Виды минора — Раздольненская детская музыкальная школа
Осваиваем три вида минора
В музыкальной практике используется большое число разнообразных музыкальных ладов. Из них два лада наиболее распространены и практически универсальны: это мажор и минор. Так вот и мажор, и минор бывают трёх видов: натуральным, гармоническим и мелодическим. Только не нужно этого пугаться, всё просто: разница лишь в деталях (1-2 звука), остальное в них совпадает. Сегодня в поле нашего зрения – три вида минора.
Три вида минора: Первый — натуральный
Натуральный минор – это простая гамма без всяких случайных знаков, в таком виде в каком она есть. Учитываются только ключевые знаки. Звукоряд этой гаммы один и тот же при движении и вверх, и вниз. Ничего лишнего. Звучание – простое, немного строгое, печальное.
Вот, например, что представляет собой звукоряд натурального ля минора: ля минор натуральный
Три вида минора: Второй — гармонический
Гармонический минор– в нём при движении и вверх, и вниз повышается седьмая ступень (VII#). Повышается она не с бухты-барахты, а ради того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику).
Давайте посмотрим на звукоряд гармонического ля минора:
В результате седьмая (вводная) ступень действительно хорошо и естественно переходит в тонику, зато между шестой и седьмой ступенями (VI и VII#) образуется «дыра» – интервал увеличенной секунды (ув2).
Впрочем, в этом есть своя прелесть: ведь благодаря этой увеличенной секунде гармонический минор звучит как-то на арабский (восточный) лад – очень красиво, изысканно и очень характерно (то есть гармонический минор легко узнаётся на слух).
Три вида минора: Третий — мелодический
Мелодический минор – это минор, в котором при движении гаммы вверх повышаются сразу две ступени – шестая и седьмая (VI# и VII#), зато при обратном (нисходящем) движении эти повышения отменяются, и играется (или поётся) фактически натуральный минор.
Вот пример мелодического вида того же ля минора: ля минор мелодический.
Почему нужно было повысить эти две ступени? С седьмой мы уже разбирались – она хочет быть ближе к тонике. А вот шестая повышается для того, чтобы закрыть ту «дыру» (ув2), которая образовалась в гармоническом миноре. Почему это так важно? Да потому что минор МЕЛОДИЧЕСКИЙ, а по строгим правилам ходы на увеличенные интервалы в МЕЛОДИИ запрещены.
Что даёт повышение VI и VII ступеней? С одной стороны, более направленное движение к тонике, с другой стороны, это движение смягчается. Зачем тогда отменять эти повышения (альтерацию) при движении вниз?
Тут всё очень просто: если мы будем играть гамму сверху вниз, то при возвращении на повышенную седьмую ступень нам снова захочется вернуться к тонике, притом что это уже не нужно (мы, преодолев напряжение, уже завоевали эту вершину (тонику) и спускаемся вниз, где можно отдохнуть).
И ещё: мы просто не должны забывать, что находимся в миноре, а эти две подружки (повышенные шестая и седьмая ступени) как-то добавляют весёлости. Этой весёлости в первый раз может быть и в самый раз, но во второй – уже лишка.
Звучание мелодического минора полностью оправдывает своё название: он действительно звучит как-то по-особому МЕЛОДИЧНО, мягко, лирично и тепло. Такой лад часто встречается в романсах и песнях (например, о природе или в колыбельных).
Повторенье – мать ученья
Скажу вам по секрету, что чаще всего вам предстоит иметь дело с гармоническим минором, поэтому про «госпожу седьмую ступень» не забывайте – иногда ей нужно «повыситься».
Давайте еще раз повторим, какие три вида минора есть в музыке. Это минор натуральный (простой, без изменений), гармонический (с повышенной седьмой ступенью – VII#) и мелодический (в котором при движении вверх нужно повысить шестую и седьмую ступени – VI# и VII#, а при движении вниз – играть просто натуральный минор).
Вот вам в помощь рисуночек: три вида минора
Три вида минора – другие примеры
Что это у нас всё ля минор да ля минор? Что же? других тональностей нет? Есть, конечно. Сейчас и посмотрим примеры натурального, гармонического и мелодического минора еще и в других нескольких тональностях.
Ми минор – три вида: в этом примере цветом выделены изменения ступеней (в соответствии с правилами) – поэтому не буду давать лишних комментариев.
Тональность си минор с двумя диезами при ключе, в гармоническом виде – появляется ля-диез, в мелодическом – к нему добавляется еще и соль-диез, а затем при движении гаммы вниз оба повышения отменяются (ля бекар, соль бекар).
Тональность фа-диез минор: в ней при ключе три знака – фа, до и соль диезы. В гармоническом фа-диез миноре повышается седьмая ступень (ми-диез),а в мелодическом – повышаются шестая и седьмая ступени (ре-диез и ми-диез), при нисходящем движении гаммы эта альтерация отменяется.
Три вида до минора. Тональность с тремя бемолями при ключе (си, ми и ля). Седьмая ступень в гармоническом виде повышена (си-бекар), в мелодическом виде – кроме седьмой повышена ещё и шестая (ля-бекар), в нисходящем движении гаммы мелодического вида эти повышения отменяются и возвращаются си-бемоль и ля-бемоль, которые есть в натуральном виде.
Тональность соль минор: здесь при ключе выставляется два бемоля. В гармоническом соль миноре – фа-диез, в мелодическом – кроме фа-диеза, ещё и ми-бекар (повышение VI ступени), при движении вниз в мелодическом соль миноре – по правилу возвращаются знаки натурального минора (то есть фа-бекар и ми-бемоль).
Ре минор в своих трёх видах. Натуральный без какой-либо дополнительной альтерации (не забывайте только про знак си-бемоля при ключе). Гармонический ре минор – с повышенной седьмой (до-диез). Мелодический ре минор – при восходящем движении гаммы си-бекар и до-диез (повышенные шестая и седьмая ступень), при нисходящем движении – возвращение натурального вида (до-бекар и си-бемоль).
разновидности, знаки, трезвучия, параллельный мажор
При изучении сольфеджио учащимся приходится сталкиваться с множеством гамм. Одна из них — фа-диез минор — и будет рассмотрена в нашей статье. Она уж слишком сложной не является, поскольку содержит всего три знака при ключе, в отличие от гамм и последовательностей, которые могут иметь до семи основных знаков, не считая дубль-диезы и дубль-бемоли.
Фа-диез минор: знаки
Гамма представляет собой самую обычную минорную последовательность, и, как уже было сказано, содержит всего три знака в виде диезов: фа, до и соль.
На основе этого и строится вся последовательность. Обозначается она как F# moll или fis-moll, что принято в гитарной партитуре или аккордовой аппликатуре.
Тоникой выступает нота фа#, субдоминантой – си, доминантой – до#. На этих трех ступенях строятся основные трезвучия гаммы, о чем будет сказано ниже.
Параллельный мажор
Как и все остальные, гамма фа-диез минор имеет параллельный мажор. Это – ля-мажор. Техника определения параллельных тональностей очень проста. Так, для минора следует от последнего знака при ключе построить полутон вверх. В нашем случае – это полутон от соль#, который и дает чистую ноту ля.
Знаминитые композиторы мира
Великие композиторы, чьи имена широко известны во всем мире, создали огромное количество ценных…
Для определения параллельного минора можно использовать два метода. Первый подразумевает построение малой терции вниз от тоники (в нашем случае от чистой ноты ля получаем фа#. Второй метод заключается в том, чтобы в знаках при ключе отсчитать третий справа. Это и будет искомый минор, соответствующий мажору.
Многие композиторы обращались и обращаются к этим тональностям. Среди русских классиков их тоже немало, поскольку эти тональности имеют очень теплое звучание для человеческого слуха.
Разновидности минорной гаммы
Как и любая другая минорная гамма, фа-диез минор имеет три основных разновидности: натуральный, гармонический и мелодический.
Различие между этими типами гаммовых последовательностей состоит в том, что в натуральном миноре в прямом и обратном порядке играется без изменения знаков.
В гармонической гамме при построении прямой и обратной последовательности на полтона повышается VII ступень (для гаммы фа-диез минор получаем ми#).
Что же касается мелодического минора, при игре восходящей гаммы на полтона повышаются VI и VII ступени, а при нисходящей – повышение отменяется (в самой гамме ставится знак бекар). Для фа# минора таким ступенями являются ре и ми.
Полное название нот. Специфические особенности, история и…
Сегодня мы расскажем, что обозначают ноты, их полные названия, а также вспомним некоторые…
Минорные аккорды и трезвучия: общие принципы построения
Если посмотреть на построение трезвучий и аккордов, общий принцип состоит в том, что при создании аккорда к трезвучию просто добавляется нота со смещение вверх или вниз. В самом простом случае, это тоника, октавой выше. Но, в зависимости от типа аккорда, интервал между нотой, от которой производится построение, может быть и другим.
В случае с гаммой фа-диез минор, тоническое трезвучие содержит ноты фа#, ля и до#. Если оно, например, построено с тоникой первой октаве, добавление фа-диез во второй октаве и даст простейший аккорд.
Для трезвучия на основе субдоминанты это будет сочетание нот си-ре-фа#, для доминанты – до#-ми#-соль#. Обратите внимание: трезвучие на V ступени всегда строится на основе гармонического минора, поскольку именно эта ступень отвечает за звучание доминантсептаккорда, а в нем, как известно, VII ступень повышается на полтона.
Квинтовый круг тональностей
Квинтовый круг помогает удобно запоминать музыкальную гармонию и изучать параллельные тональности….
Вообще, для всех минорных трезвучий, которые строятся вверх, существует единое правило. От основной ноты сначала строится малая терция, а от следующей – большая терция. Если посмотреть на построение трезвучия вниз, нетрудно заметить, что оно представляет собой одно из обращений (когда каждое трезвучие строится от каждой следующей ноты с перенесением предыдущей на октаву выше).
Вот и получается, что трезвучие вниз от тоники фа-диез дает сочетание фа#-до#-ля, но только на две октавы ниже, нежели стандартное обращение вверх. При построении вниз сначала используется чистая кварта вниз, а затем к ней прибавляется большая терция.
Вместо послесловия
Если посмотреть на саму гамму фа-диез минор, она является очень популярной среди многих композиторов и исполнителей, только благодаря тому, что соответствует параллельному ей ля-мажору. Особенно сильно это проявляется среди гитаристов, поскольку сам ля-мажор в аппликатуре относится к самым простым аккордам и берется всего лишь тремя пальцами на втором ладу с зажатием второй, третьей и четвертой струны.
С фа-диез минором дело обстоит несколько сложнее, ведь для извлечения стандартного аккорда требуется освоить прием баррэ.
У пианистов же эта минорная гамма даже при скоростном исполнении особых трудностей не вызывает.
По использованию этой тональности в связке с параллельным мажором можно привести достаточно много примеров, даже рокеры, исполняющие музыку в стиле глэм или софт-метал, в большинстве своем обращаются именно к этим гаммам и последовательностям на их основе. Кроме того, обе тональности подходят как для мужских, так и для женских голосов. Неудивительно, что именно в этих жанрах встречается больше всего композиций, основанных именно на стандартном «итальянском квадрате» (ля-мажор-фа# минор, ре-мажор, ми-мажор) и его разновидностях.
Объяснение трех типов минорной гаммы
Существует три различных типа минорной гаммы: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор. Минорные гаммы часто используются в музыке, чтобы вызвать чувство грусти, хотя они могут использоваться и в других целях. Минорные гаммы принадлежат к группе диатонических гамм, состоящих из семи нот. (Диатоника означает, что они всегда в определенной тональности).
Содержание
Во-первых, мажорный строй
Прежде чем продолжить изучение минорных гамм, важно понять, что такое мажорный строй. Мажорная гамма начинается со стартовой ноты и использует набор интервалов (тонов и полутонов) для создания остальной части гаммы. Существует также только один тип мажорной гаммы, поэтому, как только вы выучите ре мажор (например), вы будете знать одну-единственную мажорную гамму ре! При прослушивании мажорная гамма также часто воспринимается как «счастливая». Если вы хотите узнать больше о мажорных гаммах, прежде чем приступить к этой статье, обязательно нажмите здесь.
Как мажорная, так и минорная гаммы имеют 12 различных тональных центров (по одному для каждой из 12 доступных нот).
Относительные мажорные и минорные гаммыПрежде чем обсуждать различные типы минорных гамм, важно убедиться, что вы понимаете, как соотносятся мажорные и минорные гаммы.
Для этого проще всего посмотреть на диаграмму круга квинт. Если вы хотите понять это более подробно, обязательно ознакомьтесь с нашей статьей, посвященной квинтовому кругу.
Как видите, за пределами квинтового круга расположены мажорные гаммы. Внутри мы пишем в относительных минорах. У каждой мажорной гаммы есть относительная минорная, и ее очень легко найти, просто перейдя к шестой ноте мажорной гаммы. Так, например, ля — это шестая нота до мажор, и поэтому относительным минором до мажор будет ля минор!
В качестве альтернативы нахождение относительной минорной гаммы к мажорной иногда обучают с помощью полутонов. Если вы сосчитаете три полутона назад от C, вы также дойдете до A.
Каждая относительная шкала имеет точно такую же ключевую подпись. До мажор не имеет ни диезов, ни бемолей, и поэтому мы знаем, что в ля миноре также не будет ни диезов, ни бемолей!
Разница между мажорной и минорной гаммойСамая большая разница между мажорной и минорной гаммой, будь то натуральный минор, гармонический минор или мелодический минор, заключается в интервале терции!
Интервал в терцию просто означает две ноты, расстояние между которыми равно терции. Применительно к гамме это будет означать третью ноту над корнем гаммы. Если вы хотите узнать немного больше об интервалах, обязательно прочитайте о них здесь.
Интервал терции в мажорной гамме всегда является мажорной терцией. Взгляните на приведенную ниже шкалу ля мажор, и вы увидите от A до C#, которая является мажорной терцией.
Терция в минорной гамме всегда является минорной терцией, также известной как бемольная терция! Взгляните на гамму ля минор ниже, и вы увидите, что третья нота — натуральная до. Натуральная тональность от A до C — минорная терция.
Вы можете добавить любую ноту к минорной гамме, не меняя ее тональности, но единственная нота, которую вы просто не можете изменить, это терция. Если вы измените терцию, вы измените тональность гаммы.
Аккорды и арпеджиоИнтервал терции так же важен по отношению к аккордам или арпеджио. Используя для демонстрации аккорды и арпеджио, идея интервала терции, меняющей тональность, становится еще более ясной.
Типичный аккорд состоит из трех или четырех нот, и это будут ступени звукоряда:
1, 3, 5
ИЛИ
1, 3, 5, 7
Обратите внимание, что оба они включают третью ступень масштаб и будет определять, будет ли это мажорный или минорный аккорд/арпеджио.
Если вы хотите узнать немного больше об аккордах, обязательно прочтите наш блог об аккордах!
Теперь давайте рассмотрим три различных типа минорной гаммы: натуральный минор, гармонический минор и мелодический минор.
Натуральный минорНатуральный минор, пожалуй, самый простой для понимания лад, так как он просто такой же, как и мажорный, но начинается с другой ноты. Как мы видели на квинтовом круге, каждая мажорная гамма разделяет тональность с минорной.
Как вы можете видеть выше, у нас есть гамма Ля натуральный минор. В тональности ля натурального минора ничего нет, и поэтому, когда мы играем ля натуральный минор, в нем нет ни диезов, ни бемолей.
В натуральной минорной гамме нет измененных ступеней или добавленных знаков альтерации.
Вы также можете приблизиться к определению своей натуральной минорной гаммы, просто взяв тоническую мажорную (мажорную гамму, которая разделяет тоническую ноту) и понизив ступень гаммы на 3, 6 и 7 ступень.
Интервальная модель натуральной минорной гаммы следующим образом:
T, St, T, T, St, T, T
Попробуем еще одну минорную гамму. Чему равен относительный минор к фа мажору? Помните, что мы должны перейти к 6-й ноте шкалы, чтобы узнать относительный минор.
Относительный минор фа мажор — ре минор. Это означает, что и гамма фа мажор, и гамма ре минор имеют одинаковую тональность си-бемоль. Таким образом, ноты в натуральном миноре ре будут такими:
ре, ми, фа, соль, ля, си-бемоль, до, ре
Ниже представлена гамма натурального минора, начинающаяся с ноты ре.0003
Натуральный минорный лад имеет те же ноты, что и эолийский лад. Чтобы узнать больше о режимах, обязательно прочитайте сообщение в блоге о режимах здесь.
Гармонический минорГамма гармонического минора является наиболее распространенной минорной гаммой, с которой вы столкнетесь, особенно если будете принимать участие в музыкальных экзаменах. Гармонический минор точно такой же, как натуральный минор, но с 7-й ступенью гаммы, повышенной на один полутон (полтона). 7-я ступень также называется ведущей нотой гаммы, поэтому мы повышаем ведущую ноту.
Схема интервалов гармонического минора следующая:
T, St, T, T, St, T 1/2, St
Давайте составим относительную минорную гамму по отношению к мажорной тональности соль мажор. Какая шестая нота соль мажор?
Шестая нота соль мажор — ми, поэтому ми минор является относительным минором к соль мажор. Обе эти гаммы будут иметь одинаковую тональность фа-диез, поэтому ноты ми натурального минора:
ми, фа-диез, соль, ля, си, до, ре, ми
мелодический минорМелодический минор — наш третий и последний тип минорной гаммы. При рассмотрении мелодического минора мы должны, во-первых, признать, что восходящая и нисходящая части гаммы различны.
В восходящей форме мелодического минора поднимаем 6-ю и 7-ю ступень гаммы вверх на полтона (полтона). Схема интервалов:
Т, Ст, Т, Т, Т, Т, Ст
При спуске понижаем шестую и седьмую ноты на полтона (полтона). Схема интервалов:
T, T, St, T, T, St, T
Если вы внимательно посмотрите на нисходящий мелодический минор ниже, вы заметите, что это, по сути, просто натуральный минор.
Рассмотрим еще один пример. Каков относительный минор к си-бемоль мажор? Не забывайте считать до 6-й степени шкалы.
Шестая нота си-бемоль мажор — это соль, поэтому относительная минорная тональность — соль минор. Теперь нам нужно написать мелодию соль минор, убедившись, что мы показываем как восходящую, так и нисходящую версию гаммы.
При написании восходящей версии мелодических минорных гамм помните, что у нас должны быть повышенная 6-я и повышенная 7-я.
Ноты восходящей соль-минор следующие:
G, A, Bb, C, D, E, F#, G
Обратите внимание, что у нас есть натуральная ми вместо ми-бемоль, потому что мы подняли Ми-бемоль до натуральной ми и фа-диез вместо натуральной фа.
Вариации минорной гаммыПомимо трех основных типов минорной гаммы – естественной, гармонической и мелодической, есть еще несколько малоизвестных типов минорной гаммы.
Минорная пентатоникаМинорная пентатоника представляет собой разновидность натуральной минорной гаммы. Для того, чтобы превратить натуральный минор в минорную пентатонику, нужно просто исключить 2-ю и 6-ю ступени. Это оставит вас со следующими нотами:
- Тоник
- Плоская треть
- 4-й
- 5-й
- Плоская седьмая
Помните, что пентатоника — это просто гамма с пятью нотами!
Минорная блюзовая гаммаБлюзовая гамма — это просто пентатоника с дополнительными нотами. Эти дополнительные ноты могут различаться у разных исполнителей! Вы можете добавить почти любую ноту к минорной пентатонике, кроме мажорной терции, которая, как мы видели ранее в посте, будет конфликтовать с минорной тональностью, делая ее мажорной.
Например, если у вас блюзовая гамма ми минор, вы не сможете сыграть соль-диез.
Некоторые хорошие дополнительные ноты для создания минорной блюзовой гаммы — это мажорная септима в дополнение к бемольной септиме, которая уже есть в гамме. Эта дополнительная нота может быть использована только между бемолью-септимой и тоникой. Так, например, ми минор:
Надеюсь, это помогло вам лучше понять минорные гаммы.
Часто задаваемые вопросыКакие 12 минорных гамм существуют в музыке?
Чтобы полностью понять это, вы должны убедиться, что понимаете квинтовый круг! Но 12 различных минорных гамм в музыке:
ля минор, ми минор, си минор, фа минор, до # минор, соль минор, ре минор/ми минор, си минор, фа минор, до минор, соль минор, ре минор
Как определить, в мажорной или минорной тональности звучит музыкальное произведение?
Чтобы определить, в мажорной или минорной тональности находится ваше музыкальное произведение, вам необходимо сначала проверить тональность. Как только вы узнаете, из какой мажорной тональности исходит ваша ключевая подпись, вы должны проверить, есть ли в произведении какие-либо знаки альтерации. Если в пьесе присутствуют относительные минорные гаммы, заточенные на септаккорде, то пьеса находится в относительной минорной тональности!
Также рекомендуется проверить, какие аккорды используются.
Что дальше….
?- Хотите углубить свое понимание: ознакомьтесь с нашим Полным руководством по весам.
- Ознакомьтесь с нашим Полным руководством по аккордам в качестве следующего шага в обучении.
Почему существуют 3 разных минорных гаммы?
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Натуральный минор, гармонический минор, мелодический минор, ЧТО?!
Есть только ОДНА мажорная гамма, так какого черта 3 минорные гаммы? И какая между ними разница?
Большая разница сводится к роли или функции нот.
Что я имею в виду? Позволь мне объяснить.
Натуральный минорЭто минорная гамма в ее основной форме. У каждой мажорной гаммы есть «относительный» минор. Соль мажор имеет один диез (F#). Его относительный минор — Em, в котором также есть один диез (F#).
Ноты эм точно такие же, как соль мажор, только начинаются с ми. Это «естественный» минор. Гамма играется в соответствии с тональностью и выглядит так:
Это, вероятно, наиболее часто используемая минорная гамма, особенно в популярной музыке.
Звучит хорошо, но в финальной ноте нет настоящей «тяги». Звучит немного пресно. Музыка — это все о «напряжении» и «разрешении», и мы не находим здесь этого слишком много.
Enter…
Гармонический минорВ музыке седьмая нота называется «ведущей». Он «ведет» ухо к следующей ноте, часто являющейся тоникой (тоникой или восьмой нотой). Его роль состоит в том, чтобы создать это напряжение и заставить нас захотеть услышать решение. В натуральном миноре нет сильной функции ведущей ноты.
Здесь вступает в действие гармонический минор. В этой гамме седьмая нота поднимается на полтона, поэтому D теперь становится D#. Это создает сильное напряжение, которое хочет разрешиться по мере того, как мы достигаем E.
Вот гамма в высоких частотах, с естественной шкалой в басах для сравнения:
Этот D# сейчас создает сильное напряжение, и наши уши очень хочу разрешение.
Как следует из названия, гармонический минор часто используется в гармонии и формировании аккордов.
Но есть еще проблема, поэтому нам нужно…
Мелодический минорИтак, теперь у нас есть повышенная 7-я нота, которая создает приятное напряжение, но также создает большой разрыв между 6-й и 7-й нотой. Это 3 полушага. Этот промежуток довольно «хрустящий» для уха и немного резкий.
Чтобы сделать это звучание менее резким и создать больше возможностей для мелодий, нам нужно закрыть этот пробел.
Мелодический минор делает это, повышая шестую ноту так же, как и седьмую. В Em это C#. Это дает нам гораздо более приятный подход к тонике (E), но все еще хочет решить. Вот как это выглядит для сравнения с натуральным минором в басу:
Теперь самая большая и самая странная вещь, которую вы можете заметить, это то, что мелодический минор РАЗЛИЧАЕТСЯ вверх, чем вниз. Что случилось со всеми этими острыми предметами?
Когда спускаемся вниз – 7-я и 6-я ноты возвращаются к натуральной гамме. Итак, D# — это просто D, а C# — это просто C.
Почему? С какой стати они все так усложняют??!!!Все дело в направлении. Помните, что когда мы играем ВВЕРХ по гамме, 7-я является «ведущей нотой». Это приводит нас к тонику. Когда мы играем ВНИЗ по гамме, мы удаляемся от тоники, поэтому нам не нужны эти повышенные ноты, чтобы «тянуть» нас к ми.0003
Это наименее используемый из минорных гамм, поэтому, если он немного сбивает с толку, не беспокойтесь! В основном используется в классической музыке.
The One TakeawayМинорные гаммы очень весело учить и играть. Начните с натурального минора, потому что его легче всего выучить и запомнить, а также это самый распространенный минорный лад, используемый в популярной музыке.
Изучение гаммы натурального минора в первую очередь даст вам много возможностей для практики, и как только вы почувствуете себя комфортно, вы можете начать играть с другими гаммами, чтобы создавать очень классные звуки.