного GUI на JavaScript — это регистрация компонента WSO. Как известно, Windows требует регистрации в реестре COM/ActiveX компонентов перед их использованием. Это серьезное ограничение, так как нужны права администратора системы. Тем не менее, в Редмонде уже столкнулись с данной проблемой и, начиная с XP SP2, достаточно описать интерфейсы всех ActiveX в manifest приложения.
Итак, что нам нужно для сборки самостоятельной программы на JavaScript + WSO:
  1. Сам WSO.dll. Качаем и используем даже в коммерческих приложениях free of charge, но вознося хвалу Александру Борисовичу.
  2. Код программы на JavaScript. Примеры тут.
  3. Загрузчик app.exe, подключающий MS ScriptControl для интерпретации JS (фактически это аналог wscript.exe). Его нужно написать самостоятельно или взять готовый в конце статьи. В моем варианте это десять строк на Delphi — копипейст из статьи про ScriptControl.
  4. Манифест приложения app.exe.manifest — манифест, где нужно указать зависимость от компонента WSO, других ActiveX (если нужно) и заодно включить поддержку XP-шных тем оформления. Изготавливается вручную следующим образом:
    
    <?xml version="1.0" encoding="UTF-8" standalone="yes"?>
    <assembly xmlns="urn:schemas-microsoft-com:asm.v1" manifestVersion="1.0">
    <assemblyIdentity
      type="win32"
      name="client"
      version="1.0.0.0" />
      <dependency>
      <!-- подключаем WSO -->
              <dependentAssembly>
                  <assemblyIdentity
                      type="win32"
                      name="WSO.sxs"
                      version="1.0.0.0" />
              </dependentAssembly>
      </dependency>
      <dependency>
      <!-- поддержка тем оформления XP -->
    	<dependentAssembly>
    		<assemblyIdentity
    		  type="win32"
    		  name="Microsoft.Windows.Common-Controls"
    		  version="6.0.0.0"
    		  publicKeyToken="6595b64144ccf1df"
    		  language="*"
    		  processorArchitecture="x86"/>
    	  </dependentAssembly>
      </dependency>
    </assembly>
    

  5. Манифест для WSO — WSO.sxs.manifest, описывающий интерфейсы ActiveX компонента. Этот манифест генерируется замечательной программой regsvr42.exe. Она перехватывает все записи, которые делаются в реестр при регистрации компонента, и сохраняет их в виде manifest. Аналогичную операцию нужно проделать для всех внешних компонентов, которые вы хотите использовать.

Вот, что получилось у меня: WSO_demo.zip (573 Kb) slil.ru | onlinedisk.ru | rapidshare.de.
Загрузчик demo.exe создает глобальный объект WSO и запускает функцию main() из файла main.js.
Экзешник, естественно, можно переименовать (не забывая про его manifest) и вставить иконку любым менеджером ресурсов.

habr.com

Введение в JavaScript

JavaScript® (часто сокращают до JS) — это интерпретируемый язык программирования, разработанный для взаимодействия с веб-страницами. JavaScript запускается на стороне клиента Интернета и используется для программирования того, как веб-страницы будут вести себя при наступлении определенных событий.

Что такое JavaScript?

JavaScript — это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются. Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript в сравнении с ECMAScript

Этот учебник написан о языке, который известен как JavaScript. Тем не менее официальный стандарт, в котором определены спецификации, описывающие язык, называет его ECMAScript.

Компания Netscape представила язык JavaScript в организацию Ecma International, деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных систем (изначально ECMA являлся акронимом European Computer Manufacturers Association), где он был утвержден в качестве стандарта ECMAScript в 1997 г.

Эта стандартизированная версия JavaScript, называемая ECMAScript, работает одинаково во всех приложениях, поддерживающих стандарт. Разработчики могут использовать открытый стандарт языка, чтобы разработать собственную реализацию JavaScript.

Формально, когда разработчики ссылаются на ECMAScript, они обычно имеют в виду «идеальный» язык, определенный стандартом Ecma. Чаще всего эти два понятия взаимозаменяемы. Поэтому, при упоминании об официальном стандарте в этом учебнике будет употребляться название ECMAScript, а в остальных случаях при ссылках на язык — JavaScript. Также в учебнике будет встречаться общепринятое сокращение ES5 при ссылке на пятый выпуск стандарта ECMAScript.

JavaScript – не Java

Прежде чем вы приступите к изучению JavaScript, вам следует понимать, что JavaScript – это не Java. Это два совершенно разных языка программирования. JavaScript не имеет ничего общего с языком Java, кроме похожего синтак­ сиса.

Java – объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый компанией Sun Microsystems с 1991 года и официально выпущенный 23 мая 1995 года. Java – это мощный и гораздо более сложный язык программирования, на нём можно писать самые разные программы. Для интернет-страниц есть особая возможность – написание апплетов.

Апплет – это программа на языке Java, которую можно подключить к HTML при помощи тега <applet>. Jаvа­апплеты запускаются с помощью компилятора. Апплеты Java встраиваются в веб-страницу, но хранятся на диске как отдельные файлы. Это двоичные файлы, и если вы их откроете, то не увидите исходный код апплета.

Сценарии JavaScript размещаются внутри веб-страницы и не могут существовать отдельно от нее. Для выполнения JS-сценариев не нужен компилятор, они выполняются браузером на стороне пользователя. JS-скрипт – это обычный текст, и вы можете просмотреть код невооруженным взглядом – без какого-либо специального программного обеспечения.

Java — это язык, который основан на классах и отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Ориентированная на классы модель Java означает, что программы состоят исключительно из классов и их методов. Наследование классов и строгая типизация в языке Java обычно требуют тесно связанные иерархии объектов. Эти требования делают программирование на Java более комплексным, чем программирование на JavaScript.

JavaScript — это легкий язык программирования, который обладает простым синтаксисом, специализированной встроенной функциональностью и минимальными требованиями для создания объектов. Вам не нужно объявлять переменные, классы и методы. Не нужно беспокоиться о том, являются ли методы публичными (public), приватными (private) или защищенными (protected), а также вам не нужно реализовывать интерфейсы. Переменные, параметры и возвращаемые функциями типы JS-скриптов не являются явно типизированными.

Что вам нужно для изучения JavaScript?

Предварительное знание JavaScript не требуется, но поскольку JavaScript находится внутри веб-страниц и управляет их динамикой, предполагается, что вы знакомы с основами языка HTML, хотя не исключается возможность «параллельного» изучения HTML и JavaScript.

Большенство сценариев JavaScript призваны «оживить» HTML, т. е. цель создания сценария заключается в том, чтобы продемонстрировать, как будет меняться вид страницы при изменении значений параметров HTML-тегов. Вместе собранные и должным образом оформленные такого рода сценарии являются примером разработанного веб-приложения.

Прежде чем мы приступим к написанию первой программы на JavaScript, очень важно заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые инструменты у нас были настроены и находились на своих местах.

Изучая JavaScript, очень важно запускать примеры, представленные в каждом уроке, изменять их и опять запускать, чтобы проверить, насколько правильно вы понимаете изученный материал. Для этого необходим интерпретатор JavaScript. К счастью, как вы уже знаете, любой веб-браузер включает в себя интерпретатор JavaScript.

Чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, достаточно установить любой современный интернет-браузер (например Yandex, Internet Explorer, Mozilla Firefox или Google Chrome).

Далее в этом учебнике вы увидите, что код на языке JavaScript можно встраивать непосредственно в HTML-файлы, в теги <script>, и при загрузке HTML-файла этот код будет выполняться браузером. Стоит отметить, что вам не нужно поступать так всякий раз, когда требуется протестировать короткий фрагмент программного кода JavaScript.

Самый простой способ поэкспериментировать с кодом JavaScript – воспользоваться встроенным инструментом браузера веб-консоль (Web Console).

Как правило, веб-консоль можно запустить нажатием клавиши F12 или горячей комбинации клавиш – Ctrl+Shift+J. Обычно панель или окно типичного «инструмента разработчика» открывается в виде отдельной панели в верхней или нижней части окна браузера как изображено на рис. 1.

Панель включает множество вкладок, позволяющих исследовать структуру HTML-документа, стили CSS и т. д. Среди них имеется вкладка JavaScript Console, где можно вводить строки программного кода JavaScript и выполнять их.

Для более детального анализа программного кода нам понадобится текстовый редактор с дополнительной функциональностью, упрощающей написание и редактирование программного кода. В качестве такового мы будем использовать редактор Notepad++. Если вы уже пользуетесь другим редактором и успели к нему привыкнуть, то вам ничто не мешает и далее продолжать его использовать.

С большинством примеров, приведенных в нашем учебнике, вы сможете поэкспериментировать прямо на странице сайта воспользовавшись встроенным инструментом — мини-редактором JS.

Для того, чтобы посмотреть результат выполнения скрипта в новом окне кликните по иконке , а если у вас возникнет желание поменять что-то в коде кликните по иконке

Это обычный HTML документ

Выходим обратно в HTML

Обратите внимание: В подобных простых экспериментах с JavaScript можно опускать теги <html>, <head> и <body> в HTML-файле.

Советы по эфективному изучению JavaScript

Изучение JavaScript, как и других языков программирования – непростое дело, но оно безусловно стоит потраченных сил и времени. Обучение эффективно, когда дается не просто так, а с усилием. Вы должны прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны кругам на воде – очень скоро от них не останется и следа.

Электронные книги, бесплатные онлайн-курсы и интернет-платформы для обучения с помощью задач – выбор вариантов источников качественных знаний сегодня почти безграничен. Но как мотивировать себя к самостоятельному обучению, как научиться учиться самостоятельно?

Попробуйте следовать нескольким простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Регулярность – залог успеха в обучении. Спланируйте свои будни так, чтобы вы могли каждый день уделять на изучение JavaScript не менее одного часа. Не пытайтесь за короткий промежуток времени выучить всё и сразу. Разбивка процесса самообразования на небольшие учебные сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению уже на следующий день.

Наихудшее время для обучения – когда вы чувствуете усталость. В такие моменты, главное не заставлять себя – вы не получите ожидаемого результата. Человеческий мозг не может учить что-то бесконечно долго – ему нужно давать перерывы. Занимайтесь по принципу 25\5. Попробуйте на себе практику учить 25 минут и отдыхать 5 минут. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно.

Применяйте практики вспоминания – основу обучения. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти.

Эффективная техника вспоминания – это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, который относится к изученному материалу, а с другой – ответ на него. Выучите содержание карточки, а затем, через день, попытайтесь вспомнить ответ. Если вы дали правильный ответ – карточку можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись – необходимо повторить вопрос уже на следующий день. Чем длиннее у вас будет цепочка успешных оветов, тем больший интервал должен быть перед следующим повторением.

Параллельно с теоретическими занятиями постоянно практикуйтесь. Для приобретения практического опыта достаточно просто много писать и разбирать примеры хорошего кода. Работая с примерами внимательно пройдите по всем строчкам кода – вы должны убедиться, что понимаете, как работает каждая строчка. Не бойтесь экспериментировать. Учитесь выводить в окне браузера какие-то данные и анализировать их. Например, что и после чего выводится на экран, получили ли вы то, что хотели, и если нет – то почему.

Какой бы способ обучения вы не выбрали, не забывайте, что он должен быть интересным для вас и подкрепляться практическими занятиями – примеры лучше тысячи слов. Примеры часто легче понять, чем многостраничную теорию. Поэтому будьте смелее! Надеюсь, что этот учебник станет хорошим подспорьем в ваших начинаниях.

wm-school.ru

Введение в JavaScript

Что такое JavaScript

Последнее обновление: 1.11.2015

Сегодняшний мир веб-сайтов трудно представить без языка JavaScript. JavaScript — это то, что делает живыми веб-страницы, которые мы каждый день просматриваем в своем веб-браузере.

JavaScript был создан в 1995 году в компании Netscape в качестве языка сценариев в браузере Netscape Navigator 2. Первоначально язык назывался LiveScript, но на волне популярности в тот момент другого языка Java LiveScript был переименован в JavaScript. Однако данный момент до сих пор иногда приводит к некоторой путанице: некоторые начинающие разработчики считают, что Java и JavaScript чуть ли не один и тот же язык. Нет, это абсолютно два разных языка, и они связаны только по названию.

Первоначально JavaScript обладал довольно небольшими возможностями. Его цель состояла лишь в том, чтобы добавить немного поведения на веб-страницу. Например, обработать нажатие кнопок на веб-странице, произвести какие-нибудь другие действия, связанные прежде всего с элементами управления.

Однако развитие веб-среды, появление HTML5 и технологии Node.js открыло перед JavaScript гораздо большие горизонты. Сейчас JavaScript продолжает использоваться для создания веб-сайтов, только теперь он предоставляет гораздо больше возможностей.

Также он применяется как язык серверной стороны. То есть если раньше JavaScript применялся только на веб-странице, а на стороне сервера нам надо было использовать такие технологии, как PHP, ASP.NET, Ruby, Java, то сейчас благодаря Node.js мы можем обрабатывать все запросы к серверу также с помощью JavaScript.

В последнее время переживает бум сфера мобильной разработки. И JavaScript опять же не остается в стороне: увеличение мощности устройств и повсеместное распространение стандарта HTML5 привело к тому, что для создания приложений для смартфонов и планшетов мы также можем использовать JavaScript.

Более того благодаря выходу нового семейства операционных систем Windows: Windows 8 / 8.1 / 10 — можно использовать данный язык программирования для разработки приложений для этих операционных систем. То есть JavaScript уже перешагнул границы веб-браузера, которые ему были очерчены при его создании.

И что вообще раньше казалось фантастикой, но сегодня стало реальностью — javascript может использоваться для набирающего популярность направления разработки для IoT(Internet of Things или Интернет вещей). То есть JavaScript можно использовать для программирования самых различных «умных» устройств, которые взаимодействуют с интернетом.

Таким образом, вы можете встретить применение JavaScript практически повсюду. Сегодня это действительно один из самых популярных языков программирования, и его популярность еще будет расти.

С самого начала существовало несколько веб-браузеров (Netscape, Internet Explorer), которые предоставляли различные реализации языка. И чтобы свести различные реализации к общему стержню и стандартизировать язык под руководством организации ECMA был разработан стандарт ECMAScript. В принципе сами термины JavaScript и ECMAScript являются во многом взаимозаменяемыми и относятся к одному и тому же языку.

К настоящему времени ECMA было разработано несколько стандартов языка, которые отражают его развитие. Последним принятым на сегодняшний день стандартом является ECMAScript 2015 (ES 6). Но надо сказать, что реализация этого стандарта в распространенных веб-браузерах очень далека до завершения, и, возможно, на его полное внедрение уйдет несколько лет. Поэтому в данном руководстве рассматриваются преимущественно стандарт ES5 и те функциональные возможности, которые уже доступны во всех популярных браузерах.

JavaScript является интерпретируемым языком. Это значит, что код на языке JavaScript выполняется с помощью интерпретатора. Интерпретатор получает инструкции языка JavaScript, которые определены на веб-странице, выполняет их (или интерпретирует).

Средства разработки

Для разработки на JavaScript нам потребуется текстовый редактор для написания кода и веб-браузер для его тестирования. В качестве текстового редактора я советую использовать такую программу как Notepad++. Хотя этот может быть любой другой текстовый редактор.

Также существуют различные среды разработки, которые поддерживают JavaScript и облегчают разработку на этом языке, например, Visual Studio, WebStorm, Netbeans и так далее. При желании можно использовать также эти среды разработки.

Итак, приступим к созданию первой программы.

metanit.com

Изучение JavaScript с нуля

Рассказ программиста о том, как добиться успехов в изучении JavaScript.

JavaScript – язык, на котором сегодня работает всё – от веб-приложений до мобильных приложений и серверов. Его популярность резко выросла за последние несколько лет, обойдя такие языки, как Java и PHP. Сейчас – наилучшее время для изучения JavaScript. Я расскажу, с чего началась моя история, что я изучил и как стать профессионалом в JavaScript.

Предыстория

JavaScript был создан Бренданом Эйхом в 1995 году. Брендан был принят в компанию Netscape Communication, задачей которой было сделать веб более динамичным. Через 10 дней, Брендан создал прототип языка, с синтаксисом, очень похожим на Java. Это был день рождения JavaScript.

В 1996, JavaScript был передан ECMA (Европейская ассоциация производителей компьютеров), чтобы зарегистрировать новый стандарт языка. Это привело к официальному выпуску ECMA-262. Несмотря на то, что JavaScript употребляется чаще, официальное название стандарта – ECMAScript.

Сегодня каждый браузер поддерживает его, тем самым делая JavaScript языком веба.

Некоторые разработчики ненавидят JavaScript за то, что он интерпретирует код таким образом, что в итоге вы получаете совсем не то, что программировали. Написав первые несколько строк на JavaScript, я был удивлён этим фактом. Тем не менее я твёрдо решил, что займусь его изучением.

Первые шаги

После моего первого знакомства с JavaScript, я решил составить план изучения языка:

1. Научиться учиться и запоминать простые вещи

2. Изучить основы JavaScript

3. Погрузиться в изучение и приступить к изучению расширенных возможностей языка.

4. Начать создание своих проектов.

5. Завести блог об изучении JavaScript

6. Научить других

Этот план я называю никогданекончающимся, что несложно заметить, взглянув на него. Я буду выполнять пункт за пунктом, но сначала я хотел бы вас предостеречь. Прежде чем приступить к изучению, вы должны понимать, что путь тернист. В какой-то момент вы придёте в отчаяние, главное не поддаваться ему, а продолжать работать. С этим сталкивались все, даже профессионалы. Эту часть обучения, нужно принять как должную.

Прежде чем приступить к изучению, вы должны понимать, что путь тернист. В какой-то момент вы придёте в отчаяние, главное не поддаваться ему, а продолжать работать.

Учитесь учиться

Очень часто многие умалчивают, что способность учиться самостоятельно, то есть заниматься самообразованием, тоже нужно развивать. План является основой самообразования. В IT всё меняется настолько быстро, что чтобы оставаться успешным нужно постоянно развиваться. Ниже я привёл несколько идей, как это осуществить.

Написание технических текстов как способ обучения

В процессе обучения я записывал все свои достижения. Сделать это можно создав блог или любым другим удобным для вас способом. Если же публиковать свои достижения вы не считаете нужным, ведите записи на своём ПК. Результаты будут видны практически сразу, кроме того, способ помогает тренировать память. Это способствует пониманию пройденного.

Тесты на знание

Этот способ является одним из наиболее быстрых. Несмотря на то, что зачастую многие выступают против тестов, как способа проверки знаний, это действительно помогает в самообразовании.

Лучшим способом является использование карточек. Я использую Anki. В приложении можно создавать карточки по каждой пройденной теме. Выполнять тесты желательно регулярно, поэтому каждое утро я посвящаю 10-15 минут на их выполнение. Это помогает не только развивать память, но и запоминать, как правильно задавать вопросы.

Не торопитесь

Наихудшее время для обучения – когда вы чувствуете усталость. В такие моменты, главное не заставлять себя. Сделайте перерыв на несколько дней, когда будете готовы продолжайте обучение. Кроме того, я настоятельно рекомендую использовать метод помидора. Суть в том, чтобы 25 минут заниматься, и 5 минут отдыхать. Этот способ помогает повысить продуктивность.

Найдите ментора

Найдите того, кто хорошо знает JavaScript и будет готов помочь вам, если у вас возникают проблемы. Помощь ментора поможет вам не потерять мотивацию.

Основы JavaScript

Теперь, когда мы познакомились с наиболее эффективными способами обучения пришло время перейти к самому обучению. Всё надо начинать с основ. Благодаря популярности JavaScript, найти информацию в интернете не составит труда. Я поделюсь ресурсами, где я сам обучался. Вы можете выбрать любой из них:

MDN’s JavaScript Guide — руководство охватывает всё необходимое, грамматику и типы, циклы, функции, выражения, числа и даты, форматирование и многое другое.

You Don’t Know JS — это серия книг Кайла Симпсона. Здесь содержится информация, которая поможет вам изучить язык более глубоко.

Eloquent JavaScript — ещё одна крутая книга о JavaScript. Советую читать её, только после того, как вы получите базовые знания или если у вас есть опыт программирования на других языках.

Free Code Camp — сообщество программистов, где вы будете участвовать в чемпионатах, создавать проекты и получать сертификаты. Способ подойдёт даже новичку, кроме того его можно совмещать с занятиями на других ресурсах.

CodeCademy — ещё одна платформа для обучения с помощью задач. Идеально для новичка.

В процессе обучения на этих ресурсах вы получите базовые знания, необходимые для программирования на JavaScript, после чего вы можете смело приступать к созданию своих первых программ и приложений. Когда вы почувствуете, что уже что-то понимаете, у вас появится мотивация для продолжения изучения JavaScript и любых других языков. Главное – не лениться.

Если вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с проблемой, погуглите, обратитесь на форум Stack Overflow или просто спросите у ваших знакомых программистов. Всегда спрашивайте себя, для чего вы делаете что-то – «Для чего мне нужны циклы, когда проще использовать метод карт?», «Зачем мне JQuery, если можно обойтись без него?».

«Я знаю основы, что дальше?»

Вы достигли успехов, знаете язык на хорошем уровне, но что теперь? Такой же вопрос я задал себе, когда понял, что знаю достаточно, но хочу продолжить изучение. В какой-то момент вы заметите, что большую часть времени у вас занимает поиск ошибок в коде. Когда люди сталкиваются с этим, они стоят перед выбором, продолжить углубленное изучение, или остаться с теми знаниями, что у них есть.

Справиться со стрессом мне помогла моя сила воли. Я понимал, что это поможет мне перейти на новый уровень.

Изучение новых вещей становится затруднительным, так как материал уже не такой лёгкий как прежде, но всё еще не настолько тяжёлый, чтобы бросать дело. Я занялся тестирования, шаблонов проектирования, структур JavaScript с помощью книг. Не все из тех книг, что я прочёл, помогли мне. Здесь я приведу список тех, что действительно оказались полезными:

Effective JavaScript: 68 Specific Ways to Harness the Power of JavaScript — в книге описываются 68 подходов для написания кода, к каждому автор приводит примеры. Вы узнаете, как подбирать стиль программирования для разных проектов, решать проблемы и многие другие аспекты программирования.

JavaScript — The Good Parts — несмотря на то, что книга порядком устарела, она всё ещё является отличным помощником. Книга научит вас писать красивый и эффективный код.

JavaScript Design Patters — в книге рассказывается о том, как применять современные шаблоны к языку. Написано всё простым языком.

Test-Driven JavaScript Development — одна из лучших книг, обучающих тестированию кода JavaScript.

Путь к профессии

Несмотря на то, что книги дают значительный объем знаний, нужно уметь применять их на практике.

Человека нельзя назвать кузнецом своего дела, если он знает всё, но ничего не умеет. То же самое с программированием. Если вы не практикуетесь, вы ничего не получите. Так что мой совет – учитесь и практикуйтесь одновременно. Не стоит волноваться по поводу того, что ваш код не будет идеальным. Главное – практика. Создайте аккаунт на GitHub, пишите код ежедневно, сделайте это одним из пунктов распорядка дня. Когда вы создадите свой проект, поделитесь с сообществом и ждите отзывов. Обратная связь, особенно если это мнение аргументированно, дорогого стоит. В процессе работы над проектом, вы приобретёте навыки, которые помогут вам не только в программировании, но и в других делах.

Человека нельзя назвать кузнецом своего дела, если он знает всё, но ничего не умеет.

Если у вас есть шанс посетить мастер-класс, конференцию или любой другое мероприятие, посвящённое JavaScript, не упускайте его! Подобные встречи мотивируют. Вы познакомитесь с такими же, как и вы, сможете обменяться опытом, что пойдёт вам на пользу.

Не переставайте учиться

Теперь, когда вы обладаете солидным набором знаний и умений, время перейти к следующей проблеме – как оставаться на плаву. Поток информации бесконечен. Чтобы быть в курсе, я подписался на несколько изданий – JSK Daily, Frontend Buzz, JavaScript Weekly, JavaScript World, Hashnode Times. Это помогает мне узнавать про новые события, обновления. Это не занимает много времени. Я читаю новости после работы или во время перерывов. Наиболее интересные мысли и статьи я сохраняю в Trello или на GitHub. Если меня заинтересовала новая технология, я выделяю время для изучения.

Кроме того, я ежедневно просматриваю видеоуроки.

Как преодолеть разочарование

Как я уже говорил, каждый разработчик, вне зависимости от его опыта прошёл период неудач. Программирование – это бесконечное решение проблем. Иногда, для того, чтобы решить какую-либо проблему, нужно время. Так что это важно уметь работать, несмотря на неудачи.

Если вы чувствуете, что пора сделать перерыв – сделайте его. Займитесь чем-нибудь более прикладным, занимайтесь спортом, отдохните с друзьями. Разнообразьте свою жизнь, а когда почувствуете, что отдохнули, возвращайтесь к работе. У вас появится заряд энергии и мотивации. У меня было несколько фаз, когда мне требовался отдых. После него я чувствовал себя лучше.

Что я изучил

Ниже я приведу несколько важных советов, которые пригодятся в процессе изучения.

Научитесь правильно искать

Это может показаться излишним, но это действительно важно. Умение задавать правильные вопросы поможет в процессе работы. Задавайте прямые, простые вопросы. Не доверяйте первому попавшемуся ответу. Исследуйте вопросы глубже, чем вам на данный момент.

Научитесь задавать правильные вопросы и выбирать правильное время

Правильно задать вопрос может быть очень сложным для новичка. Мне было неловко от того, что я не мог сформулировать свой вопрос правильно и потому получал совсем не ту реакцию, которую ожидал.

Помогайте другим

Если вы что-то знаете, поделитесь с другими. Найдите сообщество программистов и помогайте другим. Это поможет вам не только ощутить удовлетворение, но и освежить знания. Помогать другим никогда не поздно.

Заключение

Изучение JavaScript или других языков программирование – непростое дело, но оно безусловно стоит потраченных сил и времени. Изучение требует настойчивости. Но если у вас есть настойчивость, необходимые ресурсы, и мотивация, вы достигнете больших успехов. Какой бы способ обучения вы не выбрали, не забывайте, что он должен быть интересным для вас.

proglib.io

Javascript для начинающих — уроки с нуля

Современный мир веба очень сложно представить без JS. JavaScript – это душа веб-сайта, так как все интерактивные действия выполняет JS. JavaScript является встроенным компонентом в веб-программировании, поэтому его не нужно устанавливать или настраивать.

JavaScript является преимущественно клиентским языком, обычно использующимся для работы на стороне клиента. С его помощью можно разрабатывать приложения с самым разнообразным функционалом. Это может быть: аналог механических часов, различная анимация, графические эффекты и другое. Ничего не мешает создать практически всё веб-приложение на JS.

Сегодня сложно переоценить роль JavaScript в вебе. Согласно статистике w3techs, сегодня свыше 95% сайтов применяют JS. Оставшиеся 5% — это преимущественно сайты визитки и одностраничники. Невероятная популярность языка делает его одним из самых желанных для изучения и выгодных в плане дальнейшего трудоустройства.

Основан в 1995 году компанией Netscape. Изначально предназначался в роли языка сценариев для их браузера Navigator 2. В начале пути носил название LiveScript. Разработчики воспользовались волной популярность Java и сменили название на JavaScript. Тем не менее по сей день их часто путают начинающие разработчики. Многие заявляют, что это одинаковые языки или имеют малозначимые отличия. Это совсем не так, JS и Java – совсем разные языки. Единственная схожесть в них – названия.

Изначально JS не имел большинства из сегодня доступных функций, его возможности были крайне скудными. Главной целью являлось лишь добавление небольшого интерактива странице. Разработчики хотели, чтобы результаты после нажатий на кнопки обрабатывались в пределах одной страницы.

По мере развития веба, вместе с релизом Node.js, JavaScript получил карт-бланш на активное развитие множества функций. Сегодня JS предоставляет намного больше возможностей для разработчика, чем когда-либо.

Сейчас JavaScript может использоваться и в качестве серверного языка. Прежде JS всегда рассматривался исключительно в качестве клиентского языка, работающего исключительно в браузере пользователя. Для работы с сервером приходилось пользоваться чем-то вроде Java, PHP, ASP.NET, Ruby. За счёт Node.js появилась возможность оперировать запросами на сервере посредством JS.

Несмотря на наличие возможности реализовать серверную часть на Node JS, большая часть веба использует для этого PHP. Это не только результат привычки, но и отсутствия необходимости в другом языке.

В современном мире бум разработки под мобильные устройства, где нашёл себе место и JavaScript. Это способствует повышение производительности мобильных гаджетов и повсеместное использование HTML5. JS позволяет реализовать самые разнообразные возможности даже в мобильных приложениях.

За счёт выхода новых версий Windows от 8 и новее, JavaScript стал использоваться для разработки десктопных приложений под перечисленные операционные системы. Иными словами, JS давно вышел за рамки веб-языка, который используется исключительно браузером.

Многое из того, что раньше называли фантастикой, сегодня успешно реализуется в JavaScript. Это особенно наглядно видно в популярном направлении программирования под IoT. Таким образом JS можно успешно применять для разработки программ вод все существующие умные устройства, поддерживающие работу с интернетом. Сегодня JS встречается практически везде, куда только добралась IT. Это в действительности популярный и невероятно функциональный язык, который планирует развиваться и дальше.

Ещё во время появления языка, браузеры Netscape и IE создали несколько отличающихся реализаций языка. Для унификации всех реализаций и восстановления общего знаменателя, разработали стандарт ECMAScript (управление стандартизацией взяла на себя ECMA). Если где-то увидите термин ECMAScript – это взаимозаменяемый синоним с JavaScript.

Уже сегодня ECMA разработала пару стандартов для JS, они удачно отражают прогресс в разработке самого языка. На сегодня актуальным считается ECMAScript 6 версии от 2015 года. Тем не менее многие браузеры ещё далеки от полной реализации данного стандарта. На завершение его внедрения может уйти ещё несколько лет. В силу этой причины довольно часто рассматривается стандарт ES5, как тот, который полностью поддерживается современными браузерами.

JavaScript – это интерпретируемый язык, то есть он выполняется посредством интерпретатора. Он получает все необходимые инструкции из JS и следует им, выполняя или интерпретируя код.

Инструменты разработки

Для создания кода на JS нужно всего лишь текстовый редактор и браузер, в котором можно тестировать результат. Один из простых и функциональных редакторов текста, который бы я советовал к использованию — Notepad++. Вообще можно использовать любой удобный.

JavaScript поддерживает и ряд сред разработки, вроде Visual Studio, WebStorm, Netbeans. Они помогают создавать код значительно быстрее и проще.

Дополнительные курсы

На нашем сайте вы можете найти дополнительные курсы по языку JavaScript. Все курсы представлены на этой странице.

itproger.com