Содержание

И еще раз о том, как пользоваться гистограммами для выставления экспозиции

фото by Mardy Suong Photography

Гистограммы в режиме реального времени – одна из наиболее полезных функций цифровых камер, и она есть в большинстве современных моделей. Также инструментарий доступен в практически любом ПО для обработки снимков. Однако, гистограмма – одна из настроек, которую чаще всего оставляют на усмотрение авторежима, так как многие (даже опытные) фотографы просто не знают, как ею пользоваться. Осваивая новые навыки и постоянно появляющиеся технологии, мы повышаем мастерство и, в конечном итоге, собственную ценность. Поэтому стоит осветить вопросы использования гистограммы. Для начала давайте повторим, что из себя представляет гистограмма.

Графическое изображение на экране, выраженное в виде пиков и спусков, показывает степень яркости и ее изменения, которые есть на вашем фото – в диапазоне от черного цвета (0%) до белого (100%). Гистограмма – точный и четкий «путеводитель» по экспозиции. Она отражает параметры диапазона F и уровни яркости, присутствующие на изображении. Вам стоит выработать привычку просматривать гистограмму каждый раз, когда делаете снимок, и тогда будет гораздо проще корректировать экспозицию. Вот, например, типичная гистограмма – с ярко выраженными перепадами частей.

Классическая гистограмма на Nikon D7100

На картинке видно, что в окне отображения информации о снимке есть часть с данными о гистограмме. Ее можно включить или отключить в большинстве камер, представленных на рынке.

Что отражается в гистограмме по осям X и Y

Гистограмма – это двухмерное отображение тонального диапазона снимка, он указан на оси Х. Ось Y информирует о количестве пикселей. С левой стороны находятся более темные тона, по центру – средние, а справа – светлые. На рисунке, представленном выше, большинство пикселей находятся в средней зоне. Это означает, что фото равномерно, в нем практически нет пере- или недодержек (крайних левых и правых значений). Это оптимальные параметры для большинства снимков, но иногда нужно работать в высоком или низком ключе.

Используя гистограмму, можно создавать любые фотографии, в том числе нетипичные или идеально сбалансированные. Ниже вы можете увидеть несколько примеров, на которых хорошо заметна разница.

На рисунке три разные гистограммы. В первом примере ни одна из деталей снимка не теряется, нет лишних теней или засветки. Наиболее высокие значения находятся близко к центру графика, кривая красиво понижается к краям – наподобие колокола. График отображает снимок с большим количеством ярких фрагментов из среднего тонового диапазона.

Второй пример – гистограмма с распределением по всему диапазону. Пик по правому краю показывает, что на снимке есть очень яркие белые детали, на которых все подробности смазаны. Третья гистограмма отображает кадр в очень темных тонах, максимально светлых участков практически нет. На снимке очень мало полностью черного и вообще нет стопроцентно белого цвета.

Что же из вышеназванного правильно? Это вопрос с подвохом. Дело в том, что гистограмма – не более, чем отражение тонового диапазона, зафиксированного сенсорами камеры. Она не может «рассказать», правильно вы сделали фото или нет. На снимке ночного города будет много черных фрагментов и ярких, белых огней – и в этом нет ничего плохого. То же относится к портрету на чисто белом фоне.

Теперь давайте посмотрим, как гистограмма соотносится с реальным миром.

Различные тона на одной фотографии: 1 – тени, 2 – средние значения, 3 – высокие

Точно также гистограммы можно использовать для получения высоко- или низкоконтрастных изображений (с пере- и недодержками).

Вот фото в высоком и низком ключе и их гистограммы

Фото в высоком ключе – частый прием при съемке объектов, где не нужны детали на заднем плане. Прием используют, если необходимо подчеркнуть сам предмет. В низком же ключе часто делают портреты, на которых хочется выделить контрастность, особенности модели. В целом, конечно, использование гистограммы не сделает вас автоматически большим профессионалом, чем есть на самом деле. Однако, без всякого сомнения, научит понимать основы изображения, станет полезным инструментом, с которым вы сможете совершенствовать результаты.

Не все фотографы находят время, чтобы просмотреть гистограмму после каждого снимка, но стоит делать это хотя бы во время постобработки изображений. Навык работы с ней расширит ваши возможности и поможет продвинуться дальше на пути мастерства.

Гистограмма на фото. Для чего она? Как правильно ей пользоваться при съёмке и при обработке?

Гистограмма — это единственный способ, позволяющий адекватно оценить яркость вашего снимка. Всё остальное — это лишь догадки.

Как выглядит один и тот же снимок на экране в разных условиях освещения.

В тёмной комнате фотография покажется нам слишком светлой, а на улице слишком тёмной. Да и яркость самого экранчика может быть разной на разных камерах.

А вот гистограмма — показывает всё, как есть, и позволяет точно оценить, правильно вы настроили фотоаппарат или нет.

Гистограмма на экране фотоаппарата.

И если вы научитесь пользоваться гистограммой, то настройка экспозиции станет для вас элементарной задачей. Не важно, снимаете вы в ручном режиме или в автомате. Кроме того, гистограмма поможет вам при обработке фотографий в Фотошопе (или других графических редакторах).

Тем более, что научиться пользоваться гистограммой — это очень просто.

Если вам удобней воспринимать учебный материал в видеоформате, тогда посмотрите это видео:

Посмотрите это видео на моём канале гистограмму:

Что такое гистограмма

Гистограмма показывает, сколько каких яркостей в изображении. Выглядит это так.

По горизонтали отложены яркости, от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). А по вертикали отложено, сколько этих яркостей присутствует на снимке. Мы видим, насколько много в кадре тёмных объектов или светлых. Каких больше, а каких меньше.

Как читать гистограмму

Рассмотрим пример. Перед нами фотография однотонного объекта — это цветной лист бумаги. Сюжет имеет малое разнообразие по яркости — в основном тут всё среднее по яркости.

Гистограмма нам это и показывает. Как видим, получился высокий холм. Высота этого холма нас не интересует. Нас интересует, в каком месте он расположен по горизонтальной оси. Весь кадр состоит из средних по яркости объектов, поэтому холм расположен посередине. Зафиксируем эту мысль.

Теперь добавим в кадр тёмный объект.

На гистограмме появился всплеск слева — в тёмной области. Добавив ещё один тёмный объект, мы ещё больше увеличили долю тёмных пятен в кадре. Холмик слева поднялся ещё выше:

Добавив в кадр светлый объект, мы получим ещё один всплеск, но уже в правой части гистограммы.

И чем больше разнообразных по яркости объектов будет в кадре, тем большее разнообразие будет на гистограмме.

Если на снимке больше тёмных объектов, график будет прижиматься к левому краю, если больше светлых, то к правому.

Влияние экспозиции на гистограмму

Тоже самое будет происходить, если мы будем уменьшать или увеличивать общую яркость снимка:

Снимок недостаточно яркий — гистограмма сместилась к левому краю.

Гистограмма вся целиком будет смещаться влево (если снимок недостаточно яркий) или вправо (если яркости снимку хватает).

И в этом как раз и есть основная польза гистограммы для нас! Ведь само по себе распределение яркостей на снимке нас мало интересует. Нам абсолютно всё равно какая форма у этой гистограммы.

Нас интересует только то, правильно ли мы настроили общую яркость снимка. Гистограмма нужна нам практически только для этого.

И тут работает простое правило. Всегда задействуйте светлые тона, то есть, всегда прижимайте гистограмму к правому краю.

Приведу пример. Если мы уберём из кадра белый лист бумаги, то увидим на гистограмме, что светлые участки теперь не задействованы.

Чаще всего, когда в кадре нет светлых объектов, снимок будет казаться недосвеченным, особенно, если мы будем рассматривать его на белом фоне (например, в браузере). Значит нам нужно увеличить яркость снимка.

Увеличиваем яркость, пока гистограмма не прижмётся к правому краю.

И всё, теперь светлые участки на снимке есть. Вот и весь секрет.

Тёмная тональность

Однако, бывают случаи, когда мы снимаем очень тёмные объекты, и хотим показать зрителю, что эти объекты очень тёмные. Но как это сделать, чтобы снимок не оказался недосвеченным?

Ведь если, по моему совету, повысить яркость, то тёмные объекты перестанут быть тёмными. Они же станут светлыми.

Исправляется это просто. Нужно внести ясность в сюжет — то есть, добавить для контраста что-то светлое. Тёмное будет выглядеть тёмным только тогда, когда рядом есть что-то светлое, когда есть с чем сравнить. И тем самым, добавив светлый объект, мы задействуем светлые области на гистограмме.

Хотите снимать в тёмной тональности? Ищите контраст. Включайте в кадр блики, источники света… В общем, экспериментируйте.

Правильная гистограмма

Повторим основное правило. Стремитесь всё время уводить гистограмму вправо. Либо добавляя какой-нибудь светлый объект в кадр, либо увеличивая общую яркость снимка:

И не слушайте тех, кто говорит, что правильная гистограмма — это та, которая сосредоточена по центру. Нет, конечно! Что же в ней правильного?

Нет вообще такого понятия, как правильная гистограмма. У каждого сюжета своя гистограмма. Нам нужно просто следить, чтобы она уходила вправо. Но не слишком сильно. Иначе получится пересвет!

Пересветы

Вот пересветов особенно нужно опасаться. Ведь в пересвеченных участках снимка происходит полная потеря информации. Посмотрите, гистограмма доходит до правого края вплотную, и это плохо — это пересвет.

Поэтому, нужно сформулировать второе главное правило!

Не прижимайте гистограмму слишком сильно к правому краю. То есть, прижимать её надо, но не впритык. Оставляйте чуть-чуть места.

Во многих фотоаппаратах есть возможность настроить отображение пересвеченных областей прямо на фотографии. Они начинают подсвечиваться чёрным, красным или каким-нибудь другим цветом.

То есть гистограмма вам расскажет, что пересветы в принципе есть, а эта функция покажет, где конкретно их искать на фотографии.

Но бывают случаи, когда не нужно избегать пересветов на фотографии. Например, снимок с солнцем в кадре.

Солнце практически всегда будет пересвечено и это нормально. Также это касается других источников света и некоторых бликов.

Бывают ситуации, когда фон выбеливается специально, чтобы на нём не было никаких деталей. Тогда эти пересветы не привлекают к себе внимание, а воспринимаются, как белая подложка для объектов в кадре. Например, так:

Не забывайте, что любая фотография, даже самая неправильная, имеет право на существование. Главное, чтобы у вас было понимание, зачем вы делаете свои эксперименты и к чему они приведут.

И наш сайт как раз для того, чтобы помогать вам постигать основы фотографии. Дальше будет ещё интереснее.

——————-

Напоминаю, что у нас с братом ещё есть отличный авторский Телеграм канал без рекламы — t.me/koldunovs. Там у нас есть чат фотографов, в котором можно общаться и обсуждать новые материалы. А также не забудьте другие ресурсы.

Как читать (и использовать) гистограммы для красивых экспозиций

Вы изо всех сил пытаетесь понять, как работают гистограммы в фотографии? Вы хотите знать, как читать гистограмму, чтобы вы могли делать снимки с последовательной детализацией?

В этой статье мы рассмотрим все, что вам нужно знать, чтобы начать работу с гистограммой, в том числе:

  • Что такое гистограмма на самом деле
  • Как понять пики графика гистограммы
  • Как использовать гистограмму для предотвращения передержки и недодержки
  • Подводные камни и ошибки гистограмм

Итак, если вы готовы стать экспертом по гистограммам, читайте дальше!

Что такое гистограмма?

Гистограмма — это график, отображающий тона изображения: светлые участки, тени и все, что между ними.

Каждое изображение имеет уникальную гистограмму, которая отображается на вашей камере и в большинстве программ постобработки.

Чем полезна гистограмма?

В фотографии основная цель состоит в том, чтобы запечатлеть детальную экспозицию сцены (т. е. фотографию с хорошо переданными тенями, светлыми участками и средними тонами).

И хотя вы всегда можете проверить экспозицию изображения, взглянув на ЖК-экран камеры и/или в электронный видоискатель, или просмотрев изображение на компьютере, гистограмма предлагает более объективный метод оценки тонов.

Если на изображении есть размытые (недетализированные) блики, это будет видно на гистограмме; если на изображении есть обрезанные (недетализированные) тени, это будет видно на гистограмме; если изображение в целом слишком темное или слишком светлое, гистограмма прояснит это.

Вот почему фотографы так любят гистограммы и почему важно научиться пользоваться гистограммой. Если вы умеете читать гистограмму, вы можете быстро и точно проверить экспозицию вашего изображения, находясь в полевых условиях или при редактировании дома.

Как читать гистограмму: шаг за шагом

Как я объяснил, гистограмма — это график, который представляет пиксели изображения, например:

Левая часть графика представляет черные или тени, правая часть графика представляет светлые или яркие области, а средняя часть представляет средние тона фотографии.

Пики графика представляют количество пикселей определенного тона (каждый пик соответствует разным значениям тона). Таким образом, пик в правой части гистограммы (например, в приведенном выше примере гистограммы) указывает на большое количество ярких пикселей в изображении. В то время как пик в левой части гистограммы указывает на большое количество темных пикселей в изображении.

Вот как я рекомендую читать новую гистограмму:

Шаг 1:

Посмотрите на общую кривую графика

Наклонена ли гистограмма вправо? Перекос влево? Или просто по центру?

Гистограмма, перекошенная влево, часто (но не всегда!) свидетельствует о недодержке, так как на снимке много темных пикселей.

Гистограмма, перекошенная вправо, часто (но не всегда!) свидетельствует о передержке, так как на снимке полно светлых пикселей.

Сбалансированная гистограмма, как правило, с центрированием, как правило, указывает на прекрасно детализированное изображение с хорошей экспозицией, потому что в снимке много полутонов.

Шаг 2. Посмотрите на концы гистограммы

Гистограмма с пиками, прижатыми к «стенкам» графика, указывает на потерю информации, что почти всегда плохо.

Итак, проверьте правый и левый края гистограммы. Ищите любое отсечение — выделите отсечение вдоль правой стороны и отсечение тени вдоль левой стороны.

Что скажет вам гистограмма?

Тщательный анализ гистограммы скажет вам две вещи:

  1. Хорошо ли экспонировано изображение в целом
  2. Есть ли в изображении обрезанные тона

Вы можете сказать, что изображение хорошо экспонировано, если оно сбалансировано по направлению к центру кадра, без явного перекоса.

В идеале график распределяется по всей гистограмме от края до края, но без пиков
краев , которые указывают на отсечение.

Вот пример хорошо экспонированной гистограммы:

Вот так могла бы выглядеть идеальная гистограмма: равномерно распределенная, не вверх по сторонам, растянувшаяся по всему графику.

Если ваша гистограмма выглядит так, как показано выше, то ваша экспозиция, вероятно, идеальна и не требует настройки.

Однако, если график смещен вправо и/или содержит пики у правого края, это признак того, что вам следует уменьшить экспозицию (попробовать увеличить скорость затвора) и переснять изображение:

А если график перекошен влево и/или содержит пики у левого края, это признак того, что вам следует увеличить экспозицию (попробуйте уменьшить выдержку затвора или увеличить ISO) и переснять изображение:

Подводные камни и ошибки гистограммы

В предыдущем разделе я рассказал об идеальных гистограммах и о том, как вы можете использовать гистограмму для определения идеальной экспозиции для сцены.

Но хотя это в целом верно, а приведенные выше рекомендации по гистограмме в целом надежны, вы можете столкнуться с тремя проблемами:

1. Ваша сцена может быть темнее или светлее среднего серого

Хорошо сбалансированная неперекошенная гистограмма идеально подходит для изображений, содержащих большое количество полутонов и обычно сосредоточенных вокруг деталей полутонов.

Но некоторые сцены выглядят иначе. Например, если вы фотографируете черный камень на фоне ночного неба, вы можете получить значительно искаженную гистограмму, даже если вы правильно зафиксировали все детали:

. Это гистограмма для темного объекта. Это не неправильно; он просто сдвинут влево, чтобы представить тона предмета. Это может быть темная скала ночью или черная кошка на темном асфальте.

И если вы фотографируете белое дерево на фоне снега, вы можете получить перекос в другом направлении, потому что сцена естественно светлее среднего серого:

Это гистограмма для светлого объекта (например, заснеженной долины) с преимущественно светлыми тонами в сцене и несколькими темными областями (например, деревьями). Видите, как он смещен вправо по сравнению с темным объектом? Это то, что вам нужно, предполагая, что ваша сцена в основном светлая. Если вы измените экспозицию, чтобы сохранить график по центру, вы получите серый, а не белый снег.

Прежде чем смотреть на гистограмму изображения, спросите себя:

Должна ли моя сцена в среднем иметь средний серый цвет? Или он должен иметь явный перекос? Затем используйте эту информацию для руководства своим подходом.

2. Вы можете захотеть переэкспонировать или недоэкспонировать по творческим соображениям

Иногда, даже если изображение технически переэкспонировано, недоэкспонировано или обрезано, оно все равно выглядит великолепно — поэтому, если вам нужен творческий результат, вам не нужно так сильно беспокоиться об «идеальной» гистограмме, предполагая, что вы точно знаете, чего хотите.

Например, вы можете засветить небо, чтобы оно выглядело светлым и воздушным, или намеренно недоэкспонировать, чтобы получить мрачный снимок; на самом деле возможности безграничны! Просто не забывайте проверять свою гистограмму, несмотря ни на что, и стремитесь к конкретному, преднамеренному результату.

3. Динамический диапазон сцены превышает динамический диапазон вашей камеры

Хотя лучше избегать обрезки, иногда вы будете сталкиваться со сценами, где обрезка неизбежна просто потому, что сцена содержит как сверхсветлых, так и ультратемных пикселей (например, закат с темным передним планом).

Вот гистограмма именно этой проблемы:

Высококонтрастный график

В таких ситуациях вам обычно нужно использовать градуированный фильтр нейтральной плотности, чтобы уменьшить интенсивность ярких пикселей,

или сделайте несколько снимков с брекетингом, которые вы позже соедините вместе в Photoshop. Вы также можете использовать клиппированную экспозицию (см. предыдущий раздел о творческой передержке и недодержке) — хотя в любом случае лучше использовать брекетинг, просто на всякий случай.

Вот пример сцены, которая, вероятно, выпадет из гистограммы с обеих сторон благодаря яркой звезде и темным стенам:

На приведенном выше снимке я оставил экспозицию как есть, и я думаю, что снимок выглядит нормально.

Но взгляните на это изображение с яркими окнами и темными тенями:

Обратите внимание, что световой люк в верхней части крыши размыт, а в глубоких тенях мало деталей.

Используя передовые методы, такие как слияние и смешивание изображений, HDR или тщательная постобработка, вы можете сжать тональный диапазон сцены, чтобы он соответствовал гистограмме, и получить такой результат:

Обратите внимание, как на этом изображении сохранены детали как в светах, так и в тенях.

Для изображения выше я использовал четыре изображения с брекетингом (с интервалом в два шага) и процесс тонального отображения HDR, чтобы предотвратить отсечение.

Как читать гистограмму: заключительные слова

Ну вот:

Простое руководство по чтению и использованию гистограмм для создания красивых экспозиций. Нет, гистограммы не являются надежными, но они, безусловно, позволяют улучшить экспозицию и значительно улучшат ваши фотографии.

Теперь к вам:

Что вы думаете об использовании гистограммы в фотографии? Есть ли у вас какие-либо рекомендации? Как вы теперь будете подходить к гистограмме? Поделитесь своими мыслями в комментариях ниже!

гистограмм в фотографии: руководство

Если вы не поверили своим школьным учителям математики, когда они сказали, что будете использовать графики в реальном мире, вы вот-вот поверите. В фотографии гистограммы могут показаться пугающими, но это невероятно полезные инструменты, которые гораздо легче понять, чем они кажутся. Изучение гистограмм поможет вам понять экспозицию, постобработку и общую структуру фотографии.

В этом руководстве подробно рассказывается о гистограммах в фотографии, о том, как их использовать в полевых условиях, как гистограммы помогают при постобработке, а также другие полезные советы о том, как использовать гистограммы в своих интересах.

Что такое гистограмма?

В фотографии гистограмма — это график, который помогает оценить экспозицию. Каждая гистограмма представляет собой график тонов и их частот. Ось «X» (горизонтальная) представляет тона, идущие от черного слева к белому справа. Центр оси представляет средние тона изображения, тени слева от средних тонов и светлые участки справа.

Пример пейзажной фотографии Флэтайронс, скальных образований на западе США, недалеко от Боулдера, штат Колорадо.

Гистограмма фотографии Флэтайронс.

Совет . Если вам трудно вспомнить, какие значения находятся на какой стороне гистограммы, просто помните, что «светлый» рифмуется со словом «правый», и это должно помочь вам вспомнить, что значения света (светлые и белые) в правой части графика.

Ось «Y» (вертикальная) представляет частоту каждого соответствующего тона. Высокая частота определенного тона представлена ​​высоким значением (пик на графике), а низкая частота представлена ​​низким значением (впадина или отсутствие значения).

Проще говоря, гистограмма — это график, показывающий, сколько пикселей каждого значения яркости встречается на фотографии.

Яркие части изображения отображаются справа, темные — слева, а средние тона — посередине. Частота каждого тона нанесена на график, что поможет определить, не слишком ли много в изображении ярких или темных значений.

Вы можете думать о гистограмме как об измерителе, который точно показывает, насколько ярко ваше изображение, используя значения, что более полезно, чем пытаться оценить яркость изображения с помощью ЖК-экрана вашей камеры.

Использование гистограммы на вашей камере

Хотя ЖК-экран вашей камеры может быть полезен для быстрого просмотра изображений, ЖК-экраны различаются по яркости и могут быть трудно читаемыми в ярком окружении. Гистограммы избавят вас от догадок об экспозиции и помогут вам определить, является ли ваше изображение переэкспонированным, недоэкспонированным, недостаточным контрастом и т. д.

Многие камеры не отображают гистограмму автоматически. Если ваша камера имеет режим просмотра в реальном времени, гистограмму в реальном времени обычно можно отобразить несколькими нажатиями кнопки «Информация» (или аналогичной).

Гистограмма, отображаемая в режиме реального времени на ЖК-экране камеры.

Доступ к гистограмме только что созданного изображения обычно можно получить, отобразив изображение и нажав кнопку «Информация» (или эквивалентную) несколько раз.

Гистограмма захваченного снимка во время воспроизведения изображения.

Если вы все еще не можете понять, как отображать гистограмму, обратитесь к руководству по эксплуатации вашей камеры.

Гистограммы для ярких сцен

В условиях яркого освещения гистограмма полезна для балансировки экспозиции на обоих концах. Яркую сцену легко переэкспонировать, особенно при наличии большого динамического диапазона (большая разница между яркими и темными участками). Помните, что источники света отображаются в правой части гистограммы. В яркой сцене вы, вероятно, увидите высокие значения справа.

Переэкспонированное фото яркой сцены.

Гистограмма переэкспонированной фотографии, показывающая большой процент пикселей в изображении ближе к краю светлых/белых тонов.

Если гистограмма показывает значения, выходящие за правую сторону (т. е. большое количество чисто белых пикселей при максимальном значении x), это означает, что изображение переэкспонировано. В этом случае блики «размыты», что означает, что в самых ярких частях изображения не улавливаются детали (и не могут быть хорошо восстановлены). Другое название этого явления — «отсечение».

Обрезанные блики обозначены пикселями при максимальном значении x на гистограмме.

Чтобы исправить это, если это не ваше художественное решение, просто затемните экспозицию, изменив выдержку, диафрагму или ISO до тех пор, пока блики больше не будут выходить за правую часть гистограммы.

На приведенном выше примере фотографии переэкспонированное изображение явно имеет значения, выходящие за пределы правой части гистограммы, что указывает на обрезку светлых участков. Более стандартная экспозиция не имеет отсечения светлых участков, но важно отметить, что имеется незначительное отсечение теней (отсюда и размытие левой стороны). В данном случае этим, вероятно, можно пренебречь, потому что это такая маленькая сумма.

Та же яркая сцена с более сбалансированной экспозицией.

Гистограмма «лучшей» экспозиции. Обратите внимание, как распределение пикселей по тоновому диапазону стало более сбалансированным.

Иногда, особенно в ситуациях с высоким динамическим диапазоном, светлые участки обрезаются, даже если изображение не кажется слишком ярким. Попробуйте быстро свериться со своей гистограммой в ситуациях с высоким динамическим диапазоном, чтобы убедиться, что вы фиксируете как можно больше деталей во всех областях изображения.

Гистограммы для темных сцен

Подобно тому, как гистограммы полезны в ярких сценах, они помогут вам определить, не хватает ли в темных сценах деталей в тенях. Темное окружение легко недоэкспонировать, хотя часто художественное решение экспонировать изображение немного темнее, чем обычно, для эффекта. Темные участки отображаются в левой части гистограммы, поэтому темные сцены, скорее всего, будут иметь высокие значения слева от графика.

Недоэкспонированная темная сцена.

Гистограмма недоэкспонированного снимка показывает большой процент пикселей ближе к краю черного/тени.

В отличие от ярких сцен, темные сцены будут иметь значения, уходящие влево, если изображение недоэкспонировано. В этом случае темные части изображения обрезаются, а детали не фиксируются — это иногда называют «раздавленными тенями». Если это не ваша цель, вы можете сделать экспозицию ярче, изменяя выдержку, диафрагму или ISO до тех пор, пока в левой части гистограммы не останется размытия. Не заходите слишком далеко, потому что вы, вероятно, не хотите терять детали в светлых участках.

На приведенном выше примере недоэкспонированный снимок имеет четкое размытие в левой части гистограммы. На самом деле справа от теней нет никаких значений. Более стандартный пример выглядит намного лучше, с детализацией в полутонах и в светлых тонах.

Та же самая темная сцена с более сбалансированной экспозицией

Гистограмма более сбалансированной экспозиции, показывающая более равномерное распределение пикселей по тоновому диапазону.

Небольшой клиппинг в тенях все еще присутствует, но он настолько незначительный, что им можно пренебречь и он не сильно повлияет на общее качество изображения.

Использование гистограммы в инструменте постобработки

Если вы используете Adobe Lightroom или подобное программное обеспечение, вы, вероятно, заметите гистограмму в основном модуле редактирования. В Lightroom он обычно находится в правом верхнем углу модуля «Разработка». Как и гистограмма в вашей камере, этот график поможет вам оценить экспозицию вашего изображения. У компьютера та же проблема, что и у ЖК-экрана вашей камеры, на которую часто не обращают внимания. Экраны компьютеров могут сильно различаться по яркости, и использование гистограммы инструмента редактирования поможет избежать догадок при настройке экспозиции.

В Lightroom можно манипулировать гистограммой, таким образом корректируя изображение с помощью самой гистограммы. Даже если вы не используете это в своем рабочем процессе постобработки, перетаскивание гистограммы тем или иным образом поможет вам понять, чему соответствует каждая область гистограммы.
Гистограмма Lightroom — отличный инструмент для использования на тестовом изображении во время обучения чтению гистограммы.

Еще одно важное замечание заключается в том, что гистограмма Lightroom имеет функцию, которая указывает на отсечение теней и светлых участков на самом изображении с помощью цветов. В верхнем правом и левом углах гистограммы можно включить отсечение светлых и темных участков, чтобы отобразить синий цвет поверх обрезанных теней и красный поверх обрезанных светлых участков. Это быстрый индикатор того, что, возможно, нужно что-то отрегулировать, и он поможет напомнить вам о необходимости проверить гистограмму.

Цветовая гистограмма

Многие камеры и программы постобработки также отображают цветовую гистограмму. Чаще всего они делятся на красный, зеленый и синий с графиками для каждого соответствующего цвета.

Пример фото цветка в травянистом поле.

Цветовая гистограмма фотографии цветка.

Подобно общей гистограмме экспозиции, цветовая гистограмма поможет определить, является ли определенный цвет слишком ярким и, следовательно, недостаточным для деталей. Когда цвета становятся слишком насыщенными, им не хватает деталей, подобно тому, как тени и светлые участки теряют детали, когда становятся слишком темными или яркими. Это особенно полезно в сценариях, где присутствует один цвет, который может снизить детализацию всего изображения, если его уровни не установлены должным образом.

В примере изображения красная, зеленая и синяя гистограммы отображаются на одном графике. Обратите внимание, как красная гистограмма выходит за правую сторону, указывая на то, что красный цвет интенсивный и ему не хватает деталей. В левой части этой гистограммы также есть отсечение в синих и зеленых тонах.

Экспонирование вправо

Интересный и противоречивый метод, связанный с гистограммой, называется экспонированием вправо, или ETTR. По сути, это означает сдвиг гистограммы настолько далеко вправо, насколько это возможно, без обрезки светлых участков, следовательно, сдвигая значения в правую часть гистограммы.

При стандартной экспозиции (слева) улавливаются детали цветов, но шум увеличивается, если при постобработке восстанавливаются детали теней. При экспонировании вправо (вправо) хорошо фиксируются детали в тенях, а небольшой пересвет в цветах можно исправить при постобработке без увеличения шума. Фото Джо Хейторнтуэйта.

Теория, лежащая в основе этого, заключается в том, что большее количество деталей и динамический диапазон записываются за счет захвата максимально возможного количества света без перегрузки участков пикселей, а экспозицию можно легко скорректировать и сбалансировать с помощью программного обеспечения для постобработки. Это также предположительно влияет на снижение шума за счет улучшения отношения сигнал/шум.

Однако, как и аналогичные теории воздействия, этот метод подвергается сомнению по мере совершенствования сенсорной технологии. Полезно это или нет, это важный термин, связанный с гистограммой, который нужно знать в фотографии.

Гистограммы — это руководство и инструмент

Гистограммы полезны в большинстве видов фотографии. Однако легко привыкнуть стремиться к «идеальной» гистограмме на всех ваших изображениях. Некоторые из лучших изображений имеют обрезание теней или светлых участков, слишком низкий контраст и многие другие «проблемы с гистограммой». В конечном счете, экспозиция — это художественный выбор, и нет никаких правил, определяющих, насколько ярким или темным должно быть ваше изображение.

В качестве упражнения попробуйте сделать серию изображений, все из которых будут обрезаны тенями и/или светлыми участками. Поэкспериментируйте с характеристиками, которые заставят эти изображения выглядеть хорошо.