ЕГЭ. Русский язык. Тест №35

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Компьютеры — замечательное хранилище информации, ______ с их помощью можно также информацию получать, воспользовавшись Интернетом.(2) Компьюте-ры контролируют работу любых машин и механизмов, начиная с посудомоечного комбайна и заканчивая космическим челноком. (3) Под контролем промышленных компьютеров происходит весь производственный процесс — начиная от сборки автомобилей и заканчивая работой автоматических линий по очистке нефти.

1. Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Сборка автомобилей и работа автоматических линий по очистке нефти — это производственный процесс.

2) Компьютеры не только хранят нужную информацию, но и помогают найти её с помощью Интернета, а также контролируют работу любых машин и производственный процесс.

3) Сборку автомобилей и работу автоматических линий по очистке нефти контролирует Интернет.

4) Контроль за работой посудомоечного комбайна в наши дни осуществляется тоже с помощью компьютера.

5) Компьютеры, хранящие информацию и помогающие найти её с помощью Интернета, широко используются для контроля работы механизмов, машин и производственных процессов.

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот союз.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЛИНИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЛИНИЯ, -и, ж.

1) Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-н. Линия горизонта.

2) Последовательный ряд предков или потомков. Родственники по прямой линии.

3) перен. Направление, образ действий, взглядов. Линия поведения.

4) Путь сообщения (железнодорожного, водного и т. п.). Линия железной дороги.

5) Расположение чего-н. в один ряд. Линия укреплений.

6) перен. Область какой-н. деятельности. Работать по профсоюзной линии.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

послАла намерЕние нАчали баловАть прожИвший

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В последнее время набирают силы ПОПУЛИСТСКИЕ партии.

Активный СЛОВАРНЫЙ запас у русскоязычного населения составляет от 2000 до 5000 слов.

На вершине ЛЕСИСТОЙ горы туристы увидели какие-то строения.

Человеческий мозг способен развиваться и обучаться — в этом его важнейшее РАЗЛИЧИЕ от даже самого лучшего компьютера.

Даже спустя годы, малейшее НАПОМИНАНИЕ о трагических событиях того дня вызывали душевную боль.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Стремление Станюковича откликнуться на актуальные вопросы времени, присущий ему блистательный талант полемиста подготовили его видным публицистом.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ДИСПЕТЧЕРЫ предприятия

несколько СИРОТ

юрта КАЛМЫКОВ

дальше НИХ

РАЗДЕЛИВАТЬ имущество

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Терпеливо лежа на мелководье у мест, куда животные приходят на водопой, анакондой подкарауливается добыча.

2) Вдоль дороги стоял ряд домов, построенных совсем недавно.

3) На полотне «Переход Суворова через Альпы» история уступает место легенде, преломленной сквозь призму фольклора.

4) Поступив в Крымский университет, Курчатов сразу увлёкся физикой.

5) Позже оркестрами стали называть большие группы музыкантов, совместно исполнявшие инструментальные произведения.

6) Когда снег закончился, туристы продолжают путь.

7) Всех, кто воевали вместе с Жуковым, восхищала его выдержка и работоспособность.

8) Первоначально увертюра представляла собой что-то вроде музыкального сигнала, возвещавшего о начале спектакля.

9) В романе «Талисмане» Вальтер Скотт воспроизводит события и обстановку крестовых походов.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сп..шить, альм..нах, расп..хать

2) л..нивый, р..стить, д..рижёр

3) покл. .нение, утв..рь, нат..рать

4) св..рнуть, б..рхатистый, сопост..вление

5) вр..стать, оз..риться, дог..реть

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена

одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) из..скивать, вз..грать, пред..стория

2) ра..дваиваться, в..рывать, бе..мятежный

3) пр..вскочить, пр..ломление, пр..чудиться

4) с..ёмка, обез..яна, под..ехать

5) пр..вознести, пр..возмочь, пр..граждать

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) суетл..вый, кресл..це

2) ключ..вая (вода), ноч..вать

3) лукош..чко, зелён..нький

4) лёт..ик, дрессиров..ик

5) шир..на, преодол..вать

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) взвизгива..шь, множ..мый

2) лов..шь, огранич. .нный

3) гон..шь, законч..вший

4) рассыпа..шь, обожа..мый

5) хлопоч..щая (хозяйка), хохоч..т (люди)

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Воздушный шар летел (НЕ)КУДА захочет воздухоплаватель, а куда подует ветер.

Сегодня ни один авиационный праздник (НЕ)ОБХОДИТСЯ без ярких воздушных шаров самых причудливых форм.

Само слово «шар» задаёт форму оболочке летательного аппарата, но в наши дни отнюдь (НЕ)РЕДКОСТЬ и шар в виде бутылки.

Люди мечтали летать, (НЕ)ЗАВИСЯ от воли ветра, и это привело к появлению дирижабля.

В нашей стране совсем (НЕ)ДАВНО был создан и построен совершенно новый тип дирижабля с оболочкой в виде диска — получилась настоящая летательная тарелка!

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ГДЕ(ТО) далеко за лесом грохочут раскаты грома, огненные молнии (БЕЗ)УСТАЛИ разрывают на небе чёрные тучи, а в доме тепло и уютно.

Марс вращается (ВО)КРУГ оси почти с ТАКОЙ(ЖЕ) скоростью, как Земля, — сутки его лишь на 37 минут длиннее наших.

Люди ценят кур (ЗА)ТО, что они несут много яиц, а ТАК(ЖЕ) за их вкусное и питательное мясо.

В легенде рассказывается, БУДТО(БЫ) взгляд змеи (НА)СТОЛЬКО гипнотизирует жертву, что та сама лезет в пасть хищнице.

(В)НАЧАЛЕ думали, что уничтожение львов приведёт к увеличению числа копытных животных, а получилось всё (НА)ОБОРОТ.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

По словам К.Г. Паустовского, картины И.И. Левитана скром(1)ы и точ(2)ы и непреме(3)о требуют медле(4)ого прочтения.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Роберт Фрицрой принял в свою команду Дарвина и вскоре тот вступил на борт известного теперь на весь мир «Бигля».

2) 27 декабря 1837 года на «Бигле» были подняты паруса и кругосветное путешествие началось.

3) Во время путешествия Дарвин собрал богатейший и уникальный материал для геологических ботанических и зоологических коллекций.

4) Естественный отбор при участии изменчивости и наследственности является причиной возникновения новых видов или основной движущей силой эволюции.

5) Оба труда Дарвина произвели самый настоящий переворот в мировоззрении современников и последующих поколений.

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Русские землепроходцы(1) проникшие в ХV веке в Сибирь(2) были поражены красотой незнакомых им деревьев (3) одетых(4) длинной пушистой хвоей.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я люблю (1) тебя(2) принц(3) огня(4)

Так восторженно, так маняще,

Ты зовёшь, ты зовёшь меня

Из лесной полуночной чащи. (Н. Гумилёв)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Коррозия не просто уничтожает металл(1) на выплавку(2) которого затрачены огромные усилия, но и выводит из строя готовые изделия(3) стоимость(4) которых неизмеримо выше стоимости самого металла.

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас любая, обладающая ядерным оружием страна знает(1) что(2) если она применит это оружие(3) то ей ответят тем же(4) и поэтому на нашей планете сохраняется хрупкий мир.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Я скривил губы и думаю про деда. (2) Дай себе волю — слезы закапают. (3) Смотрел, помню, кинокартину цветную «Бэмби» и залился слезами, когда у Бэмби — крошечного оленёнка — охотники убили мать. .. (4) Ноги вынесли меня на палубу. (5) Я протиснулся между людьми у поручней на борту и свесился над морем. (6) Пароход в этот миг дал крен на наш борт, и моя руки отцепились от поручней. (7) Сердце замерло — я повис над рокочущей пропастью. (8) Любое движение — смерть. (9) Но тут чьи-то большие руки поймали меня. (По В. Пескову)

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1) Формировать в людях воспитанность нужно прежде всего через уважение к труду, к делу, которому посвятил себя. (2) Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо ещё делать его хорошо. (3) В юности я однажды сама подверглась такому воспитанию. (4) Я только что поступила в Художественный театр. (5) Шагаю по коридору, а навстречу мне Константин Сергеевич Станиславский. (6) Я впервые увидела его так близко. (7) Идёт могучий и красивый, смотрит на меня с высоты своего роста, и сердце моё замирает от восторга и волнения. (8) И вдруг вся его могучая фигура становится на цыпочки и легко-легко, бесшумно движется. (9) «Вы умеете ходить по театру?» — спрашивает. (10) И не дожидаясь ответа, объясняет: «Вы сейчас проходите мимо сцены, а там, может быть, репетиция, и, значит, надо ходить очень-очень тихо». (11) Не столько его слова, сколько лёгкая, осторожная походка оставили в моей памяти отметку на всю жизнь. (12) Вот что значит уметь воспитывать других собственным примером!

(13) Жизнь даёт немало поводов к раздражению по пустякам. (14) Ничего не стоит обидеть человека в автобусной толкучке, в очереди в магазине… (15) Если не сдержался, по ничтожному поводу задел обидным словом человека — значит унизил не только его, но прежде всего самого себя, что-то потерял в себе, стал беднее. (16) В Москве работа телефонной сети оставляет желать много лучшего. (17) Порой правильно наберёшь номер, а попадаешь совсем не туда, куда нужно. (18) И вдруг тебе раздражённо: «Набирайте правильно, не мешайте работать!» (19) И как приятно бывает, когда на другом конце провода неизвестный тебе человек, которого, наверное, никогда в жизни не встретишь, скажет мягко и вежливо, что вы ошиблись номером. (20) Телефонное недоразумение, а человек в нём не уронил своего человеческого достоинства.

(21) Бывает так — все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие, друг друга знающие. (22) Собрались дружески поговорить, а разговора не получается. (23) Говорят все разом. (24) Шумно и с увлечением. (25) Каждый о своём и совсем не слушает собеседника. (26) Каждый исключает каждого, поэтому вянет беседа, и уже нет того благодатного общения, которое так обогащает. (27) Быть в каком-нибудь обществе — это не значит собраться в кучу. (28) Это значит встретиться с людьми и воспринимать их мысли, их характеры, их поведение. (29) Встретиться с личностью — значит понять её, обогатить себя. (30) Уметь разговаривать — это значит уважать собеседника. (31) «Не следует завладевать разговором, как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого»,- говорил Цицерон.

(32) Бывает, что мы не спорим, а навязываем своё мнение упорно, даже грубо, совершенно не интересуясь возражением, а ведь надо выслушать и другую сторону. (33) Это культура взаимоотношения.

(34) Мы порой не обращаем внимания не только на то, что мы говорим, но и как мы говорим. (35) Торопимся, даже слов не договариваем. (36) Не всегда умеем ещё гордиться своим языком, а ведь язык наш удивительно красивый.

(37) Содержание неотделимо от формы. (38) Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. (39) Облик его говорит сам за себя. (40) Он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. (41) Не будет разговаривать с женщиной, держа руки в карманах или папироску во рту. (42) Он не забудет снять головной убор, когда входит в помещение или когда слышит на торжественной церемонии исполнение Государственного гимна. (43) Он разрешит неожиданный житейский конфликт скорее юмором, чем досадой. (44) Во всём своём поведении он естественен и прост.

(45) Иногда на сцене пытаются изобразить общество сверхвоспитанных людей. (46) Актёры и актрисы манерно держат руки, манерно ходят, манерно говорят. (47) И эта мещанская изломанность выдаётся за «высший класс» поведения. (48) А подлинный «высший класс» воспитанности — это простота, естественность и непринуждённость.

(49) Быть среди людей Человеком — великое счастье. (50) Пусть испытают это счастье все.

(По С. Гиацинтовой)

Гиацинтова Софья Владимировна (1895—1982) — русская советская актриса, театральный режиссёр, педагог.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Константин Сергеевич Станиславский умел воспитывать других людей своим примером.

2) Люди никогда не раздражаются по пустякам.

3) Когда люди говорят разом и не слушают друг друга, беседа быстро вянет.

4) Во время беседы, чтобы оказаться в центре внимания, надо стремиться завладеть

разговором.

5) Воспитанному человеку присущи простота, естественность и непринуждённость.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 4—5 представлено повествование.

2) Предложения 7—8 содержат элементы описания.

3) В предложениях 11—12 представлено рассуждение.

4) Предложения 23—25 указывают причину того, о чём говорится в предложении 22.

5) Предложение 48 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 47.

24. Из предложений 13—14 выпишите просторечное слово.

25. Среди предложений 45—50 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

26. «Софья Владимировна Гиацинтова стремится эмоционально воздействовать на читателя. Для этого она использует троп — (А)______(«фигура становится на цыпочки» в предложении 8) и приём — (Б) ______(в предложениях 23—24). Наличие в тексте фигуры речи — (В)______(предложения 25—26) и средство выразительности синтаксиса — (Г)______ (в предложениях 10, 19) свидетельствует о попытке автора убедить каждого читателя текста в необходимости формировать в себе воспитанность».

Список терминов:

1) олицетворение

2) парцелляция

3) эпитеты

4) сравнение

5) вводные слова

6) инверсия

7) метонимия

8) восклицательные предложения

9) анафора 

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1 – 25

2 – но

3 – 5

4 – намерение

5 – отличие

6 – сделали

7 – разделить

8 – 57961

9 – 35

10 – 125

11 – 123

12 – 345

13 – недавно

14 – вначале – наоборот

15 – 34

16 – 13

17 – 123

18 – 24

19 – 13

20 – 134

21 – 27

22 – 135

23 – 1234

24 – толкучке

25 – 48

26 – 7295

60 лет прогресса / Хабр

За всю историю человечества не было, пожалуй, столь быстро развивающейся отрасли знаний, как информационные технологии. За истекшие лет 60 (думаю активное развитие IT можно отсчитывать как раз с появления первых ЭВМ, несмотря на более ранние изобретения) чего только не было опробовано, начиная с компьютеров на троичной логике, и, заканчивая процессорами, заточенными на конкретные языки программирования. Неразрывно со всей отраслью развивалась и индустрия хранения данных, и именно в этой области было сделано несколько интересных изобретений, о которых я бы и хотел рассказать.

Много лет назад, когда я читал «Дверь в лето» Хайнлайна (одно из лучших произведений в фантастике) меня очень удивили описанные там «лампы Фрезена», вот как их описывал автор:

«Они применялись в межконтинентальных ракетах и системах регулирования уличного движения, как например, в Лос-Анджелесе. Объяснять их устройство нет нужды: наверное, даже в лабораториях „Белл Корпорейшн“ не все разбираются в этом. Коротко, суть их действия сводится к тому, что вы можете вмонтировать лампу в тот или иной механизм, „показать“ ему какое-то действие, а лампа „запомнит“ его и в дальнейшем сможет управлять этой операцией уже без участия человека».

Неправда ли, напоминает современные полупроводниковые решения? Но самое удивительное в том, что у этих «ламп Фразена» были уже забытые прототипы из реальной жизни: селектроны, которые еще в честь изобретателя называли «трубками Райхмана».

Селектроны были не так универсальны и малы, как их отражение в фантастическом романе: размер селектрона, обладавшего емкостью 4096 байт, составлял примерно 25 сантиметров в высоту, и 8 сантиметров в диаметре. Еще к негативным факторам можно было отнести нереально высокую сложность в изготовлении и цену получавшихся изделий. Так, например, упрощенный селектрон на 256 бит стоит 500 долларов, что по меркам 40-х годов было огромной суммой. Именно вследствие этого, селектроны и подобные им трубки Уильямса были в начале 50-х вытеснены дешёвыми элементами памяти на магнитных сердечниках.

Параллельно с началом развития ЭВМ, возникла необходимость в простом и недорогом решении для внешней памяти. Им стало известное уже много лет решение в виде перфокарт. Не буду углубляться в историю и рассказывать о ткацких станках Жаккарда, в которых перфокарты были впервые использованы, но вот не упомянуть нашего замечательного соотечественника Семена Николаевича Корсакова, решительно невозможно. Еще в начале 19 века он изобрел и сконструировал ряд механических устройств, работавших на основе перфокарт и предназначавшихся для классификации и обработки информации. Таким образом, его можно считать одним из основоположников российской (и не только) кибернетики.

Возвращаясь ближе к теме ЭВМ, стоит отметить что разработанные в 1921 году 80-байтные перфокарты размером 187 х 83 мм, которые видели почти все, были далеко не единственным стандартом. Так, например, в начале 70-х, IBM представили 96-колоночную перфокарту, позволявшую хранить 64 байта. У меня они почему-то четко ассоциируются с MiniSD картами 🙂

В 1928 году Powers/Remington предложили свой стандарт перфокарт, известный так же как «90-столбцовые перфокарты». Они использовали 2 ряда отверстий и более сложную кодировку по сравнению с решением от IBM.

Интересной идеей были так называемые «апертурные карты» — перфокарты со встроенным фрагментом фотопленки, на которой обычно хранился какой-то чертеж. Информация же на карте являлась метаданными этого чертежа, позволяя быстрее обрабатывать их в архивах (и это задолго до изобретения EXIF).

Для мобильного применения в IBM выпускали интересное устройство Port-A-Punch, представлявшее собой мобильный (помещавшийся в карман) перфоратор, позволявший заносить информацию на перфокарты «на ходу». Такой себе аналог электронных записных книжек, мечта любого гика начала 60-х.

В 65-м году «Движение за свободу слова» избрало перфокарты как символ «системы», с которой они боролись, так как по их мнению перфокарты, которые использовались в системах учета людей — превращали людей в однородную массу, которой легко управлять и манипулировать. Как тут не провести параллель с современной ситуацией с RFID метками и яростными борцами с ними?

Перфокарты естественным путем эволюционировали в перфоленту, которая была удобней в хранении и проще в обработке.

В то время, как перфокарты и ленты являлись памятью внешней, в роли внутренней памяти широко использовались магнитные барабаны. Они похожи на современные жесткие диски, с той разницей, что информация сохранялась не на поверхности пластины, а на цилиндрическом, постоянно вращающемся барабане. Для работы с ним использовался целый ряд головок чтения/записи, каждая из которых располагалась на своей дорожке. Контроллер просто ждал, когда нужные данные окажутся под соответствующей головкой и после этого выполнял нужные операции чтения/записи. В общем, главной скоростной характеристикой жестких дисков тех времен являлась скорость вращения магнитного барабана. Именно тогда появились разнообразные техники оптимизации записи с пропусками, рассчитанными таким образом, чтоб следующая порция данных оказывалась под головками как раз в тот момент, когда программа была готова их обработать. Эта технология чередования (или interleaving) до сих пор иногда используется в разных устройствах хранения данных. Еще одним отголоском тех времен является название раздела свопа в некоторых BSD системах /dev/drum

Вскоре, магнитные барабаны эволюционировали в знакомые нам жесткие диски, первым из которых стал разработанный в 1956 году IBM Model 350 Disk File, содержавший 50 24-дюймовых пластин, позволявших хранить около 5 мегабайт данных. Я думаю, каждый видел фото, на котором его выгружают из самолета с помощью автопогрузчика. Первым же диском, перешагнувшим рубеж в 1 Гб стал IBM 3380, выпущенный в 1980 году. Обладая емкостью до 2.5 Гб, он так же поражал и ценой — от 81 до 142 тысяч долларов.

В начале 70-х (точнее в 1972 году) MCA и Philips представили первый лазерный диск, из интересных фактов стоит упомянуть, что он был диаметром 30 см, запись на него была аналоговой и в итоге — лазердиски проиграли войну VHS кассетам (чтобы потом триумфально вернуться в виде цифровых CD носителей).

Кстати, не стоит забывать и про магнитные ленты, которые были впервые использованы в качестве внешней памяти компьютеров UNIVAC. Скорость чтения тяжеленной (их делали из метала) ленты длиной 365 метров составляла около 7200 символов в секунду. Позже появились ленты из полимерных материалов, что сделало бобины заметно легче.

В 1952 году была запатентована идея бесконечно закольцованной магнитной ленты, помещенной в специальный футляр, а уже в 1962 году началось производство первых кассетных магнитофонов. В 1963 году Philips выпустили на рынок всем знакомые кассеты, назвав их Compact Cassette. Так как в Philips отказались от лицензионных сборов за этот формат (опасаясь ответного хода от Sony), кассеты этого формата стали очень популярны и выдавили с рынка практически всех конкурентов. Не буду углубляться в особенности использования обычных кассет в роли хранилища данных — думаю многие отлично помнят Спектрумы. Были также разные специализированные решения, а стриммеры (так называются ленточные накопители для хранения компьютерных данных) используются до сих пор.

Современные стриммеры работают с кассетами емкостью более 1 терабайта (LTO-5), и подключатся с помощью технологии Serial Attached SCSI (о ней я тоже думаю рассказать потом). Не так давно, в IBM Research и Fujifilm представили картриджи емкостью до 35 терабайт, так что эту технологию еще рано списывать со счетов. В мире больших корпораций и их датацентров (ЦОДов) довольно часто можно встретить ленточные библиотеки (более дешевый вариант называется Tape Loader, или ленточный загрузчик). В таких устройствах робот-манипулятор достает с полочек кассеты и загружает их в стримеры, которых также может быть несколько.

Говоря про историю хранения данных, нельзя не упомянуть и про технологию, до сих пор 100% ассоциирующуюся с хранением данных. Эта технология называется RAID и была представлена в 1987 году, отпраздновав, таким образом в 2012 году свой 25-летний юбилей. По словам одного из создателей технологии Гарта Гибсона (основателя компании Panasas), RAID был придуман изначально не для получения отказоустойчивости, а для увеличения производительности. Компьютер университета, в котором трудились создатели технологии простаивал большую часть времени, так как средства ввода информации тогда, как и сейчас, были значительно более медленными, чем вычислитель.

История IT полна не только забытых фактов, но и малоизвестных компаний, как ушедших со сцены, так и вполне успешных и делающих очень много в своей отрасли. Если говорить о хранении данных, в качестве примера стоит привести LSI. Компания эта была основана Вилфредом Корриганом под названием LSI Logic в 1981 году в Калифорнии. Спустя несколько лет LSI удалось разработать первую в ИТ-индустрии линейку продуктов ASIC. Эта аббревиатура расшифровывается как application-specific integrated circuit – интегральная схема для специфического применения, другими словами интегральная схема для решения конкретной задачи. Одним из явных примеров ASIC как раз и являются RAID-контроллеры. Современные ASIC часто содержат полноценный 32-битный процессор и блоки памяти (как ПЗУ, так и ОЗУ), их часто называют система на чипе (System-on-a-Chip).

В настоящий момент компания LSI является одним из ведущих производителей полупроводников и программного обеспечения для ускорения систем хранения данных и сетей в центрах обработки данных.

В дальнейшем я продолжу рассказывать о неизвестных сторонах хранения данных и о многом другом.

ПРИЛОЖЕНИЕ К АРИСТОТЛЕ: (СЕТЬ ЗНАНИЙ)

Разговор: ТЕХНОЛОГИЯ

К В. Дэниел Хиллис [3.12.07]

Введение
Джон Брокман

В мае 2004 года Edge опубликовал эссе Дэнни Хиллиса, в котором он предложил «Аристотеля»: Сеть знаний.

«Благодаря сети знаний, — писал он, — накопленный человечеством запас информации станет более доступным, более управляемым и более полезным. Любой, кто хочет учиться, сможет найти лучшие и наиболее содержательные объяснения того, что он хочет узнать». знать. Любой, у кого есть чему учить, сможет достучаться до тех, кто чему учится. Учителя перестанут выполнять свою нынешнюю роль распространителей информации и станут проводниками, наставниками, фасилитаторами и авторами. Сеть знаний сделает нас всех умнее. Сеть знаний — это идея, время которой пришло».

На прошлой неделе Хиллис объявил о создании новой компании под названием Metaweb и бесплатной базы данных Freebase.com. …


9 марта 2007 г.

Стартап нацелен на базу данных для автоматизации веб-поиска
Джон Маркофф


Дэнни Хиллис (слева) — основатель Metaweb Technologies, а Роберт Кук — исполнительный вице-президент по разработке продуктов.

САН-ФРАНЦИСКО, 8 марта — Новая компания, основанная опытным технологом, намеревается создать обширную общедоступную базу данных, предназначенную для чтения компьютерами, а не людьми, прокладывая путь к более автоматизированному Интернету, в котором машины будут регулярно обмениваться информацией.

Компанию Metaweb Technologies возглавляет Дэнни Хиллис, чей опыт включает в себя работу в Walt Disney Imagineering и который долгое время отстаивал идею интеллектуальных машин.

Он говорит, что его последняя работа, о которой будет объявлено в пятницу, поможет разработать область, которую часто называют «семантической паутиной» — набором сервисов, которые создадут программных агентов, которые автоматизируют многие функции, которые сейчас выполняются вручную перед веб-браузером.

Идея централизованной базы данных, в которой хранится вся мировая цифровая информация, представляет собой фундаментальный отход от сегодняшней Всемирной паутины, которая сродни библиотеке связанных цифровых документов, хранящихся отдельно на миллионах компьютеров, где поисковые системы служат эквивалентом карточный каталог.

Напротив, г-н Хиллис предполагает централизованное хранилище, которое больше похоже на цифровой альманах. Новая система может свободно расширяться теми, кто желает широко делиться своей информацией.

… В своих амбициях Freebase имеет некоторое сходство с Google, который утверждает, что его миссия состоит в том, чтобы организовать мировую информацию и сделать ее общедоступной и полезной. Но его подход отличает его.

«Каким бы замечательным ни был Google, нам еще многое предстоит сделать», — сказала Эстер Дайсон, аналитик компьютерной и интернет-индустрии и инвестор EDventure из Нью-Йорка.

По ее словам, большинство поисковых систем основаны на алгоритмах и статистике без структуры, в то время как базы данных до сих пор были исключительно структурированы.

«В середине есть что-то, что представляет вещи такими, какие они есть», — сказала она. «Что-то, что фиксирует отношения между вещами».

Это дополнение уже давно является мечтой исследователей искусственного интеллекта. Система Freebase будет предлагать набор элементов управления, которые позволят как программистам, так и веб-дизайнерам легко извлекать информацию из системы.

«Это похоже на систему для создания синапсов для глобального мозга», — сказал Тим О’Рейли, исполнительный директор O’Reilly Media, издательской фирмы, базирующейся в Севастополе, Калифорния. …Ниже приводится дополнение Хиллиса к его оригинальному эссе. . …

Ниже приводится дополнение Хиллиса к его оригинальному эссе. …

— JB


ПРИЛОЖЕНИЕ К «АРИСТОТЛЕ»: (СЕТЬ ЗНАНИЙ)

[В. ДЭНИЕЛ ХИЛЛИС:] Весной 2000 года, когда я писал эссе об Аристотеле, Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер начали применять гораздо более практичный подход к похожей проблеме. Их проект под названием Nupedia был попыткой создать тщательно отредактированную энциклопедию знаний о мире, которая была бы доступна каждому бесплатно. Проект Nupedia добился некоторого прогресса, но продвигался медленно. Примерно через год они разместили в сети вики, позволяющую любому желающему вносить материалы в Nupedia. Этот фидерный проект назывался «Википедия». То, что произошло дальше, — это часть Истории, которая должна заставить нас, людей рубежа тысячелетий, гордиться собой.

Пока все это происходило, я продолжал работать над созданием прототипа более структурированной компьютерной базы знаний, описанной в эссе.

Комментарии моих друзей, в том числе опубликованные на Edge, помогли мне понять, что попытка создать репетитора и базу знаний одновременно обойдется слишком дорого. Итак, я решил сконцентрироваться на части проблемы, связанной с «Сетью знаний». Даже это казалось тяжелой битвой, потому что крах бума доткомов омрачил перспективы финансирования всего, что связано. Это было не лучшее время для амбициозных идей.

Или, может быть, это было хорошее время. Именно в этот период, не отвлекаясь на безумие бума, Google и Википедия смогли создать впечатляюще амбициозные инструменты, которые сделали всех нас умнее. В конце концов, их успех напомнил всем, что информационная революция только начинается. Возобновился энтузиазм к амбициозным мечтам. На этот раз я был к этому лучше подготовлен, поскольку за это время познакомился с замечательным дизайнером продуктов (Робертом Куком) и замечательным инженером (Джоном Джаннандреа), которые разделяли мечту о создании связанной базы данных человеческих знаний, которая могла бы быть представлены компьютерами людям.

Оглядываясь назад, ключевая идея эссе «Аристотель» заключалась в следующем: если люди могли бы вносить свои знания в базу данных, которую могли бы читать компьютеры, то компьютеры могли бы представлять эти знания людям в то время, в том месте и в том формате, который был бы наиболее удобен. полезно для них. Недостающим звеном, чтобы заставить идею работать, была универсальная база данных, содержащая все человеческие знания, представленные в форме, к которой компьютеры могли получить доступ, отфильтровать и интерпретировать.

Можно разумно спросить: почему эта база данных не Википедия или даже Всемирная паутина? Ответ заключается в том, что эти хранилища знаний предназначены для непосредственного чтения людьми, а не для интерпретации компьютерами. Они путают представление информации с самой информацией. Принципиальное отличие сети знаний состоит в том, что информация представлена ​​в базе данных, а презентация создается динамически. Подобно сборнику рассказов Нила Стивенсона, информация фильтруется, отбирается и представляется в соответствии с конкретными потребностями зрителя.

Джон, Роберт и я начали проект, а затем и компанию по созданию базы данных, читаемой компьютером. Насколько мы будем успешны, еще предстоит определить, но мы действительно пытаемся ее создать: универсальную базу данных для представления любых знаний, которыми каждый готов поделиться. Мы называем компанию Metaweb, а бесплатную базу данных Freebase.com. Конечно, в нем нет искусственного интеллекта, описанного в эссе, но это база данных, в которой каждая тема связана с другими темами ссылками, описывающими их взаимосвязь. Он построен таким образом, чтобы компьютеры могли перемещаться и представлять его людям. Все еще очень примитивно, далеко от волшебного сборника рассказов Нила Стефенсона, это, я надеюсь, шаг в правильном направлении.

Компьютеры уже умнее людей?

Кто умнее — вы или компьютер или мобильное устройство, на котором вы читаете эту статью? Ответ становится все более сложным и зависит от меняющихся определений. Компьютеры, безусловно, лучше справляются с трудностями, используя свой уникальный набор навыков, но люди имеют преимущество в задачах, которые машины просто не могут выполнить.

Во всяком случае, еще нет.

Компьютеры могут воспринимать и обрабатывать определенные виды информации намного быстрее, чем мы. Они могут прокручивать эти данные в своем «мозге», состоящем из процессоров, и выполнять вычисления, чтобы просчитывать множество сценариев со сверхчеловеческой скоростью. Например, лучшие компьютеры, обученные игре в шахматы, могут в этот момент планировать стратегию на много ходов вперед, решая задачи гораздо ловче, чем лучшие игроки в шахматы. Компьютеры также учатся гораздо быстрее, сужая сложные варианты выбора до наиболее оптимальных. Да, люди тоже учатся на ошибках, но когда дело доходит до решения головоломок, с которыми компьютеры преуспевают, мы гораздо более подвержены ошибкам.

У компьютеров есть и другие преимущества перед людьми. У них лучше память, поэтому они могут получать большое количество информации и могут использовать ее практически мгновенно. Компьютерам не требуется сон, как людям, поэтому они могут рассчитывать, анализировать и выполнять задачи без устали и круглосуточно. Несмотря на ошибки или уязвимость к перебоям в подаче электроэнергии, компьютеры просто точнее выполняют широкий спектр важных функций, чем мы. На них не влияют эмоции, чувства, желания, потребности и другие факторы, которые часто затмевают суждения и интеллект нас, простых смертных.

С другой стороны, люди по-прежнему превосходят компьютеры во многих отношениях. Мы выполняем задачи, принимаем решения и решаем проблемы, основываясь не только на нашем интеллекте, но и на нашем программном обеспечении с массовой параллельной обработкой — абстрактно, что мы любим называть нашими инстинктами, нашим здравым смыслом и, возможно, самое главное, нашим жизненным опытом. Компьютеры можно запрограммировать огромными библиотеками информации, но они не могут воспринимать жизнь так, как мы. Люди обладают чертами, которые мы иногда называем (опять же, абстрактно) творчеством, воображением и вдохновением. Человек может написать стихотворение, сочинить и сыграть музыку, спеть песню, создать картину или придумать новое изобретение. Компьютеры можно запрограммировать на выполнение некоторых из этих задач, но они не обладают врожденной способностью творить так, как это делают люди.

Что обо всем этом думают специалисты по искусственному интеллекту? Начнем с определения того, что мы подразумеваем под словами «умнее» или «умнее». Интеллект состоит из двух компонентов, говорит профессор Шломо Майтал, старший научный сотрудник Института С. Неамана в Технионе — Израильском технологическом институте. Одно — это способность учиться, другое — это способность решать проблемы. И в этих областях компьютеры могут быть умнее людей.

«Сегодня компьютеры могут учиться быстрее, чем люди, например, (IBM) Watson может читать и запоминать все исследования рака, чего не может ни один человек», — говорит Майтал. «С помощью глубокого обучения Watson также может решить проблему, например, как лечить редкую форму рака — и он это сделал. Так что в этом смысле компьютеры могут быть умнее людей».

Майтал указывает на еще один пример компьютерного интеллекта в своей статье «Скоро ли роботы будут умнее людей?» 10 февраля 1996 года компьютер IBM Deep Blue победил чемпиона мира Гарри Каспарова в первой из шести игр серии, а год спустя в конечном итоге выиграл серию — первый компьютер, которому это удалось. Был ли Deep Blue разумным? Да и нет, говорит Майтал.

«Нет, потому что он просто смог просчитать огромное количество возможных шахматных ходов за долю секунды», — пишет Майтал. «Скорость — это не интеллект. Но да, потому что он смог проанализировать эти шахматные ходы и выбрать лучший достаточно хорошо, чтобы обыграть Каспарова».

Компьютеры не имеют существенных ограничений, от которых страдают люди. По словам Сатьи Маллик из LearnOpenCV.com и основателя Big Vision LLC, они не ограничены биологией, не устают, могут часами обрабатывать числа и исключительно сообразительны при выполнении повторяющихся математических задач. .

«От А.И. С точки зрения перспективы, теперь мы можем обучать компьютеры выполнять многие задачи лучше, чем люди, например некоторые задачи визуального распознавания», — говорит Маллик. «У этих задач есть одна общая черта: для решения этих задач мы можем собрать огромное количество данных, и/или они повторяются. Любая повторяющаяся задача, которая создает много данных, в конечном итоге будет изучена компьютерами».

Но эксперты сходятся во мнении, что люди по-прежнему превосходят компьютеры в общем интеллекте, творчестве и здравом смысле познания или понимания мира.

«Компьютеры могут превзойти людей в определенных специализированных задачах, таких как игра в го или шахматы, но ни одна компьютерная программа сегодня не может сравниться с человеческим общим интеллектом», — говорит Мюррей Шанахан, профессор когнитивной робототехники на факультете вычислительной техники Imperial. Колледж в Лондоне. «Люди учатся достигать самых разных целей в самых разных условиях. Мы еще не знаем, как наделить компьютеры здравым смыслом в понимании повседневного мира, который лежит в основе общего человеческого интеллекта, хотя я уверен, что однажды нам это удастся».

Люди обладают творческим потенциалом и интуицией — обоими качествами, которыми компьютерный код не обладает, но, что более важно, может никогда не обладать, по словам Джона Грохола, основателя и генерального директора PsychCentral. com.

«Например, мы можем заставить компьютеры имитировать творчество, помещая произведения искусства в базу данных, а затем создавая новое произведение искусства из некоторого объединения», — говорит Грохол. «Но это то же самое, что и человеческое творчество, или компьютерный код просто следует набору инструкций? Я бы сказал, что это только последнее, что делает компьютер намного хуже, когда дело доходит до этого компонента интеллекта».

Компьютеры не имеют такого представления о значении, как человек, — говорит Яна Эггерс, генеральный директор компании Nara Logics, занимающейся искусственным интеллектом. «Даже если компьютер может определить эмоцию, он не понимает, что означает переживание эмоции», — говорит Эггерс. «Будут ли? Это возможно, но неясно, как это будет работать с текущими формами вычислений».

Но что, если перевести часы достаточно далеко вперед? Эксперты в целом согласны с тем, что компьютеры завтрашнего дня будут обладать некоторыми чертами, которые сегодня считаются уникальными для человека.

«Человеческий мозг состоит из 86 миллиардов нейронов (нервных клеток), и все они взаимосвязаны, — говорит Майтал. «Компьютерные нейронные сети имеют гораздо меньше «клеток». Но однажды такие нейронные сети достигнут сложности и изощренности мозга».

Все это, скорее всего, произойдет раньше, чем позже, считает Грохол. «Как только мы взломаем нейрокод, который управляет нашим мозгом, я считаю, что мы сможем воспроизвести эту структуру и функции искусственно, чтобы мы действительно могли создать искусственную жизнь с помощью искусственного интеллекта», — говорит он. «Я определенно мог предвидеть, что это произойдет в следующем столетии.

Некоторые люди, такие как ученый-компьютерщик Рэй Курцвейл и соучредитель Tesla Илон Маск, предостерегают от потенциальных опасностей ИИ, предвидя будущее типа Терминатора, в котором машины вышли из-под контроля. Нам, безусловно, нужно контролировать искусственный интеллект, чтобы мы могли управлять машинами, а не наоборот. Но вопрос, похоже, не столько в «злых» машинах в голливудском стиле, которые поднимаются, чтобы истребить жалких людей, сколько в согласовании: как мы можем гарантировать, что машинный интеллект, который в конечном итоге может оказаться совершенно за пределами нашего понимания, останется полностью совмещенным с нашим собственным?

Отчасти это переосмысление того, как мы подходим к этим вопросам.