Содержание

Циклы в языке 1С 8.3, 8.2 (в примерах)

Циклы в языке 1С 8.3, 8.2 (в примерах)

Вступайте в мою группу помощник программиста.
В ней мы обсуждаем программирование в 1С.

2017-12-18T22:10:00+00:00Дата Если Массивы Математика Процедуры Строки Циклы
Диалоги ОписаниеТипов ОперационнаяСистема Приложение Соответствие
СписокЗначений Структура ТаблицаЗначений ФайловаяСистема Формат

ОбщиеОбъекты Запросы ПрикладныеОбъекты УниверсальныеФункции

См. урок для начинающих по циклам в 1С (часть 1)
См. урок для начинающих по циклам в 1С (часть 2)
Скачать эти примеры в виде тестовой базы (как загрузить, как исследовать)
Смотреть видео с демонстрацией выполнения кода

Полный синтаксис (нажмите, чтобы раскрыть)

Цикл Для

Описание:

Оператор цикла Для предназначен для циклического повторения операторов, находящихся внутри конструкции Цикл – КонецЦикла.

Перед началом выполнения цикла значение Выражение 1 присваивается переменной Имя_переменной. Значение Имя_переменной автоматически увеличивается при каждом проходе цикла. Величина приращения счетчика при каждом выполнении цикла равна 1.

Цикл выполняется, пока значение переменной Имя_переменной меньше или равно значению Выражение 2. Условие выполнения цикла всегда проверяется в начале, перед выполнением цикла.

Синтаксис:

Для <Имя_переменной> = <Выражение 1> По <Выражение 2> Цикл
    // Операторы
    [Прервать;]
    // Операторы
    [Продолжить;]
    // Операторы
КонецЦикла;

Параметры:

Имя_переменнойИдентификатор переменной (счетчика цикла), значение которой автоматически увеличивается на 1 при каждом повторении цикла. Так называемый счетчик цикла.
Выражение 1Числовое выражение, которое задает начальное значение, присваиваемое счетчику цикла при первом проходе цикла.
ПоСинтаксическая связка для параметра Выражение 2.
Выражение 2Максимальное значение счетчика цикла. Когда переменная Имя_переменной становится больше чем Выражение 2, выполнение оператора цикла Для прекращается.
ЦиклОператоры, следующие за ключевым словом Цикл выполняются, пока значение переменной Имя_переменной меньше или равно значения Выражение 2.
// ОператорыИсполняемый оператор или последовательность таких операторов.
ПрерватьПозволяет прервать выполнение цикла в любой точке. После выполнение этого оператора управление передается оператору, следующему за ключевым словом КонецЦикла.
ПродолжитьНемедленно передает управление в начало цикла, где производится вычисление и проверка условий выполнения цикла. Операторы, следующие в теле цикла за ним, на данной итерации обхода не выполняются.
КонецЦиклаКлючевое слово, которое завершает структуру оператора цикла.
  

Цикл Для Каждого

Описание:

Оператор цикла Для каждого предназначен для циклического обхода коллекций значений. При каждой итерации цикла возвращается новый элемент коллекции. Обход осуществляется до тех пор, пока не будут перебраны все элементы коллекции.

Синтаксис:

Для Каждого <Имя_переменной_1> Из <Имя_переменной_2> Цикл
    // Операторы
    [Прервать;]
    // Операторы
    [Продолжить;]
    // Операторы
КонецЦикла;

Параметры:

Имя_переменной_1Переменная, которой при каждом повторении цикла присваивается значение очередного элемента коллекции.
ИзСинтаксическая связка для параметра Имя_переменной_2.
Имя_переменной_2
Переменная или выражение, предоставляющее коллекцию. Элементы этой коллекции будут присваиваться параметру Имя_переменной_1.
ЦиклОператоры, следующие за ключевым словом Цикл выполняются для каждого элемента коллекции.
// ОператорыИсполняемый оператор или последовательность таких операторов.
ПрерватьПозволяет прервать выполнение цикла в любой точке. После выполнение этого оператора управление передается оператору, следующему за ключевым словом КонецЦикла.
ПродолжитьНемедленно передает управление в начало цикла, где производится вычисление и проверка условий выполнения цикла. Операторы, следующие в теле цикла за ним, на данной итерации обхода не выполняются.
КонецЦиклаКлючевое слово, которое завершает структуру оператора цикла.
  

Цикл Пока

Описание:

Оператор цикла Пока предназначен для циклического повторения операторов, находящиеся внутри конструкции Цикл – КонецЦикла. Цикл выполняется, пока логическое выражение равно Истина. Условие выполнения цикла всегда проверяется вначале, перед выполнением цикла.

Синтаксис:

Пока <Логическое выражение> Цикл
    // Операторы
    [Прервать;]
    // Операторы
    [Продолжить;]
    // Операторы
КонецЦикла;

Параметры:

Логическое выражениеЛогическое выражение.
ЦиклОператоры, следующие за ключевым словом Цикл, выполняются, пока результат логического выражения равен Истина.
// ОператорыИсполняемый оператор или последовательность таких операторов.
ПрерватьПозволяет прервать выполнение цикла в любой точке. После выполнение этого оператора управление передается оператору, следующему за ключевым словом КонецЦикла.
ПродолжитьНемедленно передает управление в начало цикла, где производится вычисление и проверка условий выполнения цикла. Операторы, следующие в теле цикла за ним, на данной итерации обхода не выполняются.
КонецЦиклаКлючевое слово, которое завершает структуру оператора цикла.

Оглавление (нажмите, чтобы раскрыть)

&НаКлиенте
Процедура ВыполнитьКод(Команда)
 
    /// Как организовать цикл в 1с 8.3, 8.2
 
    // Для Цикл
    Для Счетчик = 1 По 5 Цикл
        Сообщить(Счетчик); // 1 2 3 4 5
    КонецЦикла;
 
    // Для Каждого Цикл
 
    Дни = Новый Массив();
    Дни.Добавить("Понедельник");
    Дни.Добавить("Вторник");
    Дни.Добавить("Среда");
 
    Для Каждого Элемент Из Дни Цикл
        Сообщить(Элемент); // Понедельник Вторник Среда
    КонецЦикла;
 
    // Пока Цикл
    Счетчик = 0;
    Пока Счетчик < Дни.Количество() Цикл        
        Сообщить(Дни[Счетчик]); // Понедельник Вторник Среда
        Счетчик = Счетчик + 1;     
    КонецЦикла;     
 
    /// Как организовать обратный цикл в 1с 8.3, 8.2     
 
    Счетчик = Дни.Количество() - 1;     
    Пока Счетчик >= 0 Цикл
        Сообщить(Дни[Счетчик]); // Среда Вторник Понедельник
        Счетчик = Счетчик - 1;
    КонецЦикла;
 
    /// Как прервать цикл в 1с 8.3, 8.2
 
    Для Счетчик = 1 По 5 Цикл
        Если Счетчик > 2 Тогда
            Прервать;
        КонецЕсли;
        Сообщить(Счетчик); // 1 2
    КонецЦикла;
 
    /// Как принудительно продолжить цикл в 1с 8.3, 8.2
 
    Для Счетчик = 1 По 5 Цикл
        Если Счетчик <> 3 Тогда
            Продолжить;
        КонецЕсли;
 
        Сообщить(Счетчик); // 3
    КонецЦикла;   
 
КонецПроцедуры
 
/// Скачать и выполнить эти примеры на компьютере

Скачать эти примеры в виде тестовой базы (как загрузить, как исследовать)

Циклы в языке 1С 8.3, 8.2 (в примерах)

Дата Если Массивы Математика Процедуры Строки Циклы
Диалоги ОписаниеТипов ОперационнаяСистема Приложение Соответствие
СписокЗначений Структура ТаблицаЗначений ФайловаяСистема Формат

ОбщиеОбъекты Запросы ПрикладныеОбъекты УниверсальныеФункции

С уважением, Владимир Милькин (преподаватель школы 1С программистов и разработчик обновлятора).

Как помочь сайту: расскажите (кнопки поделиться ниже) о нём своим друзьям и коллегам. Сделайте это один раз и вы внесете существенный вклад в развитие сайта. На сайте нет рекламы, но чем больше людей им пользуются, тем больше сил у меня для его поддержки.

Нажмите одну из кнопок, чтобы поделиться:

helpme1c.ru

циклы в 1С часть 2

Внимание! Перед вами ознакомительная версия урока, материалы которого могут быть неполными.

Войдите на сайт как ученик

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: циклы в 1С часть 2

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

На прошлом занятии мы изучили первый из двух существующих в языке 1С циклов: Цикл Для.

Сегодня нас ждет второй вид цикла: Цикл Пока.

Цикл Пока

Конструкция цикла выглядит так:

Пока ЛогическоеВыражение Цикл
  Команда1();
  Команда2();
  ...
КонецЦикла;

Команды, заключенные между словами Цикл и КонецЦикла выполняются пока ЛогическоеВыражение равно Истине.

В качестве логического выражения может быть любое условие. Пока это условие верно (то есть равно Истина) выполнение команд в цикле повторяется снова и снова, как только условие перестало быть верным команды перестают выполняться.

Решение задачи вывода чисел от 1 до 10, с применением только что изученного цикла, будет выглядеть так:

Шаг = 1;
Пока Шаг <= 10 Цикл
    Сообщить(Шаг);
    Шаг = Шаг + 1;
КонецЦикла;

Компьютер встретив такую конструкцию выполняет её так:

Порядок выполнения цикла компьютером

  • Первой командой компьютер сопоставит имени Шаг значение равное 1.
  • Так как имя Шаг на данном этапе равно единице — условие цикла верно (Шаг <= 10) — компьютер выводит единицу и увеличивает имя Шаг до 2.
  • Имя Шаг равно 2, но условие цикла по-прежнему верно, поэтому компьютер выводит 2 и увеличивает имя Шаг до 3.
  • Имя Шаг равно 10, условие цикла всё ещё верно — компьютер выводит 10 и увеличивает имя Шаг до 11.
  • Стоп! Условие цикла перестало выполняться, теперь Шаг (вернее его значение 11) больше 10. Команды цикла больше не выполняются.

Задание №23. Измените приведенный выше пример, чтобы выводились числа от 10 до 100.

Не торопитесь смотреть ответ! Сначала попробуйте выполнить задание сами.

Ответ

Шаг = 10;
Пока Шаг <= 100 Цикл
    Сообщить(Шаг);
    Шаг = Шаг + 1;
КонецЦикла;

Напоминаю, что все примеры из заданий нужно обязательно выполнять на компьютере. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь.

А как вы думаете сколько раз выполнятся следующие циклы:

Не торопитесь выполнять эти примеры на компьютере! Ведь это, так называемые, бесконечные циклы. Которые начав выполняться — никогда не закончатся, потому что их логическое условие всегда равно Истина.

А вот следующие примеры можно смело пробовать на компьютере:

Ведь эти циклы являются примерами бесполезных. Они никогда не выполнятся, потому что их логическое условие всегда равно Ложь.

Задание №24. Напишите программу, которая выводит на экран числа от 10 до 1, используя Цикл Пока. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. Программа должна занимать ровно пять строк.

Ниже привожу решение, но рассчитываю, что вы справитесь с задачей самостоятельно.

helpme1c.ru

Циклы в 1С

Алгоритмы многих программ зачастую предполагают циклическое повторение определённых действий. 1С в этом случае не является исключением. Циклы в 1С позволяют:

  • Перебрать элементы справочника;
  • Заполнить области макета;
  • Выполнить определенные действия с выборкой документов;
  • И многое многое другое.

Типы циклов

В 1С принято различать три типа циклов в зависимости от набора слов, входящих в конструкцию:

  1. Для каждого «Переменная» из «Коллекция значений»;
  2. Для «Переменная» = «Нач. значение» По «Кон. Значение»;
  3. Пока «Выражение».

Рассмотрим их подробнее.

Для каждого из

Этот обходчик подходит для коллекций значений (выборка документов или элементов справочника, сток таблицы значений). Выполнение будет происходить до тех пор, пока последний элемент коллекции не будет пройден. В строке должны быть указаны:

  • Переменная, определяющая текущий элемент коллекции;
  • Определение коллекции значений.

Наиболее часто возникающая ошибка в этом случае показана на рис.1

Рис.1

Чаще всего она возникает, когда программист не до конца понимает разницу между объектом (документом, справочником) и коллекцией (выборкой) значений, получаемой с помощью оператора Выбрать().

Для  по

В качестве параметров, передаваемых в строку, в этом случае выступают:

  1. Имя переменной – итератора;
  2. Начальное значение переменной;
  3. Конечное значение переменной.

Повторение блока операторов, входящих в тело цикла будет осуществляться до тех пор, пока переменная не сравняется или первый раз не превысит конечное значение. При этом итератор будет каждый шаг увеличиваться на 1. Значения сравниваются до выполнения следующего шага.

Такая конструкция очень часто используется при обходе табличных частей.

При использовании данного обходчика важно различать количество строк табличной части и индекс отдельной взятой строки. В первом случае начальное значение будет равно 1, конечное можно получить с помощью оператора Количество(). Индексы начинаются с 0 и заканчиваются Количество()-1. В противном случае можно получить ошибку (Рис.2).

Рис.2

Пока

Здесь всего один параметр – логическое выражение, которое перед каждым следующим шагом цикла проверяется на истинность.  Как только логическое выражение не будет выполнено, обработчик завершит обход.

Очень важно понимать, что в некоторых случаях проверяемое выражение может постоянно находиться в значении Истина, тем самым обход будет совершаться бесконечное количество раз, подвешивая систему.

В таких случаях необходимо внутри тела цикла прописать один из двух вариантов прерывания выполнения.

Иногда может сложиться ситуация, когда истинность проверяемого выражения не наступит никогда. Это может привести к бесполезным поискам ошибки в коде и потере времени.

Прерывание выполнения нажатием комбинации клавиш

Если в теле цикла прописать процедуру ОбработкаПрерыванияПользователя(), то в любой момент его выполнения, нажав комбинацию клавиш Ctrl+PauseBreakможно остановить его работу. В этом случае в окне сообщений будет выведена строка (Рис.3).

Рис.3

Во избежание неприятных последствий своей деятельности, программистам крайне полезно приучить себя в тело обработки прописывать эту процедуру.

Прерывание по условию

Достаточно часто алгоритм программы предполагает остановку цикличной обработки, если выполняется то или иное условие. Заложить эту процедуру в тело цикла можно с помощью оператора Прервать.

Правильно записанный в код программы этот оператор выделяется красным цветом.

Перескакивание некоторых операций цикла

Зачастую в цикле необходимо проверять выполнение какого-либо условия и в случае, если это условие не выполняется, проскакивать основной обработчик. Такие конструкции могут быть реализованы двумя способами:

  • В первом способе мы ставим условие и внутри конструкции Если Тогда КонецЕсли прописываем исполняемый код, если условие не выполнено, код соответственно выполняться не будет. Очевидным минусом такого подхода является то, что она достаточно громоздка и в случае большого количества условий легко ошибиться, где берется начало одного «Если» и где заканчивается другое;
  • Гораздо правильнее использовать конструкцию, где вместо утверждения условия берется его отрицание (вместо равно, берется неравно и т.д.) и помещение внутри конструкции оператора Продолжить;

Оператор «Продолжить» в теле кода выделяется красным цветом и переносит выполнение цикла в его начало.


blog.it-terminal.ru

комбинирование простых конструкций в 1С

Внимание! Перед вами ознакомительная версия урока, материалы которого могут быть неполными.

Войдите на сайт как ученик

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Внутренний язык программирования 1С 8.3 для начинающих программистов: комбинирование простых конструкций в 1С

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

На прошлых уроках мы научились использовать имена, изучили условную команду, узнали два вида циклов.

Всё это были достаточно простые программы, в каждой из которых использовалась какая-то одна основная конструкция языка (или условная команда или цикл). В реальных программах, конечно же, так не бывает. В них обычно используется всё сразу и по нескольку раз. Сегодня мы научимся комбинировать простые конструкции языка 1С вместе.

Комбинирование простых конструкций языка 1С

К примеру, пусть у нас есть два цикла:

Для Шаг1 = 1 По 2 Цикл
    Сообщить(Шаг1);	
КонецЦикла;
 
Для Шаг2 = 1 По 3 Цикл
    Сообщить(Шаг2);
КонецЦикла;

Эти циклы хорошо нам знакомы и мы понимаем, что в результате первого цикла выведутся числа от 1 до 2, а в результате второго — от 1 до 3.

А что если мы вложим выполнение одного цикла внутрь другого? Вот так:

Для Шаг1 = 1 По 2 Цикл
 
    Для Шаг2 = 1 По 3 Цикл
 
        Сообщить("Значения равны: " + Шаг1 + " " + Шаг2);
 
    КонецЦикла;
 
КонецЦикла;

Если запустить этот пример на компьютере, то получатся следующие результаты:

Значения равны: 1 1
Значения равны: 1 2
Значения равны: 1 3
Значения равны: 2 1
Значения равны: 2 2
Значения равны: 2 3

Как видим результаты отличаются от выполнения данных циклов по отдельности. И вот почему.

У нас есть внешний цикл от 1 до 2. Это значит, что всё, что находится у него между словами Цикл и КонецЦикла выполнится 2 раза. А у него между этими словами находится другой цикл от 1 до 3, который внутри себя содержит команду Сообщить.

Итого такая вложенность приводит к тому, что команда Сообщить выполняется целых 6 раз. Шесть, потому что 2 * 3 = 6.

Теперь обратите внимание, как меняется значение Шаг1 и Шаг2. Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. В начале Шаг1 равен 1, а Шаг2 меняется от 1 до 3. Затем Шаг1 уже равен 2 (следующее значение цикла) и снова Шаг2 меняется от 1 до 3.

Задание №27. По аналогии с предыдущим примером напишите тройной вложенный цикл с выводом Шаг1, Шаг2 и Шаг3 соответственно от 1 до 10, от 10 до 20 и от 20 до 30. Выполните задание на компьютере, посмотрите результат и убедитесь, что понимаете почему получаются такие результаты.

Эталонное решение. Сначала пишем код сами, проверяем на компьютере (как и все примеры программ из уроков), только потом сверяемся

Войдите на сайт как ученик


Авторизуйтесь, чтобы получить доступ ко всем материалам школы

Задание №28. Найдите все пары целых (в том числе одинаковых) чисел величиной от 1 до 9 каждое, сумма которых равна 10. Сделайте это на листочке. Без помощи компьютера. Должно получится 9 вариантов.  Первые два варианта я подскажу: 1 + 9 = 10 и 9 + 1 = 10. Оставшиеся 7 вариантов найдите сами.

Выполнили? Отлично. А теперь я покажу, как можно было заставить компьютер выполнить ту же самую работу за вас.

Для Шаг1 = 1 По 9 Цикл
 
    Для Шаг2 = 1 По 9 Цикл
 
        Если Шаг1 + Шаг2 = 10 Тогда
 
            Сообщить(" " + Шаг1 + " + " + Шаг2 + " = 10");
 
        КонецЕсли;
 
    КонецЦикла;
 
КонецЦикла;

Мы перебираем одно число в цикле от 1 до 9 (Шаг1). И второе число в другом цикле от 1 до 9 (Шаг2). Вы читаете ознакомительную версию урока, полноценные уроки находятся здесь. А так как числа для складывания нам нужны одновременно — мы делаем второй цикл вложенным в первый. Осталось воспользоваться условной конструкцией, чтобы отобрать только такие числа, сумма которых равна 10.

Пройдите тест

Вопросы задаются по следующему примеру:

Для Шаг1 = 1 По 3 Цикл
    Для Шаг2 = 4 По 5 Цикл
        Сообщить(" " + Шаг1 + " " + Шаг2);
    КонецЦикла;
КонецЦикла;

 Напишите программу, которая найдет все варианты двух чисел от 1 до 30, произведение которых равно 30.

Как всегда выполните программу на компьютере и убедитесь, что она выдает верные результаты.

Привожу ответ ниже, но рассчитываю, что вы справитесь самостоятельно.

helpme1c.ru

Цикл (программирование) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Цикл. Пример цикла While.

Цикл — разновидность управляющей конструкции в высокоуровневых языках программирования, предназначенная для организации многократного исполнения набора инструкций. Также циклом может называться любая многократно исполняемая последовательность инструкций, организованная любым способом (например, с помощью условного перехода).

Последовательность инструкций, предназначенная для многократного исполнения, называется телом цикла. Единичное выполнение тела цикла называется итерацией. Выражение, определяющее, будет в очередной раз выполняться итерация или цикл завершится, называется условием выхода или условием окончания цикла (либо условием продолжения в зависимости от того, как интерпретируется его истинность — как признак необходимости завершения или продолжения цикла). Переменная, хранящая текущий номер итерации, называется счётчиком итераций цикла или просто счётчиком цикла. Цикл не обязательно содержит счётчик, счётчик не обязан быть один — условие выхода из цикла может зависеть от нескольких изменяемых в цикле переменных, а может определяться внешними условиями (например, наступлением определённого времени), в последнем случае счётчик может вообще не понадобиться.

Исполнение любого цикла включает первоначальную инициализацию переменных цикла, проверку условия выхода, исполнение тела цикла и обновление переменной цикла на каждой итерации. Кроме того, большинство языков программирования предоставляет средства для досрочного управления циклом, например, операторы завершения цикла, то есть выхода из цикла независимо от истинности условия выхода (в языке Си — break) и операторы пропуска итерации (в языке Си — continue).

Безусловные циклы[править | править код]

Иногда в программах используются циклы, выход из которых не предусмотрен логикой программы. Такие циклы называются безусловными, или бесконечными. Специальных синтаксических средств для создания бесконечных циклов, ввиду их нетипичности, языки программирования не предусматривают, поэтому такие циклы создаются с помощью конструкций, предназначенных для создания обычных (или условных) циклов. Для обеспечения бесконечного повторения проверка условия в таком цикле либо отсутствует (если позволяет синтаксис, как, например, в цикле LOOP ... END LOOP языка Ада), либо заменяется константным значением (while true do ... в Паскале). В языке С используется цикл for(;;) с незаполненными секциями или цикл while (1).

Цикл с предусловием[править | править код]

Цикл с предусловием — цикл, который выполняется, пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом. Это условие проверяется до выполнения тела цикла, поэтому тело может быть не выполнено ни разу (если условие с самого начала ложно). В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором while, отсюда его второе название — while-цикл. На языке Pascal цикл с предусловием имеет следующий вид:

while <условие> do
begin   
  <тело цикла> 
end;

На языке Си:

while (<условие>) {
   <тело цикла>
}

Цикл с постусловием[править | править код]

Цикл с постусловием — цикл, в котором условие проверяется после выполнения тела цикла. Отсюда следует, что тело всегда выполняется хотя бы один раз. В языке Паскаль этот цикл реализует оператор repeat..until; в Си — do…while.

На языке Pascal цикл с постусловием имеет следующий вид::

repeat
    <тело цикла>
until <условие выхода>

На языке Си:

do {
    <тело цикла>
} while (<условие продолжения цикла>)

В трактовке условия цикла с постусловием в разных языках есть различия. В Паскале и языках, произошедших от него, условие такого цикла трактуется как условие выхода (цикл завершается, когда условие истинно, в русской терминологии такие циклы называют ещё «цикл до»), а в Си и его потомках — как условие продолжения (цикл завершается, когда условие ложно, такие циклы иногда называют «цикл пока»).

Цикл с выходом из середины[править | править код]

Цикл с выходом из середины — наиболее общая форма условного цикла. Синтаксически такой цикл оформляется с помощью трёх конструкций: начала цикла, конца цикла и команды выхода из цикла. Конструкция начала маркирует точку программы, в которой начинается тело цикла, конструкция конца — точку, где тело заканчивается. Внутри тела должна присутствовать команда выхода из цикла, при выполнении которой цикл заканчивается и управление передаётся на оператор, следующий за конструкцией конца цикла. Естественно, чтобы цикл выполнился более одного раза, команда выхода должна вызываться не безусловно, а только при выполнении условия выхода из цикла.

Принципиальным отличием такого вида цикла от рассмотренных выше является то, что часть тела цикла, расположенная после начала цикла и до команды выхода, выполняется всегда (даже если условие выхода из цикла истинно при первой итерации), а часть тела цикла, находящаяся после команды выхода, не выполняется при последней итерации.

Легко видеть, что с помощью цикла с выходом из середины можно легко смоделировать и цикл с предусловием (разместив команду выхода в начале тела цикла), и цикл с постусловием (разместив команду выхода в конце тела цикла).

Часть языков программирования содержит специальные конструкции для организации цикла с выходом из середины. Так, в языке Ада для этого используется конструкция LOOP ... END LOOP и команда выхода EXIT или EXIT WHEN:

LOOP
  ... Часть тела цикла
  EXIT WHEN <условие выхода>;
  ... Часть тела цикла
  IF <условие выхода> THEN 
    EXIT; 
  END;
  ... Часть тела цикла
END LOOP:

Здесь внутри цикла может быть любое количество команд выхода обоих типов. Сами команды выхода принципиально не различаются, обычно EXIT WHEN применяют, когда проверяется только условие выхода, а просто EXIT — когда выход из цикла производится в одном из вариантов сложного условного оператора.

В тех языках, где подобных конструкций не предусмотрено, цикл с выходом из середины может быть смоделирован с помощью любого условного цикла и оператора досрочного выхода из цикла (такого, как break в Си, exit в Турбо Паскале и т. п.), либо оператора безусловного перехода goto.

Цикл со счётчиком (или цикл для)[править | править код]

Цикл со счётчиком — цикл, в котором некоторая переменная изменяет своё значение от заданного начального значения до конечного значения с некоторым шагом, и для каждого значения этой переменной тело цикла выполняется один раз. В большинстве процедурных языков программирования реализуется оператором for, в котором указывается счётчик (так называемая «переменная цикла»), требуемое количество проходов (или граничное значение счётчика) и, возможно, шаг, с которым изменяется счётчик. Например, в языке Оберон-2 такой цикл имеет вид:

 FOR v := b TO e BY s DO
   ... тело цикла
 END 

здесь v — счётчик, b — начальное значение счётчика, e — граничное значение счётчика, s — шаг).

Неоднозначен вопрос о значении переменной по завершении цикла, в котором эта переменная использовалась как счётчик. Например, если в программе на языке Паскаль встретится конструкция вида:

i := 100;
for i := 0 to 9 do
begin
  ... тело цикла
end;
k := i;

возникает вопрос: какое значение будет в итоге присвоено переменной k: 9, 10, 100, может быть, какое-то другое? А если цикл завершится досрочно? Ответы зависят от того, увеличивается ли значение счётчика после последней итерации и не изменяет ли транслятор это значение дополнительно. Ещё один вопрос: что будет, если внутри цикла счётчику будет явно присвоено новое значение? Различные языки программирования решают данные вопросы по-разному. В некоторых поведение счётчика чётко регламентировано. В других, например, в том же Паскале, стандарт языка не определяет ни конечного значения счётчика, ни последствий его явного изменения в цикле, но не рекомендует изменять счётчик явно и использовать его по завершении цикла без повторной инициализации. Программа на Паскале, игнорирующая эту рекомендацию, может давать разные результаты при выполнении на разных системах и использовании разных трансляторов.

Радикально решён вопрос в языках Ада и Kotlin: счётчик считается описанным в заголовке цикла, и вне его просто не существует. Даже если имя счётчика в программе уже используется, внутри цикла в качестве счётчика используется отдельная переменная. Счётчику запрещено явно присваивать какие бы то ни было значения, он может меняться только внутренним механизмом оператора цикла.

В результате конструкция на Аде:

i := 100;
for i in (0..9) loop
  ... тело цикла
end loop;
k := i;

И на Котлине:

val i = 100;
for (i in 0..9){
    ... тело цикла
}
val k = i;

внешне аналогичная вышеприведённому циклу на Паскале, трактуется однозначно: переменной k будет присвоено значение 100, поскольку переменная i, используемая вне данного цикла, не имеет никакого отношения к счётчику i, который создаётся и изменяется внутри цикла. Подобное обособление счётчика удобно и безопасно: не требуется отдельное описание для него и минимальна вероятность случайных ошибок, связанных со случайным разрушением внешних по отношению к циклу переменных. Если программисту требуется включить в готовый код цикл со счётчиком, то он может не проверять, существует ли переменная с именем, которое он выбрал в качестве счётчика, не добавлять описание нового счётчика в заголовок соответствующей процедуры, не пытаться использовать один из имеющихся, но в данный момент «свободных» счётчиков. Он просто пишет цикл с переменной-счётчиком, имя которой ему удобно, и может быть уверен, что никакой коллизии имён не произойдёт.

Цикл со счётчиком всегда можно записать как условный цикл, перед началом которого счётчику присваивается начальное значение, а условием выхода является достижение счётчиком конечного значения; к телу цикла при этом добавляется оператор изменения счётчика на заданный шаг. Однако специальные операторы цикла со счётчиком могут эффективнее транслироваться, так как формализованный вид такого цикла позволяет использовать специальные процессорные команды организации циклов.

Никлаус Вирт одно время называл цикл со счётчиком «маргинальным», утверждая, что такая конструкция является излишней и должна быть исключена из синтаксиса языков программирования как несистемная. В соответствии с этим представлением в языке программирования Оберон цикла со счётчиком не было. Однако в языке Оберон-2, созданном Виртом и Мёссенбёком в развитие Оберона, цикл со счётчиком FOR появился снова в интересах практического удобства использования[1].

В некоторых языках, например, Си и других, произошедших от него, цикл for, несмотря на синтаксическую форму цикла со счётчиком, в действительности является циклом с предусловием. То есть в Си конструкция цикла:

for (i = 0; i < 10; ++i)
{
  ... тело цикла 
}

фактически представляет собой другую форму записи конструкции[2]:

i = 0;
while (i < 10)
{
  ... тело цикла 
  ++i;
}

То есть в конструкции for сначала пишется произвольное предложение инициализации цикла, затем — условие продолжения и, наконец, выполняемая после каждого тела цикла некоторая операция (это не обязательно должно быть изменение счётчика; это может быть правка указателя или какая-нибудь совершенно посторонняя операция). Для языков такого вида вышеописанная проблема решается очень просто: переменная-счётчик ведёт себя совершенно предсказуемо и по завершении цикла сохраняет своё последнее значение.

Совместный цикл[править | править код]

Ещё одним вариантом цикла является цикл, задающий выполнение некоторой операции для объектов из заданного множества, без явного указания порядка перечисления этих объектов. Такие циклы называются совместными (а также циклами по коллекции, циклами просмотра) и представляют собой формальную запись инструкции вида: «Выполнить операцию X для всех элементов, входящих во множество M». Совместный цикл, теоретически, никак не определяет, в каком порядке операция будет применяться к элементам множества, хотя конкретные языки программирования, разумеется, могут задавать конкретный порядок перебора элементов. Произвольность даёт возможность оптимизации исполнения цикла за счёт организации доступа не в заданном программистом, а в наиболее выгодном порядке. При наличии возможности параллельного выполнения нескольких операций возможно даже распараллеливание выполнения совместного цикла, когда одна и та же операция одновременно выполняется на разных вычислительных модулях для разных объектов, при том, что логически программа остаётся последовательной.

Совместные циклы имеются в некоторых языках программирования (C#, Eiffel, Java, JavaScript, Perl, Python, PHP, LISP, Tcl и др.) — они позволяют выполнять цикл по всем элементам заданной коллекции объектов. В определении такого цикла требуется указать только коллекцию объектов и переменную, которой в теле цикла будет присвоено значение обрабатываемого в данный момент объекта (или ссылка на него). В различных языках программирования синтаксис оператора различен:

C++:

for (type &item : set) //поддерживается, начиная со стандарта C++11
{
    //использование item
}

C#:

foreach (type item in set) 
{
    //использование item
}

Delphi:

for item in [1..100] do
begin
  //Использование item (Работоспособность кода проверялась в Delphi 2010) 
end;

Perl (строгий порядок «от первого до последнего»):

foreach (@set) 
{
    #использование $_
}
# или
for (@set) 
{
    #использование $_
}
# или
foreach $item (@set) 
{
    #использование $item
}

Eiffel:

across set as cursor loop
    -- использование cursor.item
end

Java:

for (type item : set) 
{
    //использование item
}

JavaScript:

for (txtProperty in objObject)
  {
  /*
  использование:
  objObject [txtProperty]
  */
  }

PHP:

foreach ($arr as $item) {
    /* использование $item*/
}
//или
foreach ($arr as $key=>$value) {
    /* использование значений индекса $key и его значения $value*/
}

Visual Basic.NET:

For Each item As type In set
    'использование item
Next item

Windows PowerShell:

foreach ($item in $set) {
  # операции с $item
} 

или

$set | ForEach-Object {
  # операции с $_
}

Python

for item in iterator_instance:
    # использование item

Многие языки программирования, имеющие в своём синтаксисе циклические конструкции, имеют также специфические команды, позволяющие нарушить порядок работы этих конструкций: команду досрочного выхода из цикла и команду пропуска итерации.

Досрочный выход из цикла[править | править код]

Команда досрочного выхода применяется, когда необходимо прервать выполнение цикла, в котором условие выхода ещё не достигнуто. Такое бывает, например, когда при выполнении тела цикла обнаруживается ошибка, после которой дальнейшая работа цикла не имеет смысла.

Команда досрочного выхода обычно называется EXIT или break, а её действие аналогично действию команды безусловного перехода (goto) на команду, непосредственно следующую за циклом, внутри которого эта команда находится. Так, в языке Си два нижеприведённых цикла работают совершенно одинаково:

// Применение оператора break
while(<условие>) {
  ... операторы
  if (<ошибка>) break;
  ... операторы
}
... продолжение программы

// Аналогичный фрагмент без break
while(<условие>) {
  ... операторы
  if (<ошибка>) goto break_label;
  ... операторы 
}
break_label:
... продолжение программы

В обоих случаях, если в теле цикла выполнится условие <ошибка>, будет произведён переход на операторы, обозначенные как «продолжение программы». Таким образом, оператор досрочного выхода из цикла, по сути, просто маскирует безусловный переход, однако использование break предпочтительнее, чем goto, поскольку поведение break чётко задано языком, потенциально менее опасно (нет, например, вероятности ошибиться с положением или названием метки). Кроме того, явный досрочный выход из цикла не нарушает принципов структурного программирования.

Обычный оператор досрочного выхода прерывает работу того цикла, в котором он непосредственно находится. В ряде языков программирования функциональность этого оператора расширена, он позволяет выходить из нескольких вложенных циклов (см. ниже). В таких случаях цикл, из которого требуется выйти, помечается меткой, а в операторе досрочного выхода указывается эта метка.

Пропуск итерации[править | править код]

Данный оператор применяется, когда в текущей итерации цикла необходимо пропустить все команды до конца тела цикла. При этом сам цикл прерываться не должен, условия продолжения или выхода должны вычисляться обычным образом.

В языке Си и его языках-потомках в качестве команды пропуска итерации используется оператор continue в конструкции цикла. Действие этого оператора аналогично безусловному переходу на строку внутри тела цикла, следующую за последней его командой. Например, код на Си, находящий сумму элементов массива и сумму всех положительных элементов массива, может иметь следующий вид:

int arr[ARRSIZE];
...
// Суммирование отдельно всех и только положительных
// элементов массива arr с применением continue.
int sum_all = 0;
int sum_pos = 0;
for (int i = 0 ; i < ARRSIZE; ++i)
{
    sum_all += arr[i];
    if (arr[i] <= 0) continue;
    sum_pos += arr[i];
}

// Аналогичный код c goto
int sum_all = 0;
int sum_pos = 0;
for (int i = 0 ; i < ARRSIZE; ++i)
{
    sum_all += arr[i];
    if (arr[i] <= 0) goto cont_label;
    sum_pos += arr[i];
cont_label:
}

Из второго фрагмента ясно видно, как работает continue: он просто передаёт управление за последнюю команду тела цикла, пропуская выполнение команды суммирования, если очередной элемент массива не удовлетворяет условию. Таким образом, в sum_pos накапливается сумма лишь положительных элементов массива.

Необходимость[править | править код]

С точки зрения структурного программирования команды досрочного выхода из цикла и продолжения итерации являются избыточными, поскольку их действие может быть легко смоделировано чисто структурными средствами. Более того, по мнению ряда теоретиков программирования (в частности, Эдсгера Дейкстры), сам факт использования в программе неструктурных средств, будь то классический безусловный переход или любая из его специализированных форм, таких как break или continue, является свидетельством недостаточно проработанного алгоритма решения задачи.

Однако на практике код программы часто является записью уже имеющегося, ранее сформулированного алгоритма, перерабатывать который нецелесообразно по чисто техническим причинам. Попытка заменить в таком коде команду досрочного выхода на структурные конструкции часто оказывается неэффективной или громоздкой. Например, вышеприведённый фрагмент кода с командой break может быть записан так:

// Досрочный выход из цикла без break
bool flag = false; // флаг досрочного завершения
while(<условие> && !flag) {
  ... операторы
  if (<ошибка>) {
    flag = true;
  } else {
    ... операторы
  }
}
... продолжение программы

Легко убедиться, что фрагмент будет работать аналогично предшествующим, разница лишь в том, что в месте проверки на ошибку вместо непосредственного выхода из цикла устанавливается флаг досрочного выхода, который проверяется позже в штатном условии продолжения цикла. Однако для отказа от команды досрочного выхода пришлось добавить в программу описание флага и вторую ветвь условного оператора, к тому же произошло «размытие» логики программы (решение о досрочном выходе принимается в одном месте, а выполняется в другом). В результате программа не стала ни проще, ни короче, ни понятнее.

Несколько иначе обстоит дело с командой пропуска итерации. Она, как правило, очень легко и естественно заменяется на условный оператор. Например, приведённый выше фрагмент суммирования массива можно записать так:

int arr[ARRSIZE];
...
// Суммирование отдельно всех и только положительных
// элементов массива arr с заменой continue
int sum_all = 0;
int sum_pos = 0;
for (int i = 0 ; i < ARRSIZE; ++i)
{
    sum_all += arr[i];
    if (arr[i] > 0) // Условие заменено на противоположное!
    {
      sum_pos += arr[i];
    }
}

Как видим, достаточно было заменить проверяемое условие на противоположное и поместить заключительную часть тела цикла в условный оператор. Можно заметить, что программа стала короче (за счёт удаления команды пропуска итерации) и одновременно логичнее (из кода непосредственно видно, что суммируются положительные элементы).

Кроме того, использование команды пропуска итерации в цикле с условием (while-цикле) может также спровоцировать неочевидную ошибку: если тело цикла, как это часто бывает, завершается командами изменения переменной (переменных) цикла, то команда пропуска итерации пропустит и эти команды тоже, в результате чего (в зависимости от условия, по которому происходит пропуск) может произойти зацикливание или не соответствующий алгоритму повтор итерации. Так, если заменить в вышеприведённом примере цикл for на while, получится следующее:

int arr[ARRSIZE];
...
int sum_all = 0;
int sum_pos = 0;
int i = 0;
while (i < ARRSIZE) // Цикл внешне аналогичен предыдущему for ...
{
    sum_all += arr[i];
    if (arr[i] <= 0) continue;
    sum_pos += arr[i];
    ++i; // ... но эта команда будет пропущена при выполнении continue 
         // и программа зациклится
}

Несмотря на свою ограниченную полезность и возможность замены на другие языковые конструкции, команды пропуска итерации и, особенно, досрочного выхода из цикла в отдельных случаях оказываются крайне полезны, именно поэтому они сохраняются в современных языках программирования.

Существует возможность организовать цикл внутри тела другого цикла. Такой цикл будет называться вложенным циклом. Вложенный цикл по отношению к циклу, в тело которого он вложен, будет именоваться внутренним циклом, и наоборот, цикл, в теле которого существует вложенный цикл, будет именоваться внешним по отношению к вложенному. Внутри вложенного цикла, в свою очередь, может быть вложен ещё один цикл, образуя следующий уровень вложенности и так далее. Количество уровней вложенности, как правило, не ограничивается.

Полное число исполнений тела внутреннего цикла не превышает произведения числа итераций внутреннего и всех внешних циклов. Например, взяв три вложенных друг в друга цикла, каждый по 10 итераций, получим 10 исполнений тела для внешнего цикла, 100 для цикла второго уровня и 1000 в самом внутреннем цикле.

Одна из проблем, связанных с вложенными циклами — организация досрочного выхода из них. Во многих языках программирования есть оператор досрочного завершения цикла (break в Си, exit в Турбо Паскале, last в Perl и т. п.), но он, как правило, обеспечивает выход только из цикла того уровня, откуда вызван. Вызов его из вложенного цикла приведёт к завершению только этого внутреннего цикла, внешний же цикл продолжит выполняться. Проблема может показаться надуманной, но она действительно иногда возникает при программировании сложной обработки данных, когда алгоритм требует немедленного прерывания в определённых условиях, наличие которых можно проверить только в глубоко вложенном цикле.

Решений проблемы выхода из вложенных циклов несколько.

  • Простейший — использовать оператор безусловного перехода goto для выхода в точку программы, непосредственно следующую за вложенным циклом. Этот вариант критикуется сторонниками структурного программирования, как и все конструкции, требующие использования goto. Некоторые языки программирования, например, Модула-2, просто не имеют оператора безусловного перехода, и в них подобная конструкция невозможна.
  • Альтернатива — использовать штатные средства завершения циклов, в случае необходимости устанавливая специальные флаги, требующие немедленного завершения обработки. Недостаток — усложнение кода, снижение производительности.
  • Размещение вложенного цикла в процедуре. Идея состоит в том, чтобы всё действие, которое может потребоваться прервать досрочно, оформить в виде отдельной процедуры, и для досрочного завершения использовать оператор выхода из процедуры (если такой есть в языке программирования). В языке Си, например, можно построить функцию с вложенным циклом, а выход из неё организовать с помощью оператора return. Недостаток — выделение фрагмента кода в процедуру не всегда логически обосновано, и не все языки имеют штатные средства досрочного завершения процедур.
  • Воспользоваться механизмом генерации и обработки исключений (исключительных ситуаций), который имеется сейчас в большинстве языков высокого уровня. В этом случае в нештатной ситуации код во вложенном цикле возбуждает исключение, а блок обработки исключений, в который помещён весь вложенный цикл, перехватывает и обрабатывает его. Недостаток — реализация механизма обработки исключений в большинстве случаев такова, что скорость работы программы уменьшается. Правда, в современных условиях это не особенно важно: практически потеря производительности столь мала, что имеет значение лишь для очень немногих приложений.
  • Наконец, существуют специальные языковые средства для выхода из вложенных циклов. Так, в языке Ада программист может пометить цикл (верхний уровень вложенного цикла) меткой, и в команде досрочного завершения цикла указать эту метку. Выход произойдёт не из текущего цикла, а из всех вложенных циклов до помеченного, включительно[3]. Язык PHP предоставляет возможность указать число прерываемых циклов после команды break — так break 2 прервёт сам цикл и вышестоящий над ним, а break 1 эквивалентно простой записи команды break[4].

Циклы с несколькими охраняемыми ветвями[править | править код]

Цикл Дейкстры[править | править код]

В теории программирования известна ещё одна, принципиально отличающаяся от «классических», форма циклической конструкции, получившая название «цикл Дейкстры», по имени Эдсгера Дейкстры, впервые её описавшего. В классическом дейкстровском описании такой цикл выглядит следующим образом:

 do
   P1 → S1,
     …
   Pn → Sn
 od

Здесь do — маркер начала конструкции цикла, od — маркер завершения конструкции цикла, Pi — iохраняющее условие (логическое выражение, которое может иметь значение «истинно» или «ложно»), Si — iохраняемая команда. Цикл состоит из одной или нескольких ветвей (охраняемых выражений), каждая из которых представляет собой пару из охраняющего условия (или, коротко, «охраны») и охраняемой команды (понятно, что в реальности команда может быть сложной).

При выполнении цикла Дейкстры в каждой итерации происходит вычисление охраняющих условий. Если хотя бы одно из них истинно, выполняется соответствующая охраняемая команда, после чего начинается новая итерация (если истинны несколько охраняющих условий, выполняется только одна охраняемая команда). Если все охраняющие условия ложны, цикл завершается. Нетрудно заметить, что цикл Дейкстры с одним охраняющим условием и одной охраняемой командой представляет собой, по сути, обычный цикл с предусловием (цикл «пока»).

Хотя цикл Дейкстры был изобретён ещё в 1970-х годах, специальных конструкций для его создания в языках программирования не содержится. Единственным исключением стал недавно созданный Оберон-07 — первый реальный язык программирования, явно поддерживающий цикл с несколькими охраняемыми ветвями. Впрочем, цикл Дейкстры может быть без больших затруднений смоделирован с помощью традиционных конструкций структурных языков программирования. Вот пример его реализации одним из возможных способов на языке Ада:

loop
  if P1 then 
    S1;
    ...
  elsif Pn then 
    Sn;
  else
    exit;
  end if;
end loop;

Здесь P1—Pn — охраняющие условия, а S1—Sn — соответствующие охраняемые команды.

Цикл Дейкстры удобен при реализации некоторых специфических повторяющихся вычислений, которые неудобно описывать с помощью более традиционных циклических конструкций. Например, этим циклом естественно представляется конечный автомат — каждая ветвь соответствует одному состоянию автомата, охраняемые условия строятся так, чтобы в текущей итерации выбиралась ветвь, соответствующая текущему состоянию автомата, а код охраняемой команды обеспечивает выполнение вычислений в текущем состоянии и переход в следующее (то есть такое изменение переменных, после которого на следующей итерации будет истинным охраняющее условие нужной ветви).

Цикл «паук»[править | править код]

Легко видеть, что цикл Дейкстры не содержит явного условия продолжения или выхода, что не всеми теоретиками программирования рассматривается как благо. Поэтому была предложена усложнённая конструкция цикла Дейкстры, получившая название «цикл-‘паук’». В той же нотации она выглядит следующим образом:

 do
   P1→S1,
     …
   Pn→Sn
 out
   Q1→T1,
     …
   Qn→Tn
 else
   E
 od

Здесь после маркера out добавлены ветви завершения, состоящие из условий выхода Qi и команд завершения Ti. Кроме того, добавлена ветвь альтернативного завершения else с командой E.

Цикл-‘паук’ выполняется так:

  • Вычисляются охраняющие условия. Если существует истинное охраняющее условие, выполняется соответствующая охраняемая команда.
  • Вычисляются условия выхода. Если существует истинное условие выхода, выполняется соответствующая команда завершения, после чего выполнение цикла заканчивается. Если все условия выхода ложны, начинается следующая итерация, но только в том случае, если в текущей итерации было истинным хотя бы одно из охраняющих условий.
  • Если в данной итерации оказались ложными и все охраняющие условия, и все условия выхода, выполняется команда альтернативного завершения E, после чего выполнение цикла прерывается.

Структура цикла-‘паука’ позволяет предельно строго описать условия выполнения цикла. Согласно теоретическим положениям, ветвь альтернативного завершения не должна использоваться в качестве одного из вариантов корректного прекращения работы цикла (все такие варианты должны быть оформлены в виде соответствующих ветвей завершения с явным условием), она служит только для того, чтобы отследить ситуацию, когда по каким-то причинам цикл начал выполняться нештатно. То есть команда альтернативного завершения может лишь анализировать причины ошибки и представлять результаты анализа.

Хотя явной поддержки на уровне синтаксиса для этого цикла не существует ни в одном языке программирования, цикл-‘паук’, как и цикл Дейкстры, может быть смоделирован с помощью традиционных структурных конструкций.

эквивалентными преобразованиями исходного кода
компилятором

ru.wikipedia.org