Что такое гаммы? Виды, названия гамм. Таблица гамм
Музыка имеет свойства, непонятные логике обычного человека. Она способна волновать, поднимать боевой дух, успокаивать или, наоборот, доводить до истерики. Тот, кто брал в руки гитару, знает, как завораживают звуки от вибрации струны, как начинают стягиваться люди к этим звукам. Зачем покупать качественные колонки или ходить на живые концерты, почему человеку так важно хорошее звучание? Тот, кто решил понять это сам или просто взял в руки музыкальный инструмент, рано или поздно осознает, что в музыке есть свои законы, ноты ставятся не как угодно, а в соответствии с нотной грамотой, правила построение гамм. «А что такое гаммы?» — спросите вы.
Музыкальный ликбез
Человек, пришедший в музыкальную школу учиться или решивший понять теорию сам, начинает сталкиваться с такими словами, как звукоряд, тоника, с вопросами о том, что такое гаммы, тон и так далее.
Со звукорядом все просто, это звуки все подряд. Тоника или тон гаммы – это главный звук. Гамма – это звукоряд от тоники до тоники. Чтобы было понятнее, взгляните на клавиши пианино, видите, как чередуются белые и черные клавиши. Период повторения смены цветов длится семь белых клавиш, с восьмой начинается новый период. Вот первая и последняя клавиша в гамме и будет являться тоникой. Бемоль, который похож внешне на мягкий знак, понижает звук на полтона, а диез, внешне похожий на решетку, повышает на полтона.
Еще стоит разобраться с цифрами. Потому что в музыке они произносятся на латинском языке. Прима – один, секунда – два, терция – три, кварта – четыре, вспомните известную басню «Квартет», про четырех музыкантов, квинта – пять, секста – шесть, септима – семь, к римским именам часто добавляли Клавдий Секст или Юлий Септим, что означало шестой и седьмой соответственно, октава – восемь.
Типы гамм
Что такое гаммы? Это последовательность звуков, поэтому, если у вас под рукой музыкальный инструмент, то вы прямо сейчас сможете ее сыграть. Из основных видов различают мажорную и минорную. Есть их версии — гармонические и мелодические. На эти типы гамм опирается тональная музыка.
Виды гамм очень разнообразны, есть модальная, тут немного сложнее для понимания, так как гаммы в модальной музыке могут вмещать больше или меньше семи звуков. Существуют пентатонные гаммы из пяти звуков. Особое внимание стоит обратить на джазовые гаммы: пентатоника блюза, блюзовый и бибоповый мажор и минор, джазовый минор с мелодической разновидностью, увеличенная гамма, альтерированная доминантная гамма.
Некоторые придумывают свои названия гамм, когда считают, что построили нечто новое, но на самом деле уйти от стандартов музыки если не невозможно, то крайне сложно.
Построение гамм
Мажорная гамма строится, считая от первого звука, как тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), тон (W), полутон (H). Мажорная гамма от ноты до самая простая, так как не имеет диезов и бемолей. Минорная гамма строится, считая от первого звука: тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W). Из минорных самая простая гамма от ноты ля.
В гармоническом мажоре понижается шестой звук, а в мелодическом — шестой и седьмой звуки. В гармоническом миноре, наоборот, повышается седьмой звук, а в мелодическом — шестой и седьмой звуки.
Давайте для лучшего понимания построим все типы гамм от ноты до и ми, ноты с диезами и бемолями находятся на черных клавишах.
Мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.
Гармоническая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си, до.
Мелодическая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си Ь (седьмой пониженный звук, черная клавиша), до.
Минорная гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си Ь (черная клавиша), до.
Минорная гармоническая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си (повышенный седьмой звук), до.
Минорная мелодическая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля (повышенный шестой звук), си (повышенный седьмой звук), до.
Мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до # (черная клавиша), ре # (черная клавиша), ми.
Гармоническая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре диез (черная клавиша), ми.
Мелодическая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре (седьмой пониженный звук), ми.
Минорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре, ми.
Минорная гармоническая гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре # (повышенный седьмой звук, черная клавиша), ми.
Минорная мелодическая гамма МИ: ми, фа #, соль, ля, си, до # (повышенный шестой звук), ре # (повышенный седьмой звук), ми.
Гаммы в музыке
Наверняка, вы слышали слово гамма в применении не только к музыке. Это может быть и гамма чувств для описания эмоций и событий, а может быть гамма цветов для создания картины. Гамма нот для музыканта, как палитра для художника. На ней тренируют пальцы для игры на музыкальном инструменте, учатся ориентироваться среди струн или клавиш, привыкают к звучанию. При написании произведений, при отсутствии музыкального инструмента рядом звуки вспоминают по гаммам. Можно, наверное, обойтись и без них, и результат получить неплохой. Но зачем отказываться от удобного и проверенного инструмента.
Любая таблица гамм является подсказкой для музыканта, конечно, зная правила, можно построить любую гамму самому, но со шпаргалкой проще. Ведь чтобы построить нужный интервал между нотами, достаточно взглянуть на гамму той же тоники, что и создаваемое произведение, и оставить необходимые ноты.
Искусство музыки
Искусство игры на музыкальных инструментах нарабатывается годами. Сначала музыкальная школа, потом консерватория, потом академия и везде играют гаммы. Играют для разминки, для гибкости пальцев. Это палитра музыки!
Математика и музыка
Современные ученые досконально подошли к музыке с точки зрение математики. Музыка подчиняется законам, которые можно просчитать. Произвести все расчеты в голове сложно, но записав алгоритм в компьютер, машину научили сочинять музыку. Говорят, что получается не хуже произведений классиков.
Но машина есть машина. Что такое гаммы для нее? Для нее это набор звуков, из которого надо составить последовательность. Для человека это краски, через которые он описывает эмоции. Любой композитор представляет себе музыку, придает ей настроение через усиление, затихание и прочие приемы. Их творения имеют названия, такие как «Прощание с родиной», «Артист эстрады», вальс «Березка», «Соперницы». Композиторы описывают события и действия, используя язык музыки.
Компьютеры ушли далеко в развитии и могут написать музыку, но сочиняет ее человек!
fb.ru
Гаммы, Виды гамм
Вот наконец-то добрались мы до важнейшей темы Гамм. Гаммами мы будем называть закономерную последовательность звуков, которая обладает своей гармонией, мелодией, настроением и так далее. Гаммы имеют большое количество разновидностей: бывают мажорными, минорными, гармоническими, мелодическими, натуральными. И если вы уже прошли раздел посвященный аккордам, то в теме гамм, вам будет намного легче разобраться. Ведь по сути построение аккордов велось по ступеням определенных гамм.
На основании этих закономерностей расположения звуков и «подбираются» ноты для произведений. Вам будет легче выбрать в какой тональности писать и придет полное понимание какой звук за каким поставить. Но это уже талант композиторства и этому учатся более 10-лет, поэтому просто будем это знать. Потому что лучше придадим предпочтение практике и будем становится «практичными» гитаристами, которые умеют играть, чем теоретиками, хотя теорию осветим.
Очень важные понятия в этой теме, это понимание «квинтового круга«, а так же «транспонирования«. Расскажим пока что о двух гаммах — мажорной и минорной. Их строение будем производить по полутонам (да да, точно так же как мы делали в аккордах):
Виды гамм:
МАЖОР |
|
Натуральный | Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон |
Гармонический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Полтора тона-Полутон |
Мелодический | Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
МИНОР |
|
Натуральный | Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон |
Гармонический | Тон-Полутон-Тон-Тон- Полутон-Полтора тона — Полутон |
Мелодический |
Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Тон-Полутон Вниз играется как Натуральный минор |
Важно заметить, что ТОН и ПОЛУТОН — показывают расстояние между ступенями, то есть на самом деле примерно следующая картина: I ступень — Тон — II ступень — Тон — III ступень — Полутон — IV ступень — Тон — V ступень — Тон — VI ступень — Тон VII ступень — Полутон.
Мажорная строится по принципу : Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
Приведем пример:
Здесь видно что расстояние между нотами как раз описывается такой схемой — Между До и Ре Тон, между Ре и Ми Тон, между Ми и Фа полутон и так далее.
Сравните аппликатуры с расположением нот на грифе:
Здесь видно, что красные кружочки это камма До мажор на «толстых струнах», а синии кружочки — на «тонких». Перемещая пальцы левой руки влево или вправо и играя по данному «рисунку» можно сыграть абсолютно любую мажорную гамму. Такая же картина обстоит и с минорной аппликатурой. К примеру, чтобы сыграть Соль мажор, нужно сместить аппликатуру на два лада правее, то есть начинать играть с 10-ого лада (Как раз там находится нота Ре).
Аппликатура Мажорной гаммы:
Минорная строится по принципу: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Приведем пример:
Аппликатура Минорной гаммы:
Как вы заметили в данных гаммах (До мажор и Ля минор) не встречаются знаки бемолей и диезов. Потому что построение гамм по соответствующим схемам «тон-тон…. и так далее» соответствует «начальному расположению нот по тонам и полутонам» , помните ведь что между Ми и Фа, а так же Си и До — полутон.
Гаммы построенные от других звуков, будут уже содержать диезы (или бемоли), причем их количество будет отличаться (согласно квинтовому кругу). И если мы захоти построить гамму Соль мажор ,то согласно правилу Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон у вас должен получиться следующий ряд:
Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа#. Что полностью объясняется квинтовым кругом — тональность Соль мажор приобретает один дополнительный диез к ноте Фа.
Другие материалы рубрики
comments powered by HyperComments
muzzproj.ru
Классификация гамм и ладов или Какие гаммы бывают — Музыкальный онлайн колледж
Один из самых популярных вопрос у начинающих музыкантов Какие гаммы бывают или какие есть гаммы в музыке?
Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число гамм и ладов.
В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одной гаммы выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить гамму с определенным блюдом, то многие, наверное, хотят расширить свои «гастрономические» пристрастия. Вся прелесть необычных гамм в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых усилий, получать специфическое,присущее только этой гамме звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждая новая гамма это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.
C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием гамм я создал специальную рубрику «Гаммы и Лады», в которой будут находиться статьи с полным описанием ладов. Одна статья одна гамма.
Что необходимо для успешного изучения ладов?
- Изучите ноты и структуру гаммы,постарайтесь запомнить ее звучание. К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
- Проработайте различные типы мелодических секвенций внутри лада.
- Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные аккорды. Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
- Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.
- Попробуйте применить изученный лад в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими.
Теперь рассмотрим общую классификацию гамм и ладов.
Количество гамм используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на две основные гаммы: мажорную и минорную (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения гамм в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.
В модальной и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.
В целом все лады и гаммы можно разделить на несколько категорий:
Традиционные гаммы — к ним относятся лады:
- ионийский
- дорийский
- фригийский
- лидийский
- мисколидийский
- эолийский
- локрийский
а также мажорная и минорная гаммы и их разновидности.
Пентатонные гаммы, которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами (японская гамма)
Этнолады — к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.
Искусственно созданные — это могут быть сочетания уже известных ладов (например, лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов — это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д
Следующая группа особых ладов — это лады ограниченной транспозиции Мессиана — в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма так и необычные новые лады.
Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)
Следующая группа многооктавные лады — диапазон таких гамм простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).
Отдельного внимания заслуживают джазовые гаммы:
- блюзовая пентатоника
- блюзовый мажор
- альтерированная доминантовая гамма
- бибоповый мажор
- бибоповый минор
- мелодический джазовый минор
- увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)
study-music.ru
Уроки музыки — Теория — Гамма, Мажорные Гаммы
ГАММА
Гамма – это последовательность звуков, идущих в порядке постепенного повышения или понижения и образующих определённый звукоряд в пределах октавы.В одной октаве есть 12 ступеней. Выбрав последовательность из возрастающих 7 — мы получим Гамму из 7-ми нот.
Самих гамм существует несколько десятков. Построить гамму можно с абсолютно любой ноты. Самое главное — это название. К примеру, Ми минор – это минорная гамма, которая строиться от любой ноты Ми на грифе. Если будет Фа минор – это также гамма, но первая нота сдвинута на один лад ближе к деке. Гамма не обязательно должна содержать 7 нот. Может и меньше, но больше – никак.
МАЖОРНАЯ ГАММА
Мажорная гамма состоит из семи звуков, которые представляют собой определённую последовательность больших и малых секунд. Обозначим большую секунду «б.2», а малую «м.2». Тогда мажорный звукоряд можно представить следующим образом: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2. Последовательность звуков с таким расположением ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад — натуральным мажором.Мажорная гамма состоит из восьми нот, причём последняя нота дублирует первую, но расположена на октаву выше. При записи гамм, ни одна из линий, равно как и ни одно междустрочие нотоносца не могут быть пропущены. С этим связана одна из особенностей обычных мажорных гамм: они содержат либо диезы, либо бемоли, но никогда в их составе не встречаются оба знака одновременно.
В гамме различают семь ступеней (а нот, как уже говорилось, восемь: последняя нота гаммы это опять первая ступень). Ступени гаммы нумеруются римскими цифрами и у каждой есть своё название:
I: тоника
II: нисходящий/верхний вводный тон
III: верхняя медианта
IV: субдоминанта
V: доминанта
VI: нижняя медианта, субмедианта
VII: восходящий/нижний вводный тон
Мажорная гамма имеет следующее строение: тон тон полутон тон тон тон полутон. Чтобы построить мажорную гамму, нужно взять за основу (тонику) любую ноту и поднять её на тон выше – это будет вторая ступень гаммы. Затем, согласно шаблону, поднять вторую ноту на тон – это будет третья ступень, третью ноту поднять на полтона – это будет четвёртая ступень гаммы и так далее.
Рассмотрим на примере строение Гаммы Ре-мажор:
Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми — это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа… стоп! «Черненькой» клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками — полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост — повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре — Ми — Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша — а сама ступень «переселяется» на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре — Ми — Фа-диез — Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО:
Так как в октаве есть 12 полутонов, можно играть гамму начиная с каждого из них, соблюдая строение: тон тон полутон тон тон тон полутон.
В итоге получится 12 Гамм:
До мажор
Ре мажор
Ми мажор
Фа мажор
Соль мажор
Ля мажор
Си мажор
Ре-бемоль мажор
Ми-бемоль мажор
Фа-диез мажор
Ля-бемоль мажор
Си-бемоль мажор
Самая оригинальная гамма здесь — это, конечно, фа-диез мажор. Мало того, что она почти полностью состоит из диезов, так ещё и нота фа записывается как ми-диез. Правила такие (?)
didi79.livejournal.com
Мажорная гамма: разновидности, состав, примеры
Гамма – это последовательность звуков (звукоряд), расположенная в определенном порядке. Большую группу составляют мажорные гаммы.
Мажорная гамма состоит из семи ступеней и строится по следующим интервалам:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон-Тон-Полутон
Таким образом, в тональности «До» мажорная гамма будет иметь следующие ноты:
До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си
Видно, что последовательность приведенных нот полностью укладывается в схему расположения интервалов, указанную выше:
До — (тон) – Ре — (тон) — Ми — (полутон) – Фа — (тон) — Соль — (тон) – Ля — (тон) – Си — (полутон) — До
Все ступени мажорной гаммы располагаются в пределах одной октавы, после чего звуки повторяются. Среди этих ступеней находятся три устойчивых звука (ступени I, III, V), на которых строится мажорное трезвучие.
В нотной записи до-мажорная гамма выглядит следующим образом:
Приведем мажорные гаммы в других тональностях. Мажорная гамма в тональности «Ре»:
Мажорная гамма в тональности «Ми»:
Мажорная гамма в тональности «Фа»:
Мажорная гамма в тональности «Соль»:
Мажорная гамма в тональности «Ля»:
Мажорная гамма в тональности «Си»:
Помимо мажорной гаммы (натурального мажора), в теории музыки существуют еще две ее разновидности, обусловленные историческим развитием музыки, в частности, ладов. Одна из этих разновидностей – гармонический мажор, отличающийся от натурального пониженной шестой ступенью:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-1,5 Тона-Полутон
Или в нотах:
Рассмотрим гамму гармонического мажора для других тональностей. Ре-мажор:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ми»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Фа»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Соль»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Ля»:
Гамма гармонического мажора в тональности «Си»:
Другая разновидность натурального мажора – мелодический мажор, отличающийся от натурального пониженными шестой и седьмой ступенями:
До Ре Ми Фа Соль Ля-бемоль Си-бемоль
В интервалах такая гамма будет выглядеть так:
Тон-Тон-Полутон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Или в нотах:
Приведем гамму мелодического мажора для остальных тональностей. Ре-мажор:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ми»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Фа»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Соль»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Ля»:
Гамма мелодического мажора в тональности «Си»:
Применение мелодической мажорной гаммы считается весьма ограниченным, по крайней мере в классической музыке.
modusmusic.ru
гамма — это… Что такое гамма?
ГАММА — (греч. gamma, третья буква греческой азбуки). 1) старинная Гвидонова система звуков, начинавшаяся с греч. буквы гаммы. 2) семь основных музыкальных звуков (do, re, mi, fa, sol, la, si), расположенных в постепенном возвышении. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка
ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова
ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова
Гамма-ДЕ — Основные характеристики Модификации: Гамма Д1Е / Д2Е / Д3Е Тип: трёхкоординатная РЛС общего назначения с ФАР Диапазон волн: дециметровый Потребляемая мощность: 170 / 112 / 75 кВт Сопровождаемых целей: 200 Выходная информация: трассовая,… … Википедия
ГАММА-Е — ГАММА … Первая часть сложных слов со знач. относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
гамма-… — ГАММА … Первая часть сложных слов со относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Гамма — в криптографии псевдослучайная числовая последовательность, вырабатываемая по определенному алгоритму и используемая для зашифрования открытых данных и расшифрования зашифрованных данных. По английски: Gamma См. также: Гаммирование Финансовый… … Финансовый словарь
гамма-… — ( … Словарь иностранных слов русского языка
гамма — ы, ж. gamme f., нем. Gamme <, ит. gamma. 1. муз. Вторая нота их <китайской> Гаммы или музыкальной таблицы. Танц. сл. Что такое Гамма? Корифей 1 11. || только мн. Музыкальное (для инструмента или голоса) упражнение, состоящее из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
гамма- — (буква греческого алфавита γ) первая часть сложных слов, пишется через дефис, но: гаммаг/рамма, гамма/трон (прибор), гамма/графия, гам/маметрия, гам/маскопия … Слитно. Раздельно. Через дефис.
dic.academic.ru
Гамма ( Gamma ). Термин и что за ним скрывается
Дуглас
К. Карусо
Представление
Почти
в каждом учебнике, статье, документе или
обсуждении о системах компьютерной графики,
термин «гамма»
обычно упоминается как » регулирование,
которое затрагивает полутона изображения на компьютерном экране » или
подобном объяснении. Следующее — типичный
пример:
Чтобы
не входить в длинное обсуждение о том, что
такое гамма, вот — наш совет: Если Вы не
имеете обоснованных причин делать иначе, мы
предлагаем использовать по умолчанию гамму
на Макинтоше 1.8 [Mac]
или 2.2 на РС”{«Реальный мир фотошоп»}.
Хотя
правильное использование гаммы важно в пре-прессе,
существует недостаток информации о том, что
такое «гамма», как она определяется
количественно, как она исправляется,
есть большое количество определений “гаммы”,
по сути не дающих истинного значения этого
термина.
Эта
статья объяснит, что такое «гамма», как
она рассчитывается, как она затрагивает
изображение на компьютерном экране,
концепция компенсации и исправлении гаммы, и как назначение и
изменение гаммы затрагивают все процессы
подготовки изображения к печати –
отображение изображения на мониторе,
сканирование, цветокоррекция изображения в
Photoshop’е.
Что такое Гамма?
Термин
«Гамма» в системах компьютерной
графики относится к нелинейной характеристике
электронно-лучевой трубки (ЭЛТ)
монитора. Электронно-лучевая
трубка основа телевизоров или компьютерных
мониторов. Электронно-лучевая трубка не
производит световую интенсивность, которая
является равной входному напряжению.
Вместо этого, интенсивность свечения
ЭЛЕКТРОННО-ЛУЧЕВОЙ ТРУБКИ по
существу пропорциональна входному
напряжению, управляемому «гаммой» ().
Гамма регулирует электростатические
заряды в электронных пушках, а не
светимостью люминофора.
Значение
гаммы для большинства ЭЛТ — приблизительно
2.5. Математическая формула — y=x*2.5.Где
x-
представляет входное напряжение в
процентах; y — яркость в процентах. Рисунок 1
указывает кривые для различных значений
гаммы.
Рисунок 1
Поскольку
гамма монитора имеет дело с частью кривой
со значениями от минимума 0 к максимуму 1.0,
значения яркости будут всегда равны или
меньше, чем значения напряжения. При
яркости равной 0 (черный) и 1 (белый), вывод
равняется вводу.
Между
этими двумя значениями, уровни сигнала
яркости изменяются, в зависимости от
процента напряжения. Например, ввод
напряжения 50 % приводит к выводу уровня
сигнала яркости 18 % при гамме
2.5 или приблизительно 36 % от входного
значения. Но, при входном напряжении 80 %,
сигнал яркости (вывод) равен 50 %, или 62 % от
входного значения. Неравенство ввода
против значений вывода меньше у гаммы 1.8 и равно при гамме 1.0. Гамма 1.0
представляет совершенно линейный ответ
яркости к напряжению, напряжение на 50 %
приводит к сигналу яркости на 50 %.
Что
случается с изображением, когда оно
рассматривается на мониторе с
гаммой 2.5?
Изображение темное, без детализации от
полутонов к теневым областям. Область тона на 50 % будет иметь яркость только на
18 % (Y =.502.5=17.7 %). Есть также изменение цвета:
Давайте
возьмем цвет со
значением 50 % — красного и 25 % зеленого. Когда этот цвет
рассматривается на компьютерной системе с
неправильной гаммой, он будет иметь на
экране 18 % красного и 3 % зеленого.
Уменьшилось значение зеленого, и цвет стал
более красный, а также изображение стало
более темным.
Различия
в гамме создают нелинейное изменение
цветов. Под нелинейностью подразумевается, что некоторые цвета
могут измениться к
красному, другие могут изменятся в
сторону зеленого или синего. Хотя мы можем говорить, что
цвета будут более темными при более высоких значениях гаммы, Вы не можете
сказать, что цвета будут все казаться более
красными или более синими. Каждый цвет в
зависимости от значения гаммы изменяется индивидуально.
Есть
некоторые выгоды от нелинейной характеристики гаммы электронно-лучевой
трубки. Чувствительность человеческого
глаза на свет, также — нелинейна. Глаз может
отличать различия между более светлыми тонами лучше, чем между более темными. Фактически, гамма 2.5 мониторапочти обратна чувствительности
человеческого глаза.
Исправление
Гаммы
Не
все компьютерные мониторы имеют гамму
точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время
как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того,
красные, зеленые, и синие электронные пушки
могут иметь индивидуальные значения
напряжение / яркость.
Рисунок 2 показывает исправленные значения гаммы системой калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.
Типичный
рабочий процесс включает
сканирование, цветокоррекцию, цветоделение,
вывод фотоформ, изготовление пластин, и
собственно печать. От шага к шагу должна быть совместимость данных между
соседними шагами.
Если
сканер откалиброван, используя гамму 2.2, а
гамма станции редактирования — фактически
1.8, света и тени могут смотреться хорошо, но
полутона будут слишком светлыми. Если цель
состоит в том, чтобы достигнуть гаммы 1.0 (input=output),
то формула для исправления гаммы: y=x1/. Где — гамма монитора.
Рисунок 3
1/2.5
гамма — почти совершенное зеркальное
изображение гаммы 2.5.
Утилиты
типа Adobe Gamma
или аппаратные средства (колориметры)
используются для калибровки
монитора, и устанавливают различные
значения гаммы монитора. Это обеспечивает выбор для отображения изображений и
графики для различных целей типа препресс,
сети, или видео. Процесс калибровки
регулирует цвет, яркость и контраст, и
изменяет гамму R, G,
и B. Значения таблицы Look Up
Tables (LUTs)
в графической карте компьютера изменяются
на новые. Компьютеры
Макинтош имеют таблицы LUTs, которые имеют значение гаммы 1.4. Это эффективно изменяет гамму
Макинтоша на 1.8, которая стала стандартом
для этой платформы. Гамма 1.8 грубо
соответствует гамме печати. Стандартная
офсетная печать производит растискивание
растровой точки на 50 % приблизительно 22 % — Swop (17% — Евростандарт): Когда точка со
значением 50%, на оттиске имеет 72 %. На печати
полутона получаются более темными, чем
требуется, что близко напоминает, кривые гаммы электронно-лучевой трубки [Mac] ЭЛТ. PC не имеет никаких
встроенных аппаратных средств, которые
редактируют гамму,
но большинство графических приложений
имеют утилиты калибровки монитора и
исправления гаммы. Стандарт Гаммы для Windows — 2.2, которая
обеспечивает большую однородность
цветового пространства, чем 1.8. Фактически,
это — гамма используется в рекомендуемом
рабочем пространстве RGB
для Photoshop :
Adobe RGB
(1998).
Гамма
Сканера
Теперь,
когда монитор калиброван и гамма выбрана,
компенсация гаммы равная 1.0 может применяться
устройствами ввода данных и прикладным
программным обеспечением.
В
отличие от ЭЛТ, большинство сканеров имеют
линейную характеристику- они имеют гамму
1.0, то есть входная яркость=выходной яркости.
Однако, сканируя изображение с гаммой 1.0 и
показывая его на экране с гаммой 1.8 (2.2 на PC)
полутона изображения получаются слишком темные.
Чтобы
показывать изображение правильно, компенсация
гаммы сканера должна быть установлена
близко к гамме монитора. Когда гамма
сканера установлена на 1.8, это – в
действительности обратная функция гаммы
монитора, или 1/1.8, которая применяется для того, что бы все тоны и цвета были показаны
правильно на мониторе. (См. Рис 4).
Рисунок 4
Таблица 1 показывает фактическое действие гаммы на Макинтоше и РС . Компенсация гаммы применялась или сканером (строки 2 и 5), или в Photoshop (строки 3 и 6).
Практически,
это — упрощение процесса компенсации гаммы.
В зависимости от таких факторов как –
ошибки экспозиции, высоко ключевые или
низко ключевые изображения — компенсация
гаммы может быть больше или меньше гаммы
монитора. Также может потребоваться
дальнейшее регулирование гаммы в Photoshop
Рисунок 5
На
рисунке 5 полутоновое (grayscale)
изображение с разными значениями гаммы
сканера. .
Они были нетронуты в Photoshop.
Полутон
(50 % серого) отмечен на контрольной шкале.
Увеличение
уровня гаммы сканера увеличило детализацию
изображения от полутонов
к теневым областям. Области
полутона — тени (от 0 до 128) были
расширены, распределяя пиксели и делая больше разницу
между ними, так что детали стали более
различимы. Область света- полутона (от 128 до 255)
сжата, так что детали менее видимы или
полностью потеряны.
Поскольку
человеческий глаз отличает различия в
более темных тонах менее эффективно, чем в
более легких тонах, смещение полутонов
к
теневым областям заставляет изображение
казаться тонально правильным. Также можно
переусердствовать в исправлении гаммы, как
показано на рисунке 5, изображение справа,
внизу. Детали в светах и четверти тона
потеряны, а область от трех четвертей тона к теням была расширена, что начало
придавать фотографии плакатный вид. Также
очевиден в тенях шум Сканера.
Гамма в Photoshop
Всем сканированным или созданным RGB- изображениям
в Photoshop должно быть назначено рабочее пространство
редактирования . Гамма этого
пространства независима от гаммы монитора
и не обязательно должна соответствовать
ему.
Adobe RGB
–рекомендуемое рабочее пространство
редактирования RGB и имеет гамму 2.2.
(Как откорректировать изображение
используя гамму рабочего пространства
можно прочитать здесь)
Гамма
изображения может
быть изменена инструментами
редактирования, средний регулятор
в инструменте
Уровни (Levels)- Adobe назвала регулятором Гаммы с соответствующей логарифмической разбивкой шкалы значений
.
Рисунок 6
Рисунок 7
На
рисунке 7 показана контрольная шкала, отсканированная
как одноцветноеизображение с гаммой сканера 1.0. Для
целей сравнения, света были установлены в
точке 0 %, а тень была установлена на точке 100
%. Затем в Photoshop’е Гамма была
изменена и изображения были сохранены в
отдельные файлы. Проценты отмечены на
каждом поле шкалы.
В изображении с гаммой 0.8 и 1.0, первые
несколько шагов имеют большую разницу по
процентам, но после две трети тона разница
почти неразличима. Здесь очень немного
деталей в тенях, но много деталей в светах. В изображении с гаммой 1.8 света и четверть
тона, а так же полутона и тени имеют
более равномерное изменение процентов.
Гамма не только
затрагивает тон изображения, но также влияет на значение цвета.
Рисунок 8
Цветное фото на рисунке
8 отсканировано с разными значениями гаммы. Для примера приведено изображение, сканированное с гаммой 1.0,
тоновый диапазон которого,
в области светов был обрезан до уровня 190.
Параметр
ГАММА важен в технологическом процессе
подготовки изображений для печати — по сути
Мы имеем дело с тремя разными параметрами —
гамма монитора, компенсация гаммы
монитора и гамма изображения.
igor-bon.ru