Про Тестинг — Тестирование — Виды Тестирования ПО

 ► в закладки  

Раздел: Тестирование > Виды Тестирования > Тестирование удобства пользования

Иногда мы сталкиваемся с непонятными, нелогичными приложениями, многие функции и способы использования которых часто не очевидны. После такой работы редко возникает желание использовать приложение снова, и мы ищем более удобные аналоги. Для того чтобы приложение было популярным, ему мало быть функциональным – оно должно быть еще и удобным. Если задуматься, интуитивно понятные приложения экономят нервы пользователям и затраты работодателя на обучение. А значит они более конкурентоспособные! Поэтому тестирование удобства использования, о котором пойдет речь далее является неотъемлемой частью тестирования любых массовых продуктов.

Тестирование удобства пользования — это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий.
[ISO 9126]

Тестирование удобства пользования дает оценку уровня удобства использования приложения по следующим пунктам:

  • производительность, эффективность (efficiency) — сколько времени и шагов понадобится пользователю для завершения основных задач приложения, например, размещение новости, регистрации, покупка и т.д.? (меньше — лучше)
  • правильность (accuracy) — сколько ошибок сделал пользователь во время работы с приложением? (меньше — лучше)
  • активизация в памяти (recall) – как много пользователь помнит о работе приложения после приостановки работы с ним на длительный период времени? (
    повторное выполнение операций после перерыва должно проходить быстрее чем у нового пользователя
    )
  • эмоциональная реакция (emotional response) – как пользователь себя чувствует после завершения задачи — растерян, испытал стресс? Порекомендует ли пользователь систему своим друзьям? (положительная реакция — лучше)

Уровни проведения

Проверка удобства использования может проводиться как по отношению к готовому продукту, посредством тестирования черного ящика (black box testing), так и к интерфейсам приложения (API), используемым при разработке — тестирование белого ящика (white box testing). В этом случае проверяется удобство использования внутренних объектов, классов, методов и переменных, а также рассматривается удобство изменения, расширения системы и интеграции ее с другими модулями или системами. Использование удобных интерфейсов (API) может улучшить качество, увеличить скорость написания и поддержки разрабатываемого кода, и как следствие улучшить качество продукта в целом.

Отсюда становится очевидно, что тестирование удобства пользования может производиться на разных уровнях разработки программного обеспечения: модульном, интеграционном, системном и приемочном. При этом оно целиком и полностью будет зависит от того, кто будет использовать приложение на выделенном конкретном уровне — разработчик, бизнес пользователь системы и т.д.

Советы по улучшению удобства пользования

Для дизайна удобных приложений полезно следовать принципам «пока-йока» или fail-safe. У нас это более известно как «защита от дурака». Простой пример, если поле требует цифровое значение, логично ограничить пользователю диапазон ввода только цифрами – будет меньше случайных ошибок.

Для повышения юзабилити существующих приложений можно использовать цикл Демминга Plan-Do-Check-Act, собирая отзывы о работе и дизайне приложения у существующих пользователей, и, в соответствии с их замечаниями, планируя и проводя улучшения.

Заблуждения о тестировании удобства пользования

1. Тестирование пользовательского интерфейса = Тестирование удобства пользования

Тестирование удобства пользования не имеет ничего общего с тестированием функциональности пользовательского интерфейса, оно лишь проводится на пользовательском интерфейсе равно как и на многих других возможных компонентах продукта. При этом тип тестирования и тесткейсы будут совсем другие, так как речь может идти об удобстве использования не визуальных компонентов (если таковые имеются) или процессе администрирования, например, распределенного клиент-серверного продукта и т.д.

2. Тестирование удобства пользования можно провести без участия эксперта

Не всегда человек не разбирающийся в предметной области способен провести его самостоятельно. Представьте, что тестировщику нужно протестировать удобство пользования стратегического бомбардировщика. Ему придется проверить основные функции: удобство ведения боя, навигации, пилотирования, обслуживания, наземной транспортировки и т.д. Очевидно, что без привлечения эксперта это будет весьма проблематично, и можно даже сказать, что невозможно.

Авторы: Ирина Тетерук, Алексей Булат, Владимир Антонов

Наверх

 

Тестирование удобства использования и доступности

Тестирование удобства использования и доступности
31.07.2019 00:00

Автор: Кристин Джеквони (Kristin Jackvony)
Оригинал статьи: http://thethinkingtester.blogspot.com/2018/09/usability-and-accessibility-testing.html

Перевод: Ольга Алифанова

Тестирование удобства использования и доступности – это два зачастую игнорируемых типа тестирования приложений. Тестирование удобства использования относится к пользовательскому опыту и проверяет, насколько приложение легко в использовании и интуитивно понятно. Тестирование доступности проверяет, насколько легко пользователям с ограниченными возможностями взаимодействовать с приложением. Об обоих типах – в сегодняшней статье.

Тестирование удобства использования

Тестирование удобства использования часто называют тестированием пользовательского опыта (UX), и в компаниях покрупнее есть специальные UX-дизайнеры, чья цель – сделать приложение приятным и удобным для пользователей. Даже если в вашей команде таких дизайнеров нет, проверка приложения с учетом качества пользовательского опыта – всегда хорошая идея. Вот четыре способа это сделать:

  • Разузнайте об ожидаемых пользовательских сценариях. Как правило, в процессе тестирования приложения мы используем его не как обычные пользователи, концентрируясь единовременно на одной функции или странице. Хорошая стратегия – выяснить, как приложением будут пользоваться реальные люди, и прогнать его по этим сценариям. К примеру, если приложение позволяет покупать билеты в кино, то пользовательский сценарий может быть таким: авторизация, просмотр доступных фильмов, просмотр времени показа для одного из них, выбор времени показа, нажатие на кнопку оформления заказа, добавление информации о кредитной карте, и завершение покупки. Проходя через подобные сценарии, вы можете выявить моменты, где удобство использования будет не на высоте.
  • Проходя по пользовательским сценариям, ищите ситуации, требующие множества кликов или шагов. Можно ли выполнить это при меньшем количестве кликов? На этой неделе мой муж искал в сети новую машину. Он зашел на сайт производителя и просматривал разные модели. Каждый раз, когда он переходил на новую страницу, ему предлагали ввести почтовый индекс заново. Не очень-то удобно!
  • Протестируйте новую фичу до того, как узнаете, что она должна делать. Эта стратегия сейчас почти не используется в связи с популярностью тестирования через разработку. Даже если ваша компания не пользуется TDD, вы, возможно, присутствуете при обсуждении новых фич. Однако я обнаружила, что довольно полезно взглянуть на фичу, мало что о ней зная. Именно так будут поступать ваши пользователи, поэтому все, что смутит вас или покажется вам сложным, вероятно, покажется непонятным или сложным и им тоже. Альтернатива тестированию при отсутствии знаний о функции – это попросить кого-то, кто никогда не пользовался приложением, погонять его. Мужья и жены, соседи, друзья и представители нетехнических команд вашей компании – отличные кандидаты. Наблюдая, как они пробираются сквозь сайт, вы можете найти места, непонятные интуитивно.
  • Тестируя, проверьте, можно ли сделать все при помощи только клавиатуры или только мышки. Люди, широко пользующиеся приложениями, хотят иметь возможность использовать их максимально быстро.
    Хороший пример – представитель службы поддержки, которому приходится заполнять формуляр по каждому обратившемуся. Если они вынуждены печатать в каждом поле, а затем мышкой кликать по кнопке отправки – это потеря их времени. Если форму можно отправить через Enter, рукам не придется покидать клавиатуру.

Тестирование доступности

Тестировать доступность важно, потому что 15% населения каким-либо образом ограничены в возможностях, а мы хотим, чтобы нашими приложениями пользовалась максимально широкая аудитория. Три основных типа тестирования доступности – это визуальная доступность, доступность подвижности, и аудиальная доступность. Вот несколько советов по каждой:

Визуальное тестирование:

  • Достаточно ли крупен текст, виден ли он большинству пользователей? Можно ли его увеличить при необходимости?
  • Есть ли у изображений текстовые описания, чтобы пользователи, использующие преобразование текста в речь, поняли, что находится на изображении?
  • Достаточно ли четкие в приложении цвета, не смутят ли они дальтоников? Этот полезный сайт позволяет загрузить скриншот приложения и посмотреть, как оно будет выглядеть с точки зрения дальтоника.
    Я загрузила туда скриншот своей ранней статьи, и вот как выглядели бы кнопки с точки зрения дальтоника, не различающего красный и зеленый:

Тестирование подвижности:

  • Не требует ли ваше приложение каких-либо сложных последовательностей «кликнуть и перетащить» или «подсветить и кликнуть»? Представьте, как тяжело это выполнить тому, у кого всего одна рука, или человеку с плохо работающими пальцами. Можно ли изменить приложение таким образом, чтобы эти действия выполнялись легче?
  • Легко ли кликать по вашим кнопкам и ссылкам? Если кнопки чересчур маленькие, человеку с ограниченной подвижностью будет трудно нажать в правильном месте.

Аудиальное тестирование:

  • Есть ли в вашем приложении видео? Есть ли у них субтитры, чтобы плохо слышащие люди поняли, о чем там говорится?
  • Есть ли в вашем приложении места, полагающиеся только на звуковые эффекты, чтобы донести пользователю, что происходит? Попробуйте воспользоваться приложением, выключив звук. Не упускаете ли вы какую-то информацию, прогоняя свои сценарии?

Мы, как тестировщики, хотим, чтобы пользователи получили максимальное удовольствие от работы с нашим приложением. Удобство использования и доступность помогут убедиться, что пользователи достигнут своих целей в приложении эффективно и легко.

Обсудить в форуме

Юзабилити-тестирование | Usability.gov

Юзабилити-тестирование означает оценку продукта или услуги путем их тестирования на репрезентативных пользователях. Как правило, во время теста участники пытаются выполнить типичные задачи, а наблюдатели смотрят, слушают и делают заметки. Цель состоит в том, чтобы выявить любые проблемы с удобством использования, собрать качественные и количественные данные и определить степень удовлетворенности участников продуктом.

Для проведения эффективного юзабилити-тестирования вам необходимо разработать надежный план тестирования, набрать участников, а затем проанализировать результаты и сообщить о них.

Преимущества юзабилити-тестирования

Юзабилити-тестирование позволяет группам проектирования и разработки выявлять проблемы до того, как они будут закодированы. Чем раньше проблемы будут выявлены и устранены, тем менее дорогостоящими будут исправления с точки зрения времени персонала и возможного влияния на график. Во время юзабилити-теста вы:

  • Узнайте, смогут ли участники успешно выполнить определенные задачи, и
  • Определите, сколько времени требуется для выполнения определенных задач
  • Узнайте, насколько участники довольны вашим веб-сайтом или другим продуктом
  • Определите изменения, необходимые для повышения производительности и удовлетворенности пользователей
  • И проанализируйте производительность, чтобы увидеть, соответствует ли она вашим целям удобства использования
  • .

Вам не нужна официальная лаборатория

Эффективное юзабилити-тестирование не требует формальной лаборатории юзабилити для тестирования. Вы можете провести эффективное юзабилити-тестирование в любой из этих настроек:

  • Стационарная лаборатория с двумя или тремя соединенными комнатами, оснащенными аудиовизуальным оборудованием
  • Комната с портативной записывающей аппаратурой
  • Комната без записывающего оборудования, пока кто-то наблюдает за пользователем и делает записи
  • Удаленно, с пользователем в другом месте (модерируемом или немодерируемом)

Факторы, влияющие на стоимость

Стоимость тестирования зависит от 

  • Тип проведенного тестирования
  • Размер команды, собранной для тестирования
  • Количество участников тестирования
  • Количество дней, в течение которых вы будете тестировать

Не забудьте заложить в бюджет более одного теста удобства использования. Повышение удобства использования веб-сайта (или любого продукта) — это повторяющийся процесс. Учитывайте эти элементы при составлении бюджета на юзабилити-тестирование:

  • Время :  Вам понадобится время, чтобы спланировать юзабилити-тест. Специалисту по юзабилити и команде потребуется время, чтобы ознакомиться с сайтом и провести пилотное тестирование тестовых сценариев. Не забудьте вовремя заложить бюджет на подготовку к тесту, а также на его выполнение, анализ данных, написание отчета и представление результатов.
  • Затраты на рекрутинг :  Подумайте, как и где вы будете набирать участников. Вам нужно будет либо выделить время для набора персонала, либо нанять рекрутинговую фирму, чтобы запланировать для вас участников в соответствии с требованиями.
  • Компенсация участникам : Если вы будете компенсировать участникам их время или поездку, учтите это в своем бюджете на тестирование.
  • Расходы на аренду :  Если у вас нет оборудования для мониторинга или записи, вам необходимо предусмотреть в бюджете расходы на аренду лаборатории или другого оборудования. Вам также может понадобиться обеспечить место для тестирования, например, конференц-зал, так что учтите и это.

Важно помнить, что юзабилити-тестирование — это не просто этап, который необходимо отметить в графике проекта. У команды должна быть цель, почему они тестируют, а затем внедряют результаты.

Юзабилити-тестирование 101

Юзабилити-тестирование — популярная методология исследования UX.

В сеансе тестирования юзабилити исследователь (называемый «координатором» или «модератором») просит участника выполнить задачи, обычно используя один или несколько конкретных пользовательских интерфейсов. Пока участник выполняет каждое задание, исследователь наблюдает за поведением участника и прислушивается к отзывам.

Фраза «юзабилити-тестирование» часто используется как синоним «пользовательского тестирования».

(Одно из возражений, иногда выдвигаемое против фразы «пользовательское тестирование», заключается в том, что это звучит так, как будто исследователи тестируют участника — мы никогда не тестируем пользователя, а только интерфейс. Однако этот термин означает тестирование с  пользователями, что точно точка эмпирических исследований.)

Цели юзабилити-тестирования варьируются в зависимости от исследования, но обычно они включают:

  • Выявление проблем  при разработке продукта или услуги
  • Раскрытие возможностей для улучшения
  • Изучение поведения и предпочтений целевого пользователя
Юзабилити-тестирование помогает нам выявлять проблемы, находить возможности и узнавать о пользователях.

Зачем нам нужно проводить юзабилити-тестирование? Разве хороший профессиональный UX-дизайнер не знает, как создать отличный пользовательский интерфейс? Даже лучшие UX-дизайнеры не могут создать идеальный — или даже достаточно хороший — пользовательский опыт без итеративный дизайн  на основе наблюдений за реальными пользователями и их взаимодействия с дизайном.

В разработке современного пользовательского интерфейса много переменных, а в человеческом мозгу еще больше переменных. Общее количество комбинаций огромно. Единственный способ создать правильный UX-дизайн — протестировать его.

Существует множество различных типов юзабилити-тестирования, но основными элементами большинства юзабилити-тестов являются  фасилитатор, задачи и участник 9.0055 .

В сеансе юзабилити-тестирования участвуют участник и ведущий, который дает участникам задания и наблюдает за их поведением.

Фасилитатор назначает задачи участнику. Пока участник выполняет эти задания, ведущий наблюдает за его поведением и прислушивается к отзывам. Фасилитатор может также задавать уточняющие вопросы, чтобы выяснить подробности у участника.

В ходе юзабилити-теста ведущий дает участникам инструкции и сценарии заданий. Участник обеспечивает поведенческую и словесную обратную связь об интерфейсе во время выполнения этих задач.

Фасилитатор

Фасилитатор направляет участника в процессе тестирования. Она дает инструкции, отвечает на вопросы участников и задает уточняющие вопросы.

Фасилитатор работает над тем, чтобы в результате теста были получены качественные и достоверные данные без случайного влияния на поведение участника. Достижение этого баланса сложно и требует тренировки.

(В одной из форм удаленного тестирования удобства использования, называемой удаленным немодерируемым тестированием, приложение может выполнять некоторые роли фасилитатора.)

Задачи

задачи  в тесте на удобство использования представляют собой реалистичные действия, которые участник может выполнять в реальной жизни. Они могут быть очень конкретными или очень открытыми, в зависимости от вопросов исследования и типа юзабилити-тестирования.

Примеры задач из реальных юзабилити-исследований:

  • Ваш принтер показывает «Ошибка 5200». Как можно избавиться от сообщения об ошибке?
  • Вы ​​рассматриваете возможность открытия новой кредитной карты Wells Fargo. Пожалуйста, посетите wellsfargo.com и решите, какую кредитную карту вы хотите открыть, если таковая имеется.
  • Вам сказали, что вам нужно поговорить с Тайлером Смитом из отдела управления проектами. Используйте интранет, чтобы узнать, где они расположены. Сообщите исследователю свой ответ.

Формулировка задачи очень важна при тестировании удобства использования. Небольшие ошибки в формулировке задачи могут привести к неправильному пониманию участником того, что его просят сделать, или могут повлиять на то, как участники выполняют задачу (психологический феномен, называемый праймингом).

Инструкции по заданию могут быть переданы участнику в устной форме (координатор может их прочитать) или могут быть переданы участнику в виде листков с заданиями. Мы часто просим участников прочитать инструкции к заданию вслух. Это помогает гарантировать, что участник полностью прочитает инструкции, и помогает исследователям делать заметки, потому что они всегда знают, какую задачу выполняет пользователь.

Участник

Участник должен быть реальным пользователем изучаемого продукта или услуги. Это может означать, что пользователь уже использует продукт или услугу в реальной жизни. В качестве альтернативы, в некоторых случаях участник может иметь тот же опыт, что и целевая группа пользователей, или может иметь те же потребности, даже если он еще не является пользователем продукта.

Участников часто просят  подумать вслух  во время юзабилити-тестирования (так называемый «метод размышлений вслух»). Фасилитатор может попросить участников рассказать о своих действиях и мыслях во время выполнения заданий. Цель этого подхода — понять поведение, цели, мысли и мотивацию участников.

На этом сеансе проверки юзабилити участник сидит слева, а фасилитатор — справа. Участник использует специальный тестовый ноутбук, на котором установлено программное обеспечение для записи экрана. На ноутбуке есть веб-камера, которая фиксирует выражение лица участника, и он подключен к внешнему монитору для ведущего. Фасилитатор слушает его отзывы, администрирует задачи и делает заметки. На фото запечатлен момент после выполнения задания участником, когда ведущий задает ему уточняющие вопросы.

Качественное сравнение с количественным

Юзабилити-тестирование может быть качественным или количественным.

Качественное юзабилити-тестирование  сосредоточено на сборе информации, выводов и анекдотов о том, как люди используют продукт или услугу. Качественное юзабилити-тестирование лучше всего подходит для выявления проблем в пользовательском опыте. Эта форма юзабилити-тестирования более распространена, чем количественное юзабилити-тестирование.

Количественное тестирование удобства использования  сосредотачивается на сборе показателей, описывающих взаимодействие с пользователем. Две метрики, которые чаще всего собирают в количественном тестировании удобства использования, — это успех задачи и время на задачу. Количественное юзабилити-тестирование лучше всего подходит для сбора контрольных показателей.

Количество участников, необходимых для юзабилити-теста, зависит от типа исследования. Для типичного качественного исследования удобства использования одной группы пользователей мы рекомендуем с участием пяти участников , чтобы выявить большинство наиболее распространенных проблем в продукте.

Удаленное и личное тестирование

Удаленные юзабилити-тесты популярны, потому что они часто требуют меньше времени и денег, чем личные исследования. Существует два типа удаленного юзабилити-тестирования: модерируемое и немодерируемое.

Удаленное модерирование Тесты удобства использования очень похожи на очные исследования. Ведущий по-прежнему взаимодействует с участницей и просит ее выполнить задания. Однако фасилитатор и участник находятся в разных физических местах. Обычно модерируемые тесты можно проводить с помощью программного обеспечения для демонстрации экрана, такого как Skype или GoToMeeting.

Удаленное немодерируемое тестирование  Удаленные тесты удобства использования не предполагают такого же взаимодействия фасилитатора и участника, как очные или модерируемые тесты. Исследователь использует специальный онлайн-инструмент для удаленного тестирования, чтобы ставить письменные задания для участника. Затем участник выполняет эти задания в одиночку в свободное время. Инструмент тестирования предоставляет инструкции по выполнению задачи и любые дополнительные вопросы. После того, как участник завершает свой тест, исследователь получает запись сеанса вместе с такими показателями, как успех задачи.

При удаленном немодерируемом юзабилити-тестировании поток информации меняется, поскольку фасилитатор не взаимодействует с участником так же, как при модерируемом тестировании. Платформа тестирования берет на себя роль фасилитатора, раздавая задачи участнику. Исследователь разрабатывает исследование и загружает инструкции к задачам на платформу, а затем просматривает данные после их сбора, обычно просматривая видеозаписи задач.

Простые исследования юзабилити со скидкой могут быть недорогими, хотя обычно вы должны заплатить несколько сотен долларов в качестве поощрения участников. Сессия тестирования может проходить в конференц-зале, а самое простое исследование займет 3 дня вашего времени (при условии, что вы уже научились это делать и у вас есть доступ к участникам):

  • День 1: Планирование исследования
  • День 2: Протестируйте 5 пользователей
  • День 3. Анализ результатов и преобразование их в рекомендации по редизайну для следующей итерации

С другой стороны, иногда требуются более дорогостоящие исследования , и стоимость самых сложных исследований может достигать нескольких сотен тысяч долларов.

Вещи, которые увеличивают стоимость, включают:

  • конкурсное тестирование нескольких конструкций
  • международное тестирование в нескольких странах
  • тестирование с несколькими группами пользователей (или персонажами)
  • количественные исследования
  • использование модного оборудования, такого как айтрекеры
  • нужна настоящая лаборатория юзабилити или комната для фокус-групп, чтобы другие могли наблюдать
  • , требующий подробного анализа и отчета о результатах.

Окупаемость инвестиций (ROI) для углубленных исследований по-прежнему может быть высокой, хотя обычно не такой высокой, как для простых исследований.

  • Качественное юзабилити-тестирование (учебное пособие)
  • Пользовательское тестирование: почему и как (видео)
  • Как проводить исследования юзабилити (отчет)
  • Как настроить юзабилити-тестирование рабочего стола (видео)
  • Как настроить тест удобства использования мобильных устройств (видео)
  • Превращение пользовательских целей в сценарии задач для юзабилити-тестирования (статья)
  • Юзабилити-тестирование для мобильных устройств — это просто (статья)

Содействие тесту удобства использования

Чтобы пройти практическое обучение и отточить свои навыки фасилитатора, ознакомьтесь с нашим однодневным курсом по тестированию удобства использования.

  • Разговор с участниками во время юзабилити-теста (статья)
  • Методы облегчения пользовательского тестирования (видео)
  • Члены команды плохо себя ведут во время юзабилити-тестов (статья)
  • Мысли вслух: инструмент №1 для удобства использования (статья)

Набор участников

  • Набор участников тестирования для исследований юзабилити (статья)
  • Почему вам нужно тестировать только 5 пользователей (статья)
  • Сколько тестовых пользователей в исследовании юзабилити? (Статья)
  • Юзабилити-тестирование с 5 пользователями: процесс разработки (видео)
  • Юзабилити-тестирование с 5 пользователями: критерии рентабельности инвестиций (видео)
  • Юзабилити-тестирование с 5 пользователями: сбор информации (видео)
  • Сотрудники как участники юзабилити-теста (статья)
  • Многократное использование участников юзабилити-теста (видео)
  • Получение согласия на исследование пользователей (статья)

Удаленное тестирование удобства использования

Подробную информацию о планировании, проведении и анализе удаленного пользовательского тестирования см. на нашем однодневном семинаре: Удаленное тестирование удобства использования.

  • Удаленные юзабилити-тесты: модерируемые и немодерируемые (статья)
  • Удаленные модерируемые юзабилити-тесты: как и зачем их проводить (статья)
  • Удаленные немодерируемые пользовательские тесты: как и зачем их проводить (статья)
  • Инструменты для немодерируемого юзабилити-тестирования (статья)

Специальные исследования юзабилити-тестирования или группы пользователей

  • Количественные и качественные тесты удобства использования (статья)
  • Проведение юзабилити-тестирования с реальными данными реальных пользователей (статья)
  • Как проводить юзабилити-исследования доступности (отчет)
  • Бумажные прототипы: получение пользовательских данных перед написанием кода (статья)
  • Бумажный прототип 101 (видео)
  • Помимо NPS: измерение восприятия удобства использования (статья)
  • Международное юзабилити-тестирование (статья)
  • Юзабилити-тестирование с несовершеннолетними (статья)

Вы можете загрузить и распечатать плакат, поясняющий тестирование удобства использования (доступно ниже для вашего предпочтительного размера бумаги для принтера: формата A4 или формата Letter США, или вы можете масштабировать распечатку для больших листов).