Содержание

Что такое VCS (система контроля версий) / Хабр

Система контроля версий (от англ. Version Control System, VCS) — это место хранения кода. Как dropbox, только для разработчиков!

Она заточена именно на разработку продуктов. То есть на хранение кода, синхронизацию работы нескольких человек, создание релизов (бранчей)… Но давайте я лучше расскажу на примере, чем она лучше дропбокса. Всё как всегда, история с кучей картиночек для наглядности ))

А потом я подробнее расскажу, как VCS работает — что значит «создать репозиторий», «закоммитить и смерджить изменения», и другие страшные слова. В конце мы пощупаем одну из систем VCS руками, скачаем код из открытого репозитория.

Итого содержание:

  • Что это такое и зачем она нужна

  • Как VCS работает

    • Подготовительная работа

      1. Создать репозиторий

      2. Скачать проект из репозитория

    • Ежедневная работа

      1. Обновить проект, забрать последнюю версию из репозитория

      2. Внести изменения в репозиторий

      3. Разрешить конфликты (merge)

      4. Создать бранч (ветку)

  • Популярные VCS и отличия между ними

  • Пример — выкачиваем проект из Git

    1. Через консоль

    2. Через IDEA

    3. Через TortoiseGit

  • Итого

Что это такое и зачем она нужна

Допустим, что мы делаем калькулятор на Java (язык программирования). У нас есть несколько разработчиков — Вася, Петя и Иван. Через неделю нужно показывать результат заказчику, так что распределяем работу:

  • Вася делает сложение;

  • Петя — вычитание;

  • Иван — начинает умножение, но оно сложное, поэтому переедет в следующий релиз.

Исходный код калькулятора хранится в обычной папке на сетевом диске, к которому все трое имеют доступ. Разработчик копирует этот код к себе на машину, вносит изменения и проверяет. Если всё хорошо — кладет обратно. Так что код в общей папке всегда рабочий!

Итак, все забрали себе файлы из общей папки. Пока их немного:

С ними каждый и будет работать!

Вася закончил работу первым, проверил на своей машине — все работает, отлично! Удовлетворенно вздохнув, он выкладывает свой код в общую папку. Вася сделал отдельный класс на сложение (Sum.java), добавил кнопку в графический интерфейс (внес изменения в GUI.java) и прописал работу кнопки в Main. java.

Петя химичил-химичил, ускорял работу, оптимизировал… Но вот и он удовлетворенно вздохнул — готово! Перепроверил ещё раз — работает! Он копирует файлы со своей машины в общую директорию. Он тоже сделал отдельный класс для новой функции (вычитание — Minus.java), внес изменения в Main.java и добавил кнопку в GUI.java.

 

Ваня пока химичит на своей машине, но ему некуда торопиться, его изменения попадут только в следующий цикл.

Все довольны, Вася с Петей обсуждают планы на следующий релиз. Но тут с показа продукта возвращается расстроенная Катя, менеджер продукта.

— Катя, что случилось??

— Вы же сказали, что всё сделали! А в графическом интерфейсе есть только вычитание. Сложения нет!

Вася удивился:

— Как это нет? Я же добавлял!

Стали разбираться.  Оказалось, что Петин файл затер изменения Васи в файлах, которые меняли оба: Main.java и GUI.java. Ведь ребята одновременно взяли исходные файлы к себе на компьютеры — у обоих была версия БЕЗ новых функций.

Вася первым закончил работу и обновил все нужные файлы в общей папке. Да, на тот момент всё работало. Но ведь Петя работал в файле, в котором ещё не было Васиных правок.

Поэтому, когда он положил документы в хранилище, Васины правки были стерты. Остался только новый файл Sum.java, ведь его Петя не трогал.

Хорошо хоть логика распределена! Если бы всё лежало в одном классе, было бы намного сложнее совместить правки Васи и Пети. А так достаточно было немного подправить файлы Main.java и GUI.java, вернув туда обработку кнопки. Ребята быстро справились с этим, а потом убедились, что в общем папке теперь лежит правильная версия кода.

Собрали митинг (жаргон — собрание, чтобы обсудить что-то):

— Как нам не допустить таких косяков в дальнейшем?

— Давайте перед тем, как сохранять файлы в хранилище, забирать оттуда последние версии! А ещё можно брать свежую версию с утра. Например, в 9 часов. А перед сохранением проверять дату изменения. Если она позже 9 утра, значит, нужно забрать измененный файл.

— Да, давайте попробуем!

Вася с Петей были довольны, ведь решение проблемы найдено! И только Иван грустит. Ведь он целую неделю работал с кодом, а теперь ему надо было синхронизировать версии… То есть объединять свои правки с изменениями коллег.

Доделав задачу по умножению, Иван синхронизировал свои файлы с файлами из хранилища. Это заняло половину рабочего дня, но зато он наконец-то закончил работу! Довольный, Иван выключил компьютер и ушел домой.

Когда он пришел с утра, в офисе был переполох. Вася бегал по офису и причитал:

— Мои изменения пропали!!! А я их не сохранил!

Увидев Ваню, он подскочил к нему и затряс за грудки:

— Зачем ты стер мой код??

Стали разбираться. Оказалось что Вася вчера закончил свой кусок работы, проверил, что обновлений файлов не было, и просто переместил файлы со своего компьютера в общую папку. Не скопировал, а переместил. Копий никаких не осталось.

После этого изменения вносил Иван. Да, он внимательно вычитывал файлы с кодом и старался учесть и свои правки, и чужие. Но изменений слишком много, часть Васиных правок он потерял.

— Код теперь не работает! Ты вообще проверял приложение, закончив синхронизацию?

— Нет, я только свою часть посмотрел…

Вася покачал головой:

— Но ведь при сохранении на общий диск можно допустить ошибку! По самым разным причинам:

  • Разработчик начинающий, чаще допускает ошибки.

  • Случайно что-то пропустил — если нужно «объединить» много файлов, что-то обязательно пропустишь.

  • Посчитал, что этот код не нужен — что он устарел или что твоя новая логика делает то же самое, а на самом деле не совсем.

И тогда приложение вообще перестанет работать. Как у нас сейчас.

Ваня задумался:

— Хм… Да, пожалуй, ты прав. Нужно тестировать итоговый вариант!

Петя добавил:

— И сохранять версии. Может, перенесем наш код в Dropbox, чтобы не терять изменения?

На том и порешили. Остаток дня все трое работали над тем, чтобы приложение снова заработало. После чего бережно перенесли код в дропбокс. Теперь по крайней мере сохранялись старые версии. И, если разработчик криво синхронизировал файлы или просто залил свои, затерев чужие изменения, можно было найти старую версию и восстановить ее.

Через пару дней ребята снова собрали митинг:

— Ну как вам в дропбоксе?

— Уже лучше. По крайней мере, не потеряем правки!

Петя расстроенно пожимает плечами:

— Да, только мы с Васей одновременно вносили изменения в Main.java, создалась конфликтующая версия. И пришлось вручную их объединять… А класс то уже подрос! И глазками сравнивать 100 строк очень невесело… Всегда есть шанс допустить ошибку.

— Ну, можно же подойти к тому, кто создал конфликт и уточнить у него, что он менял.

— Хорошая идея, давайте попробуем!

Попробовали. Через несколько дней снова митинг:

— Как дела?

— Да всё зашибись, работаем!

— А почему код из дропбокса не работает?

— Как не работает??? Мы вчера с Васей синхронизировались!

— А ты попробуй его запустить.

Посмотрели все вместе — и правда не работает. Какая-то ошибка в Main.java. Стали разбираться:

— Так, тут не хватает обработки исключения.

— Ой, подождите, я же её добавлял!

— Но ты мне не говорил о ней, когда мы объединяли правки.

— Да? Наверное, забыл…

— Может, еще что забыл? Ну уж давай лучше проверим глазами…

Посидели, выверили конфликтные версии. Потратили час времени всей команды из-за пустяка. Обидно!

— Слушайте, может, это можно как-то попроще делать, а? Чтобы человека не спрашивать «что ты менял»?

— Можно использовать программу сравнения файлов. Я вроде слышал о таких. AraxisMerge, например!

— Ой, точно! В IDEA же можно сравнивать твой код с клипбордом (сохраненным в Ctrl + C значении). Давайте использовать его!

— Точно!

Начали сравнивать файлы через программу — жизнь пошла веселее. Но через пару дней Иван снова собрал митинг:

— Ребята, тут такая тема! Оказывается, есть специальные программы для хранения кода! Они хранят все версии и показывают разницу между ними. Только делает это сама программа, а не человек!

— Да? И что за программы?

— Системы контроля версий называются. Вот SVN, например. Давайте попробуем его?

— А давайте!

Попробовали. Работает! Еще и часть правок сама синхронизирует, даже если Вася с Петей снова не поделили один файл. Как она это делает? Давайте разбираться!

 

 

Как VCS работает

Подготовительная работа

Это те действия, которые нужно сделать один раз.

 

1. Создать репозиторий

Исходно нужно создать место, где будет лежать код. Оно называется репозиторий. Создается один раз администратором.

Ребята готовы переехать из дропбокса в SVN. Сначала они проверяют, что в дропбоксе хранится актуальная версия кода, ни у кого не осталось несохраненных исправлений на своей машине. Потом ребята проверяют, что «итоговый» код работает.

А потом Вася берет код из дропбокса, и кладет его в VCS специальной командой. В разных системах контроля версии разные названия у команды, но суть одна — создать репозиторий, в котором будет храниться код.

Всё! Теперь у нас есть общее хранилище данных! С ним дальше и будем работать.

 

2. Скачать проект из репозитория

Теперь команде нужно получить проект из репозитория. Можно, конечно, и из дропбокса скачать, пока там актуальная версия, но давайте уже жить по-правильному!

Поэтому Петя, Вася и Иван удаляют то, что было у них было на локальных компьютерах. И забирают данные из репозитория, клонируя его. В Mercurial (один из вариантов VCS) эта команда так и называется — clone. В других системах она зовется иначе, но смысл всё тот же — клонировать (копировать) то, что лежит в репозитории, к себе на компьютер!

Забрать код таким образом нужно ровно один раз, если у тебя его ещё не было. Дальше будут использоваться другие команды для передачи данных туда-сюда.

А когда на работу придет новый сотрудник, он сделает то же самое — скачает из репозитория актуальную версию кода.

 

Ежедневная работа

А это те действия, которые вы будете использовать часто.

 

1. Обновить проект, забрать последнюю версию из репозитория

Приходя утром на работу, нужно обновить проект на своем компьютере. Вдруг после твоего ухода кто-то вносил изменения?

Так, Вася обновил проект утром и увидел, что Ваня изменил файлы Main.java и GUI.java. Отлично, теперь у Васи актуальная версия на машине. Можно приступать к работе!

В SVN команда обновления называется «update», в Mercurial — «pull». Она сверяет код на твоем компьютере с кодом в репозитории. Если в репозитории появились новые файлы, она их скачает. Если какие-то файлы были удалены — удалит и с твоей машины тоже. А если что-то менялось, обновит код на локальном компьютере.

Тут может возникнуть вопрос — в чем отличие от clone? Можно же просто клонировать проект каждый раз, да и всё! Зачем отдельная команда?

Клонирование репозитория производится с нуля. А когда разработчики работают с кодом, у них обычно есть какие-то локальные изменения. Когда начал работу, но ещё не закончил. Но при этом хочешь обновить проект, чтобы конфликтов было меньше.

Если бы использовалось клонирование, то пришлось бы переносить все свои изменения в «новый» репозиторий вручную. А это совсем не то, что нам нужно. Обновление не затронет новые файлы, которые есть только у вас на компьютере.

А еще обновление — это быстрее. Обновиться могли 5 файликов из 1000, зачем выкачивать всё?

 

2. Внести изменения в репозиторий

Вася работает над улучшением сложения. Он придумал, как ускорить его работу. А заодно, раз уж взялся за рефакторинг (жаргон — улучшение системы, от англ. refactor), обновил и основной класс Main.java.

Перед началом работы он обновил проект на локальном (своём) компьютере, забрав из репозитория актуальные версии. А теперь готов сохранить в репозиторий свои изменения. Это делается одной или двумя командами — зависит от той VCS, которую вы используете в работе.

 

1 команда — commit

Пример системы — SVN.

Сделав изменения, Вася коммитит их. Вводит команду «commit» — и все изменения улетают на сервер. Всё просто и удобно.

 

2 команды — commit + push

Примеры системы — Mercurial, Git.

Сделав изменения, Вася коммитит их. Вводит команду «commit» — изменения сохранены как коммит. Но на сервер они НЕ уходят!

Чтобы изменения пошли на сервер, их надо «запушить». То есть ввести команду «push».

Это удобно, потому что можно сделать несколько разных коммитов, но не отправлять их в репозиторий. Например, потому что уже code freeze и тестировщики занимаются регрессией. Или если задача большая и может много всего сломать. Поэтому её надо сначала довести до ума, а потом уже пушить в общий репозиторий, иначе у всей команды развалится сборка!

При этом держать изменения локально тоже не слишком удобно. Поэтому можно спокойно делать коммиты, а потом уже пушить, когда готов. Или когда интернет появился =) Для коммитов он не нужен.

 

Итого

Когда разработчик сохраняет код в общем хранилище, он говорит:

— Закоммитил.

Или:

— Запушил.

Смотря в какой системе он работает. После этих слов вы уверены — код изменен, можно обновить его на своей машине и тестировать!

 

3. Разрешить конфликты (merge)

Вася добавил вычисление процентов, а Петя — деление. Перед работой они обновили свои локальные сборки, получив с сервера версию 3 файлов Main.java и Gui.java.

Для простоты восприятия нарисуем в репозитории только эти файлы и Minus.java, чтобы показать тот код, который ребята трогать не будут.

Вася закончил первым. Проверив свой код, он отправил изменения на сервер. Он:

  • Добавил новый файл Percent.java

  • Обновил Main.java (версию 3)

  • Обновил Gui.java (версию 3)

При отправке на сервер были созданы версии:

Петя закончил чуть позже.

Он:

  • Добавил новый файл Division.java

  • Обновил Main.java (версию 3, ведь они с Васей скачивали файлы одновременно)

  • Обновил Gui.java (версию 3)

Готово, можно коммитить! При отправке на сервер были созданы версии:

Но стойте, Петя обновляет файлы, которые были изменены с момента обновления кода на локальной машине! Конфликт!

Часть конфликтов система может решить сама, ей достаточно лишь сказать «merge». И в данном случае этого будет достаточно, ведь ребята писали совершенно разный код, а в Main.java и Gui.java добавляли новые строчки, не трогая старые. Они никак не пересекаются по своим правкам. Поэтому система «сливает» изменения — добавляет в версию 4 Петины строчки.

Но что делать, если они изменяли один и тот же код? Такой конфликт может решить только человек. Система контроля версий подсвечивает Пете Васины правки и он должен принять решение, что делать дальше. Система предлагает несколько вариантов:

  • Оставить Васин код, затерев Петины правки — если Петя посмотрит Васны изменения и поймет, что те лучше

  • Затереть Васины правки, взяв версию Петра — если он посчитает, что сам все учел

  • Самому разобраться — в таком случае в файл кода добавляются обе версии и надо вручную слепить из них итоговый кусок кода

Разрешение конфликтов — самая сложная часть управления кодом. Разработчики стараются не допускать их, обновляя код перед тем, как трогать файл. Также помогают небольшие коммиты после каждого завершенного действия — так другие разработчики могут обновиться и получить эти изменения.

Но, разумеется, конфликты все равно бывают. Разработчики делают сложные задачи, на которые уходит день-два. Они затрагивают одни и те же файлы. В итоге, вливая свои изменения в репозиторий, они получают кучу конфликтов, и нужно просмотреть каждый — правильно ли система объединила файлы? Не нужно ли ручное вмешательство?

Особая боль — глобальный рефакторинг, когда затрагивается МНОГО файлов. Обновление версии библиотеки, переезд с ant на gradle, или просто выкашивание легаси кода. Нельзя коммитить его по кусочкам, иначе у всей команды развалится сборка.

Поэтому разработчик сначала несколько дней занимается своей задачей, а потом у него 200 локальных изменений, среди которых явно будут конфликты.

А что делать? Обновляет проект и решает конфликты. Иногда в работе над большой задачей разработчик каждый день обновляется и мерджит изменения, а иногда только через несколько дней.

Тестировщик будет сильно реже попадать в конфликтные ситуации, просто потому, что пишет меньше кода. Иногда вообще не пишет, иногда пополняет автотесты. Но с разработкой при этом почти не пересекается. Однако выучить merge все равно придется, пригодится!

 

4. Создать бранч (ветку)

На следующей неделе нужно показывать проект заказчику. Сейчас он отлично работает, но разработчики уже работают над новыми изменениями. Как быть? Ребята собираются на митинг:

— Что делать будем? Не коммитить до показа?

— У меня уже готовы новые изменения. Давайте закоммичу, я точно ничего не сломал.

Катя хватается за голову:

— Ой, давайте без этого, а? Мне потом опять краснеть перед заказчиками!

Тут вмешивается Иван:

— А давайте бранчеваться!

Все оглянулись на него:

— Что делать?

Иван стал рисовать на доске:

— Бранч — это отдельная ветка в коде. Вот смотрите, мы сейчас работаем в trunk-е, основной ветке.

Когда мы только-только добавили наш код на сервер, у нас появилась «точка возврата» — сохраненная версия кода, к которой мы можем обратиться в любой момент.

Потом Вася закоммитил изменения по улучшению классов — появилась версия 1 кода.

Потом он добавил проценты — появилась версия кода 2.

При этом в самой VCS сохранены все версии, и мы всегда можем:

  • Посмотреть изменения в версии 1

  • Сравнить файлы из версии 1 и версии 2 — система наглядно покажет, где они совпадают, а где отличаются

  • Откатиться на прошлую версию, если версия 2 была ошибкой.

Потом Петя добавил деление — появилась версия 3.

И так далее — сколько сделаем коммитов, столько версий кода в репозитории и будет лежать. А если мы хотим сделать бранч, то система копирует актуальный код и кладет отдельно. На нашем стволе появляется новая ветка (branch по англ. — ветка). А основной ствол обычно зовут trunk-ом.

Теперь, если я захочу закоммитить изменения, они по-прежнему пойдут в основную ветку. Бранч при этом трогать НЕ будут

(изменения идут в ту ветку, в которой я сейчас нахожусь. В этом примере мы создали branch, но работать продолжаем с trunk, основной веткой)

Так что мы можем смело коммитить новый код в trunk. А для показа использовать branch, который будет оставаться стабильным даже тогда, когда в основной ветке всё падает из-за кучи ошибок.

С бранчами мы всегда будем иметь работающий код!

— Подожди, подожди! А зачем эти сложности? Мы ведь всегда может просто откатиться на нужную версию! Например, на версию 2. И никаких бранчей делать не надо!

— Это верно. Но тогда тебе нужно будет всегда помнить, в какой точке у тебя «всё работает и тут есть все нужные функции». А если делать говорящие названия бранчей, обратиться к ним намного проще. К тому же иногда надо вносить изменения именно в тот код, который на продакшене (то есть у заказчика).

Вот смотри, допустим, мы выпустили сборку 3, идеально работающую. Спустя неделю Заказчик ее установил, а спустя месяц нашел баг. У нас за эти недели уже 30 новых коммитов есть и куча изменений.

Заказчику нужно исправление ошибки, но он не готов ставить новую версию — ведь ее надо тестировать, а цикл тестирования занимает неделю. А баг то нужно исправить здесь и сейчас! Получается, нам надо:

  • Обновиться на версию 3

  • Исправить баг локально (на своей машине, а не в репозитории)

  • Никуда это не коммитить = потерять эти исправления

  • Собрать сборку локально и отдать заказчику

  • Не забыть скопипастить эти исправления в актуальную версию кода 33 и закоммитить (сохранить)

Что-то не очень весело. А если нужно будет снова дорабатывать код? Искать разработчика, у которого на компьютере сохранены изменения? Или скопировать их и выложить на дропбокс? А зачем тогда использовать систему контроля версий?

Именно для этого мы и бранчуемся! Чтобы всегда иметь возможность не просто вернуться к какому-то коду, но и вносить в него изменения. Вот смотрите, когда Заказчик нашел баг, мы исправили его в бранче, а потом смерджили в транк.

Смерджили — так называют слияние веток. Это когда мы внесли изменения в branch и хотим продублировать их в основной ветке кода (trunk). Мы ведь объединяем разные версии кода, там наверняка есть конфликты, а разрешение конфликтов это merge, отсюда и название!

Если Заказчик захочет добавить новую кнопочку или как-то еще изменить свою версию кода — без проблем. Снова вносим изменения в нужный бранч + в основную ветку.

Веток может быть много. И обычно чем старше продукт, тем больше веток — релиз 1, релиз 2… релиз 52…

Есть программы, которые позволяют взглянуть на дерево изменений, отрисовывая все ветки, номера коммитов и их описание. Именно в таком стиле, как показано выше =) В реальности дерево будет выглядеть примерно вот так (картинка из интернета):

А иногда и ещё сложнее!

— А как посмотреть, в какой ветке ты находишься?

— О, для этого есть специальная команда. Например, в Mercurial это «hg sum»: она показывает информацию о том, где ты находишься. Вот пример ее вызова:

D:\vcs_project\test>hg sum
parent: 3:66a91205d385 tip
Try to fix bug with device
branch: default

В данном примере «parent» — это номер коммита. Мы ведь можем вернуться на любой коммит в коде. Вдруг мы сейчас не на последнем, не на актуальном? Можно проверить. Тут мы находимся на версии 3. После двоеточия идет уникальный номер ревизии, ID кода.

Потом мы видим сообщение, с которым был сделан коммит. В данном случае разработчик написал «Try to fix bug with device».

И, наконец, параметр «branch»! Если там значение default — мы находимся в основной ветке. То есть мы сейчас в trunk-е. Если бы были не в нём, тут было бы название бранча. При создании бранча разработчик даёт ему имя. Оно и отображается в этом пункте.

— Круто! Давайте тогда делать ветку!

*****

Для Git создали интерактивную «игрушку», чтобы посмотреть на то, как происходит ветвление — https://learngitbranching.js.org

Создал её Peter Cottle

*****

Отдельно хочу заметить, что бранчевание на релиз — не единственный вариант работы с VCS. Есть и другой подход к разработке — когда транк поддерживают в актуальном и готовом к поставкам состоянии, а все задачи делают в отдельных ветках. Но его мы в этой статье рассматривать не будем.

Итого

Система контроля версий (от англ. Version Control System, VCS)  — это dropbox для кода.

 

Популярные VCS и отличия между ними

Наиболее популярные — это:

  • SVN — простая, но там очень сложно мерджиться

  • Mercurial (он же HG), Git — намного больше возможностей (эти системы похожи по функционалу)

SVN — очень простая система, одна из первых. Сделал — закоммитил. Всё! Для небольшого проекта её вполне достаточно. Вы можете делать разные ветки и мерджить хоть туда, хоть сюда. Но у неё так себе работает автомитический мерджа, на моей практике приходилось каждый файлик брать и копипастить изменения в основную ветку, это было проще, чем смерджить.

@lizardus в комментариях добавил о преимуществах системы:

Главные трудности в svn — всегда нужна сеть, и он может быть очень мммееееддддленный. Ну и с ветками работать не так удобно, в svn это просто директории. Хотя для новичков «папки» svn обычно интуитивнее.

А в целом, svn просто другая система (он работает просто как файловая система) со своими преимуществами и недостатками. Его легко поставить на windows (не тянет за собой треть линукса), он безопасен (все что закоммичено — сохранено навеки, удалить нельзя ничего, никакого rebase), легко сделать checkout одной маленькой части проекта и работать только с ней (а это позволяет модный монорепо без костылей), можно мешать ревизии отдельных файлов в папке проекта и мерджить отдельные файлы произвольным образом. Права доступа к отдельным частям проекта — легко. svn работает с бинарными данными и даже (теоретически) как-то мерджит. Легко аутентификацию по сертификату. Встроенный WebDAV с минимальными усилиями: можно смонтировать как диск в Windows для тех, кому нужен доступ только для чтения, или просто бросить ссылку для браузера (какие-нибудь дизайнеры так могут любоваться картинками из svn или скрипт может получать последние бинарные данные для управления коллайдером).

Mercurial и Git распределенная система контроля версий. Внесение изменений двухступенчатое — сначала коммит, потом push. Это удобно, если вы работаете без интернета, или делаете мелкие коммиты, но не хотите ломать основной код пока не доделаете большую задачу. Тут есть и автоматическое слияние разных бранчей. Больше возможностей дают системы.

У любой системы контроля версий есть «консольный интерфейс». То есть общаться с ними можно напрямую через консоль, вводя туда команды. Склонировать репозиторий, обновить его, добавить новый файл, удалить старый, смерджить изменения, создать бранч… Всё это делается с помощью команд.

Но есть и графический интерфейс. Устанавливаете отдельную программу и выполняете действия мышкой. Обычно в моей практике это делается через «черепашку» — программа называется Tortoise<VCS>. TortoiseSVN, TortoiseHG, TortoiseGit… Часть команд можно сделать через среду разработки — IDEA, Eclipse, etc. Плюс есть еще куча других инструментов, часть из них можно найти в комментариях =)

Но любой графический интерфейс как работает? Вы потыкали мышкой, а система Tortoise составила консольную команду из вашего «тык-тык», её и применила.

См также:

Что такое API — подробнее о том, что скрывается за интерфейсом.

Вот некоторые базовые команды и форма их записи в разных VCS:

Действие

SVN

GIT

HG

Клонировать репозиторий

svn checkout <откуда> <куда>

git clone <откуда> <куда>

hg clone <откуда> <куда>

Обновить локальную сборку из репозитория

svn update

git pull

hg pull -u 

Проверить текущую версию (где я есть?)

svn log —revision HEAD

git show -s

hg sum

Закоммитить изменения

svn commit -m «MESSAGE»

git commit -a -m «MESSAGE»


git push

hg commit -m «MESSAGE»


hg push

Переключиться на branch

svn checkout <откуда> <куда>

git checkout BRANCH

hg update BRANCH

Тут хочу напомнить, что я тестировщик, а не разработчик. Поэтому про тонкости различия коммитов писать не буду, да и статья для новичков, оно им и не надо =)

Пример — выкачиваем проект из Git

Выкачивать мы будем систему с открытым исходным кодом Folks. Так что вы можете повторить этот пример сами!

Для начала установите Git. Когда он установлен, можно выкачивать репозиторий на свой компьютер. Я покажу 3 способа (есть и другие, но я покажу именно эти):

  1. Через консоль

  2. Через IDEA

  3. Через TortoiseGit

Исходный код мы будем в директорию D:\git.

1. Через консоль

1. Запустить консоль git:

2. Написать команду:

git clone Откуда Куда

git clone https://bitbucket.org/testbasecode/folks/src/master/ D:\\git\\folks_console

В консоли нужно писать простой слеш или экранировать обратный. Иначе консоль его проигнорирует!

Также НЕ НАДО использовать в названии папки «куда клонируем» русские символы или пробелы. Иначе потом огребете проблем на сборке проекта.

 

2. Через IDEA

1. Запустить IDEA

2. Check out from Version Control → Git

3. Заполнить поля:

4. Нажать Clone — всё! Дальше IDEA всё сделает сама!

А под конец предложит открыть проект, подтверждаем!

Если открывается пустой серый экран, найдите закладку «Project» (у меня она слева сверху) и щелкните по ней, чтобы раскрыть проект:

И вуаля — и код скачали, и сразу в удобном и бесплатном редакторе открыли! То, что надо. Для новичка так вообще милое дело.

 

3. Через TortoiseGit

Еще один простой и наглядный способ для новичка — через графический интерфейс, то есть «черепашку» (tortoise):

1. Скачать TortoiseGit

2. Установить его → Теперь, если вы будете щелкать правой кнопкой мыши в папочках, у вас появятся новые пункты меню: Git Clone, Git Create repository here, TortoiseGit

3. Перейти в папку, где у нас будет храниться проект. Допустим, это будет D:\git.

4. Нажать правой кнопкой мыши → Git Clone

Заполнить поля:

5. Нажать «Ок»

Вот и всё! Система что-то там повыкачивает и покажет результат — папочку с кодом!

Итого мы получили 3 папки с одинаковым кодом! Неважно, какой способ выберете вы, результат не изменится:

 

Итого

Пусть вас не пугают страшные слова типа SVN, Mercurial, Git, VCS — это всё примерно одно и то же. Место для хранения кода, со всеми его версиями. Дропбокс разработчика! И даже круче =) Ведь в дропбоксе любое параллельное изменение порождает конфликтную версию.

Я храню свою книгу в дропбоксе. Там же лежит файл для художницы «TODO Вике». Когда я придумываю новую картинку, то добавляю ее в конец файла. Когда Вика заканчивает рисовать, она отмечает в ТЗ, какая картинка готова.

Мы правим разные места. Вика идет сначала, я добавляю в конец. Казалось бы, можно сохранить и ее, и мои изменения. Но нет, если файл открыт у обеих, то при втором сохранении создается конфликтная копия. И надо вручную синхронизировать изменения.

Гуглодок в этом плане получше будет, его можно редактировать параллельно. И если менять разные места, конфликтов совсем не будет!

Но сравнивать с гуглодокой тоже будет неправильно. Потому что гуглодоку можно редактировать параллельно, а в VCS каждый работает со своей версией файла, которую скачал с хранилища. И только когда разработчик решил, что «пора» — он сохраняет изменения обратно в хранилище.

Когда вы приходите на новую работу, вам нужно выкачать код из хранилища. Это означает просто забрать из общего хранилища актуальную версию. Как если бы вы зашли в дропбокс и скопипастили себе последнюю версию файлов. Просто в VCS это делается при помощи командной строки или специального графического интерфейса типа Tortoise Hg.

Это нестрашно =) Посмотрите выше пример — буквально 1 команда позволяет нам получить этот самый код.

А потом уже, если разрешат, вы сможете даже вносить свои изменения — в основной код или код автотестов. Но если уж вы с этим справитесь, то с коммитом и подавно!

PS: больше полезных статей ищите в моем блоге по метке «полезное». А полезные видео — на моем youtube-канале.

PPS: автор картинок этой статьи — Аня Черноморцева, автор стиля — Виктория Лапис =)

Что такое контроль версий? | Atlassian Git Tutorial

Контроль версий, также известный как управление исходным кодом, — это практика отслеживания изменений программного кода и управления ими. Системы контроля версий — это программные инструменты, помогающие командам разработчиков управлять изменениями в исходном коде с течением времени. В свете усложнения сред разработки они помогают командам разработчиков работать быстрее и эффективнее. Системы контроля версий наиболее полезны командам DevOps, поскольку помогают сократить время разработки и увеличить количество успешных развертываний.

Программное обеспечение контроля версий отслеживает все вносимые в код изменения в специальной базе данных. При обнаружении ошибки разработчики могут вернуться назад и выполнить сравнение с более ранними версиями кода для исправления ошибок, сводя к минимуму проблемы для всех участников команды.

Практически во всех программных проектах исходный код является сокровищем: это ценный ресурс, который необходимо беречь. Для большинства команд разработчиков программного обеспечения исходный код — это репозиторий бесценных знаний и понимания проблемной области, которые они скрупулезно собирали и совершенствовали. Контроль версий защищает исходный код от катастрофических сбоев, от случайных ухудшений, вызванных человеческим фактором, а также от непредвиденных последствий.

Разработчики программного обеспечения, работающие в командах, постоянно пишут новый исходный код и изменяют существующий. Код проекта, приложения или программного компонента обычно организован в виде структуры папок или «дерева файлов». Один разработчик в команде может работать над новой возможностью, а другой в это же время изменять код для исправления несвязанной ошибки, т. е. каждый разработчик может вносить свои изменения в несколько частей дерева файлов.

Контроль версий помогает командам решать подобные проблемы путем отслеживания каждого изменения, внесенного каждым участником, и предотвращать возникновение конфликтов при параллельной работе. Изменения, внесенные в одну часть программного обеспечения, могут быть не совместимы с изменениями, внесенными другим разработчиком, работавшим параллельно. Такая проблема должна быть обнаружена и решена согласно регламенту, не создавая препятствий для работы остальной части команды. Кроме того, во время разработки программного обеспечения любое изменение может само по себе привести к появлению новых ошибок, и новому ПО нельзя доверять до тех пор, пока оно не пройдет тестирование. Вот почему процессы тестирования и разработки идут рука об руку, пока новая версия не будет готова.

Хорошее программное обеспечение для управления версиями поддерживает предпочтительный рабочий процесс разработчика, не навязывая определенный способ работы. В идеале оно также работает на любой платформе и не принуждает разработчика использовать определенную операционную систему или цепочку инструментов. Хорошие системы управления версиями обеспечивают плавный и непрерывный процесс внесения изменений в код и не прибегают к громоздкому и неудобному механизму блокировки файлов, который дает зеленый свет одному разработчику, но при этом блокирует работу других.

Группы разработчиков программного обеспечения, не использующие какую-либо форму управления версиями, часто сталкиваются с такими проблемами, как незнание об изменениях, выполненных для пользователей, или создание в двух несвязанных частях работы изменений, которые оказываются несовместимыми и которые затем приходится скрупулезно распутывать и перерабатывать. Если вы как разработчик ранее никогда не применяли управление версиями, возможно, вы указывали версии своих файлов, добавляя суффиксы типа «финальный» или «последний», а позже появлялась новая финальная версия. Возможно, вы использовали комментирование блоков кода, когда хотели отключить определенные возможности, не удаляя их, так как опасались, что этот код может понадобиться позже. Решением всех подобных проблем является управление версиями.

Программное обеспечение для управления версиями является неотъемлемой частью повседневной профессиональной практики современной команды разработчиков программного обеспечения. Отдельные разработчики ПО, привыкшие работать в команде с эффективной системой управления версиями, обычно признают невероятную пользу управления версиями даже при работе над небольшими сольными проектами. Привыкнув к мощным преимуществам систем контроля версий, многие разработчики не представляют как работать без них даже в проектах, не связанных с разработкой ПО.

Программное обеспечение контроля версий рекомендуется для продуктивных команд разработчиков и команд DevOps. Управление версиями помогает отдельным разработчикам работать быстрее, а командам по разработке ПО — сохранять эффективность и гибкость по мере увеличения числа разработчиков.

За последние несколько десятилетий системы контроля версий (Version Control Systems, VCS) стали гораздо более совершенными, причем некоторым это удалось лучше других. Системы VCS иногда называют инструментами SCM (управления исходным кодом) или RCS (системой управления редакциями). Один из наиболее популярных на сегодняшний день инструментов VCS называется Git. Git относится к категории распределенных систем контроля версий, известных как DVCS (эта тема будет рассмотрена подробнее чуть позже). Git, как и многие другие популярные и доступные на сегодняшний день системы VCS, распространяется бесплатно и имеет открытый исходный код. Независимо от того, какую систему контроля версий вы используете и как она называется, основные ее преимущества заключаются в следующем.

  1. Полная история изменений каждого файла за длительный период. Это касается всех изменений, внесенных огромным количеством людей за долгие годы. Изменением считается создание и удаление файлов, а также редактирование их содержимого. Различные инструменты VCS отличаются тем, насколько хорошо они обрабатывают операции переименования и перемещения файлов. В историю также должны входить сведения об авторе, дата и комментарий с описанием цели каждого изменения. Наличие полной истории позволяет возвращаться к предыдущим версиям, чтобы проводить анализ основных причин возникновения ошибок и устранять проблемы в старых версиях программного обеспечения. Если над программным обеспечением ведется активная работа, то «старой версией» можно считать почти весь код этого ПО.

  2. Ветвление и слияние. Эта возможность полезна не только при одновременной работе участников команды: отдельные люди также могут извлечь из нее пользу и работать над несколькими независимыми направлениями. Создание «веток» в инструментах VCS позволяет иметь несколько независимых друг от друга направлений разработки, а также выполнять их слияние, чтобы разработчики могли проверить, что изменения, внесенные в каждую из веток, не конфликтуют друг с другом. Многие команды разработчиков программного обеспечения создают отдельные ветки для каждой функциональной возможности, для каждого релиза либо и для того, и для другого. Наличие множества различных рабочих процессов позволяет командам выбирать подходящий для них способ использования ветвления и слияния в VCS.

  3. Отслеживаемость. Возможность отслеживать каждое изменение, внесенное в программное обеспечение, и связывать его с ПО для управления проектами и отслеживания ошибок, например Jira, а также оставлять к каждому изменению комментарий с описанием цели и назначения изменения может помочь не только при анализе основных причин возникновения ошибок, но и при проведении другого анализа. История с комментариями во время чтения кода помогает понять, что этот код делает и почему действие реализовано именно таким образом. Благодаря этому разработчики могут вносить корректные и совместимые изменения в соответствии с долгосрочным планом разработки системы. Это особенно важно для эффективной работы с унаследованным кодом, поскольку дает разработчикам возможность точнее оценить объем дальнейшей работы.

Разрабатывать программное обеспечение можно и без управления версиями, но такой подход подвергает проект огромному риску, и ни одна профессиональная команда не порекомендует применять его. Таким образом, вопрос заключается не в том, использовать ли управление версиями, а в том, какую систему управления версиями выбрать.

Среди множества существующих систем управления версиями мы сосредоточимся на одной: системе Git. Подробнее о других типах программного обеспечения для контроля версий.

Что такое системы контроля версий и зачем они нужны Вам

Миша Радионов

Опубликовано: 21 Авг 2015

Вернуться в блог

Представьте себе ситуацию: вы наняли разработчика, чтобы он добавил к вашему интернет-магазину, скажем, функцию быстрого заказа. Так как сайт все время должен функционировать и приносить доход, разработчик решает вести работы на своем локальном сервере.

Пока он работает, дизайнер прислал новый логотип, который вы тут же сами заменили в шаблоне на основной версии сайта. Заодно вы уменьшили шрифт в названиях товаров, чтобы все влезло на экран нетбука одного из ваших клиентов. Потом вы обновили пару картинок для товаров. В это время разработчик решил сделать вам услугу — вычистить в своей версии вашего сайта откровенно ненужный функционал, который писал предыдущий разработчик. Как это часто бывает, вы оба думаете, что ничего серьезного не делали. Но вы ошибаетесь.

Когда версия разработчика заливается на сайт, все участники разработки хватаются за голову. Ваши результаты работы стерты, валятся ошибки. В чем проблема непонятно. Надеюсь, в этот момент у вас хотя бы будет под рукой рабочий бекап, и в худшем случае вы потратите несколько дней на ручной отлов проблем. Как не попасть в такую ситуацию? Рассказываем.

Что такое VCS?

Система управления версиями (от англ. Version Control System, VCS или Revision Control System) — программное обеспечение для облегчения работы с изменяющейся информацией.Wikipedia

А теперь по-простому

Система управления версиями позволяет хранить несколько версий одного и того же документа, при необходимости возвращаться к более ранним версиям, определять, кто и когда сделал то или иное изменение, и многое другое.

Другими словами, VCS позволяет изменять одни и те же файлы нескольким разработчикам одновременно и без создания локальных копий на их компьютерах. При этом все варианты изменений сохраняются отдельно, и можно сделать разные варианты одного и того же файла с учетом разных правок от разных людей. Если же несколько изменений затрагивают один и тот же фрагмент документа, то система предложит выбрать нужный вариант.


Обычно для работы с системой контроля версий используется отдельный компьютер (сервер) или интернет-сервис, предоставляющий возможность аренды подобного сервера.

Простой пример

Если над одним Excel документом работает несколько человек, то для редактирования файл доступен только одному человеку, остальные получают доступ “только на чтение”. С использованием VCS Вы получаете возможность редактирования файла сразу и всеми. Единственным условием является только то, что после внесения изменений, файл нужно сохранить на сервер, а не на локальный компьютер. Но как было сказано выше, инструменты позволяют производить такие действия легко и просто.

Система контроля версий в студии Флаг

В нашей работе мы используем систему контроля версий Git. Эта система является одной из самых распространенных VCS. Отсюда вытекает большая поддержка сообществом, использующим Git. Так же плюсом является простое освоение системы, т.к. существует большой спектр программных продуктов разработанных конкретно под эту систему.

Мы используем программу для разработки программного кода, которая называется IntelliJ IDEA. Она предоставляет собой IDE, то есть большую функциональную базу для разработчиков, в том числе в нее включен удобный интерфейс по работе с контролем версий. Так, не выходя из программы, мы можем увидеть, какие изменения были произведены тем или иным разработчиком на нужном нам сайте. Или, не боясь потерять свои изменения, получить изменения, сделанные другим разработчиком. Выглядит интерфейс IDEA примерно так:

Для хранения версий мы пользуемся облачным сервисом Bitbucket. Этот сервис удобен своим интерфейсом и, помимо услуг по хранению ваших версий, позволяет управлять правилами доступа к вашим продуктам разным пользователям. Плюсом использования облачного хранилища является отсутствие каких-то требований к знанию настройки и администрирования сервера. Вы все получаете “из коробки” и сразу можете начинать пользоваться. Все, что вы загружаете в bitbucket, является приватным, т.е. без вашего разрешения никто другой не сможет даже увидеть, что вы храните. Интерфейс Bitbucket:


Что нам дает использование VCS

  • Полную уверенность в том, что файлы, которые мы получаем из системы, являются актуальными всегда, в любой момент времени.
  • Возможность получить требуемую версию с любого компьютера, который позволит подключиться к серверу.
  • Сохраняя файл в VCS, не нужно думать о том, что кто-то, работающий с этим же файлом, пересохранит и затрет изменения.
  • Для разработчиков программных продуктов использование системы также позволяет производить принятие/отклонение изменений, сделанных одним из разработчиков.

Что это дает нашим клиентам

Вернемся к ситуации, о которой шла речь в начале. Как это было бы с VCS. Разработчик заливает свой код в отдельную ветку. Вы просматриваете изменения и применяете их, только если видите, что все в порядке. Все хранится в одном месте, безопасно, быстро и удобно. А когда разработчиков несколько, без VCS вы вообще не обойдетесь.

Автор: Вячеслав Немытов, программист студии Флаг.


Последние записи блога


Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Контроль версий + Примеры | Что такое ВКС?

23 мая 2019 г.

Контроль версий

Автор Чак Геман

Что такое контроль версий?

Контроль версий, также известный как контроль версий, – это процесс отслеживания и управления изменениями в файлах с течением времени. VCS — системы контроля версий — это программные инструменты, призванные помочь командам работать параллельно.

Вы можете использовать контроль версий для управления версиями кода, двоичных файлов и цифровых ресурсов.

Контроль версий включает программное обеспечение контроля версий, системы контроля версий или инструменты контроля версий. Это компонент управления конфигурацией программного обеспечения, иногда называемый программированием VCS.

Как упоминалось выше, контроль версий иногда называют контролем версий или контролем версий. Сегодня большинство команд разработчиков используют контроль версий для организации ресурсов и внедрения DevOps. В этом блоге мы рассмотрим:

  • Как работает контроль версий?
  • Почему важен контроль версий?
  • Какие существуют системы контроля версий? (Примеры)
  • Что такое контроль версий Git?
  • Основные преимущества контроля версий 
  • 5 вещей, которые следует искать в программном обеспечении для контроля версий
  • Бесплатное программное обеспечение для контроля версий

Узнайте больше о том, что такое контроль версий (и что такое контроль версий Git).

Как работает контроль версий?

Системы контроля версий позволяют нескольким разработчикам, дизайнерам и членам группы работать вместе над одним и тем же проектом. Это помогает им работать умнее и быстрее! Система контроля версий имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы каждый имел доступ к последнему коду и отслеживанию изменений. По мере того, как разработка становится все более сложной, а команды растут, возрастает потребность в управлении несколькими версиями и компонентами целых продуктов.

Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, как работает контроль версий.

 

Что такое контроль версий и почему он важен?

Контроль версий важен для отслеживания изменений и обеспечения работы каждого члена команды над правильной версией. Вы должны использовать программное обеспечение для контроля версий для всего кода, файлов и ресурсов, над которыми будут работать несколько членов команды.

Он должен делать больше, чем просто управлять файлами и отслеживать их. Это должно помочь вам быстрее разрабатывать и поставлять продукты. Это особенно важно для команд, практикующих DevOps.

Это потому, что использование правильного:

  • Улучшает видимость.
  • Помогает командам по всему миру сотрудничать.
  • Ускоряет доставку товара.

Получите бесплатное программное обеспечение для контроля версий от Perforce

Helix Core — контроль версий от Perforce — помогает организациям решать сложные задачи разработки. Использование Helix Core улучшает видимость, обеспечивает совместную работу и ускоряет доставку. Убедитесь сами, как Helix Core может вам помочь. Начните бесплатно.

Бесплатный контроль версий

 

Что такое контроль версий с примерами?

Системы контроля версий отслеживают все когда-либо сделанные изменения. Здесь мы приводим список самых популярных примеров контроля версий.

В настоящее время команды используют несколько типов систем контроля версий. Некоторые из них централизованы. Некоторые раздаются.

Вот несколько самых популярных типов VCS:

  • Helix Core (Perforce)
  • Git
  • SVN
  • ClearCase
  • Mercurial
  • TFS

Что такое контроль версий Git?

Управление версиями Git с открытым исходным кодом. Это распространяемое бесплатное программное обеспечение для контроля версий. Фактически, контроль версий Git — один из самых популярных вариантов. Это с открытым исходным кодом, так что любой может использовать его.

Но есть некоторые недостатки в использовании Git. Git не хватает безопасности. Масштабировать невозможно. И очень сложно получить единственный источник правды.

Вот почему команды, выбирающие систему управления версиями Git, часто добавляют к ней другие инструменты. Это включает в себя хостинг Helix TeamHub для Git и проверку кода. Или Helix4Git, сервер Git внутри сервера Perforce, который может включать проекты третьих сторон в ваш конвейер.

Основные преимущества контроля версий

Контроль версий дает много преимуществ. Основные преимущества правильной системы контроля версий:

  • Единый источник достоверной информации для команд, кода и активов.
  • Отслеживание каждого когда-либо сделанного изменения.
  • Скорость для команд разработчиков, которые не хотят тратить время на поиск файла.

5 На что обращать внимание в программном обеспечении для контроля версий

Каждый вариант контроля версий имеет разные функции. Самое важное будет зависеть от потребностей вашей команды.

Вот пять главных вещей, которые ищут современные команды разработчиков.

1. Параллельная разработка

Проекты становятся все более сложными. Растет потребность в управлении несколькими версиями кода и файлов — и целыми продуктами.

Это означает, что несколько разработчиков и дизайнеров могут работать с одним и тем же набором файлов, не беспокоясь о том, что они дублируют работу или перезаписывают работу других членов команды.

Предположим, вы управляете развертыванием Интернета вещей для высокопроизводительных камер видеонаблюдения, подключенных к Интернету. В течение жизненного цикла продукта вы можете использовать десять различных типов камер, каждая из которых имеет свой чип. В результате у каждого будет разное программное обеспечение.

Использование подходящего программного обеспечения для управления версиями означает, что вы можете поддерживать несколько версий своего кода для управления специфическими функциями чипа каждой камеры и операционной системы.

Итак, когда вам нужно развернуть критический патч безопасности, чтобы предотвратить захват этих камер злоумышленниками, это легко. Вы сразу увидите, какой код затронут, внесете изменения и развернете исправление.

2. Автоматизация

Повышение качества и производительности являются главными приоритетами для современных групп разработчиков. И ваша команда может достичь своих целей, автоматизировав такие задачи, как тестирование и развертывание.

В разработке программного обеспечения непрерывная интеграция (CI) с автоматическими сборками и проверками кода является стандартной рабочей процедурой.

Для разработки аппаратного обеспечения, такого как полупроводники, автоматизация может включать:

  • Тестирование с программируемыми вентильными матрицами (FPGA).
  • Интеграция с системами проверки моделирования и синтеза.

Такие FPGA или системы проверки и тестирования сами должны контролироваться и управляться с версиями вместе с потенциально очень большими файлами данных. Крайне важно, чтобы даже небольшие изменения отслеживались и управлялись. Это означает, что ваше программное обеспечение для контроля версий является центром вселенной IP. Правильный может обрабатывать миллионы автоматических транзакций в день с миллионами файлов.

3. Командное сотрудничество

Компании работают там, где живут таланты. Это означает, что у вас могут быть центры дизайна и разработки в Миннеаполисе, Сиэтле, Торонто и Шанхае. А когда приближаются сроки, вам может понадобиться добавить инженеров в Париж и, возможно, даже в Тайбэй.

Вам нужен способ обеспечить глобальный доступ для членов вашей команды на всех ваших объектах. Наличие единого источника достоверной информации — с надлежащим образом защищенной идентификацией и управлением доступом — имеет решающее значение для вашего успеха.

При правильной системе контроля версий каждый член команды работает над последней версией. И это облегчает сотрудничество.

4. Отслеживание изменений — кто, что, когда, почему

Каждой группе разработчиков требуется прозрачность изменений. Важно отслеживать, кто, что, когда и почему вносит изменения.

Программное обеспечение для контроля версий собирает эту подробную информацию и хранит эту историю навсегда. Таким образом, каждый получает доступ к тому, кто над чем работает, и к внесенным изменениям

Это особенно важно, если у вас есть требования к управлению, рискам и соответствию (GRC) или нормативным требованиям. История журнала аудита особенно важна в автомобильной, аэрокосмической, медицинской и полупроводниковой отраслях.

5. Высокая доступность/аварийное восстановление

Самый дорогой актив, который у вас есть, — это команда разработчиков продукта. Вы не можете позволить им бездействовать, потому что они потеряли доступ к коду.

При наличии подходящего программного обеспечения для контроля версий вы можете иметь копию своего корпоративного репозитория — ваш единственный источник достоверной информации — работающий в другом месте. В случае чего можно сразу переключиться на реплику мастера для бесперебойной работы.

Получите бесплатное программное обеспечение для контроля версий от Perforce

Вы можете получить бесплатное программное обеспечение для контроля версий от Perforce (Helix Core) для 5 пользователей и 20 рабочих мест.

Использование Helix Core помогает вашей команде разработчиков работать одновременно, автоматизировать задачи, отслеживать изменения и обеспечивать высокую доступность/аварийное восстановление.

Начните работу с бесплатным ПО для контроля версий уже сегодня.

бесплатный контроль версий

 

Связанный контент

  • 8 Рекомендации по контролю версий
  • Что такое контроль версий?
  • Единый источник достоверной информации Примеры
  • Как повысить продуктивность разработчиков

Чак Гехман

Инженер по техническому маркетингу, Perforce Software

Чарльз «Чак» Геман был инженером по техническому маркетингу в Perforce. На протяжении всей своей карьеры он работал техническим директором, архитектором, разработчиком и руководителем продукта в ведущих отраслевых стартапах и крупных предприятиях. Чак был членом IEEE в течение 20 лет, а также сертифицированным архитектором решений AWS и сертифицированным ассоциированным разработчиком. В свободное время Чак любил проводить время со своей семьей, заниматься кроссфитом, добровольно участвовать в инициативах по обучению технологиям, посещать встречи и писать. Его опыта и смеха будет не хватать.

Что такое контроль версий | Atlassian Git Tutorial

Как контроль версий помогает высокопроизводительным командам разработчиков и DevOps процветать

Контроль версий, также известный как контроль версий, представляет собой практику отслеживания и управления изменениями в программном коде. Системы контроля версий — это программные инструменты, которые помогают группам разработчиков программного обеспечения управлять изменениями в исходном коде с течением времени. По мере ускорения сред разработки системы контроля версий помогают командам разработчиков ПО работать быстрее и эффективнее. Они особенно полезны для команд DevOps, поскольку помогают им сократить время разработки и увеличить число успешных развертываний.

Программное обеспечение для контроля версий отслеживает каждую модификацию кода в специальной базе данных. Если допущена ошибка, разработчики могут повернуть время вспять и сравнить более ранние версии кода, чтобы исправить ошибку и свести к минимуму неудобства для всех членов команды.

Почти для всех программных проектов исходный код подобен драгоценностям в короне — драгоценному активу, ценность которого необходимо защищать. Для большинства разработчиков программного обеспечения исходный код является хранилищем бесценных знаний и понимания проблемной области, которые разработчики собрали и усовершенствовали путем тщательных усилий. Контроль версий защищает исходный код как от катастрофы, так и от случайной деградации из-за человеческой ошибки и непредвиденных последствий.

Разработчики программного обеспечения, работающие в группах, постоянно пишут новый исходный код и изменяют существующий исходный код. Код проекта, приложения или программного компонента обычно организован в виде структуры папок или «файлового дерева». Один разработчик в команде может работать над новой функцией, в то время как другой разработчик исправляет несвязанную ошибку, изменяя код, каждый разработчик может вносить свои изменения в несколько частей дерева файлов.

Контроль версий помогает командам решать подобные проблемы, отслеживая каждое индивидуальное изменение каждого участника и помогая предотвратить конфликты в параллельной работе. Изменения, внесенные в одну часть программного обеспечения, могут быть несовместимы с изменениями, внесенными другим разработчиком, работающим в то же время. Эта проблема должна быть обнаружена и решена упорядоченным образом, не блокируя работу остальной части команды. Кроме того, во всей разработке программного обеспечения любое изменение может привести к появлению новых ошибок, и новому программному обеспечению нельзя доверять, пока оно не будет протестировано. Таким образом, тестирование и разработка продолжаются вместе, пока не будет готова новая версия.

Хорошее программное обеспечение для контроля версий поддерживает предпочитаемый разработчиком рабочий процесс, не навязывая какой-то определенный способ работы. В идеале он также работает на любой платформе, а не диктует, какую операционную систему или цепочку инструментов должны использовать разработчики. Отличные системы контроля версий обеспечивают плавный и непрерывный поток изменений в коде, а не разочаровывающий и неуклюжий механизм блокировки файлов, который дает зеленый свет одному разработчику за счет блокирования прогресса других.

Команды разработчиков программного обеспечения, которые не используют какую-либо форму контроля версий, часто сталкиваются с такими проблемами, как незнание того, какие сделанные изменения доступны пользователям, или создание несовместимых изменений между двумя несвязанными частями работы, которые затем необходимо тщательно распутать и переработать. Если вы разработчик, который никогда не использовал систему управления версиями, возможно, вы добавляли версии к своим файлам, возможно, с такими суффиксами, как «окончательная» или «последняя», а затем вам приходилось иметь дело с новой окончательной версией. Возможно, вы закомментировали блоки кода, потому что хотите отключить определенные функции, не удаляя код, опасаясь, что это может быть использовано позже. Контроль версий является выходом из этих проблем.

Программное обеспечение для контроля версий является неотъемлемой частью повседневной профессиональной деятельности современных разработчиков программного обеспечения. Отдельные разработчики программного обеспечения, которые привыкли работать с мощной системой контроля версий в своих командах, обычно признают невероятную ценность контроля версий даже в небольших индивидуальных проектах. Привыкнув к мощным преимуществам систем контроля версий, многие разработчики не стали бы работать без них даже в проектах, не связанных с программным обеспечением.

Использование программного обеспечения для контроля версий является передовой практикой для высокопроизводительного программного обеспечения и команд DevOps. Контроль версий также помогает разработчикам двигаться быстрее и позволяет группам разработчиков программного обеспечения сохранять эффективность и гибкость по мере того, как команда расширяется, чтобы включать больше разработчиков.

Системы контроля версий (VCS) претерпели значительные улучшения за последние несколько десятилетий, и некоторые из них лучше, чем другие. VCS иногда называют инструментами SCM (управление исходным кодом) или RCS (система контроля версий). Один из самых популярных инструментов VCS, используемых сегодня, называется Git. Гит это Distributed VCS, категория, известная как DVCS, подробнее об этом позже. Как и многие из самых популярных систем контроля версий, доступных сегодня, Git является бесплатным и открытым исходным кодом. Независимо от того, как они называются или какая система используется, основные преимущества, которые вы должны ожидать от контроля версий, заключаются в следующем.

  1. Полная долгосрочная история изменений каждого файла. Это означает каждое изменение, сделанное многими людьми на протяжении многих лет. Изменения включают создание и удаление файлов, а также редактирование их содержимого. Различные инструменты контроля версий различаются тем, насколько хорошо они справляются с переименованием и перемещением файлов. Эта история должна также включать автора, дату и письменные примечания о цели каждого изменения. Наличие полной истории позволяет вернуться к предыдущим версиям, чтобы помочь в анализе основных причин ошибок, и это крайне важно при необходимости исправить проблемы в более старых версиях программного обеспечения. Если над программным обеспечением ведется активная работа, почти все можно считать «старой версией» программного обеспечения.

  2. Ветвление и слияние. Одновременная работа членов команды — это не проблема, но даже люди, работающие самостоятельно, могут извлечь выгоду из возможности работать над независимыми потоками изменений. Создание «ветви» в инструментах VCS обеспечивает независимость нескольких потоков работы друг от друга, а также предоставляет возможность объединить эту работу вместе, позволяя разработчикам убедиться, что изменения в каждой ветви не конфликтуют. Многие команды разработчиков используют практику ветвления для каждой функции или, возможно, ветвления для каждого выпуска, или и того, и другого. Существует множество различных рабочих процессов, из которых команды могут выбирать, когда решают, как использовать возможности ветвления и слияния в VCS.

  3. Прослеживаемость. Возможность отслеживать каждое изменение, внесенное в программное обеспечение, и подключать его к программному обеспечению для управления проектами и отслеживания ошибок, такому как Jira, а также возможность аннотировать каждое изменение сообщением, описывающим цель и намерение изменения, может помочь не только в анализе первопричин. и другие судебные экспертизы. Имея под рукой аннотированную историю кода, когда вы читаете код, пытаясь понять, что он делает и почему он так устроен, вы можете позволить разработчикам вносить правильные и гармоничные изменения, которые соответствуют намеченному долгосрочному дизайну. системы. Это может быть особенно важно для эффективной работы с унаследованным кодом и имеет решающее значение для предоставления разработчикам возможности оценить будущую работу с любой точностью.

Хотя можно разрабатывать программное обеспечение без использования контроля версий, это подвергает проект огромному риску, который не рекомендуется принимать ни одной профессиональной команде. Таким образом, вопрос не в том, использовать ли контроль версий, а в том, какую систему контроля версий использовать.

Есть много вариантов, но здесь мы сосредоточимся только на одном, Git. Узнайте больше о других типах программного обеспечения для контроля версий.

Что такое VCS (система контроля версий)? 7 способов выбрать идеальную систему контроля версий для вашего проекта!

Если вы работаете в сфере ИТ, то наверняка сталкивались с Системами контроля версий . Мы все знаем, что это один из самых важных инструментов для любого проекта, но большинство из нас не знает причины его важности. В этом посте я постараюсь охватить все моменты, необходимые для понимания VCS и параметров, чтобы выбрать VCS для вашего проекта. Это будет очень длинная статья из-за глубины темы, поэтому, пожалуйста, потерпите меня.. 🙂

Зачем нам нужен контроль версий?

Прежде чем мы углубимся в VCS, мы попытаемся выяснить ПОЧЕМУ часть темы. Давайте попробуем ответить на следующие вопросы:

  • Вы когда-нибудь вносили изменения в код, понимали, что это ошибка, и хотели вернуться обратно?
  • Приходилось ли вам когда-нибудь поддерживать несколько версий продукта?
  • Вы хотите доказать, что конкретное изменение нарушило или исправило часть кода?
  • Вы когда-нибудь хотели просмотреть историю какого-либо кода?
  • Вы когда-нибудь теряли код или у вас была слишком старая резервная копия?
  • Вы когда-нибудь хотели посмотреть, сколько работы делается, где, когда и кем?
  • Вы когда-нибудь хотели внести изменения в чужой код?
  • Вы когда-нибудь хотели поделиться своим кодом или позволить другим людям одновременно работать над вашим кодом?
  • Вы когда-нибудь хотели поэкспериментировать с новой функцией, не вмешиваясь в работающий код?

Если вы столкнулись с трудностями из-за какого-либо из вышеперечисленных условий, это указывает на необходимость использования контроля версий в вашем проекте.

Что такое контроль версий?

Контроль версий , также известный как Контроль версий или Управление исходным кодом , представляет собой управление изменениями в документах, компьютерных программах, веб-сайтах или другой сбор информации.

Эти изменения часто обозначаются цифрами или буквенным кодом, называемым номером версии. Каждая ревизия связана с метаданными, такими как метка времени, автор (лицо, внесшее изменения) и т. д. Ревизии можно сравнивать, восстанавливать или объединять.

Преимущества

  • Отслеживание версий и ответвления

Поскольку каждое изменение сохраняется, это позволяет вам сравнивать файлы, идентифицировать изменения и объединять изменения, если это необходимо, до фиксации кода. Это также помогает определить, какая версия в настоящее время находится в разработке, QA или рабочей версии. Вы также можете легко идентифицировать изменения, которые делают или ломают код. 🙂

Вы можете одновременно работать над разными версиями программного обеспечения.

  • Маркировка

Тег — это просто моментальный снимок проекта во времени. Вы можете пометить его, чтобы вернуться к нему позже, когда это необходимо.

  • Восстановление предыдущей версии

Вы можете восстановить предыдущую версию определенных файлов. Эта функция очень полезна в ситуации, когда вы случайно удаляете код или вносите изменения, которые нарушают существующий код.

  • Сотрудничество

В ситуации, когда несколько человек одновременно работают над одними и теми же файлами или папками, никогда не бывает легко. Используя VCS, эти люди могут работать одновременно, не беспокоясь. Позже VCS позволяет объединить все изменения в одну общую ревизию.

  • Аудит

Поскольку метаданные для каждого изменения в системе сохраняются, становится очень легко проводить аудит, поскольку все данные легко доступны.

  • Простая интеграция с IDE и другими инструментами

Многие VCS могут быть легко интегрированы с IDE. Это помогает разработчику использовать VCS из того же инструмента, над которым он работает. Экономит время! 🙂

Выбор идеальной СКС

При выборе идеальной СКС для вашего проекта необходимо учитывать следующие критерии:

1.     Требование к проекту

Это один из очень важных факторов при выборе VCS. Для выбора VCS очень важно знать размер проекта, его технологический стек.

Например, имеет смысл использовать TFS для проекта на основе технологий Microsoft ИЛИ, если проект огромен по размеру, используйте Mercurial.

2.     Простота использования

Насколько просто установить и развернуть систему? Насколько легко учиться разработчику? Есть ли у него пользовательский интерфейс или командная строка?

Все эти вопросы имеют значение. Очень важно выбрать инструмент, который можно быстро адаптировать.

3.     Документация

Документация — ваш друг. Мы должны проверить, предоставляет ли инструмент хорошую документацию? Охватывает ли он документацию как для разработчиков, так и для администраторов?

4.     Мобильность

Портативен ли инструмент? Можно ли использовать его на нескольких платформах и ОС? Очень важно, чтобы инструмент поддерживал более широкий пользовательский рынок и платформу.

5.     Многосайтовый или одиночный

Ваша команда находится на одном сайте или распределена по всему миру? «Один сайт» представляет собой одно физическое местоположение, например, одно здание или офис, тогда как «мультисайт» представляет собой организацию с несколькими офисами, расположенными в одном или нескольких часовых поясах и в разных странах.

6.     Стоимость

Доступны как бесплатные, так и платные VCS. Таким образом, вы можете определить бюджет своих лицензий, а затем сделать соответствующий выбор.

7.     Сообщество и поддержка

Важно выбирать VCS с большим сообществом. Это одно из подтверждений того, что инструмент достаточно проработан и стабилен. Вы можете получить помощь по мере необходимости от этого большого сообщества.

Инструменты, доступные на рынке

CVS

CVS   (система параллельных версий) , вероятно, является дедушкой всей системы версий. Впервые он был выпущен в 1986 году. Это очень простая система, обеспечивающая актуальность файлов и версий. Хотя CVS является более старой технологией, она до сих пор полезна и используется многими разработчиками.

Это тип централизованных VCS.

Tortoise CVS — отличный клиент для CVS в Windows, и существует множество различных IDE, таких как Xcode (Mac), Eclipse, NetBeans и Emacs, которые используют CVS.

Плюсы:

  • Используется уже много лет и считается зрелой технологией.

Минусы:

  • Перемещение или переименование файлов не включает обновление версии
  • Угрозы безопасности от символических ссылок на файлы
  • Нет поддержки атомарных операций, что приводит к повреждению исходного кода
  • Операции ветвления дороги, так как не предназначены для долгосрочного ветвления

SVN

Subversion — это, вероятно, наиболее широко распространенная система контроля версий. Большинство проектов с открытым исходным кодом используют Subversion в качестве репозитория, потому что другие более крупные проекты, такие как SourceForge, Apache, Python, Ruby и многие другие, также используют его.

Это также тип централизованных VCS.

Из-за популярности Subversion доступно множество различных клиентов Subversion. SmartSVN, TortoiseSVN и многие другие.

Плюсы:

  • Это бесплатно.
  • Он очень стабилен и используется большинством разработчиков.
  • Более новая система на основе CVS.
  • Широкий выбор подключаемых модулей для IDE.
  • Все просто: полная интеграция оболочки Windows. Вам просто нужно щелкнуть правой кнопкой мыши файл в проводнике Windows, чтобы получить доступ ко всем функциям.
  • Включает атомарные операции.
  • Более дешевые операции филиала.

Минусы:

  • Все еще содержит ошибки, связанные с переименованием файлов и каталогов.
  • Недостаточно команд управления репозиторием.
  • Более низкая сравнительная скорость.
  • Нет обратной связи в реальном времени. SVN использует философию «клиента». Например если другой человек изменит файл, вы не узнаете об этом, пока не обновите этот файл вручную и не отправите запрос на сервер.
  • Медленно работает с большой базой данных (проверяйте каждый файл).

ГИТ

Гит   — новая восходящая звезда систем контроля версий. Первоначально разработанный Линусом Торвальдсом (создателем ядра Linux), Git недавно покорил сообщество веб-разработчиков. В распределенной системе управления версиями нет единой централизованной базы кода, из которой можно было бы извлечь код. Разные ветки содержат разные части кода.

Плюсы:

  • Отлично подходит для тех, кто ненавидит CVS/SVN
  • Значительное увеличение скорости работы
  • Дешёвые филиалы
  • Полное дерево истории доступно в автономном режиме
  • Распределенная одноранговая модель

Минусы:

  • Кривая обучения для тех, кто привык к SVN
  • Не оптимально для одиночных разработчиков
  • Ограниченная поддержка Windows по сравнению с Linux

Microsoft Team Foundation

Team Foundation Server (обычно сокращенно TFS) — это продукт Microsoft, обеспечивающий управление исходным кодом (через Team Foundation Version Control или Git), отчетность, управление требованиями, управление проектами (как для гибкого программного обеспечения, группы разработки и водопада), автоматизированные сборки, управление лабораторией, тестирование и возможности управления выпусками. Он охватывает весь жизненный цикл приложения. TFS может использоваться в качестве серверной части для многочисленных интегрированных сред разработки, но адаптирован для Microsoft Visual Studio и Eclipse (на платформах Windows и других платформах)

Плюсы:

  • Знаком с текущей командой
  • Имеет инструмент пользовательского интерфейса в Visual Studio
  • Тесная связь с рабочими элементами

Минусы:

  • Требуется Visual Studio.
  • Медленно тяните, регистрируйтесь и разветвляйтесь.
  • Часто возникают конфликты слияния.
  • Поощряет нечастую регистрацию из-за конфликтов слияния и низкой производительности.
  • Ветвление часто приводит к длительным конфликтам.
  • Для безопасной работы центральному хранилищу требуется подключение (отключенная модель ненадежна).
  • Рабочие области, управляемые сервером, причиняют боль, когда отклоняются от счастливого пути.

Perforce

Perforce Helix (первоначально просто Perforce) – это коммерческая проприетарная система контроля версий, разработанная Perforce Software.

Плюсы:

  • Очень обширный и довольно хорошо организованный.
  • Perforce имеет встроенный инструмент истории (очень хороший). Вы можете увидеть, когда ваш код был в последний раз изменен, зафиксирован и кем.
  • Вы можете добавить множество столбцов и просмотр истории, а также отсортировать файл по любому из столбцов.
  • Очень быстро работает с большими базами данных. Это, пожалуй, единственное жизнеспособное решение, когда вам нужно управлять большим количеством данных (более 20 ГБ). И это, вероятно, главная причина, по которой его используют крупные компании.
  • Доступна хорошая поддержка.
  • Обратная связь в реальном времени.

Минусы:

  • Трудно учиться. Даже если вы опытный разработчик, есть некоторая кривая обучения.
  • Может работать медленно при одновременной работе с большими наборами данных.
  • При работе с несколькими рабочими областями на одном компьютере Perforce может затруднить исправление кода.
  • Очень дорого.
  • Неверный интерфейс.
  • Не без риска. Любая модификация, сделанная вне инструмента Perforce, может быть отменена при простом обновлении! Принудительно не проверяйте, изменены ли файлы локально.

Меркуриал

Mercurial — это еще одна распределенная VCS с открытым исходным кодом, такая как Git. Mercurial был разработан для более крупных проектов, скорее всего, выходящих за рамки дизайнеров и независимых веб-разработчиков. Это не означает, что небольшие команды разработчиков не могут или не должны его использовать. Mercurial чрезвычайно быстр, и создатели создали программное обеспечение с производительностью как наиболее важной функцией.

Плюсы:

  • Это бесплатно.