Содержание

«И надо оставлять пробелы…» | Наука и жизнь

Нам постоянно встречается множество коварных «двуличных» слов, которые нужно писать то слитно, то раздельно. «Я тоже читаю «Науку и жизнь»». Здесь тоже — союз, его можно заменить на и: «И я читаю журнал», поэтому пишем слитно. «Мне рассказали то же, что я уже слышал раньше». Здесь то же — местоимение и частица, рядом с ними можно подставить самое: «Мне поведали то же самое». Подобных случаев много: зато, причём, притом, также и другие. В таком разнообразии немудрено запутаться. А что породило путаницу? Ответить и легко и сложно.

Лайош Кашшак. Picturial Architecture (Живописная архитектура). 1922 год. Разноцветные фигуры на картинах знаменитого венгерского писателя и художника Лайоша Кашшака (1887—1967) обозначают не что-то внешнее, а сами себя.

Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская, член-корреспондент АН СССР, всю жизнь изучала средневековую западноевропейскую историю и письменность. Её труды показывают, как менялись материал и орудие письма, облик букв.

Памятник середины XI века «Остромирово евангелие».

Каролингский минускул — тип письма, который возник во второй половине VIII века, в эпоху каролингского возрождения (эпоха правления королей франков Карла Великого, Людовика Благочестивого и Карла Лысого).

Образец готического письма, которое получило распространение в ряде европейских стран с середины XII до XVII века. С началом книгопечатания появились наборные готические шрифты.

Евфимий Фёдорович Карский (1860—1931), академик Петербургской академии наук. Исследовал культуру, литературу и языки славянских народов, издал «Лаврентьевскую летопись». Автор классического описания происхождения славянских букв.

Открыть в полном размере

Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания регулирует специальный раздел орфографии. Так, в изданном под редакцией Владимира Лопатина Полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» раздел о слитном, дефисном и раздельном написании включает в себя 38 (!) параграфов, изложенных на 46 (!) страницах. Эти правила формировались постепенно — в книгах, письмах, личных и деловых записках — и в том виде, как мы их теперь знаем, закрепились только в ХХ веке. Все они так или иначе регулируют использование пробела.

История пробела в чём-то похожа на содержание авантюрного романа. В нём самозванец без роду и племени появляется неведомо откуда и постепенно подчиняет всех своему влиянию, приобретает власть и диктует свои законы. Реконструировать сложный нелинейный процесс удалось по данным палеографии — науки, которая занимается древними рукописями.

Наиболее подробно историей пробела в латинском письме занимались Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская (1874—1939) и её ученица Александра Дмитриевна Люблинская (1902—1980), которая утверждала: «В рукописях V—IX вв. пунктуация развивалась параллельно процессу разделения текста на отдельные фразы и слова», то есть около тысячи лет (с середины I тысячелетия до н. э. по V век н. э.) латинское письмо оставалось сплошным.

И только в V—IX веках началось разделение текста на единицы. Процесс не отличался чёткостью и представлял собой поле самоорганизующихся поисков.

На смену прежнему порядку пришёл хаос. И его результат во многом был непредсказуемым. Текст мог расчлениться на предложения, а внутри них оставаться сплошным, как это сейчас наблюдается в бирманском языке, где пробелами отделяются друг от друга только части предложения, а внутри них письмо слитное. Текст мог разделиться на ритмико-интонационные единицы, а внутри них оставаться сплошным, как к тому подталкивали первые знаки препинания. Он мог разделиться на морфемы и предложения, на слова и предложения, на слоги. И так далее, в самых различных комбинациях.

Перечисленные варианты вовсе не теоретические фантазии. Они содержались в самом характере восприятия текста писцами. Что сокращали писцы, прямо отражало то, что они считали единицами. Например, в тиронской (от имени римского грамматика Тирона) системе стенографии, которая возникла в I веке до н. э., использовались два типа разбивки текста: специальные значки для обозначения слогов и специальные значки для обозначения основы и окончания. То есть потенциально существовали самые разные пути разбивки текста.

Поиск нового типа письма с пробелами продолжался и в XI веке. Слова в текстах того времени более или менее разделены, хотя промежутки между ними ещё не всегда отчётливы. Процесс разделения слов в строке завершился только в XIII веке — с утверждением готического письма, в котором слова на общем фоне, благодаря тесному сцеплению букв внутри них, выделены резче. Венгерский палеограф Иштван Хайнал (1892—1956) установил, что техника беглого письма в XII—XIII веках могла развиться только в результате интенсивного обучения письму в высших учебных заведениях. Получается, что именно университетское образование повлияло на исход процесса, ввело нынешнюю норму употребления пробела между словами, а затем утвердило её благодаря издававшимся в разных странах многочисленным учебникам по каллиграфии.

Параллельно с утверждением новой нормы шло устранение следов старой, о чём повествуют многочисленные палимпсесты — рукописи, написанные поверх уничтоженных старых. Стирание старых рукописей стало профессией и весьма востребованным делом. Мастерские, в которых оно проводилось, Ольга Добиаш-Рождественская образно и точно называет «патентованные прачечные Средневековья». Кроме того, в XII веке монастыри перестают быть центрами книжной культуры и сами вынуждены обращаться к услугам наёмных писцов, среди которых много студентов университетов. Из-за этого меняется и отношение к письму: из священного искусства или канцелярской тайны оно становится рабочим орудием. Студенты вносят изменения, которые им диктует их греко-латинская учёность.

Соберём картину. С середины I тысячелетия до н. э. по V век н. э. латинское письмо оставалось сплошным (без пробелов). С V по XIII век проходит процесс разделения текста на сегменты, который мог иметь различные исходы. В XII веке в этот процесс вмешивается школьное и университетское образование, транслирующее греко-латинскую традицию восприятия языка.

А с XIV века пробел между словами в письме становится обязательной нормой.

Попробуем проанализировать, не было ли это вызвано внешними причинами, например сменой того, на чём люди писали. Остановимся на трёх самых распространённых материалах в последовательности их появления: папирус, пергамен (специальным образом обработанная кожа), бумага. Восковые таблички и папирус существовали до I века, но ими пользовались и гораздо позже. На Западе пергамен упоминается с I века, во II и III веках он соперничает с папирусом и постепенно его вытесняет, а в IV веке уже господствует. Появление пергаменного кодекса (книги) вместо папирусного свитка совпало с мировоззренческой революцией: на смену античному язычеству пришло христианство.

Техника работы со свитком или с кодексом отличается буквально во всём. Копирование свитка предполагает участие двух человек: поскольку свиток сворачивается, один диктует, другой пишет. Кодексы (сшитые книги) можно раскладывать рядом. Так повышались степень точности цитирования, уровень обобщений, мера критичности.

Ольга Добиаш-Рождественская видит в смене свитка на книгу возникновение принципиально нового типа литературного труда.

При этом более консервативная, чем литература, канцелярия (особенно церковная) ещё много веков держится за папирус. В IV—V веках все императорские и городские италийские хартии пишутся на папирусе. Папская канцелярия пишет на папирусе до XI века, в конце чередуя его с пергаменом.

В Китае бумага известна с I века, арабы узнали её после завоевания Самарканда (704 год). А в X веке новый материал начал распространяться в Европе. Регистры Королевской канцелярии Испании уже в XII веке пишутся на бумаге, правда, в XII—XIII веках ей доверяли только малоценные документы. С XIV века бумага становится соперницей пергамена.

Получается, что смена писчего материала происходит в иной временно́й последовательности, чем завоевания пробела. То есть прямой связи между господствующим материалом для письма и пробелом нет: пергамен вытесняет папирус тогда, когда письмо ещё сплошное, а бумага вытесняет пергамен тогда, когда новая норма уже утвердилась. В XV веке пергаменная книга уже редкость, хотя как исключение встречается до XIX века. При этом нужно помнить, что все материалы сосуществовали веками.

А как могло подействовать орудие письма? История знала стиль, или стило (железная либо бронзовая палочка, заострённая с одного конца и закруглённая с другого), калам (заострённая камышовая тростинка), перо (заострённое и расщеплённое птичье перо, позднее — железное). Понятно, что переход с дощечек на пергамен вызвал смену стиля на калам. Потом, не позднее V века, появляется гусиное перо. В VI веке Исидор говорил о том, что калам соперничает с пером. Перо появилось в иконографии ирландских евангелий VIII—IX веков. Ломаные формы готического письма и его победу в XII веке объясняют использованием пера.

Итак, смена орудия письма (как и материала) происходит в иных временны́х рамках. Получается, что появление пробела в Западной Европе — процесс самостоятельный, не связанный с материалом, орудием и типом букв. Он шёл независимой дорогой, движение по которой контролировали совсем другие регулировщики — университеты.

Славянское письмо со времени возникновения (ориентировочно не позднее IX века) тоже было сначала сплошным, с редкими случайными примерами раздельного написания. Семь или девять столетий сплошного письма в пространстве православного славянского мира по своим временным рамкам соответствуют промежутку, в течение которого в Европе активно развивался и завершился процесс появления пробелов.

Кириллица и латиница находились в едином географическом и культурном пространстве или по крайней мере в смежных пространствах. Конечно, сам факт их тесного соседства вовсе не обязательно должен был привести к полному уподоблению: быстрому появлению пробелов в кириллических текстах. Но это соседство заставляет взглянуть на отсутствие пробелов как на явление, требующее объяснения. И ответов на этот вопрос имеется несколько.

Сплошное письмо — обязательный этап естественного самостоятельного развития любой письменности. Например, в арабском (до XX века), арамейском, древнегреческом, древнееврейском, латинском, финикийском и других языках пробелы не использовались. Не знала их и глаголица (ещё одна славянская азбука). В современных китайском и японском языках они до сих пор остаются редкими элементами.

Длительность этого этапа различается: какие-то письменности проходят его за срок около тысячи лет, где-то он длится больше, а какие-то культуры вообще не выходят за его рамки, так на нём и остаются. Это, несомненно, как-то характеризует языковые традиции, но как именно, пока не понятно.

Кириллическое письмо, как и латинское, — прямой потомок греческого. Можно сказать, что латинский и славянский алфавиты — родные братья по отцу, греческому алфавиту: латинский — старший, славянский — младший. Сплошное письмо в греческих текстах господствовало дольше, чем в латинских, и было представлено во время создания кириллицы и первых переводов.

Интересно то, что разграничительные знаки (прототипы знаков препинания, функционально сходные с ними) в кириллическом (равно и в латинском) письме появились и использовались гораздо раньше, чем пробелы. То есть смысловое и/или ритмико-интонационное членение текста, что вполне естественно, осознавалось и передавалось писцом, но оно никак не было связано с членением текста на слова.

Этот процесс — процесс членения с помощью пробелов — начался с XVI века. Среди древнейших первопечатных книг есть такие, где все слова напечатаны слитно, например «Краковский часослов» (1491), «Виленское четвероевангелие» (1575), и такие, в которых присутствуют пробелы, но они не отделяют друг от друга все слова. Самоорганизующийся процесс продолжался до XVIII века. Первая датированная печатная книга в России вышла в XVI веке. По расположению текста на её страницах отчётливо видно, что процесс идёт хаотично. Завершение его в XVIII веке петербургский лингвист Евфимий Карский напрямую связывает с развитием книгопечатания и образования: «У нас, под влиянием грамматических знаний, слова пишутся и печатаются отдельно одно от другого…». Вспомним, что именно в XVIII веке был образован Московский университет.

История пробела в кириллическом письме в точности повторяет его историю в письме латинском и состоит из тех же трёх этапов: сплошное письмо, самоорганизующийся процесс появления пробелов, завершение процесса под влиянием университетского образования, передающего греко-латинскую лингвистическую традицию.

Так что пробел — единица для общей истории письменности относительно молодая. В латинском письме пробел стал нормой 600 лет назад, с XIV века, а до этого оно существовало как минимум 1900 лет. В кириллическом письме пробел стал нормой 200 лет назад, с XVIII века, а до этого письменность существовала как минимум 900 лет. Куда большую часть исторического времени люди писали, читали и понимали тексты без пробелов. Подчеркнём, писали они не только хозяйственные документы и послания типа тех, что сохранились на берестяных грамотах. Эпические поэмы Гомера, стихи Гесиода и Сапфо, трагедии Еврипида и Софокла, Библия и Дхаммапада, труды Аристотеля — всё, что стало основой человеческой цивилизации, первоначально написано и много веков читалось без пробелов.

А сейчас попробуйте быстро прочесть строки из стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Бориса Пастернака: «инадооставлятьпробелывсудьбеанесредибумагместаиглавыжизницелойотчеркиваянаполях».

Автоматически это прочесть не удаётся, нужны дополнительные усилия. А ведь с русским языком со времени узаконения пробела (тем более со времени написания этого стихотворения) ничего серьёзного не произошло. Отсюда простой вывод: случилось что-то с читателями, то есть с нами. Само первоначальное самопроизвольное (из ниоткуда) появление пробела в письменности таинственно, но загадки связаны не с языком, а с человеком.

Современный английский лингвист Пол Санджер связывает появление пробелов с тем, что люди учились (приобретали способность) читать про себя, то есть сплошное письмо отражает этап истории, когда люди умели читать только вслух, а письмо с пробелами — период, когда они наконец-то смогли и могут читать, не проговаривая текст вслух. Однако следуя этой логике, получается, что, например, китайцы и японцы до сих пор не умеют читать про себя?! Михаил Эпштейн, российский лингвист, эссеист и культуролог, считает пробел «белой дырой», из которой появляются новые смыслы. Это самое оригинальное и красивое восприятие пробела, но оно не даёт ответа на вопрос, откуда возникали новые смыслы, когда пробелы отсутствовали.

Возможно, пробел связан с какими-то изменениями в темпе речи? Или же его предопределили какие-то изменения в типе восприятия информации? Не исключено, что пробел — показатель стремления к удобству, а может быть, он связан с революцией в распространении грамотности, таким этапом, когда доступ к ней стала получать не только элита, а самые широкие слои населения. Разрушение элитарности потребовало новых, подгоняемых под усреднённого человека форм взаимодействия с текстом. Можно предположить даже, что пробел отражает переход определённого коллектива от континуального (то есть целостного, недетализированного) взгляда на мир к дискретному (то есть предполагающего вычленение деталей). Получается, что пробел стал своего рода пограничным столбом или, правильнее, широкой полосой, до появления которых люди больше ориентировались на связь между явлениями, а потом стали уделять внимание и их разности.

Но вне зависимости от причин естественного появления пробела, очевидно, что его употребление взяли под контроль школы и университеты и приписали ему значение, отражающее их взгляды.

Это переносит древнюю историю пробела в поле актуальной современной научной дискуссии, которая далека от завершения, потому что касается одного из главных спорных моментов в лингвистической среде: существует ли в реальности слово или это выдумка (см. «Наука и жизнь» № 6, 2010 г.).

В любом учебнике можно прочесть о том, что оно есть. Но многие крупные учёные отказывали слову в правах лингвистического гражданства, среди них швейцарцы Шарль Балли и Фердинанд де Соссюр, американцы Леонард Блумфилд, Эдвард Сепир и Франц Боас, канадец Генри Глисон, француз Андре Мартине, россиянин Лев Щерба.

До сих пор единственным основным аргументом в защиту слова остаётся пробел. Но его история показывает нам, что в современном виде он возник как результат прямого искусственного воздействия. Словоцентрическая по своей природе греко-латинская лингвистическая традиция сначала объявила (постулировала) слово центральной единицей языка, а затем, спустя тысячелетие, закрепила это представление в письме и тем ввела его в разряд неоспоримых истин, хотя оно остаётся спорным. То есть пробел в этом споре вовсе не независимый свидетель, а агент влияния.

Интересно, что и сейчас, в XXI веке, время от времени появляются попытки писать без пробелов, например в СМС-сообщениях, в чатах, хэштегах.

А в заключение «маленькая хитрость» из области языка. По характеру пробелов в рукописи можно многое узнать о человеке. Одинаковые пробелы говорят о собранности и уравновешенности, маленькие — о торопливости, а большие — о широте и спокойствии.

Важность пустоты. Пробелы и интервалы

Тридцать спиц соединены одной осью,
но именно пустота между ними
составляет суть колеса.
Лао Цзы

Чтобы слышать слова, нужно отчётливо видеть паузы.
Леонид Сухоруков

Текст — это буква, слово и строка. Они воспринимаются отдельными сущностями оттого, что окружены пробелами.

Пробел — это вроде пустое место и отсутствие всего, но без него не бывает содержания. Стоит только рассмотреть, как разнообразны виды пробелов и какие специалисты ими занимаются, чтобы убедиться, насколько важны пробелы в типографике: правильные пробелы задают идеальный ритм восприятия текста. В этом случае пробелы становятся интервалами. Поэтому профессиональной задачей вёрстки и является превращение «естественных» пробелов в «ритмические» интервалы.

Однако сначала рассмотрим, откуда берутся пробелы у буквы, у слова и у строки.

Буква. Первоначально пробелами вокруг буквы занят дизайнер шрифта. Именно он определяет размеры элементов, которые создают вокруг каждой конкретной буквы «комфортное» пространство с учетом контура и внутрибуквенного просвета (counter). И это пространство едва ли не важнее самого знака.

И буква не стоит сама по себе, а располагается в пределах кегельной площадки, поэтому кроме изображения буквы требуется определить ещё «невидимые» элементы. К ним относятся, в частности, полуапроши (sidebearing), то есть пустые пространства слева и справа от буквы до границ кегельной площадки. Полуапрошами они называются потому, что когда две буквы соприкасаются, то образуется полный апрош — межбуквенный пробел (interletter spacing). Это в свою очередь означает, что в процессе набора текста апроши образуются «естественно». Обычный пользователь, нажимая буквенную клавишу, об этом даже и не задумывается.

Слово. Первоначально пробел между словами — это тоже забота дизайнера шрифта. В зависимости от характера шрифта он определяет ширину знака, который всегда стоит в шрифтовом файле непосредственно после служебных символов под номером 32. С пробела начинается перечень всех многочисленных знаков шрифтового файла. Пробел требует компромиссного решения: его размер должен уверенно отделять одно слово от другого, но при этом не настолько, чтобы визуально разрывались фразы и предложения.

Если апрош образуется без особых действий со стороны пользователя, то знак пробела «вызывается» из файла с помощью соответствующей клавиши на клавиатуре. Размер клавиши также «говорит» об особой значимости пробела и частотности применения: это самая длинная клавиша.

Строка. Отделять строки друг от друга принято, задавая значения интерлиньяжа. Однако и здесь всё не просто. Когда текст набирался металлическими литерами, то интерлиньяж образовывался просто за счёт заплечиков — пустых пространств сверху и снизу от буквы в пределах уже упомянутой кегельной площадки. При соприкосновении букв соседних строк образуется «естественный» интерлиньяж. В программах вёрстки установленный интерлиньяж отрабатывается автоматически при переходе на новую строку.

Итак, понятно, откуда в текст попадают основные элементы пространства — апрош, пробел и интерлиньяж: они фиксированы в шрифтовом файле дизайнером шрифта. Далее шрифтовой файл, будучи инсталлированным в операционную систему, поступает в распоряжение пользователя.

Если пользователь набирает обычный канцелярский текст, то значений по умолчанию вполне достаточно, так как такой текст не претендует на какой-либо эстетический уровень. К сожалению.

Иное дело — книжный и журнальный текст! Кстати, стоит отметить, текст и текстиль — однокоренные слова. И не случайно. Гармонично набранный текст, как и хорошо «связанный» текстильный материал, не должны иметь случайных сгустков и разрежений, а быть идеально ровными.

Поэтому задача дизайнера состоит в том, чтобы все виды пробелов (включая поля и всевозможные отбивки) стали интервалами (в «музыкальном» смысле), а именно гармоничными чередованиями контрастных пятен цвета и пустот. Главный критерий — легкость и ритмичность чтения.

Какие есть средства у грамотного дизайнера для того, чтобы пробелы стали интервалами?

Апрош. Если обычный пользователь не задумывается об апрошах, то на долю профессионального дизайнера, форматирующего тексты, тут выпадает множество проблем. Все буквы имеют разнообразные формы и соответственно разные площади внутрибуквенных просветов.

В металлическом наборе для каждого кегля создавался набор литер, площадки которых имели оптимальные полуапроши, поскольку размер литер был фиксированным. Иное дело — цифровой шрифт. Для него дизайнер шрифта добавляет полуапроши, которые удовлетворительны для текстовых кеглей, но для более крупного шрифта все соотношения сразу нарушаются, и возникает необходимость восстанавливать ритмическое равновесие внутрибуквенных просветов и апрошей. Это особенно важно, если в гарнитуре отсутствует специальные акцидентные начертания (display style).

Для того чтобы выполнить эту задачу, существует технология кернинга (изменение пробела между определёнными парами букв). Кернинг можно использовать следующим образом.

Для автоматического кернинга в шрифтовой файл добавляется довольно обширная таблица кернинговых пар, а именно список неудобных сочетаний букв (скажем, To, Ty, Гу), букв и знаков (например, г. , О!) со значениями сдвигов. Программа вёрстки, например, Adobe InDesign, используя эти данные, автоматически уменьшает или увеличивает апроши, чтобы слово выглядело визуально уравновешенно. Если этого не происходит, то либо в шрифтовой файл не включена соответствующая таблица (очень старый или непрофессиональный шрифт), либо необходимо выбрать опцию Metrics (Метрики) в пункте меню Kerning (Кернинг). Этот вариант оптимален для сплошного текста.


Учебная работа Виктории Голубевой

Там же предусмотрен и другой способ, а именно вариант Optical (Оптический), который выполняет настройку апрошей в соответствии с характером символов (вычисляя пустые площади вокруг букв и пытаясь их уравнять). Данную опцию стоит применять для более крупного текста.


Учебная работа Елены Голоборотько

Разумеется, эта последняя функция является квазиоптической и не может сравниться с глазомером опытного графического дизайнера. Поэтому в программе вёрстки возможна и ручная настройка интервалов с очень высоким уровнем точности (1/1000 текущего кегля). Тактика такова: выделить самое критичное сочетание букв, выставить допустимое значение, затем визуально уравновесить все остальные апроши в слове или фразе. Ручной режим применяется для очень крупных заголовков, для логотипов и т. д., но именно таким образом можно обеспечить идеальные интервалы между буквами, что очень важно для целостного восприятия слова. Единственный недостаток — трудозатраты, так как метод требует ряда итераций для каждого отдельного слова. Но как говорил великий Ян Чихолд: Type, like all art, is not for the impatient ones (Шрифт, как и любой вид искусства, не годится для нетерпеливых).


Учебная работа Анастасии Прокопчук

Пробел. У пробелов между словами, как только они попадают в текст, начинаются «приключения». Если текст имеет левую выключку, то есть имеет рваный правый край (right ragged), то пробел сохраняет свои исходные размеры. Но как только текст выравнивается по обеим сторонам (justified), то пробелы в строке могут увеличиваться или уменьшаться для того, чтобы обеспечивать требуемое выравнивание. В результате возникают «дыры» и даже целые «коридоры» (rivers в английской терминологии).

Поэтому наборщики всегда были озабочены тем, чтобы для выполнения разных задач по отделению слов друг от друга, иметь набор пробелов, отличающихся по ширине. И действительно, такие пробелы отливались и размещались в наборных кассах.

Компьютерные технологии упрощают этот процесс, и, в частности, программа вёрстки Adobe InDesign предлагает верстальщикам целый список различных и своеобразных пробелов. Смотрите об этом в предыдущей статье.

Среди них стоит отметить: пробелы разной ширины (от круглой, равной кеглю текущего шрифта, до волосяной шпации, равной 1/24 кегля), а также несколько специальных пробелов. В частности, важен неразрывный пробел (nonbreaking space), который препятствует переносу, например, инициалов, длинного тире, сокращений и т. п. На web-страницах такие функции также представлены в форме спецсимволов (от   до  ) и неразрывного пробела ( ). Использование таких пробелов позволяет гармонизировать межсловные пробелы. Кроме собственно пробелов необходимо правильно настроить параметры переносов, особенно для русского языка, в котором слова гораздо длиннее, чем, скажем, в английском. Особенно уродливые длинные «дыры» образуются именно по этой причине. Это также важно и для web-страниц: тут замечательно работает спецэлемент ­

Интерлиньяж. В металлическом наборе если требовалось увеличить значение интерлиньяжа, то этого добивались за счет размещения между строк тонких линеек — шпон. Поэтому вёрстку с увеличенным интерлиньяжем называли «на шпонах».

Компьютерные технологии и здесь сильно облегчили труд верстальщиков. Интерлиньяж свободно изменяет свои значения вплоть до отрицательного, когда строки могут налезать друг на друга, что в металлическом наборе невозможно по определению. В программах верстки дизайнер получает полный контроль для того, чтобы обеспечить гармоничный ритм строк.

Таким образом, все три пробельных элемента в компьютерных технологиях достаточно легко изменяются, остаётся только лишь «самая малость» — обеспечить тексту «тренированный глаз» (trained eye) с «абсолютным слухом», чтобы все пустоты приобрели соответствующие звуки и ритмы.

Общие закономерности состоят в том, чтобы в увеличенном кегле уменьшать все пробелы, в том числе между буквами и между строками, ориентируясь на равенство пробелов вокруг букв и внутри них, а в уменьшенном кегле увеличивать пробелы, в том числе между буквами, между словами и между строками.

Критерием может служить общий тон страницы или отдельных блоков или, говоря поэтическим слогом — «серебро набора» (в английской терминологии это определяется словом colour — «цвет»). В связи с этим возникает задача воспитания чувства интервала. И соответственно в образовательном процессе этому стоит уделить самое пристальное внимание, поскольку мой опыт, полученный на защитах магистерских дипломов и в Приемной комиссии Союза, свидетельствует о недостаточно тщательной работе с текстом и, в частности, с пробелами. Этой статьёй автор хотел привлечь внимание к этой теме как преподавателей, так и практикующих дизайнеров.

Более подробно об упомянутых терминах можно узнать на сайте автора. Там же есть ссылки на адрес электронной почты и аккаунты в социальных сетях.

Текст: © Сергей Пономаренко. 2022


Коворкинг — Помещения

Преимущества членства в коворкинге.

  • Творческая среда с процветающим бизнес-сообществом.
  • Неограниченный доступ в рабочее время.
  • Выбирайте из тысяч мест по всему миру.
  • Членство доступно от 5, 10 или неограниченное количество дней в месяц.
  • Легко бронируйте дополнительные продукты и услуги через приложение.
Свяжитесь с нами Купить сейчас

Коворкинг, созданный для совместной работы.

Знакомьтесь с новыми людьми, не выходя из офиса.

В Spaces наши креативные коворкинги предоставляют вам все необходимое для достижения успеха в бизнесе. Стань частью процветающее предпринимательское сообщество и воспользуйтесь захватывающими возможностями для обучения, общения и отдыха на одном из наших мероприятий. А если вы хотите заняться серьезной работой, просто перекусите здоровым обедом и выпейте великолепный кофе в нашем кафе-магазине на территории отеля и забронируйте частный офис или конференц-зал , чтобы приступить к делу.

Свяжитесь с нами Купить сейчас

Подключайтесь и подключайтесь, пока мы позаботимся обо всем остальном.

Ваше рабочее место, наша дружеская поддержка.

Наша дружная команда на стойке регистрации готова помочь вам начать работу каждый божий день. От настройки сверхбыстрого Wi-Fi и службы печати до обработки почты и поддержки администратора. Все для того, чтобы вы могли выполнять свою работу — нужен ли вам пяти-, десятидневный или неограниченный -дневный доступ в месяц. Просто выберите план, который подходит именно вам, и ваш гибкий контракт будет расти вместе с вашим бизнесом. Вы можете даже привести до одного гостя , бесплатно. Звучит неплохо, правда?

Свяжитесь с нами Купить сейчас

Места для работы, куда бы вас ни привела работа.

Членство, которое дает вам доступ к тысячам рабочих мест по всему миру.

С членством вы действительно никогда не будете работать в одиночку. Spaces является частью сети IWG, крупнейшего в мире поставщика гибкого рабочего пространства . С другими брендами, включая Regus, Signature, HQ и многие другие , наши участники получают бесплатный доступ в тысячи коворкингов и бизнес-залов по всему миру — разумеется, в рабочее время. А если вам нужно личное пространство, чтобы сосредоточиться, просто забронируйте офис на день . Мы не скажем.

Свяжитесь с нами Купить сейчас

Давайте свяжемся.

Оставьте свои данные ниже и получите бесплатную пробную версию

или тур . 1. Выберите вариант

Офисное помещение

Членство в коворкинге

Выделенный стол

Виртуальный офис

Пока не могу решить, хочу экскурсию

2. Введите свои данные

Имя

Фамилия

Телефон

9 0023 Я не знаю место еще.

Компания

Дополнительная информация

Назад наверх

Запечатлейте моменты роста

Ваш браузер устарел! Обновите свой браузер для корректного просмотра этого веб-сайта

Обновить мой браузер

SpacesEDU — это основанная на фактических данных платформа, созданная для выставления оценок на основе стандартов, программ «Портрет выпускника» и портфолио учащихся.

Центр обучения ваших учеников

Предоставьте учащимся возможность демонстрировать и размышлять о своей работе, а также делиться своими знаниями за пределами табель успеваемости. Сосредоточьтесь на процессе, прогрессе и результате обучения.

Создавайте значимые записи успеваемости учащихся для учителей, родителей и администраторов
Дайте учащимся возможность исследовать, размышлять и развиваться в классе. Опираясь на более чем 15-летний опыт педагогов
Внедряйте целостный подход к ребенку, объединяя родителей, педагогов и учащихся в одном пространстве
Ставьте потребности учащихся на первое место при оценивании

Делайте больше в классе и за его пределами с помощью единая платформа

SpacesEDU поддерживает ту замечательную работу, которую вы уже делаете, облегчая учащимся фиксацию, отражение и обмен прогрессом.

Персонализированное обучение

позволяет студентам стимулировать их обучение и демонстрировать прогресс по-своему

Смешанный обучение

Легко захватить практическое опыт и расширить обучение в цифровой мир

прогресс и подводные камни, поскольку они объединяют мультимедийные материалы с первого по столетний период

Развитие навыков 21-го века

Развивайте важные компетенции и передаваемые навыки посредством размышлений, отбора и обмена

Конференции под руководством учащихся

Предоставление учащимся возможности продемонстрировать реальные доказательства обучения

Общение учащихся и их семей

Предоставлять отзывы отдельным учащимся в режиме реального времени и отправлять сообщения группам, классам и семьям

Это отличная платформа! Это позволяет мне разнообразить возможности обучения моих учеников и больше вовлекать родителей, облегчая общение.

Катрин

Учитель

Несомненно, как учитель вы пытались объяснить, как концепции, которые вы преподаете в классе, помогут вашим ученикам продвигаться вперед, когда они входят в «реальный мир». Подкаст «Компетенции без класса» предоставляет классным учителям доступ к блестящим умам и сердцам в «реальном мире», воплощая в жизнь навыки и компетенции, необходимые для достижения успеха в 21 веке.

Таня Клифт

Районный помощник по вопросам карьеры

Я думаю, что в двух словах он объединяет то, что нам нравится в Google Classroom, то, что нам нравится в Flipgrid, и инструмент обмена сообщениями, такой как Remind, в одном оптимизированном месте. Это потрясающе!

Christine Berckart

Преподаватель, Академия лидерства в Forest Oak

Мы ценим вашу безопасность и конфиденциальность

Посетите Центр конфиденциальности

Возьмите SpacesEDU на ходу!

Загрузите приложение SpacesEDU на iOS или Android.