Абстрактные картины художников: в чем секрет идеальной композиции?

Когда мы смотрим на картину, то воспринимаем ее либо цельно и гармонично, либо ощущаем некое отторжение и дискомфорт. В чем же заключается секрет написания «идеальной» гармоничной картины? Рассмотрим принципы построения композиции и проведем анализ на примерах работ известного французского художника Николя де Сталя.

Николя де Сталь, Agrigente (1953)

Особенности композиции картины

Композиция — это то, без чего не бывает идеальной картины, не бывает гармонично построенного холста, и не важно, какое живописное направление мы рассматриваем.

Композиция живописной картины строится на определенных принципах.

Принцип №1. Наличие центра композиции

Центр композиции картины может быть хорошо освещенной частью фигуры, если это портрет, или ярким цветовым акцентом в пейзаже, а также это может быть геометрическая форма противоположная всем деталям фона, если речь идет о геометрической абстракции.

Центр, как правило, акцентирован и вполне может быть контрастен по отношению к остальным объектам картины. На фоне спокойной статики — центр композиции может быть динамичным, а если картинная плоскость тесно заполняется фигурами или каким-либо орнаментом центр может быть пустотой.

Принцип №2. Лаконичность

Вторым принципом грамотной композиции является её лаконичность, отсутствие лишних предметов в картине, то есть присутствует главный элемент (он может быть центром, смысловым или визуальным), остальные элементы композиции вычищаются.

Художник старается избегать лишних «слов» или «звуков», чтобы картина в целом сохраняла единое, целостное звучание.

Принцип №3. Цельность

Какие же существуют правила, придающие изображению цельность, выразительность и гармонию?

  • Правило «золотого сечения», называемого в фотографии «правилом одной трети».
  • Правило равновесия.
  • Правило геометрической схемы, помогающей художнику расположить предметы или предметы в картине выразительно, собрать их в единое целое.

Очень важным также является такой композиционный момент, как соотношение фигуры и фона. Первое правило, которое давал своим ученикам ещё Леонардо да Винчи, требуя располагать светлую фигуру на темном фоне, а темную на светлом.

Мы рассмотрели особенности композиции картины, чтобы подойти к анализу композиции абстрактных картин художников на примере работ известного французского художника Николя де Сталя.

Анализ композиции картин Николя де Сталя

Проанализируем несколько работ Николя де Сталя. Это прекрасные абстракции, очень лаконичные и выразительные. Абстракция бывает романтической, геометрической, но в любом случае – это тонко выстроенное живописное полотно, которое несет в себе стройное соотношение элементов по цвету, тону, форме. Можно говорить о музыкальности работы. Ибо ее суть — не изображение реального, а выражение ощущений, состояний.

Николя де Сталь, Le Soleil

«Le Soleil» – гармоничное по цвету полотно, в котором ключевым является принцип контраста. Контраст раскрывается через цветовое сочетание теплого желтого и церулиума голубого с дополнительными цветами, которые смягчают это тепло-холодное сочетание. Белый круг солнца обрамлен пастельными оттенками, которые передают ощущение теплого плавящегося заката над морем. Это абстракция в пейзаже, которая передает ощущения посредством манеры нанесения цвета (самого материала). Широкие, пастозные, очень рельефные горизонтальные полосы воды и поверхности неба, которое залито солнцем. Контраст подчеркивает полярные свойства и делает их более выразительными. Принцип контрастного сопоставления форм, частей, элементов применяется не только в живописи, но и в музыке, кино, литературе.

Николя де Сталь, Composition (1949)

Рассмотрим работу «Composition». Композиция выстраивается посредством дробления элементов картины по направлению к центру. В центральной части мы видим цветовые акценты. Очень сильный и прямой контраст красно-оранжевого и церулиума, для смягчения конфликтности добавлена белая полоса. Вся композиция элементов находится в движении.

Мы можем провести диагональ из правого нижнего угла в верхний левый и внимательно понаблюдать, что происходит на полотне. В этой работе реализуется принцип диагонального построения композиции с акцентом в центральной части, а также принцип подобия элементов.

Направление диагонали вверх или вниз, в левую или правую сторону меняет эмоциональную окраску изображения. Диагональ, идущая из левого нижнего угла в правый верхний – восходящая. Она вызывает ощущение полета, подъема, торжества самой жизни, часто ее называют диагональю борьбы. Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний угол, называется ниспадающей. Она создает ощущение ухода, падения.

Через очень глубокий черный мы входим в композицию в нижнем углу справа. Затем видим центральные цветовые акценты и наблюдаем за движением элементов картины, которые как бы скручиваются в бутон или узел. Это центр композиции. Все элементы этого полотна очень плотно привязаны по цвету и форме, согласованы друг с другом. Ни один элемент нельзя выбросить.

Важным является ощущение от поверхности полотна и от того, как нанесен материал. Здесь он наложен очень плотно, но в моментах касания элементов – так называемых швов – все границы очень тонкие, мерцающие. Этот тонкий нюанс дает возможность воспринимать все эти сложные оттенки цвета в согласовании друг с другом. Появляется дополнительное пространство. Обратите внимание, что границы абсолютно нейтральны.

Общая тональность этой абстракции — покой. И только центральная часть полотна акцентирована ярким противопоставлением контрастных цветов, которые уравновешиваются полоской белого. Чтобы услышать тишину, нужен звук.

Связи между частями на картинной плоскости могут быть смысловыми, психологическими, поэтическими, ассоциативными и пространственными. В данной работе они пространственно-поэтические.

Содержание картины – это «ЧТО» изображено, а выбор формальных средств, построение композиции – это «КАК» выражено. Выдающиеся художники считают, что мастерство наступает тогда, когда «ЧТО» и «КАК» приходят одновременно.

 

 

Абстрактная композиция в живописи

XX век богат на художественные течения. Художники, стремясь разорвать связь с прошлым, старались разложить искусство на молекулы, чтобы понять как же оно работает. Беспредметное или абстрактное искусство изображало формы, несуществующие в реальной жизни.

Слоган абстракционизма — гармония во всем, которая достигалась за счет создания ассоциаций. Ассоциации, в свою очередь, вызывались смешением цветов и построением геометрических фигур. Если рассматривать детали картин художников-абстракционистов, то мы увидим: пятна, линии, трапеции, прямоугольники и т. д. Геометрическая абстракция позже получила индивидуальное развитие.

Если смотреть на картину издалека, она предстает завершенной. Однако ассоциации, которые картина навевает нашему разуму, никогда не бывают четкими, они бывают смутными, едва уловимыми. Зритель, который наблюдает картину, вышедшую из-под руки художника-абстракциониста, будет изъяснятся чувствами.

Отец-основатель абстракционизма

Многие художники XX века пробовали свои силы в беспредметном искусстве, но основоположником направления обычно называют русского художника Кандинского. Он провозгласил новое течение в 1910-1912 годах, он же обосновал теорию в специально выпущенной для этой цели книги. Кандинский писал, что рядом с привычным миром обыденных вещей он создал изолированный мир — мир искусства — в противоположность миру, где господствуют законы природы.

Эволюция абстракционизма

Абстрактная композиция в живописи строится на двух началах: цвете и форме. Снятие рабских оков формы с цвета создало субстрат для развития экспрессионизма и фовизма. Художники в этой области работали с цветом. Так, появились черно-белая абстракция, монохромная абстракция и др.

Геометрические фигуры стали предпосылкой для появления Сезана и кубистов. На этой почве возникли лучизм, супрематизм и некоторые другие направления. 

Итак, абстрактная композиция в живописи строилась таким образом, чтобы изображение не только не воспроизводило окружающий мир, но даже не намекало, что таковой существует.

Абстракционисты всячески препятствовали проникновению в мир конкретного искусства деталей предметного мира.

Дальнейшие развитие беспредметного искусства привело к феномену живописи-действия, когда во главу угла ставится сам творческий акт.  Представителями нового поколения абстракционизма стали Дж. Поллак и Де Кунинг.  Сегодня в данной области удачно экспериментирует художник Василий Афанасьевич Лесков. Поклонники абстракционизма могут заказать его работы, чтобы пополнить или начать свою коллекцию. Его картины чрезвычайно выразительны.

Построение картины в абстрактной живописи

Расположение разрозненных элементов имеет определенные законы, поэтому на картину нужно смотреть как на единое целое.

Если вы сомневаетесь в своей способности воспринимать прекрасное, проверьте себя на картинах абстракционистов. Никаких подсказок нет. Есть только вы и картина. Человек восприимчив к искусству, нужно лишь позволить себе чувствовать, думать, судить, не опираясь на мнение других людей.

Матисс утверждал, что рисунок — это чистые эмоции, без примеси умозаключений. Пространство картины насыщено чувствами, которые не нуждаются в переводчике. Для художника важнее выразить эмоции, а не объяснить их.

Однако если художник пользуется абстрактными фигурами, хаотично заполняя пространство, это еще не делает его художником-абстракционистом. Только если картина наполнена смыслом, она становится, по словам Кандинского, подобна перчатке, обтягивающей руку. Форма без содержания ничто, даже если эта форма сама по себе оригинальна.

Художник рисует движимый или одержимый какой-то эмоцией. Его рукой водит вакхический бог Дионис, а не спокойный, рассудительный Аполлон. Создавая абстракцию, он опирается на свое мастерство. Поэтому редко бывает, чтобы художник, не прошедший школу академического рисунка, создал шедевр абстракционизма.

Композиции абстрактной живописи-David M. Kessler Fine Art

/ Дэвид М. Кесслер

Композиции абстрактной живописи

В последнее время у меня было так много вопросов о том, как разработать абстрактную композицию, будучи новичком, что я решил снять это видео с описанием одного метода, который я использовал (и использую до сих пор). Несколько лет назад я исследовал классические дизайнерские композиции, некоторым из которых более века (некоторым два!). Решил немного обновить их для абстрактных картин, добавить в раздаточный лист и раздать своим ученикам на мастер-классах.

Раздаточный материал в формате pdf включает 10 различных дизайнерских композиций. В этом видео я увеличил рисунки каждой композиции и прикрепил их скотчем к стене моей студии в качестве обзора. The names of these 10 compositions are:

  • Cruciform

  • Horizontal

  • Vertical

  • Diagonal

  • Unbalanced

  • Radiating

  • Balanced

  • Групповая масса

  • Криволинейная

  • Треугольная (3 точки)

Существует множество способов создания абстрактной живописной композиции.

Я помню, как будучи новичком, у меня были трудности с моими абстрактными композициями, и я очень хотел, чтобы у меня был такой ресурс. Если вы новичок, это отличный инструмент, который стоит иметь и держать в своей студии. Прикрепите его к стене, чтобы иметь рядом с собой в качестве эталона. Через некоторое время вы можете обнаружить, что вам это нужно все меньше и меньше по мере того, как вы становитесь более опытным в своем ремесле.

Когда-то я использовал все эти идеи композиции, а некоторые использую до сих пор. Если вам нужна помощь с абстрактными композициями, попробуйте эти дизайны. Я думаю, что они придадут вам уверенности, необходимой для перехода на следующий уровень в вашей работе. Ниже вы можете скачать копию в формате pdf для вашего использования.

Получите 10 классических дизайнерских композиций здесь!

Если вы хотите узнать об абстрактной живописи,   , тогда, пожалуйста, присоединяйтесь ко мне на мастер-классе по рисованию:  (Вы можете просмотреть список мастер-классов 2020 года ЗДЕСЬ)

  • 4-6 ноября Студия изобразительного искусства Дэвида М.

    Кесслера, Уинстон-Салем, Северная Каролина . Для получения информации и регистрации нажмите здесь. Продано!

  • 16-17 ноября Art of the Carolinas, Роли, Северная Каролина – при поддержке Jerry’s Artarama. Для получения информации и регистрации нажмите здесь. Все билеты на мой субботний семинар распроданы, но еще осталось несколько мест на воскресный (17 ноября) семинар. Они собираются быстро, так что подписывайтесь скорее!

  • 9–11 января 2020 г. Альянс искусств округа Ли, Форт. Майерс, Флорида.

    Для получения информации и регистрации нажмите здесь.

  • 22–24 января 2020 г. Студия изобразительного искусства Дэвида М. Кесслера, Уинстон-Салем, Северная Каролина. Для получения информации и регистрации нажмите здесь. Продано!

  • 1-2 февраля 2020 г. Lighthouse Art Center, Текеста, Флорида. Связаться с Холли Гиззи: Электронная почта: [email protected]

  • 19-21 февраля Gadsden Art Center, Куинси, Флорида. Свяжитесь с Аниссой Форд. Электронная почта: [email protected]

    Как всегда, спасибо за вашу поддержку!

Дэвид

P.S. Если вы хотите узнать больше о цвете и о том, как использовать его в картинах, у меня есть отличный курс под названием «Все о цвете », доступный для вас:

ВСЕ О ЦВЕТЕ — это онлайн-курс, который покажет вам простой, понятный и понятный подход к использованию гармоничного цвета в ваших картинах.

Начальная цена в течение ограниченного времени!

Нажмите здесь, чтобы узнать больше

Скидка подписчика на картину . Если вы подписаны на мой список адресов электронной почты, одним из преимуществ является скидка 50% на все картины на моем веб-сайте стоимостью более 300 долларов, например, картина, показанная здесь. Вы также получите бесплатную электронную книгу только за регистрацию.
Вы можете зарегистрироваться и стать подписчиком здесь.
Мои картины можно посмотреть здесь. Используйте код купона: EMAILDISCOUNT при оформлении заказа.

Создание ярких композиций в абстрактном искусстве

Хотя большая часть композиционных знаний является интуитивной, изучение того, как распознавать и использовать пространственные принципы, такие как ритм, баланс, единство, фокусы и направленное движение, дает вам мощные инструменты, которые могут поднять и оживить вашу работу.

Принципы дизайна абстрактного искусства почти не отличаются от принципов репрезентативного дизайна, но их реализация может потребовать некоторой тренировки зрения. Может оказаться полезным более внимательно изучить эти фундаментальные элементы.

Контраст — это разнообразие. Продуманное расположение контрастов или значений может привести к гармонии. Это наличие каких-либо противоположных или взаимодополняющих элементов. Даже один элемент, такой как текстура, цвет или тон, может сам по себе создавать контраст, сопоставляя его с негативным пространством вокруг него.

Направленное движение важно реализовать и заметить. Несколько способов заставить глаз двигаться по композиции могут быть направляющими линиями или элементами моста, которые могут соединять различные точки интереса, давая глазу путь, по которому нужно следовать.

Ритм создается, когда один или несколько элементов картины повторяются. Это может создать визуальный эквивалент ритмического ритма в музыке. Это может быть линия, цвет или повторяющиеся формы.

Баланс достигается, когда каждая область работы, независимо от того, содержит она центральную точку или нет, визуально сохраняет свою индивидуальность, внося свой вклад в общую композицию, но не доминируя над ней. Мы хотим, чтобы наша картина была сбалансированной, но не настолько, чтобы она стала скучной.

 

Дженни Нельсон, Коллаж на доске

 

Создание коллажа является одним из самых полезных инструментов для укрепления зрительного восприятия композиции.

Поскольку коллаж позволяет мгновенно перемещать фигуры, в отличие от рисования, вы можете быстро обнаружить, какие места размещения кажутся правильными, а какие неправильными, интересными или плоскими. Коллаж позволяет с легкостью задавать визуальные вопросы. Мне нравится придерживаться черно-белой палитры, поскольку она исключает проблему цвета и позволяет мне сосредоточиться исключительно на значении и расположении. Он имеет простую силу и красоту.

 Когда вы создаете коллаж, ваш мозг переключается в режим решения проблем.

Вы быстро осознаете, как размещение, размер и распределение форм, значений и линий эффективно направляют взгляд в пространстве изображения. Легче распознать области с высоким и низким контрастом, а также силу направленных линий в вашей работе.

Овладение композицией — это сочетание знания правил, возможности волшебства и интуиции.

Организация абстрактных элементов таким образом, чтобы они были сбалансированными, изученными и убедительными, требует некоторой работы. Чем больше картин, рисунков или коллажей вы создаете, тем более натренированным становится ваш глаз.

Когда композиция становится единой, ни один элемент произведения не отвлекает нас от понимания произведения в целом. Отдельные элементы могут выделяться или доминировать, но если работа унифицирована, все части в конечном итоге создают ощущение «правильности».

Эми Силлман форма, которая стоит и слушает #31, 2012

Чернила и мелки на бумаге 30 «× 22-1/2»

на бумаге выше и посмотрите, какие композиционные качества делают его таким привлекательным! Сразу же мой взгляд привлекает свет и темнота, а также сильные диагонали. Включение элементов рисования и рисования создает захватывающую поверхность для изучения.

Я начинаю с формы в левом нижнем углу, самая яркая, плоская белая форма, которая бросается в глаза. Оттуда я перехожу к светло-розовой форме в середине и следую за ее диагональным натяжением к более темным теплым коричневым формам, жестким и декоративным. Отсюда меня поднимает в верхнюю часть изображения прочная черно-белая фигура, прикрепленная к вершине.

С восторгом замечаю элемент рисования, похожий на руку. Он тянет мой взгляд вправо. Он почти один в этом верхнем правом углу и представляет собой элемент неожиданности, странно узнаваемый. Затем я иду туда, куда указывает рука, вниз к чернильно-земляным линиям, окруженным мягкими серыми тонами. Я замечаю, что внизу справа есть почти прозрачная диагональная линия.

Самое главное, мой глаз двигается по кругу, нигде не застревает. В фильме сильные режиссеры. Диагонали движут меня, но вертикали сохраняют композицию устойчивой.

Палитра мягкая, некоторые края фигур твердые и жесткие, но есть и рыхлые, жестовые линии.