Что относить к поисковым исследованиям?
В последнее время при формулировании задач, стоящих перед российским научным сообществом выделяют фундаментальные, поисковые и прикладные исследования. Для фундаментальных и прикладных исследований определения даны уже давно, это устоявшиеся понятия. В то же время с тем, что относить к поисковым работам, все далеко не так ясно. Тем не менее, в положениях о фондах и проводимых ими конкурсах понятие поисковых исследований встречается регулярно. В настоящей заметке я попытаюсь дать определение поисковым исследованиям и привести их отличительные характеристики.
Под поисковыми исследованиями следуют понимать те фундаментальные исследования, результаты которых могут быть использованы в реальной экономике в течение 10-20ти лет. Внедрение может осуществляться как в виде отдельных устройств, так и составных частей сложных технологий. В недалеком прошлом имеется множество примеров исследований, которые могут быть отнесены к поисковым. Так от времени открытия радиоактивного распада до создания атомной бомбы и первых реакторов прошло менее 20-ти лет. До минимума было сведено время от открытия полупроводниковых структур до создания первого транзистора. Многочисленные приложения, отмеченные нобелевскими премиями, породило и открытие Эйнштейном фотоэффекта.
В настоящее время на роль поисковых направлений могут претендовать открытие графена и работы в области метаматериалов – сред с отрицательным коэффициентом преломления.
Встает вопрос, а как определить относится то или иное направление к области поисковых работ? Мне кажется, здесь также может помочь наукометрический подход. Дело в том, что в патентах также принято делать ссылки на работы предшественников, чтобы наиболее точно обозначить суть нововведений, предлагаемых патентосоискателем. Оформление патента США дело достаточно дорогостоящее, затраты на его оформление и поддержание составят не менее 40 тыс. долларов, а неполное цитирование ставит эти деньги под угрозу. То есть патентная область – это одна из немногих областей, где обеспечивается непредвзятое и ответственное цитирование. Во вторых, патентные ссылки на работы показывают возможность применения результатов на практике.
К сожалению, две наиболее известные системы цитирования – Web of Science и Scopus не ведут учет патентных заявок, такая возможность есть только у Google Scholar (GS). Поэтому ряд стран, включая Великобританию, уже переходят к оценке исследователей при помощи этой системы, где можно легко создать персональный профиль с учетом публикаций на национальных языках.
Следует также отметить и еще одну важную область цитирования, не охваченную традиционными системами. Это анализ ссылок в научно-квалификационных работах (диссертациях). В этих работах соискатель также несет ответственность за полноту изучения поставленной проблемы, в том числе и работы предшественников.
Мне хотелось бы услышать мнения, как об уточнении определения поисковых работ, так и об способах их наукометрического определения.
2. Научное исследование, его объект, терминология и методы научного познания
2.1. Понятие и определение научного исследования
Научное исследование — это процесс изучения определенного объекта (предмета или явления) с целью установления закономерностей его возникновения, развития и преобразования в интересах рационального использования в практической деятельности людей.
Научные исследования классифицируют по видам связи с общественным производством и степени важности для экономики; целевому назначению; источникам финансирования и длительности ведения исследования. Рассмотрим две из них более подробно.
По видам связи с общественным производством научные исследования подразделяются на работы, направленные на создание новых технологических процессов, машин, конструкций, повышение эффективности производства, улучшение условий труда, развитие личности человека и т.п.
По целевому назначению выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и разработки (рис. 2.1).
НАУЧНЫЕ |
Фундаментальные
Прикладные
Разработки
Поисковые исследования
Научно-исследовательские работы
Опытно-конструкторские работы
Рис. 2.1 . Классификация научных исследований по целевому назначению
Фундаментальные исследования
Прикладные исследования направлены на нахождение способов использования законов природы для создания новых и совершенствования существующих средств и способов человеческой деятельности. Цель прикладных исследований – установление того, как можно использовать научные знания, полученные в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности человека.
В результате прикладных исследований на основе научных понятий создаются технические понятия. Прикладные исследования в свою очередь, подразделяются на следующие работы:
— поисковые исследования направлены на установление факторов, влияющих на объект, отыскание путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований;
— научно-исследовательские работы, в результате которых создаются новые технологии, опытные установки, приборы и т.п.;
— опытно-конструкторские работы, целью которых является подбор конструктивных характеристик, определяющих логическую основу конструкции.
В результате фундаментальных и прикладных исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов прикладных исследований к внедрению.
Научное исследование — это… Что такое Научное исследование?
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011. |
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды научных исследований:
Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.- Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.
- Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.
- Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
История
В XVI-ом веке Франсисом Бэконом высказана идея, о том, что наука может и должна организовываться для изучения природы и для развития наций. Утверждая таким образом экономический и политический интерес научного достижения, и необходимость для правителей не недооценивать стоимость их учёных, Бэкон закладывает основы научного исследования, институционализированного, окружённого научной политикой, принимающей участие в организации работ учёных, чтобы использовать лучше экономическое и военное достижение нации.
Но если Бэкон может символизировать значительный момент институционализации поиска, он — тем не менее не единственный учредитель.
В течение XVII-го века и именно XVIII-го века развиваются Академии, которые являются первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, организованной по воле меценатов.
Первые исследователи-специалисты появляются в XIX-ом веке.
Исследователи
Исследователь — это специалист, создающий новые знания. В широком смысле этого слова — исследователь это человек, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Например, Пржевальский и Д.Кук — в географии, Д. Менделеев — в химии и т. д. Исследователи создают новые знания, накопление которых позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе. Например,А.Эйнштейн, И.Ньютон, Дарвин, Магеллан….
Публикации
Научные исследователи публикуют свои работы в:
- журналах научных публикаций;
- коллективных трудах, объединяющих статьи журнала или исследования вокруг данной темы, координированных одним или несколькими исследователями, названными издателями;
- монографиях по исследовательской теме.
Финансирование
Финансирование играет важную роль в научных исследованиях. В основном научные исследования финансирует государство, но этим также занимаются частные лица и организации.
Научно-исследовательские учреждения
НИИ
Основная статья: НИИНаучно-исследовательский институт — учреждение, занимающееся исследованиями в области науки и техники, разработкой НИР и НИОКР, разновидность института. Обычно институты имеют закреплённую за ними аббревиатуру.
Научная этика
Научная этика — совокупность моральных принципов, которых придерживаются учёные в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Роберт Мертон в своих работах по социологии науки создал четыре моральных принципа:
- Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества.
- Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик её автора, например, его статуса.
- Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.
- Организованный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.
Существуют также ещё два принципа: самоценность истины и ценность новизны.
Учёный должен следовать принципам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах.
Не менее важным принципом научного этоса является требование научной честности при изложении результатов исследования. Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты, он может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом. Ссылки как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призваны зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, и обеспечивать четкую селекцию уже известного в науке и новых результатов.
Данный моральный принцип в реальности нарушается. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.
Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к макулатурной науке, идеологизации науки, и к возникновению учёных в средствах массовой информации.
См. также
dic.academic.ru
1.2. Виды научных исследований
Научное исследование является формой существования и развития науки. Оно представляет собой деятельность, направленную на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей. По целевому назначению научные исследования подразделяют на фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки.
Фундаментальные исследования направлены на открытие и изучение новых явлений и законов природы, человека и общества. Они обязательно включают глубоко прорабатываемую теоретическую часть и их часто называют теоретическими исследованиями. Например изучение фотосинтеза, учение о лесе, типы леса и др. Фундаментальные исследования могут иметь целенаправленный характер (например генетика, экология) и выполняются несколькими научными учреждениями или школой известного ученого.
Фундаментальные исследования в РФ разрабатываются преимущественно в институтах Российской академии наук (РАН) и университетах.
РАН была основана 8 февраля 1724 г. по «установлениям» Петра I. Ежегодно в РФ 8 февраля отмечается профессиональный праздник – день науки. Вначале президентами РАН были немецкие ученые: Л. Блюментрост – с 1725 по 1733 гг., И. Корф (1734-1740). Первым отечественным президентом был Г.К. Разумовский, которого назначили на эту должность в 18-летнем возрасте с учетом «особых способностей и приобретенного в науках искусства». Прослужил он на этом посту более полувека (1746-1798). Позднее Академию возглавляли многие выдающиеся ученые, например: А. Карпинский, В. Комаров, А. Несмеянов, А. Александров, М. Келдыш и др. Сейчас в системе РАН работает около 470 академиков (а всего со дня основания – 3,5 тыс. чел.), 700 членов-корреспондентов, 9,3 тыс. докторов наук и 26,5 тыс. кандидатов наук.
Первую в мире Академию основал философ Платон в 387 г. до н.э. Так жители Афин называли собрания его учеников, которые проводились за городом в священной роще, где был похоронен афинский герой по имени Академ. Позднее в средневековой Европе с подачи последователей Платона (неоплатоников) стали возникать объединения ученых, названные «академиями». Самих ученых, а вскоре и людей искусства разных направлений, стали называть академиками. В Европе первой академией наук считают Парижскую (1666), а до нее было создано Лондонское королевское общество (1660). Слова «наука» и «ученый» вошли в употребление в XVIII-XX вв., а до этого естествоиспытатели называли свое занятие «натуральной философией».
В РФ, кроме РАН, функционируют отраслевые академии: сельскохозяйственных наук (РАСХН), медицинских наук (РАМН), образования (РАО), архитектуры и строительных наук (РААиСН) и художеств (РАХ). Они, как и РАН, имеют государственный статус и финансируются из госбюджета. РАН имеет три региональных научных центра (Уральское, Сибирское и Дальневосточное) и 9 отделений (по областям и направлениям науки). В Уральском отделении (г. Екатеринбург) имеется 6 научных центров: Архангельский, Коми, Оренбургский, Пермский, Удмуртский и Челябинский. Отраслевые академии наук также имеют научные центры.
В последние два десятилетия в РФ создано более 60 общественных (негосударственных) академий наук.
Лесные исследования координирует РАСХН и отделение биологических наук РАН. Изучением леса в РФ занимаются: Институт леса им. В.Н. Сукачева (г. Красноярск), Всероссийский научно-исследо-вательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства (ВНИИЛМ) (г. Пушкино Московской обл.), Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства (СПбНИИЛХ).
На Урале исследованием лесов занимаются: УГЛТУ, Институт экологии растений и животных РАН (лаборатория дендрохронологии), Ботанический сад РАН (отделы лесоведения и ботанический), Уральский государственный университет им. А.М. Горького, а также лесные опытные станции.
Прикладные научные исследования направлены преимущественно на достижение практических целей и решение конкретных текущих задач. Наиболее эффективные разработки стараются быстрее внедрить в производство. Иногда говорят, что фундаментальные исследования работают на будущее, а прикладные – на настоящее. Примером прикладных научных разработок могут служить исследования по рубкам главного и промежуточного пользования, выращивание посадочного материала и др. По сравнению с теоретическими (фундаментальными) прикладные исследования в большинстве случаев относятся к краткосрочным (в лесном хозяйстве выполняются в 1-2, иногда в 3 года).
Поисковые исследования некоторые считают разновидностью прикладных. Они обычно связаны с поиском перспективных направлений в большой научной теме и отысканием более быстрых решений некоторых важных задач.
Разработки представляют исследования по внедрению в практику чаще всего прикладного характера, т.е. это своего рода доработка будущего промышленного образца. Примером разработки может быть приспособление, доработка какого-либо механизма при его переустановке с одного агрегата на другой.
По источнику финансирования научные исследования разделяют на бюджетные, хоздоговорные и инициативные (нефинансируемые). Хоздоговорные исследования финансируются организациями, выступающими заказчиками хозяйственных договоров с учеными или научными организациями. Нефинансируемые исследования выполняются по собственной инициативе их авторов.
В лесном хозяйстве при научных исследованиях за последние десятилетия стали применяться в большей мере системный подход и системный анализ, рассматривающие объекты изучения в системе (биогеоценоз, геоинформационные системы). Понятия и принципы системного подхода шире отдельных выявленных зависимостей. Сложные объекты рассматриваются по нескольким взаимосвязанным направлениям, которые затем сводят к общей конечной цели.
studfile.net
Поисковые исследования Википедия
Поискóвые исслéдования – это выполнение определенных действий, направленных на получение новых знаний или пополнение багажа уже существующих путем изучения и анализа новых объектов, территорий, банков данных и т.п. Состоят из последовательного логического выполнения определенных организационно-технических, методологических и методических процедур, основанных на постоянном и непрерывном поиске, анализе и систематизации полученной информации. Такой тип исследований может быть связан с изучением новых социумов, их традиций и мировоззрений в контексте тематики проводимых работ и поставленных целей в рамках конкретного проекта. [1]
Сферы проведения поисковых исследований
Человек – первоначальный носитель информации. Поэтому социологические исследования являются наиболее эффективными и действенными в рамках изучения многих вопросов. Поисковые исследования предполагают постоянный поиск новых фактов, закономерностей, знаний. Поиск этот будет прекращен в случае оптимальной приближенности к желаемым результатам в таких сферах как:
Поисковые исследования предполагают непосредственный поиск фактов и деталей, приводящих к ним, которые могут нести потенциальную пользу для проекта или в какой-то степени приблизить желаемый результат.
Очень популярными и распространенными на сегодняшний день поисковыми исследованиями являются маркетинговые исследования, в ходе которых может изучаться спрос на определенный товар или услугу в каком-то регионе и т.п. . По результатам таких действий устанавливают закономерности, могут корректировать политику развития брендов, продукции, определять приоритеты в работе компаний и многое другое. [2]
Что может изучаться в рамках поисковых исследований?
В зависимости от того, в какой области проводятся исследования, определяется круг задач, в рамках которых будут изучаться соответствующие данные, полученные от носителей выбранного социума, будь то жители определенной улицы, района, поселка, города или страны, континента.
Направления поисковых исследований
- установление наличия новых объектов, их свойств и методов
- подтверждение или опровержение выдвинутых гипотез и утверждений
- установление особенностей и дополнительных характеристик каких-либо объектов или систем
Как правило, поисковые исследования предполагают постоянный поиск и обработку новой информации, которая может быть полезна в рамках решения глобальных задач или фундаментальных исследований в выбранном направлении. Поисковые исследования – исток новой информации, без которой не может полноценно развиваться любой по сложности и тематике проект. Они дают возможность обнаружить факты или ранее неизвестные свойства объектов, которые могут сыграть существенную роль в разработках, формировании теоретических банков знаний, опровержении или подтверждении каких-либо гипотез и т.п.
Кем проводятся поисковые исследования?
Поисковые исследования могут проводиться либо заинтересованной группой людей, для которых проведение такого типа исследований является этапом проекта или стратегии, либо профессиональными командами исследователей.[3]
На сегодняшний день существуют частные лица, а также малые и крупные компании, профессионально занимающиеся исследованиями по многим направлениям. [3]
Длительность поисковых исследований
Может делиться на:
- установленным временем,
- достижением желаемого результата.
В первом случае время проведения исследований определяет заказчик или руководитель проекта, в рамках которого планируется его проведение. Как правило, информацию, которая была собрана за установленный период времени, структурируют, анализируют, обрабатывают с целью получения желаемых результатов.
Во втором случае работы не прекращают до тех пор, пока не будет достигнут желаемый результат. Поисковые исследования часто дают возможность получить изначальное представление об объекте или сущности, а также установить или подтвердить закономерности, которые ранее были сформулированы в виде гипотез.
Применение результатов проведенных поисковых исследований
Полученные в ходе проведенных исследований данные обрабатываются при помощи разнообразных аналитических методов – математической обработки, интеллектуального анализа и т.п. В большинстве случаев результаты таких исследований становятся ориентиром на пути принятия серьезных для конкретного проекта решений:
- выбора, подтверждения или смены стратегий развития,
- корректировки сущности или этапов проекта,
- расширения или сокращение масштабов выполняемых работ,
- включения новых формулировок и фактов в проект и многое другое.
Как правило, к обработке результатов поисковых социологических исследований подходят профессионально и конструктивно, часто привлекая квалифицированных специалистов аналитической сферы. Именно на основании результатов их работы будут определяться приоритеты и стратегии дальнейшего развития проводимых исследований. Иногда после анализа результатов следует кардинальная смена направления выполнения работ или же проект стремительно развивается в непрогнозируемом направлении.[4]
Поисковые социологические исследования, как правило, используют в том случае, когда объект анализа относится неизвестным ранее или малоизученным объектам. Они дают возможность получить абсолютно новые данные, благодаря которым можно установить новые факты, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые ранее гипотезы. Такие исследования могут быть начальным предварительным этапом, за которым последует более детальное изучение объектов определенной области в рамках конкретных проектов, а также выполнение прочих теоретических и эмпирических процедур.[5]
См. также
Критика
Только в редких случаях выполнение социальных поисковых исследований приводит к логичному завершению проекта, достижению поставленной цели. Чаще всего они являются начальной стадией, дающей исходные знания о предмете исследования, определяющей главные направления последующих видов исследований (уточняющих, описательных, аналитических и т.п.), которые направлены на решение одной глобальной научной проблемы. К тому же точность поискового исследования будет тем выше, чем больше разнообразных аспектов будет проанализировано в результате его проведения и чем более длительное время будет выделено на это.
Примечания
- ↑ Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. ‒ Екатеринбург: Изд-во Урал, ун- та, 1998.
- ↑ Market Intelligence: How and Why Organizations Use Market Research — Мартин Каллингэм
- ↑ 1 2 «Маркетинговые исследования» Соколова М.И., Гречков В.Ю.
- ↑ Вентцель Е. С. Исследование операций: задачи, принципы, методология.
- ↑ Исследование операций — Ржевский С.В. 2013
Ссылки
Литература
wikiredia.ru
Научное исследование. Виды научного исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при целостном подходе к объекту изучения, рассмотрении этого объекта в возникновении и развитии, т. е. в применении исторического подхода.
Изучать в научном смысле – это значит, вести поисковые исследования, как бы заглядывая в будущее. Воображение, фантазия и мечта, опирающиеся на реальные достижения науки и техники, – это важнейшие факторы научного исследования. Это также означает быть научно объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение: сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты, и даже открытия, из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.
Развитие идеи до стадии решения задачи совершается обычно как плановый процесс научного исследования. Науке известны и случайные открытия, но только плановое, хорошо оснащенное современными средствами, научное исследование надежно позволяет вскрыть и глубоко познать объективные закономерности в природе. В дальнейшем процесс целевой и общей идейной обработки первоначального замысла продолжается, вносятся уточнения, изменения, дополнения, развивается намеченная схема исследования.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий. Характеризуя научное исследование, обычно указывают на его следующие отличительные признаки:
— это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
— это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
Научное исследование характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; ему присуща строгая доказательность и последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений и ситуаций, их совокупность.
Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том, чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают, функционируют, развиваются такого рода явления, т. е. проникнуть в их глубинную сущность.
В качестве основных средств научно-теоретического исследования применяют следующее: совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в систему; совокупность понятий, строго определенных терминов, связанных между собою и образующих характерный язык науки.
Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьи, монографии, учебники, диссертации и пр.) и затем, после их всесторонней оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания и в обобщенном виде включаются в руководящие документы.
Различают:
1.Эмпирическое исследование: не имеют теоретической базы, позволяют накопить лишь первоначальные научные факты.
2. Теоретическое исследование :некоторые теоретические обобщения, на основе которых формулируется новые теоретические выводы.
По характеру исследование различают:
Фундаментальные- познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.
Прикладные- проводят в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.
Монодисциплинарные –проводят в рамках отдельной науки.
Междисциплинарное — проводят в рамках нескольких наук.
Аналитическое – направлено на выявление одного наиболее существенного по мнению исследователя аспекта реальности.
Комплексное — ориентировано на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реальности.
По цели проведения:
Поисковые — проводят тогда, если заявленная проблема ранее не ставилась, или в исследовании ставится попытка решить новым способом.
Критические — проводят в целях опровержения существующей теории, модели, законов, или для проверки того, какая из 2-х альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность.
Уточняющие — направлено на установление области, прояления теорий или эмпирической закономерности.
Воспроизводящие — основано на точном повторении исследования предшествующих, для определения достоверных, надежных и объективных полученных результатов.
Еще выделяют:
Обзорно-аналитическое исследование- подбор и изучение литературы по теме исследования с последовательным системным изложением и анализом переработанного материала.
Обзорно-критическое- обзор+ критика того, что уже сделано по проблеме и соответствующие выводы.
Теоретическое – содержит теоретические положения автора, направлено на решение поставленной проблемы. В таком исследовании должна прослеживаться логика и непротиворечивость суждений.
Эмпирическое (опытное)- в основе лежат реальные достоверные факты. Не предполагает создания искусственных ситуаций для выявления и сбора необходимых фактов. В таком исследовании просто наблюдается, фиксир, описыв то, что происходит в жизни без вмешательства исследователя. Оно бывает описательное( опытным путем добываеются и описываются новые факты) и объяснительное(сбор, анализ+ объяснение).
Методическое исследование- заключается в разработке, обосновании, проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности новой методики.
Экспериментальное исследование- самый сложное трудоемкое. В эксперименте всегда создается искусственная ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируется оцениваются действия этих причин, выявление статистических связей между явлениями.
Этапы научного исследования
Любое научное исследование включает в себя ряд этапов.
1. Постановка научной проблемы
Проблема- это теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.
Виды научных проблем:
— проблема описания явления
-проблема выявления закономерностей
-проблема объяснений
-проблема предсказания.
Этапы постановки проблемы:
1)обнаружение дефицита инфо
2)осознания потребности устранения этого дефицита
3)описание проблемной ситуации на естественном языке
4)формулирование проблемы в научных категориях и терминах.
Проблема должна быть актуальной. Проблема выбирается исходя из предпочтений и интересов.
На этом этапе формулируется тема исследования, она не должна превышать 6-7 слов.
Общая цель- это образ будущего результата, к которому должно привести исследование. Наиболее часто встречаются:
-описание нового факта или явления;
-выявление взаимосвязи психич явлений;
-изучение динамики псих явления;
-обобщение, как выделение наиболее существенных явлений.
Определяется объект- это фрагмент реального мира на который направляется исследовательское усилие.
Существует 2 подхода определения объекта:
1)Объект- конкретные психическое явления
2)Объект-элемент измерения, т.е. те единицы, которые в исследовании подвергаются измерительным процедурам.
Объектом исследования могут быть:
Индивид, диада, группа.
Предмет- это те или иные стороны, св-ва, хар-ки объекта, которые представляют научный интерес в связи с решаемой проблемой. Предметом исследования является психика(психич процессы, состояния, св-ва и др). Задачи- цели второго порядка через решение которых достигается конечная цель.
Можно выдвинуть предварительную гипотезу.
2. Теоретический анализ проблемы
Работа с той информацией, которая есть по данной проблеме, далее формирование авторской модели изученного явления, уточнение научной проблемы.
3. Формулировка гипотез исследования
Гипотеза- это научно-обоснованное высказывание вероятностного характера о сущности изучаемых явлений действительности. Признаки хорошей гипотезы:
-адекватность проблеме
-правдоподобность
-проверяемость
4. Планирование исследования.
Строится программа исследования, выбираются методы и конкретные методики его реализации.
5. Проведение исследования оп намеченному плану
Осуществляется фиксация результатов
6. Анализ и интерпретация полученных данных.
Первичный анализ данных, их матем обработка, интерпретация, исходная гипотеза проверяется на достоверность, обобщаюися новые факты, формулируются закономерности.
7. Формулирование выводов.
infopedia.su
Статья на тему «Поисковые и исследовательские технологии»
Поисковые и исследовательские технологии
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Сегодня УУД (универсальным учебным действиям) придаётся огромное значение. Как мы уже знаем, УДД — это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
Какое место имеют поисковые и исследовательские технологии в формировании системы УУД?
Здесь важно вспомнить, что УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Напомню, что поиск определяется как «информационный процесс извлечения объекта из большого массива данных». Исследование – это «процесс и результат научной деятельности, направленной на получение общественно-значимых новых данных» [Психолого-педагогический словарь для учителей, С. 191, 346]. Но поскольку оба типа технологий основаны на деятельности учащихся в ходе решения проблем и самостоятельном научном или практическом поиске, обычно их не разделяют или рассматривают как две части единого целого.
Какое место при новом подходе к образованию будет занимать поисковая и исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
Иногда педагогам знания и опыт детей кажутся слишком ограниченными, недостаточными по сравнению с тем, что знает сам учитель, поэтому учителя стараются рассказать как можно больше сами. Но если ученик будет получать знания в готовом виде, он мало что запомнит. Есть исследования, которые говорят о том, что человек запоминает 20% услышанного, 40 % увиденного и почти 100% из того, что он сделал сам. Значит, нужно заставить мысль школьника работать. Исследовательское обучение по ФГОС, это — обучение построенное на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Сущностной характеристикой обучения, основанного на поисковом подходе, является рефлексия учащихся, которая проводится в конце занятий и помогает детям понять, что нового они узнали, чему научились, какие качества у себя развили, чем полезны для них новые знания. Рефлексия обычно происходит в процессе анализа урока, проводимого в микрогруппах.
Процесс поискового и исследовательского обучения направлен не только на приобретение знаний. В ходе его у учащихся формируются метапредметные и личностные компетенции:
поиска знания;
обучение основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу, обобщению.
формирование культуры рефлексивного мышления;
формирование навыков выбора направления деятельности и принятия решений;
обучение процедурам обсуждения, формирование дискуссионной культуры;
эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности;
эмоциональная и интеллектуальная рефлексия хода обучения, включающего имитационное и ролевое моделирование.
Каков же конкретный алгоритм самостоятельного поиска знания и, соответственно, построения урока в исследовательском обучении? Для поискового и исследовательского обучения характерна следующая последовательность обобщенных этапов учебного процесса:
1. постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;
2. поиск фактов для лучшего понимания проблемы, ее уточнения, поиска путей и возможностей ее решения;
3. максимально широкий поиск нового знания, информации, практических примеров, выдвижение идей, которые помогут решить поставленную проблему; оценка информации, знания, примеров и идей откладывается до того времени, пока учащиеся не сформулируют их наиболее полно;
4. поиск решения, при котором отбирается найденная информация, анализируются приобретенные знания, высказанные идеи подвергаются анализу и оценке; для воплощения выбираются лучшие из них;
5. обобщение отобранной информации, формулировка способа решения проблемы, поиск признания найденного решения окружающими.
Приведенные этапы учебной деятельности ясно показывают основные отличия поискового обучения от традиционного:
Во-первых, знание не дается детям в готовом виде, оно предоставляется им в виде проблемы, которую они должны решить самостоятельно. Знание становится не целью обучения, а средством решения проблемы. Дети понимают необходимость для себя нового знания (без него не решить поставленную проблем), что значительно повышает их мотивацию и активность.
Во-вторых, активность и самостоятельность детей на уроке гораздо выше. Учащиеся разбиваются на группы, в которых сами уточняют проблему, определяют, какие знания и источники информации им необходимы, работают с этими источниками, обобщают полученный вариант решения проблемы. Разумеется, учитель не остается молчаливым наблюдателем, но он оказывает помощь группам только тогда, когда она нужна.
В поисковом и исследовательском обучении предъявляются конкретные требования к деятельности учителя, который должен:
Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.
Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.
Побуждать учащихся выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.
Давать учащимся возможность исследовать свои предположения, например, путем проведения опыта или обсуждения в малых группах.
Давать учащимся возможность применить новые представления к широкому кругу явлений, ситуаций для того, чтобы они поняли и оценили их прикладное значение.
Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
Видеть проблему.
Уметь выдвигать гипотезу.
Самостоятельно ставить задачи.
Планировать и оценивать свою работу.
Уметь наблюдать.
Уметь проводить эксперимент.
Уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументированно говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.
Таким образом, основная задача поисковой и исследовательской технологии — научить ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовить к взрослой жизни.
infourok.ru